Особенности бюджетной финансовой политики в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и рассмотрение бюджетной политики, ее динамики, основных направлений и методов.
Задачи курсовой работы определяются в следующем:
- дать понятие бюджетной системы, рассмотреть ее уровни, классификацию и принципы
- исследовать бюджетный процесс в РФ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие бюджетной системы Российской Федерации
1.1. Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы……6
1.2. Бюджетный процесс в Российской Федерации…………………………15
Глава 2. Осуществление бюджетной политики в Российской Федерации
2.1. Государственные доходы и методы их мобилизации…………………..25
2.2 Государственные расходы, их экономическое и социальное значение…………………………………………………………………………..30
2.3. Динамика развития бюджетной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………..36
Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации и направления ее
Совершенствования
3.1. Проблемы, стоящие перед бюджетной политикой РФ………………...46
3.2 Пути совершенствования бюджетной политики в РФ………………….53
Заключение……………………………………………………………………….58
Список литературы………………………………………………………………61

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 89.56 Кб (Скачать)

Бюджеты всех уровней остаются недостаточно прозрачными. Это прежде всего относится  к процедурам государственных закупок. Обязательность конкурсов, публичность  их проведения, регистрация контрактов - лишь первые шаги по совершенствованию  механизмов государственных закупок  и экономии бюджетных средств. Необходимо обеспечить реальный конкурентный режим  при размещении заказов на производство товаров и услуг для государственных  нужд.

По-прежнему недостаточными остаются объемы дорожного  строительства, не выдерживаются нормативы  содержания дорог. Это связано как  с дефицитом бюджетного финансирования, так и с неадекватностью механизмов финансирования и управления в дорожном хозяйстве.

Контроль  за расходами на содержание государственного аппарата, численность которого существенно  возросла, оказался недостаточно эффективным. Особенно это касается территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти. Также не произошло  существенных позитивных изменений  в функционировании бюджетных учреждений, не созданы достаточные стимулы  для повышения эффективности  их деятельности, экономии бюджетных  средств. Число бюджетных учреждений и работников бюджетной сферы  в расчете на душу населения продолжает возрастать.

Правительством  Российской Федерации проводилась  значительная работа по совершенствованию  механизмов реализации федеральных  целевых программ и их оптимизации. Тем не менее качество многих из них пока не соответствует современным  требованиям. Состав программных мероприятий  не всегда тщательно продумывается  и просчитывается при утверждении  программ, что в дальнейшем приводит к необходимости их корректировки. Результаты мониторинга реализации федеральных целевых программ в  недостаточной мере используются при  разработке новых программ, имеющих те же цели. Не задействованными в большинстве случаев остаются механизмы софинансирования программных мероприятий из внебюджетных источников. Законодательно не установлен механизм обеспечения стабильности финансирования программных мероприятий в объемах, определенных при их утверждении.

Особенно  негативно это сказывается на осуществлении государственных  капитальных вложений. Вследствие сложившейся  практики ежегодного пересмотра объемов  капитальных вложений строительство  запланированных объектов ведется  неритмично, нормативные сроки их ввода в эксплуатацию регулярно  не выдерживаются, происходит постоянное неоправданное удорожание стоимости  строительства, снижается его качество.

 Бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу должна быть ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов»25.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного в Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2007 году», разработка параметров федерального бюджета впервые  осуществлялась на среднесрочный трехлетний период - 2008-2010 годы. Среднесрочный горизонт бюджетного планирования  закреплен  в новой редакции Бюджетного кодекса  Российской Федерации.

Основными отличительными особенностями подготовки проектировок федерального бюджета на 2008-2010 годы являются их планирование и утверждение  на трехлетний период в форме закона, изменение структуры доходов  в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета, выделение в составе  остатков федерального бюджета Резервного фонда и Фонда будущих поколений, а также определение на первый и второй годы планового периода нераспределенной части расходов в объеме эквивалентном 2,5 и 5 процентов от расходной части, позволяющих в режиме «скользящей трехлетки» переходить к более эффективному планированию новых обязательств.

Появление одной из основных особенностей федерального бюджета на 2008-2010 годы вызвано сильной зависимостью экономики  и бюджета от сырьевого сектора, которая создает серьезные макроэкономические риски. Поступления из нефтегазового  сектора обеспечили в 2005 году около 38% от доходов консолидированного бюджета  и 50% от доходов федерального бюджета (без учета погашения налоговой  задолженности). В настоящее время  благодаря благоприятной конъюнктуре  на мировом рынке нефти в Стабилизационном фонде продолжается накопление средств  – на начало 2007 года его объем  составил 8,7% ВВП. Механизм Стабилизационного  фонда может служить страховым  резервом. Для  этого действующему в настоящее время Стабилизационному  фонду недостает более полного  зачисления конъюнктурных доходов  бюджета: в первую очередь, вывозных пошлин на нефтепродукты и вывозных пошлин на природный газ. Для обеспечения  долгосрочной сбалансированности создается  Фонд будущих поколений. Общая величина таких доходов в долгосрочной перспективе по своей природе  ограничена.

Особая природа  нефтегазовых доходов определяет необходимость  специального режима управления ими, направленного  на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании  устойчивого уровня государственных  расходов и частного потребления  на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний  таких макроэкономических показателей  как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.

