Особенности бюджетной финансовой политики в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и рассмотрение бюджетной политики, ее динамики, основных направлений и методов.
Задачи курсовой работы определяются в следующем:
- дать понятие бюджетной системы, рассмотреть ее уровни, классификацию и принципы
- исследовать бюджетный процесс в РФ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие бюджетной системы Российской Федерации
1.1. Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы……6
1.2. Бюджетный процесс в Российской Федерации…………………………15
Глава 2. Осуществление бюджетной политики в Российской Федерации
2.1. Государственные доходы и методы их мобилизации…………………..25
2.2 Государственные расходы, их экономическое и социальное значение…………………………………………………………………………..30
2.3. Динамика развития бюджетной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………..36
Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации и направления ее
Совершенствования
3.1. Проблемы, стоящие перед бюджетной политикой РФ………………...46
3.2 Пути совершенствования бюджетной политики в РФ………………….53
Заключение……………………………………………………………………….58
Список литературы………………………………………………………………61

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 89.56 Кб (Скачать)

В составе  централизованных государственных  доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Централизация  значительной части государственных  доходов в бюджетах разного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение  средств в пользу прогрессивных  отраслей народного хозяйства, удовлетворять  в примерно одинаковых пределах потребности  непроизводственной сферы, на какой  бы территории ни функционировали ее учреждения.

К централизованным государственным доходам помимо бюджетных относят ресурсы государственных  внебюджетных фондов социального страхования, пенсионного, фонда занятости, фонда  медицинского страхования.

Объектом  денежных отношений, составляющих содержание понятия государственных доходов, выступает стоимость общественного  продукта (частично - национального  богатства), которая на разных этапах и стадиях распределения предстает  в разных финансовых формах. Так, объектом распределения на государственных  предприятиях выступает выручка  от реализации продукции и такие  ее составные части как прибыль, заработная плата, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления и др. В качестве объекта бюджетных  отношений могут рассматриваться  такие формы, как прибыль и  заработная плата, налоговые платежи  с которых являются источником формирования бюджетных доходов. В свою очередь  объектом госкредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы  предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным источником формирования государственных  доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в периоды наступления  чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных  стихийных бедствий и т.п.) в качестве источника государственных доходов  может выступать ранее накопленное национальное богатство. Аккумуляция государственных доходов в этом случае осуществляется через использование переходящих остатков бюджетных средств, направляемых на покрытие расходов, продажу золотого запаса, платную приватизацию государственного имущества и т.п.

Все источники  государственных доходов можно  разделить на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций. К внешним относится национальный доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репационных платежей.

Состав  государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью  которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. 17

В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов  являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Соотношение  между этими методами неодинаково  в разные исторические периоды и  определяется множеством факторов: содержанием  финансовой политики, хозяйственной  конъюнктурой, конкретной экономической  и социальной ситуацией, степенью остроты  возникающих социальных противоречий и т.д.

Совокупность  всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, образует систему государственных доходов. Система государственных доходов  призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать  рост производства и повышение его  эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать  ускорению научно-технического прогресса. Выполняя фискальную функцию, система государственных доходов не должна подрывать финансовую устойчивость основного звена хозяйствования - предприятий (объединений, организаций).

Налоги  имеют фискальное, экономическое  и социальное значение. Обеспечивая  органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут  положительно влиять на развитие общественного  производства, совершенствование его  отраслевой и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. И, наконец, с помощью налогов  решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения  лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической  политики и т.п.

Вторым  по фискальному значению доходом  являются государственные займы. Они  используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения  различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств  в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния  экономики. Рост займов в период экономического кризиса может даже опережать  увеличение налогов, поскольку последние  в силу недостаточной эластичности не способны быстро мобилизовать крупные  финансовые ресурсы.

Займы находят  применение в разных звеньях государственных  финансов: федеральном, республиканском  и местном бюджете; при формировании внебюджетных фондов; в составе привлеченных средств государственных предприятий. Они широко применяются для покрытия бюджетного дефицита, причем не только на федеральном и республиканском  уровне, но и на местном, а функционирование финансового рынка позволяет  использовать их для покрытия расходов государственных предприятий.

Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что  финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы  государства, связанные с погашением займов и выплатой процентов по ним, обусловливают необходимость повышения  налогов. Последнее, может быть обеспечено как за счет повышения ставок действующих  налогов, так и путем введения новых видов налоговых платежей. Существует и обратное влияние налогов  на займы. Например, рост налогов неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска все новых и новых займов. Единственным барьером на этом пути является платежеспособный спрос населения и предприятий на государственные ценные бумаги, который, конечно, имеет определенный предел.

