Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:29, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и рассмотрение бюджетной политики, ее динамики, основных направлений и методов.
Задачи курсовой работы определяются в следующем:
- дать понятие бюджетной системы, рассмотреть ее уровни, классификацию и принципы
- исследовать бюджетный процесс в РФ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие бюджетной системы Российской Федерации
1.1. Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы……6
1.2. Бюджетный процесс в Российской Федерации…………………………15
Глава 2. Осуществление бюджетной политики в Российской Федерации
2.1. Государственные доходы и методы их мобилизации…………………..25
2.2 Государственные расходы, их экономическое и социальное значение…………………………………………………………………………..30
2.3. Динамика развития бюджетной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………..36
Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации и направления ее
Совершенствования
3.1. Проблемы, стоящие перед бюджетной политикой РФ………………...46
3.2 Пути совершенствования бюджетной политики в РФ………………….53
Заключение……………………………………………………………………….58
Список литературы………………………………………………………………61
В последнее
время существенные изменения претерпевают
военные расходы, обусловленные
выполнением оборонной функции
государства. В силу происходящей во
всем мире разрядки напряженности военная
функция постепенно будет играть
все более подчиненную роль. И
как следствие этого в
Объектом
государственных расходов выступают
мобилизованные в распоряжение государства
и его предприятий доходы, что
свидетельствует о тесной количественной
взаимосвязи понятий «
Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся:
• целевое направление средств;
• безвозвратность расходования государственных ресурсов;
• соблюдение режима экономии.
Целевое
направление средств означает, что
государственные расходы
Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нyждaютcя в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается, например, от использования кредитных средств. Однако следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к конечному итогу использования государственных финансовых ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.
Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов отвечает такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.
Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах:
• самофинансирования;
• бюджетного финансирования;
• кредитного обеспечения.
Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет их собственных финансовых ресурсов.
Бюджетное финансирование применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение.
Кредитное
обеспечение применяется, с одной
стороны, государственными предприятиями,
получающими банковские ссуды для
покрытия своих текущих и инвестиционных
затрат, а с другой стороны, государственными
структурами разного уровня управления,
прибегающими к заимствованию денежных
средств на финансовом рынке в
форме государственного кредита. Рациональное
соотношение между названными формами
финансового обеспечения
2.3. Динамика развития бюджетной политики в РФ
Бюджетно-правовая политика
как явление, как определенная стратегия
бюджетно-правового
Правовая политика в бюджетной сфере, как впрочем, и во всякой другой, должна быть научно обоснована, устойчива и предсказуема. Эффективный бюджетный закон содержит разумные и научно обоснованные цели и средства для их достижения. Бюджетная правовая политика должна основываться на принципах равенства всех перед законом; балансе публичных и частных интересов; научной и социальной обусловленности; гласности и справедливости, системности.
Основными целями и задачами бюджетной политики следует считать: рост уровня потребления населения; увеличение собираемости налогов и совершенствование политики в области доходов; всемерную экономию государственных расходов; сбалансированность бюджета; реформирование межбюджетных отношений; переход к среднесрочному бюджетному планированию, исполнению бюджетов по принципу единства кассы; усиление финансового контроля; принятие реалистичных бюджетов.
Что касается бюджетного планирования, то здесь следует отметить, что управление финансовыми потоками, входящими в сферу бюджетных отношений, - одна из главных функций государства. Ее реализация требует ясности, "прозрачности", четкой правовой регламентации принципов, полномочий и соответствующих механизмов.
Бюджетная
политика является ядром
В последние годы сделаны значительные шаги по созданию эффективной бюджетной системы. Сокращение нерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Мы вплотную приблизились к бездефицитному федеральному бюджету, отказались от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось несколько смягчить остроту проблемы государственного долга.
Была сформирована
и функционирует трехуровневая
бюджетная система. Финансовые
взаимоотношения между
К 2001 г. в основном завершен этап, связанный с формированием ядра новой бюджетной системы России. Появилась хорошая основа для проведения качественной бюджетной политики.
В Бюджетном
послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации
о бюджетной политике в 2008–2010 годах
были определены стратегические ориентиры
на среднесрочную перспективу –
содействие социальному и экономическому
развитию Российской Федерации при
безусловном учёте критериев
эффективности и
Следование
этим стратегическим ориентирам позволило
существенно продвинуться в достижении
определённых на среднесрочную перспективу
целей бюджетной политики – улучшения
качества жизни населения, создания
условий для обеспечения
Были реализованы меры по следующим направлениям.
1. Модернизация бюджетного процесса
В результате внесения комплексных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации была создана законодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора.
Законодательно определён новый механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.
Действовавший
в 2004–2007годах
Сформированы Резервный фонд, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых расходных обязательств в случае недостаточности нефтегазовых доходов, и Фонд национального благосостояния, ориентированный прежде всего на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.
В целях
обеспечения преемственности и
предсказуемости бюджетных
В 2007 году
федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации впервые были
приняты на 2008 год и на плановый
период 2009 и 2010 годов, что позволило
заложить основу для формирования в
текущем году бюджетных проектировок
на 2009–2011 годы в формате «скользящей
трёхлетки». Многие субъекты Российской
Федерации и муниципальные
Дальнейшее
совершенствование системы
2. Внедрение механизмов бюджетирования по результатам
Законодательно установлены нормы, направленные на повышение результативности бюджетных расходов.
В качестве
новых бюджетных инструментов введены
долгосрочные и ведомственные целевые
программы, государственные и
Однако
практическое внедрение этих инструментов
и механизмов неоправданно затянулось.
Правительство Российской Федерации
в установленные сроки не утвердило
порядки формирования, реализации и
оценки эффективности долгосрочных
целевых программ, формирования и
реализации федеральной адресной инвестиционной
программы, формирования и финансового
обеспечения государственного задания
федеральным государственным
Поправками
к Бюджетному кодексу Российской
Федерации более чётко
С 2008 года внедрена система мониторинга качества финансового управления, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета.
В то же
время переход к новой
3. Корректировка налогового законодательства
С 2008 года
в целях стимулирования инновационной
деятельности установлено освобождение
от уплаты налога на добавленную стоимость
при передаче исключительных прав на
основные виды интеллектуальной собственности.
Предусмотрено также
Информация о работе Особенности бюджетной финансовой политики в РФ