Без решения  этих проблем невозможно не только достижение финансовой и социальной стабильности и создание надежных предпосылок  для устойчивого экономического роста, но и повышение эффективности  государственной власти, являющееся фундаментом поступательного развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Пути совершенствования бюджетной  политики в РФ

 

Политика  предшествующих лет позволила заблаговременно  создать ряд инструментов и резервов, необходимых для того, чтобы существенно  смягчить воздействие на российскую экономику мирового финансового  кризиса. Была заложена и хорошая  основа для позитивных структурных  изменений в экономической и  социальной сфере. Но бюджетное планирование на среднесрочную перспективу осуществляется в ситуации, при которой сохраняются  высокие риски продолжения глобального  экономического кризиса.

В 2010 году ожидается значительный спад ВВП, более  глубокий по сравнению с первоначальными  прогнозами. Перспективы восстановления положительного роста ВВП в 2011 году остаются неопределенными. Высок уровень  числа безработных, медленно снижается  инфляция, впервые за десятилетие  прогнозируется снижение реального  уровня доходов граждан.

Резкое  падение государственных доходов  в условиях мирового финансового  кризиса заставило нас скорректировать  бюджет на текущий год. Впервые за последние десять лет расходы  бюджета будут выше доходов. Дефицит  федерального бюджета составит не менее 7 процентов ВВП. Накопленные резервы  позволили продолжить устойчивое выполнение социальных обязательств, минимизировать сокращение государственного спроса по ряду направлений и заложить возможность  осуществления расходов на реализацию антикризисной программы. Общие  расходы федерального бюджета превысят ранее запланированный уровень.26

Кризис  заставляет извлечь уроки, чтобы  предотвратить в будущем подобные шоки для российской экономики.

Во-первых, бюджетное планирование должно базироваться на консервативных прогнозах цен  на сырье. При этом необходимо продолжить сбережение части нефтегазовых доходов в условиях конъюнктурно высоких цен на сырье. Кризис показал, что структура российской экономики обусловливает высокую зависимость не только нефтегазовых, но и других бюджетных доходов от нефтегазового сектора и внешнеэкономической конъюнктуры.

Во-вторых, нужна разумная политика сдерживания  роста государственных расходов. В нынешних условиях раздутые расходы  становятся неподъемными для государства  и могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности.

В-третьих, при реализации антикризисных мер  нельзя решать сиюминутные проблемы в ущерб долговременным приоритетам, принимать решения, влекущие за собой  рост неэффективных расходов, иждивенчество, консервацию сложившихся перекосов  и дисбалансов, нарушать базовые  бюджетные принципы и процедуры, размывая финансовую, а значит, и  правовую ответственность государства.

В-четвертых, поддержание макроэкономической стабильности является фундаментальным условием устойчивого развития экономики. Ее нарушение в конечном счете ведет  к замедлению экономического роста  из-за удорожания кредитных ресурсов для частного сектора, уменьшения частных  инвестиций, роста инфляции и возрастания  рисков для предпринимательской  деятельности.

Учет  данных уроков позволит сформировать и реализовать ответственную  бюджетную политику, которая будет  служить одним из ключевых инструментов достижения долгосрочных целей.

В Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2010-2012 годах  закреплено следующее важнейшее  положение: бюджетная политика в  современных условиях должна быть ориентирована  на адаптацию бюджетной системы  к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого  социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность  современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

Бюджет  не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должна создавать  источники повышения конкурентоспособности  российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти  обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов.

Наиболее  важными направлениями совершенствования современной бюджетной политики являются:

1. Обеспечение  исполнения социальных обязательств. При этом надо добиться большей  адрестности предоставления социальной  помощи, услуг и льгот. Деньги  должны получить те, кто не  имеет возможности заработать  на достойную жизнь самостоятельно  и нуждается в наибольшей степени.

2. Ограничения  размеров бюджетного дефицита  в целях сохранения макроэкономической  стабильности и устойчивости  выполнения социальных обязательств  в последующие годы.

3. Переход  к режиму жесткой экономии  бюджетных средств, предполагающему  достижение максимально возможного  мультипликативного экономического  и социального эффекта от каждого  бюджетного рубля.

Необходимо  четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При  принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый  эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его  достижение.

4. Определение  оптимальных форм поддержки реального  сектора экономики и финансовой  системы, исключающие иждивенчество  и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда. Выполнение требований повышения эффективности должно быть обязательным условием оказания государственной поддержки.

5. Обеспечение  кардинального повышения качества  предоставления гражданам государственных  услуг, модернизацию сети оказания  услуг гражданам за счет бюджетных  средств.

Требуется развитие, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов и  государственных программ, современных  форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в  государственном секторе, обеспечение  их оплаты за реальный результат, завершение внедрения новых систем оплаты труда  работников соответствующих учреждений.

6. Усовершенствование  механизма государственных закупок  за счет применения современных  процедур размещения заказов,  консолидации заказчиков, а также  использования комплексных методов  управления инвестиционными проектами.

Государственные закупки должны использоваться в  том числе в качестве инструмента  управления структурными преобразованиями в российской экономике, способа  стимулирования технологической модернизации и повышения конкурентоспособности  эффективных производителей.

7. Определение  экономически оправданного уровня  налоговой нагрузки и структуру  налогов, соответствующие современной  стадии развития российской экономики  и стимулирующие развитие предпринимательства,  поиск и применение передовых  технологий.

8. Обеспечение  сбалансированности расходных полномочий  и ресурсов для их обеспечения  на каждом уровне публичной  власти, установить ответственность  за неэффективное расходование  средств, создать стимулы для  расширения собственного доходного  потенциала.

Информация о работе Особенности бюджетной финансовой политики в РФ