Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:29, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и рассмотрение бюджетной политики, ее динамики, основных направлений и методов.
Задачи курсовой работы определяются в следующем:
- дать понятие бюджетной системы, рассмотреть ее уровни, классификацию и принципы
- исследовать бюджетный процесс в РФ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие бюджетной системы Российской Федерации
1.1. Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы……6
1.2. Бюджетный процесс в Российской Федерации…………………………15
Глава 2. Осуществление бюджетной политики в Российской Федерации
2.1. Государственные доходы и методы их мобилизации…………………..25
2.2 Государственные расходы, их экономическое и социальное значение…………………………………………………………………………..30
2.3. Динамика развития бюджетной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………..36
Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации и направления ее
Совершенствования
3.1. Проблемы, стоящие перед бюджетной политикой РФ………………...46
3.2 Пути совершенствования бюджетной политики в РФ………………….53
Заключение……………………………………………………………………….58
Список литературы………………………………………………………………61
Для бюджетных систем, построенных на принципе бюджетного централизма, характерны централизация управления бюджетами, строгая иерархия бюджетов, общность главных источников получения бюджетных доходов, организация бюджетного планирования по модели «сверху вниз», при которой каждый нижестоящий бюджетный план базируется на показателях вышестоящего. Такие системы присущи государствам социалистического типа, чья экономика основана на государственной собственности.
По такому принципу была организована бюджетная система СССР.6
При такой
организации бюджетной системы
бюджеты подразделяются на: а) сводные
(или совокупные), которые объединяют
в своем составе все бюджеты,
действующие на данной территории. К сводным
бюджетам относились Государственный
бюджет СССР, объединяющий все бюджеты,
действующие на территории Союза, государственные
бюджеты союзных и автономных республик,
включающие в себя все бюджеты, имеющиеся
в данных республиках, бюджеты областей,
городов и районов; б) обособленные (или
изолированные) бюджеты, которые не включают
в себя какие-либо бюджеты и предназначены
для финансирования затрат на уровне своей
административно-
Преимущество
бюджетной системы, организованной
на принципе бюджетного централизма, заключается
в возможности сосредоточения большей
части финансовых ресурсов государства
(а практически – и всего
общества) «в одних руках», распределение
их по единому плану, концентрация значительных
денежных средств на «решающих» направлениях,
что позволяет добиться – и
опыт СССР тому подтверждение –
серьезных достижений (например, формирование
военно-промышленного
При построении бюджетной системы на принципе автономности все бюджеты являются обособленными (изолированными).
Для бюджетных
систем, построенных на принципе автономности
входящих в них бюджетов, характерны
их относительная независимость
друг от друга, наличие у каждого
бюджета собственной доходной базы,
самостоятельного аппарата управления,
призванного обеспечить сбор доходов,
права организовать распределение
и контролировать использование
выделенных из бюджета денег, что
осуществляется по своему плану, не
связанному с бюджетными планами, опосредующими
другие бюджеты. По такому принципу обычно
организованы бюджетные системы
развитых стран либерально-
Преимуществами бюджетной системы, организованной на принципе автономности бюджетов, являются её мобильность, более хозяйственное отношение к государственным деньгам, наличие стимулов у каждого звена бюджетной системы в лице соответствующих финансовых органов к изысканию дополнительных бюджетных доходов, самостоятельность в принятии бюджетных решений, более прямая ответственность этих органов перед населением за результаты своей бюджетной деятельности.8
Недостатком
такого рода систем является распыленность
(в масштабе страны) бюджетных ресурсов,
территориальная
К сожалению,
пока не выработана оптимальная
бюджетная система, которая соединила
бы в себе преимущества двух названных
её типов, не восприняв в тоже время
присущих им недостатков. Каждая из
приведенных бюджетных систем имеет
принципиально различный
В период становления Российской Федерации в качестве суверенного государства было решено перейти от принципа бюджетной централизации построения бюджетной системы на другой принцип – принцип автономности. Этот принцип, надо подчеркнуть, больше соответствует условиям рыночной экономики, на которую уже было ориентировано государство.
Однако позже, произошел определенный отход от принципов либерально-рыночной экономики и возобладало стремление усилить централизованное начало в бюджетной системе.
Следует
сказать, что принцип единства бюджетной
системы и принцип
Однако говоря о принципах бюджетной системы Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации называет в их числе и принцип единства бюджетной системы, и принцип самостоятельности бюджетов. Такой подход к установлению принципов построения бюджетной системы вызывает большие сомнения.
Причем в реальной практике формирования бюджетной системы Российской Федерации взяло верх централизованное начало, обоснованное принципом единства бюджетное системы. Сказывается это в концентрации основных государственных доходов в федеральном бюджете, следствием чего является значительная финансовая зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации от федерального. Неслучайно, что в теоретических разработках предлагается опираться на принцип федерализма, на основе которого можно было бы создать бюджетное устройство, в большей мере соответствующее государственному устройству России как федеративного государства.
Принцип
единства бюджетной системы реализуется,
как это предусматривает
Принцип самостоятельности бюджетов, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации означает:
Кроме того,
Бюджетный кодекс Российской Федерации
определяет ещё следующие принципы
бюджетной системы Российской Федерации:
полнота отражения доходов и
расходов бюджетов; сбалансированность
бюджета; эффективность и экономность
использования бюджетных
1.2.
Бюджетный процесс в
Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов- участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.
Процессуальные нормы бюджетного права, строгое их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов и законности и своевременности их расходования.11
Бюджетный процесс - регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении бюджета. В ст.6 БК РФ дается несколько другое определение бюджетного процесса, там не выделена стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Это не совсем верно, так как именно отчет об исполнении бюджета является обратной связью в бюджетной деятельности государства.12
В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий. Понятие бюджетного года - это календарный год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Бюджетный период - это время, в течении которого проходят все стадии бюджетного процесса. В соответствии с БК, бюджетный период составляет 3 года. Соотношение бюджетного периода и бюджетного года: бюджетный период более широкое понятие, чем бюджетный год, бюджетный год равен всего одной стадии бюджетного периода.
Средства,
полученные бюджетными учреждениями от
пред-принимательской
Ежегодно изменяются потребности в денежных средствах каждой республики, области и других субъектов РФ, органов местного самоуправления в зависимости от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году. Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета, остается неизменным. 13
Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем: выявление материальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов; максимально точный расчет расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической программой; осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.
Бюджетные
полномочия представляют собой права
и обязанности органов
Информация о работе Особенности бюджетной финансовой политики в РФ