Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:50, курсовая работа
Актуальность темы. В Кыргызской Республике, как и в других странах СНГ, переход к рыночным отношениям начал осуществляться в условиях глубокого экономического кризиса, характеризующегося отсталостью технологического уровня и низкого профессионализма работающих, развала поставок и дисциплины труда, неэффективности старого механизма хозяйствования, несоразмерности роста эффективности труда и понижения доходов населения. Таким образом, в силу ряда объективных и субъективных причин степень готовности республики при переходе к рыночной экономике оказалась недостаточной.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Налоги в системе факторов экономического роста.
1.1. Социально-экономическая налогов и их функции
1.2.Основные элементы налоговой системы
ГЛАВА II. Анализ налоговой системы Кыргызской Республики на современном этапе
2.1. Основные этапы становления и развития налоговой системы Кыргызской Республики
2.2. Анализ динамики наологовых поступлений в государственный бюджет Кыргызской Республики
Глава 3. Основные Проблемы и пути оптимизации налоговой системы Кыргызской Республики:
3.1. Современные проблемы налоговой системы Кыргызской Республики
3.2. Пути совершенствования системы налогообложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Что касается вопросов и процесса стимулирования инвестиционной деятельности, то для этого предусмотрено освобождение от подоходного налога дивидендов, полученных от вкладов в отечественные организации, процентов и доходов, полученных от ценных бумаг листинговых компаний, снижение налога на доходы нерезидентов с 30% до 10% от оказываемых услуг отечественным организациям.
Также стоит отметить, что в новом Налоговом кодексе повышена социальная ориентированность налогообложения — налогоплательщику — физическому лицу разрешены социальные налоговые вычеты расходов, на образование и отчисления в негосударственный социальный фонд. А также предусмотрен вычет расходов организации и индивидуального предпринимателя на подготовку и переподготовку кадров.
Кроме того, вместо трех налогов (налог на автодороги, налог на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, налог за оказание платных услуг населению и с розничных продаж), введен налог с продаж.
Налоговая система создавалась и развивалась как часть законодательной базы, призванной способствовать становлению и развитию рыночной экономики. Изначально налоги вводились разными законами, каждый из которых устанавливал определенную систему администрирования. Это создавало определенные трудности, как для администратора (государственных органов), так и для налогоплательщиков.
В 2012 году планируется продолжить работу по совершенствованию налогового законодательства в связи с многочисленными просьбами населения и предпринимателей[11].
В целях решения задачи упрощения налогообложения для отдельной категории хозяйствующих субъектов вводится единый вмененный налог с предоставлением финансовой отчетности на ежегодной основе. Кроме того, предполагается внедрение механизма «одного окна» при регистрации субъектов и сдачи налоговых отчетов по электронным каналам связи, сокращение количества налоговых проверок на основе оценки риска неуплаты хозяйствующими субъектами налогов, что позволит исключить коррупционные проявления в фискальных органах за счет сокращения их контактов с налогоплательщиками.
Снижение бремени прямых налогов будет сопровождаться совершенствованием системы косвенного налогообложения, включая упрощение процедур возмещения налога на добавленную стоимость.
Рассмотрим динамику налоговых поступления в государственный бюджет Кыргызской Республики за 2010-2011 гг.
За 2010 год Государственным комитетом Кыргызской Республики по налогам и сборам собрано налогов и платежей в сумме 18350,7 млн. сом или 101,1% от прогноза в объеме 18156,3 млн. сом, по сравнению с 2009 годом поступления налогов и платежей увеличились на 5671,6 млн. сом или на 44,7%. Доля доходов к ВВП составила 9,9% и по сравнению с прошлым годом увеличилась на 1,0 процентных пункта.
Сумма налоговых поступлений по отраслевой структуре бюджета составила 14639,9 млн. сом, которая по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 4726,7 млн.сом или 47,7%.
