Особенности бюджетной финансовой политики в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и рассмотрение бюджетной политики, ее динамики, основных направлений и методов.
Задачи курсовой работы определяются в следующем:
- дать понятие бюджетной системы, рассмотреть ее уровни, классификацию и принципы
- исследовать бюджетный процесс в РФ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие бюджетной системы Российской Федерации
1.1. Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы……6
1.2. Бюджетный процесс в Российской Федерации…………………………15
Глава 2. Осуществление бюджетной политики в Российской Федерации
2.1. Государственные доходы и методы их мобилизации…………………..25
2.2 Государственные расходы, их экономическое и социальное значение…………………………………………………………………………..30
2.3. Динамика развития бюджетной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………..36
Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации и направления ее
Совершенствования
3.1. Проблемы, стоящие перед бюджетной политикой РФ………………...46
3.2 Пути совершенствования бюджетной политики в РФ………………….53
Заключение……………………………………………………………………….58
Список литературы………………………………………………………………61

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 89.56 Кб (Скачать)

В последнее  время существенные изменения претерпевают военные расходы, обусловленные  выполнением оборонной функции  государства. В силу происходящей во всем мире разрядки напряженности военная  функция постепенно будет играть все более подчиненную роль. И  как следствие этого в экономике  страны будут набирать силу процессы конверсии оборонных отраслей, снижаться  государственные расходы на содержание оборонных объектов, сокращаться  бюджетные ассигнования на содержание вооруженных сил.

Объектом  государственных расходов выступают  мобилизованные в распоряжение государства  и его предприятий доходы, что  свидетельствует о тесной количественной взаимосвязи понятий «государственные доходы» и «государственные расходы».

Совокупность  конкретных видов государственных  расходов, тесно взаимосвязанных  между собой, составляет систему  государственных расходов. Организационное  построение данной системы базируется на определенных принципах, устанавливаемых  государством. К числу важнейших  из них относятся:

• целевое  направление средств;

• безвозвратность  расходования государственных ресурсов;

• соблюдение режима экономии.

Целевое направление средств означает, что  государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных  расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и  финансирование оборотных средств, в некоммерческой - заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные  вложения и т. д.

Принцип безвозвратности расходования государственных  ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нyждaютcя  в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается, например, от использования  кредитных средств. Однако следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к  конечному итогу использования  государственных финансовых ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению  производительности труда и росту  национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.

Достижению  наибольшей результативности в процессе осуществления государственных  расходов отвечает такой принцип  их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован  как система форм и методов  последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с  сокращением расходов, но обязательно  предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах:

• самофинансирования;

• бюджетного финансирования;

• кредитного обеспечения.

Самофинансирование  используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет их собственных финансовых ресурсов.

Бюджетное финансирование применяется для  обеспечения затрат, имеющих общегосударственное  значение.

Кредитное обеспечение применяется, с одной  стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для  покрытия своих текущих и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в  форме государственного кредита. Рациональное соотношение между названными формами  финансового обеспечения государственных  расходов позволяет найти разумный баланс экономических интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм.19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Динамика развития бюджетной  политики в РФ

 

Бюджетно-правовая политика как явление, как определенная стратегия  бюджетно-правового регулирования  на современном этапе, стала   складываться  к 1998 году20. В этом году был принят Бюджетный кодекс РФ, а также Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах21. Фактически в этих двух актах была объективирована определенная бюджетно-правовая политика.

Правовая политика в бюджетной  сфере, как впрочем, и во всякой другой, должна быть научно обоснована, устойчива  и предсказуема. Эффективный бюджетный  закон содержит разумные и научно обоснованные цели и средства для  их достижения. Бюджетная правовая политика должна основываться на принципах  равенства всех перед законом; балансе  публичных и частных интересов; научной и социальной обусловленности; гласности и справедливости, системности.

Основными целями и задачами бюджетной политики следует считать: рост уровня потребления населения; увеличение собираемости налогов и  совершенствование политики в области  доходов; всемерную экономию государственных  расходов; сбалансированность бюджета; реформирование межбюджетных отношений; переход к среднесрочному бюджетному планированию, исполнению бюджетов по принципу единства кассы; усиление финансового  контроля; принятие реалистичных бюджетов.

Что касается бюджетного планирования, то здесь следует отметить, что  управление финансовыми потоками, входящими  в сферу бюджетных отношений, - одна из главных функций государства. Ее реализация требует ясности, "прозрачности", четкой правовой регламентации принципов, полномочий и соответствующих механизмов.

      Бюджетная  политика является ядром экономической  политики государства и отражает  все его финансовые взаимоотношения  с общественными институтами  и гражданами. При планировании  бюджетной политики государство  должно исходить из необходимости  обеспечения финансовой и социальной  стабильности. Предсказуемость бюджетной  политики - ключевой фактор общей  макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать  надежным финансовым фундаментом  сильного демократического государства.

