Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:50, курсовая работа
Актуальность темы. В Кыргызской Республике, как и в других странах СНГ, переход к рыночным отношениям начал осуществляться в условиях глубокого экономического кризиса, характеризующегося отсталостью технологического уровня и низкого профессионализма работающих, развала поставок и дисциплины труда, неэффективности старого механизма хозяйствования, несоразмерности роста эффективности труда и понижения доходов населения. Таким образом, в силу ряда объективных и субъективных причин степень готовности республики при переходе к рыночной экономике оказалась недостаточной.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Налоги в системе факторов экономического роста.
1.1. Социально-экономическая налогов и их функции
1.2.Основные элементы налоговой системы
ГЛАВА II. Анализ налоговой системы Кыргызской Республики на современном этапе
2.1. Основные этапы становления и развития налоговой системы Кыргызской Республики
2.2. Анализ динамики наологовых поступлений в государственный бюджет Кыргызской Республики
Глава 3. Основные Проблемы и пути оптимизации налоговой системы Кыргызской Республики:
3.1. Современные проблемы налоговой системы Кыргызской Республики
3.2. Пути совершенствования системы налогообложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
По сравнению с прошлым годом произошло уменьшение поступления акцизного налога на внутреннюю продукцию на 17,6 млн. сом. Снижение акцизного налога объясняется невыполнением прогноза по ликероводочным изделиям (82,0%), другим винам и напиткам (91,1%), виноматериалам (85,4%), по пиву фасованному (82,6%) и нефасованному (89,3%), сигаретам с фильтром (86,7%) и сигаретам без фильтра (65,4%).
За 2010 год Государственным комитетом Кыргызской Республики по налогам и сборам собрано налогов и платежей в сумме 12670,8 млн. сом или 102,4% от прогноза в объеме 12375,6 млн. сом, по сравнению с 2009 годом поступления налогов и платежей увеличились на 3064,1 млн. сом или на 31,9%. Доля доходов к ВВП составила 9,1% и по сравнению с прошлым годом увеличилась на 0,6 процентных пункта.
Поступления в республиканский бюджет составили 8727,6 млн.сом или на 1,5% выше доведенного планового показателя. Отмечен рост по сравнению с прошлогодним периодом на 2305,1 млн.сом или на 35,9%.
Поступления НДС на товары и услуги, производимые на территории Кыргызской Республики составили 2679,5 млн.сом или 101,0% от прогнозных показателей в объеме 2651,9 млн.сом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 993,1 млн.сом. Доля к ВВП составила 1,9% и по сравнению с прошлым годом увеличилась на 0,4 процентных пункта.
Таблица 2.2. Динамика НДС , акцизов за 2009-2011 гг
| 2009 | 2010 | 2011 |
НДС на внутреннюю продукцию | 1686,5 | 2679,5 | 3598,9 |
НДС на ввозимую продукцию | 588,9 | 638,9 | 829,8 |
Акцизы на внутреннюю продукцию | 471,7 | 480,7 | 481,5 |
налоги всего | 8980,1 | 12670,8 | 17256,8 |
Поступления от НДС и Акцизного налога являются одним из важнейших источников пополнения доходной части государственного бюджета. Как мы видим из таблицы 4, поступления от НДС составляют до 8,2% от ВВП (данные за 2011 год), от акцизного налога около 1,1% от ВВП. Также необходимо отметить тот факт, что данные налоги являются достаточно стабильными и легко администрируемыми. Принимая во внимание данные факты, на них возложена значительная
Таблица 2.3.Поступление средств в бюджет по основным косвенным налогам 2009-2011 гг.[13]
| 2009 г. | % ВВП | 2010 г. | % ВВП | % роста | 2011г. | % ВВП | % роста |
Налог на добавленную стоимость | 6829,9 | 7,3 | 7088,5 | 7,1 | 103,8 | 9150,6 | 8,2 | 129,1 |
НДС-на внутреннюю продукцию | 1445,5 | 1,5 | 1337,3 | 1,3 | 92,5 | 1686,4 | 1,5 | 126,1 |
НДС-на ввозимую продукцию | 5384,3 | 5,7 | 5751,2 | 5,7 | 106,8 | 7464,1 | 6,7 | 129,8 |