Увеличение поступлений в отраслевой структуре наблюдается по предприятиям: сельского и водного хозяйства на 20,6% или на 21,0 млн.сом, угольной и нефтегазовой промышленности в 2,2 раза или на 158,4 млн.сом, цветной металлургии на 89,7% или на 678,8 млн. сом, продукты пищ, кроме алкогольной и табачной на 54,8% или на 66,1 млн.сом, алкогольные напитки на 6,7% или на 35,7 млн.сом, текстиля и изготовления одежды и обуви на 13,1% или на 7,1 млн.сом, промышленности строительных материалов на 38,8% или на 91,6 млн.сом, электроэнергетики на 17,5% или 86,5 млн. сом, строительства на 54,8% или на 290,8 млн. сом, торговли оптовой на 56,3% или на 653,1 млн.сом, торговли розничной на 56,7% или на 215,7 млн.сом, услуги гостиниц на 5,2% или на 6,7 млн.сом, воздушный транспорт на 9,6% или на 16,3 млн.сом, системы связи на 31,2% или на 594,6 млн. сом, страховые банковские и финансовые услуги на 42,1% или на 187,0 млн.сом, услуги в области образования на 33,8% или на 95,8 млн.сом, услуги в области здравоохранения, соц.услуги на 49,7% или на 80,3 млн.сом, коммунальные и бытовые услуги на 32,3% или на 49,4 млн.сом, другие виды услуг в 2,2 раза или на 1387,6 млн.сом.
Вместе с тем снижение поступлений в отраслевой структуре наблюдается по табачным изделиям на 6,5% или на 14,9 млн.сом, услуги общественного питания на 41,6% или на 12,6 млн.сом, транспорту, кроме воздушного на 23,8% или на 35,7 млн.сом, туристической деятельности на 15,4% или на 13,5 млн.сом.
Наиболее существенные налоговые отчисления произведены предприятиями системы связи – 17,0%, торговли оптовой – 12,0%, цветной металлургии – 9,0%, строительства - 6,0%, электроэнергетики - 4,0%, страховые, банковские и финансовые услуги - 4,0%, торговли розничной - 4,0%, прочие отрасли промышленности - 4,0%.
Фактические налоговые поступления составили 17256,8 млн.сом. На 1,1% перевыполнен прогнозный показатель, обеспечен рост по сравнению с прошлым годом на 5491,0 млн.сом или 146,6% в номинальном выражении. Доля в ВВП по сравнению с 2009 годом увеличилась на 1,04 процентных пункта и составила 9,3%.
Фактические поступления подоходного налога с физических лиц - резидентов Кыргызской Республики 3373,5 млн.сом или 102,8% от установленного плана. По сравнению с прошлогодним показателем сборы увеличились на 1056,1 млн. сом или на 45,6%. Доля данного налога к ВВП увеличилась на 0,2 процентных пункта и составила 1,8 процента.
Сборы подоходного налога, удерживаемого у источника дохода, составили 2657,9 млн. сом или 102,8% от планового уровня, по сравнению с 2009 годом увеличились на 816,5 млн. сом, что обусловлено увеличением реального уровня средней заработной платы на 8,8% (источник – данные НСК за 2010 год).
Подоходный налог с индивидуальных предпринимателей, составил 62,0 млн. сом или 106,4% от прогноза в сумме 58,3 млн. сом, что по сравнению с прошлым годом больше на 15,3 млн. сом или на 32,7%.
Сборы подоходного налога на патентной основе, составили 653,6 млн.сом или 102,6% при доведенном прогнозе 637,2 млн.сом, по сравнению с 2009 годом поступления увеличились на 224,3 млн.сом или на 52,2%. За 2010 год выдано 849046 патентов, что по сравнению с прошлым годом больше на 63022 патента или на 8,0 процентов.
Наибольший удельный вес по патентам, выданным физическим лицам по сферам предпринимательской деятельности приходится на производство и реализацию товаров народного потребления и продовольственных товаров – 59,5%, на бытовое обслуживание населения – 18,6%, другие виды деятельности – 30,1%.
По сравнению с 2009 годом отмечен рост поступлений платы за патент в сфере производства и реализации товаров народного потребления и продовольственных товаров на 165,3 млн. сом, платы за патент в сфере бытового обслуживания на 21,6 млн. сом, в социально-культурной сфере на 3,7 млн.сом, в сельскохозяйственной сфере на 2,0 млн.сом, в других видах деятельности на 29,1 млн.сом
Доходы от обязательного патентирования составили 304,1 млн. сом или 106,0% от планового уровня. По сравнению с прошлым годом поступления данного налога увеличились на 81,1 млн. сом или на 36,4%. Доля к ВВП увеличилась на 0,01% и составила 0,2 процентных пункта.
