Особенности бюджетной финансовой политики в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и рассмотрение бюджетной политики, ее динамики, основных направлений и методов.
Задачи курсовой работы определяются в следующем:
- дать понятие бюджетной системы, рассмотреть ее уровни, классификацию и принципы
- исследовать бюджетный процесс в РФ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие бюджетной системы Российской Федерации
1.1. Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы……6
1.2. Бюджетный процесс в Российской Федерации…………………………15
Глава 2. Осуществление бюджетной политики в Российской Федерации
2.1. Государственные доходы и методы их мобилизации…………………..25
2.2 Государственные расходы, их экономическое и социальное значение…………………………………………………………………………..30
2.3. Динамика развития бюджетной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………..36
Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации и направления ее
Совершенствования
3.1. Проблемы, стоящие перед бюджетной политикой РФ………………...46
3.2 Пути совершенствования бюджетной политики в РФ………………….53
Заключение……………………………………………………………………….58
Список литературы………………………………………………………………61

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 89.56 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

Тамбовский государственный  университет

имени Г.Р.Державина

 

 

Академия Экономики и  Управления

 

 

Кафедра: Финансы и кредит

                                                                              «Утверждаю»

                                                                        Заведующий кафедрой

Смагин И.И.

                                                                       «___»____________2010 г.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По курсу «Финансы»

 

 

На тему: «Особенности бюджетной  финансовой политики в РФ»

Выполнила: студентка Назарова Яна  Владимировна

Группа: 304

Руководитель работы: Абакумов Игорь  Валентинович

Работа защищена «___»_________________2010 г.

Оценка __________________

Члены комиссии                                                   

__________________________

__________________________

__________________________

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2010

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.  Понятие бюджетной системы Российской Федерации

    1. Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы……6
    2. Бюджетный процесс в Российской Федерации…………………………15

Глава 2. Осуществление бюджетной политики в Российской Федерации

2.1.    Государственные доходы и методы их мобилизации…………………..25

2.2     Государственные расходы, их экономическое и социальное значение…………………………………………………………………………..30

2.3.    Динамика развития бюджетной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………..36

Глава 3.  Бюджетная политика Российской Федерации и направления ее

Совершенствования

3.1.    Проблемы, стоящие перед бюджетной политикой РФ………………...46

3.2     Пути совершенствования бюджетной политики в РФ………………….53

Заключение……………………………………………………………………….58

Список литературы………………………………………………………………61

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количествен                                                                                                                                       ных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетная политика на очередной финансовый год  определяется Бюджетным посланием  Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как  наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются сбор бюджетных  доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом  и государственным долгом, то и  эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие  на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей  также может выступать одним  и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую  и политическую власть. С одной  стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых  одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную  функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный  кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы  любого государства и играет как  важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Актуальность темы исследования определяется тем, что одним из направлений современной финансовой политики РФ является создание эффективно функционирующей системы бюджетных учреждений при более рациональном использовании бюджетных средств, направленных на их содержание.

Целью данной работы является анализ и рассмотрение бюджетной политики, ее динамики, основных направлений и методов.

Задачи курсовой работы определяются в следующем:

- дать  понятие бюджетной системы, рассмотреть  ее уровни, классификацию и принципы 

- исследовать  бюджетный процесс в РФ

- рассмотреть  государственные доходы и методы  их мобилизации

- рассмотреть  государственные расходы, их экономическое  и социальное значение

- проследить  динамику развития бюджетной  политики в РФ

- уточнить  проблемы, стоящие перед бюджетной  политикой РФ

- выработать  пути совершенствования бюджетной  политики в РФ

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в системе государственной финансовой политики в процессе её реализации.

Объект исследования - деятельность, осуществляемая органами государственной бюджетной финансовой политики.

Степень разработанности в научной  литературе: рассмотрение данной темы находится в фокусе внимания ряда научных исследований. Особо следует отметить работы И.А. Белобжецкого, Н.Т. Белухи, Э.А. Вознесенского, Ю.М. Воронина, В.Г. Видяпина, Н.Г. Гаджиева, Ю.А. Данилевского, Н.П. Ефимовой, В.А. Жукова, Ю.М. Иткина, Ю.А. Крохина, А.Н. Козырина, Л.Н. Овсянникова, В.Г. Панскова, Н.Д. Погосяна, В.М. Родионовой, Г.А. Соловьева, СВ. Степашина, М.С. Студеникиной, И.В. Фирулина, СИ. Фленова, П.В. Черноморда, А.Д. Шеремета, С.О. Шохина, В.И. Шлейникова, А.А. Шпига.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие бюджетной финансовой политики РФ

    1. . Понятие бюджетной системы: уровни, классификация и  принципы

 

Государственный бюджет, как основная составляющая бюджетной системы – это подлежащая перераспределению часть национального  дохода; бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период.1 Бюджетный же кодекс РФ предлагает следующее определение бюджета: бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.2

Бюджетная система – это совокупность бюджетов различных видов, организованных в  определенную систему.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджетную систему как основанную на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетную систему страны (региона) принято  подразделять на уровни. Это связано  с существенными различиями между  органами власти, которым соответствуют  эти уровни. Административно-территориальное  устройство страны предполагает подчиненность  одних органов власти другим и  разную степень их самостоятельности  в бюджетно-финансовой сфере.

Бюджетная система Российской Федерации состоит  из бюджетов трех уровней: первый уровень  – федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов; второй уровень – бюджеты субъектов  Российской Федерации и бюджеты  территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты. Бюджеты первого уровня разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты второго уровня разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, бюджеты третьего уровня разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря . Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты составляют консолидированный бюджет РФ.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что «консолидированный бюджет –  свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации на соответствующей территории».3

Соответственно  этому консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации составляют свод бюджета субъекта Российской Федерации  и бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории.

Надо  сказать, что консолидированные  бюджеты бюджетами в полном смысле этого слова не являются, поскольку  они не являются фондами денежных средств (материальное значение бюджета) и не утверждаются никаким представительным органом. Иначе говоря, данные бюджеты  не выступают в качестве финансового  плана.4

Поэтому в лучшем случае названные бюджеты  являются некой чисто учетной  категорией и используются финансовыми  органами в целях бюджетного планирования и отслеживания ситуации в сфере  бюджетной деятельности. Еще раз  подчеркнем, что в бюджетной системе, основанной на принципе автономности бюджетов, никаких сводных бюджетов быть не может.

Единство  бюджетной системы Российской Федерации  основывается на применении единой Бюджетной  классификации Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации  является группировкой доходов и  расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации, а  также источников финансирования дефицитов  этих бюджетов, используемой для составления  и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации  включает в себя:

  • классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация Российской Федерации  в части классификации доходов  бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и утверждается федеральным законом.5

Федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные  непосредственно с определением состава и структуры бюджетной  классификации Российской Федерации, не должны содержать положений, ее изменяющих (ст. 26 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).

Для понимания  места бюджета субъекта Российской Федерации в бюджетной системе  Российской Федерации остановимся  на принципах формирования бюджетных  систем.

Бюджетные системы могут быть двух видов: 1) системы, основанные на принципе бюджетного централизма, когда каждый нижестоящий  бюджет входит в состав вышестоящего бюджета. Более мягким проявлением  принципа бюджетного централизма является принцип единства бюджетной системы; 2) бюджетные системы, основанные на принципе автономности бюджетов.

Информация о работе Особенности бюджетной финансовой политики в РФ