Акцизные сборы | 1245,2 | 1,3 | 1149,7 | 1,1 | 92,3 | 1205,3 | 1,1 | 104,8 |
Акцизы на внутреннюю (местную) продукцию | 553,9 | 0,6 | 489,2 | 0,5 | 88,3 | 471,6 | 0,4 | 96,4 |
Акцизы на импортную продукцию | 691,2 | 0,7 | 660,4 | 0,7 | 95,5 | 733,6 | 0,7 | 111,1 |
Налог с продаж и за оказание платных услуг | 771,8 | 0,7 | 1121,2 | 0,8 | 102,4 | 1515,5 | 0,8 | 101,3 |
Номинальный ВВП | 94078,4 |
| 100 115,50 |
|
| 111504,0 |
|
|
При проведении анализа налоговых доходов ГНИ выявлена следующая динамика поступлений. За 2011 год НДС собрано на общую сумму 1686,48 миллиона сомов, за 2010 год 2679,53 миллиона сомов. По акцизному налогу суммы составили 471,669 и 480,73 миллионов сом соответственно. За год рост поступлений по каждому виду налогов составил 158,9% и 101,9% соответственно.
Фактический объем налога с розничных продаж в 2009 году составил 771,8 млн.сом или 109,2% от установленного плана и 127,5% от сборов прошлого года. Удельный вес увеличился на 0,1 процентных пункта и составил 0,7%.
Фактический объем поступлений налога с продаж и за оказание платных услуг в 2010 году составил 1121,2 млн.сом или 102,4% от доведенного плана и 145,3% от сборов прошлого года. Удельный вес увеличился на 0,1 процентных пункта и составил 0,8%.
Поступления в 2011 году налога с продаж и за оказание платных услуг составили 1515,5 млн.сом или 101,3% от доведенного плана и 135,2% от сборов прошлого года. Удельный вес увеличился на 0,03 процентных пункта и составил 0,8%.
При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну; при косвенном – субъектом этих отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги). Как и любое другое явление, косвенные налоги следует рассматривать комплексно. Непрямые налоги устанавливаются в ценах товаров и их размер не зависит прямо от доходов плательщика. Только прямо, так как косвенные налоги включаются в цены товаров, то в абсолютном размере их платит больше тот, кто больше потребляет, а больше потребляет тот, кто имеет более высокие доходы.
В прошлом, косвенные налоги рассматривались лишь с негативной точки зрения. Но характеризовать косвенные налоги только лишь как финансовое бремя на население – бессмысленно, так как токовым являются все налоги. Речь может идти только об одном: насколько они затрагивают интересы разных слоев населения и как выполняют свое бюджетное назначение.
Преимущества косвенных налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета государства. Однако, это нисколько не означает, что они не выполняют регулирующей функции. При умелом использовании, косвенные налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики.
Введение нового Налогового кодекса не принесло ничего, кроме лишнего обременения налоговыми обязательствами и подрыва доверия к государственной власти[14].
Отметим, какие цели ставились разработчиками кодекса: упрощение налоговой системы, сокращение налоговой нагрузки, минимизация отсылочных норм, совершенствование налогового администрирования, расширение налоговой базы, создание стимулов для развития бизнеса, сокращение прямых контактов с представителями налоговой службы, сокращение отчетности и пр.
Однако, поскольку невозможно в нормативном документе на уровне закона прописать очередность, темп и все особенности применения конкретных механизмов в динамике, разработчики кодекса, устанавливая отдельные механизмы и прописывая в проекте отдельные полномочия, полностью согласовывали между собой и особенности применения этих механизмов на практике.
То есть согласовывались вопросы реализации фискальной политики, принципы которой закладывались в кодекс. Но как показала жизнь, для многих категорий налогоплательщиков введение нового Налогового кодекса не принесло ничего, кроме разочарования, лишнего обременения налоговыми обязательствами, очередного подрыва доверия к государственной власти.