В последние годы сделаны  значительные шаги по созданию эффективной  бюджетной системы. Сокращение нерациональных затрат государства привело к  позитивным сдвигам в структуре  бюджетных расходов. Мы вплотную приблизились к бездефицитному федеральному бюджету, отказались от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось несколько  смягчить остроту проблемы государственного долга.

 Была сформирована  и функционирует трехуровневая  бюджетная система. Финансовые  взаимоотношения между бюджетами  разных уровней совершенствуются  с каждым годом. Каждый регион (субъект, город, район) Российской  Федерации, учитывая свои конкретные  проблемы и особенности, самостоятельно  определяет приоритеты социального  и экономического развития и  расходует в соответствии с  ними находящиеся в его распоряжении  средства. Бюджетный процесс регламентируется  вступившим в действие с 1 января  2000 г. Бюджетным кодексом Российской Федерации. Созданы основы казначейской системы, уже играющей положительную роль в процессе исполнения федерального бюджета.

  К 2001 г. в основном завершен этап, связанный с формированием ядра новой бюджетной системы России. Появилась хорошая основа для проведения качественной бюджетной политики.

В Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации  о бюджетной политике в 2008–2010 годах  были определены стратегические ориентиры  на среднесрочную перспективу –  содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при  безусловном учёте критериев  эффективности и результативности бюджетных расходов.

Следование  этим стратегическим ориентирам позволило  существенно продвинуться в достижении определённых на среднесрочную перспективу  целей бюджетной политики – улучшения  качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике  и социальной сфере, решения проблем  макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами. 22

Были  реализованы меры по следующим направлениям.

1. Модернизация  бюджетного процесса 

В результате внесения комплексных поправок в  Бюджетный кодекс Российской Федерации  была создана законодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы  страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора.

Законодательно  определён новый механизм использования  нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры  формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

Действовавший в 2004–2007годах Стабилизационный фонд Российской Федерации выполнил возложенные  на него задачи поддержания макроэкономической стабильности, защиты экономики и  бюджетной системы от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, снижения долговой нагрузки.

Сформированы  Резервный фонд, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета  и исполнение принятых расходных  обязательств в случае недостаточности  нефтегазовых доходов, и Фонд национального  благосостояния, ориентированный прежде всего на накопление финансовых средств  для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.

В целях  обеспечения преемственности и  предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров для бизнеса осуществляется переход  всех бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации к среднесрочному финансовому планированию; федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  формируются и утверждаются на 3-летний период.

В 2007 году федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов Российской Федерации впервые были приняты на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, что позволило  заложить основу для формирования в  текущем году бюджетных проектировок на 2009–2011 годы в формате «скользящей  трёхлетки». Многие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования  также утвердили свои первые 3-летние бюджеты.

Дальнейшее  совершенствование системы среднесрочного финансового планирования сдерживается, в частности, отсутствием утверждённого  Правительством Российской Федерации  порядка разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

2. Внедрение  механизмов бюджетирования по  результатам 

Законодательно  установлены нормы, направленные на повышение результативности бюджетных  расходов.

В качестве новых бюджетных инструментов введены  долгосрочные и ведомственные целевые  программы, государственные и муниципальные  задания, многолетние государственные  и муниципальные контракты, упорядочены  механизмы планирования и осуществления  бюджетных инвестиций, созданы предпосылки  для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных  и муниципальных услуг.

Однако  практическое внедрение этих инструментов и механизмов неоправданно затянулось. Правительство Российской Федерации  в установленные сроки не утвердило  порядки формирования, реализации и  оценки эффективности долгосрочных целевых программ, формирования и  реализации федеральной адресной инвестиционной программы, формирования и финансового  обеспечения государственного задания  федеральным государственным учреждениям. Не создана в полном объёме нормативная  и методическая база формирования и  финансового обеспечения государственных  заданий автономным учреждениям.

Поправками  к Бюджетному кодексу Российской Федерации более чётко определены состав и полномочия участников бюджетного процесса, расширена самостоятельность  и повышена ответственность главных  распорядителей, распорядителей и получателей  бюджетных средств при составлении  и исполнении бюджетов, формировании и представлении бюджетной отчётности.

С 2008 года внедрена система мониторинга качества финансового управления, осуществляемого  главными распорядителями средств  федерального бюджета.

В то же время переход к новой организации  бюджетного процесса на всех уровнях  бюджетной системы сдерживается устаревшими законодательными нормами, регламентирующими осуществление  государственного и муниципального финансового контроля, ответственность  за нарушение бюджетного законодательства, а также сложившейся практикой внесения изменений в утверждённые бюджеты, особенно в конце финансового года.

3. Корректировка  налогового законодательства 

С 2008 года в целях стимулирования инновационной  деятельности установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость  при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности. Предусмотрено также освобождение от уплаты этого налога научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических  работ независимо от источников их оплаты. Введён повышающий коэффициент  амортизации для основных средств, используемых исключительно для  научно-технической деятельности.

Информация о работе Особенности бюджетной финансовой политики в РФ