Третьим методом мобилизации государственных  доходов является эмиссия, причем не только бумажноденежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает  лишь в том случае, если налоговые  и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных  расходов, а на финансовом рынке  складывается ситуация, неблагоприятная  для выпуска новых займов. Бумажноденежная  и кредитная эмиссии, если они  не связаны с потребностями хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут  к усилению инфляционных процессов  в экономике. Поэтому страны с  развитым рыночным хозяйством обычно стремятся не прибегать к кредитной  эмиссии, заменяя ее выпуском займов. Однако и займы могут ускорять течение инфляционных процессов. Ведь владельцы государственных облигаций, реализуя их на финансовом рынке, могут  провоцировать инфляционный процесс, хотя последний протекает не в  таких масштабах и не такими темпами, как это происходит при эмиссии.18

2.2. Государственные расходы, их экономическое  и социальное значение

 

Государственные расходы — это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика  государственных расходов состоит  в обеспечении потребностей государственной  сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями  государства - экономической, социальной, управленческой, военной (обороной) и  др. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности  общества в области развития экономики  и социальной сферы, осуществления  государственного управления и укрепления обороноспособности страны. Государство  выполняет свои функции либо непосредственно  через систему органов управления, либо через принадлежащие ему  предприятия (объединения), организации, учреждения.

Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений. И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства. Поскольку в различных системах хозяйствования (рыночной и административно-командной) и даже на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности меняются, то соответственно этому преобразовываются структура и объем производимых государством расходов.

По мере перехода к рынку и развития многообразных  форм собственности экономическая  функция государства претерпела изменения, но за государством всегда останется роль координатора экономических  процессов, выполнение которой будет  осуществляться с помощью экономических методов, а в некоторых случаях путем прямого вмешательства в воспроизводственный процесс.

Использование экономических, в том числе финансовых методов, позволили государству  отказаться от командного администрирования  с присущими ему методами бюджетного финансирования и дотирования, обеспечивавшими  запланированные темпы развития общественного производства, и перейти  к финансовому регулированию  экономики путем создания принципиально  иного, чем прежде, режима расходования финансовых ресурсов и коренной перестройки  бюджетного механизма. Переход к  финансовому регулированию экономики  даст возможность существенно сократить  государственные расходы, изменить их состав и структуру, увеличить  децентрализованные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями и организациями.

Специфическим видом государственных расходов в условиях рыночной экономики являются затраты на инвестиции в действующие  или вновь создаваемые предприятия, нередко осуществляемые на долевых  началах. Создаваемая за счет государственных  инвестиций собственность передается специальным органам управления государственным имуществом.

Государственные расходы в области экономики  имеют важное народнохозяйственное значение: они способствуют структурной  перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей экономики. Активную роль государственные расходы  играют в осуществлении инвестиционной политики, проведении природоохранных  мероприятий, распространении экологически чистых технологий.

Постепенно  растут государственные расходы, обусловленные  выполнением социальной функции  государства. Необходимость обеспечения  основных социальных прав трудящихся, потребность в государственном  регулировании социальных процессов  вызывает рост соответствующих государственных  расходов, расширение их состава. При  этом основная часть государственных расходов социального характера - примерно 3/4 их общего объема - финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы одновременно с развитием всех звеньев государственных финансов, существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению и совершенствованию социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения, финансированию муниципального строительства.

Расходы государства, обусловленные его  социальной деятельностью, имеют огромное значение. Формируемые с их помощью  фонды социального назначения влияют на рост реальных доходов населения, повышают материальный и культурный уровень жизни народа. За счет социальных расходов государства финансируются  мероприятия, обеспечивающие воспроизводство  рабочей силы, переквалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице  и т.д.

Важную  экономическую и социальную роль играют государственные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями, объединениями, организациями. Расходы государственных предприятий  охватывают два вида затрат:

во-первых, связанных с хозяйственной деятельностью  предприятий - текущей и инвестиционной;

во-вторых, обусловленных социальными запросами  трудового коллектива и отдельных  работников.

Первый  вид затрат необходим для обеспечения  расширенного воспроизводства основных и оборотных фондов, эффективного их использования, получения высокого финансового результата. Успешное решение  данной задачи позволяет повышать эффективность  хозяйствования, увеличивать финансовые возможности государства. Второй вид  затрат способствует росту уровня удовлетворения социальных запросов трудящихся.

Выполняя  разнообразные функции, государство  несет расходы не только по финансированию экономики и социально-культурных мероприятий, но и на содержание управленческих структур. Расходы, связанные с выполнением  государственным аппаратом управления его функций, относятся к бюджетным. Помимо них к государственным  издержкам управления относятся  управленческие расходы, производимые государственными предприятиями, организациями  и учреждениями. Совершенствование  организационных форм управления, проведение мероприятий, направленных на удешевление  аппарата управления, обычно приводит к сокращению доли расходов на управление в общем объеме государственных  расходов.

Информация о работе Особенности бюджетной финансовой политики в РФ