Рассмотрим, проблемы внедрения на практике положения Налогового кодекса и те полномочия, которые Налоговый кодекс предоставил Правительству Кыргызской Республики и Уполномоченному налоговому органу – ГКН при Правительстве КР по его реализации.
1. В соответствии с частью 1 статьи 353 и частью 1 статьи 354 НК КР Правительству Кыргызской Республики были предоставлены полномочия по утверждению Перечня видов деятельности, которые можно осуществлять на основе добровольного патента, а также базовой суммы налога.
30 декабря 2010 года Постановление Правительства КР № 733 исключило из Перечня видов деятельности по добровольному патенту производство швейных, трикотажных изделий и обуви, фактически отменив Постановление Правительства КР № 615 от 23 декабря 2006 года, устанавливающего специальный режим налогообложения – деятельность по патенту для производства и реализации швейных и трикотажных изделий и обуви, и гарантировавшего от имени Правительства КР сохранение указанного режима на срок 5 лет - до 1 января 2011 года.
Непонятно, как Правительство могло принять решение, отменяющее собственные ранее выданные бизнесу гарантии, и, наоборот, очень понятно, каким может быть отношение к такому Правительству рядовых граждан. Как мне стало известно, данные пункты Постановления были приняты без согласования с Министерством экономического развития и торговли и Министерством промышленности и энергетики КР.
И, конечно, никто и не подумал, что принятие такого рода решений должно осуществляться только на основе консультаций с бизнес сообществом. Кстати, теперь окончательно стало ясно, почему Высший Экономический Совет, созданный при Премьер-министре КР Постановлением Правительства № 452 от 16.08.08 г., ни разу не собрался в течение полугода своего существования: никто ни с кем советоваться и не собирался.
Кроме того, указанное Постановление в одночасье без предупреждения, консультаций и какой-либо подготовительной работы и разъяснений исключило из перечня видов деятельности по добровольному патенту более чем тридцать видов деятельности. Получился «замечательный» новогодний сюрприз для предпринимателей: после длительных новогодних праздников они пришли за патентами, а их уже не выдают. Ну почему наша власть поступает с гражданами своего государства, которые эту власть кормят, столь неуважительно и непредусмотрительно? Можно подумать, что у нас республика состоит из двух частей, живущих на разных планетах, и чтобы связаться этим двум частям, нужно преодолеть миллионы парсеков[15].
В будущем, для решения вышеизложенных проблем, планируется
1. Разработка и экспертиза проектов подзаконных актов налогового законодательства.
2. Создание банка запросов по сложным и спорным вопросам налогового законодательства и оперативная выработка согласованных решений по ним.
3. Разъяснение вопросов налогового законодательства.
4. Разработка предложений по внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство.
Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Между тем в последние десятилетия, как в западных странах, так и в КР появились и получили развитие тенденции усложнения налогового законодательства, распространения затратных и малоэффективных мер налогового администрирования. В результате неоправданно высокое бремя налогов стало возлагаться на рядовых неплательщиков и на производительный сектор экономики в целом, в то время как искушенные в финансовых технологиях и пользующиеся услугами высококвалифицированных консультантов представители финансово-банковского сектора, сферы биржевой торговли, крупномасштабных международных валютных и кредито-финансовых операций криминального бизнеса пользуются практическим режимом иммунитета от всех форм налогообложения.
Понимая неприемлемость подобной ситуации, законодатели ведущих западных стран начали активно разрабатывать и реализовывать меры по упрощению системы налогообложения, ликвидации наиболее явных пробелов в законодательстве, позволяющих состоятельным гражданам вполне легально уклоняться от выполнения своих налоговых обязательств, и по формированию новой атмосферы доверительных, основанных на взаимопонимании, отношений с рядовыми налогоплательщиками. Настало время серьезно заняться этой проблемой и в Кыргызстане.
Информация о работе Основные Проблемы и пути оптимизации налоговой системы Кыргызской Республики