Выдано по видам экономической деятельности, подлежащих налогообложению на патентной основе в обязательном порядке за 2010 год 11893 патентов, из них 2661 патентов на сумму 255,5 млн. сом юридическим лицам и 9232 патентов на сумму 46,7 млн. сом физическим лицам.
Фактический объем производства промышленной продукции за 2010 год увеличился по сравнению с 2009 годом на 26555,6 млн.сом и составил 85868,2 млн.сом. Увеличились производственные показатели горнодобывающей промышленности – на 614,2 млн.сом или на 47,2%, в обрабатывающей промышленности - на 24451,6 млн.сом или на 53,4%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 1489,8 млн.сом или на 12,2%, производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак - на 2347,7 млн.сом или на 26,6%, в металлургическом производстве – на 18961,2 млн.сом или в 2 раза, в текстильном и швейном производстве – на 440,1 млн.сом или на 8,0%, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов - на 1202,2 млн.сом или на 16,5% (источник – данные НСК за 2010 год).
Поступления налога на прибыль составили 2492,7 млн.сом или 103,8% от планового уровня, по сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 1148,9 млн.сом или на 85,5%. Доля к ВВП данного налога увеличилась на 0,4 процентных пункта и составила 1,3%.
Поступления налога за пользование автомобильными дорогами составили 962,9 млн. сом или 100,1% от прогнозного уровня, по сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 326,6 млн.сом или на 51,3%. Доля данного налога к ВВП увеличилась на 0,1 процентных пункта и составила 0,5 процентов.
Отчисления для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций составили 1916,6 млн.сом при прогнозе 1915,2 млн.сом или 100,1% от прогнозного показателя, по сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 639,4 млн.сом или на 50,1%. Удельный вес к ВВП по сравнению с прошлым годом увеличился на 0,14% и составил 1,0 процентных пункта.
Отчисления на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы составили 828,4 млн.сом при прогнозе 777,5 млн.сом или 106,5%, по сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 412,8 млн.сом. Удельный вес к ВВП увеличился на 0,2% и составил 0,4 процентных пункта.
Поступления налога с продаж и за оказание платных услуг составили 1515,5 млн.сом или 101,3% от доведенного плана и 135,2% от сборов прошлого года. Удельный вес увеличился на 0,03 процентных пункта и составил 0,8%.
Фактический объем поступивших налогов на собственность составил 894,2 млн.сом или 106,2% от доведенного прогноза, по сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 180,7 млн.сом или на 25,3%. Доля к ВВП осталась на том же уровне и составила 0,5 процентов.
Наибольший удельный вес в налогах на собственность приходится на земельный налог, поступления по которому составили 665,5 млн.сом или 105,8% от доведенного прогноза, по сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 78,7 млн.сом или на 13,4%.
Выполнены прогнозные показатели по земельному налогу за пользование приусадебными и дачными земельными участками – 107,6%, земельному налогу за пользование сельскохозяйственными угодьями – 103,1%, по налогу с земель несельскохозяйственного назначения – 107,5%, налогу с владельцев транспортных средств - 107,5%.
Налоги на специфические услуги (местные налоги) составили 96,8 млн. сом или 114,7%, по сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 34,9 млн.сом или на 56,4%. Доля данного налога к ВВП увеличилась на 0,01 процентных пункта и составила 0,1 процентов.
Объем неналоговых поступлений составил 1094,0 млн. сом, что составило 101,3% от прогнозного показателя. Номинальный темп роста составил 119,8%.
За 2011 год Государственной налоговой службой при Правительстве Кыргызской Республики собрано налогов и платежей в государственный бюджет Кыргызской Республики в сумме 21 147,2 млн. сом при плане 20 335,3 млн. сом, исполнение составило 104,0% или перевыполнено на 811,9 млн. сом, по сравнению с 2010 годом поступления налогов и платежей увеличились в номинальном выражении на 2 796,5 млн. сом или на 15,2%, а в реальном выражении на 12,8%. Доля доходов к ВВП составила 10,8% и по сравнению с прошлым годом увеличилась на 1,0 процентных пункта.
Поступления в республиканский бюджет составили 14 480,2 млн. сом или 101,9% от плановых показателей, по сравнению с 2010 годом поступления увеличились на 1 855,9 млн. сом или на 14,7%, а в реальном выражении на 12,3%.
Поступления в местный бюджет составили 6 667,0 млн. сом или 108,7% от плановых показателей, по сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 940,5 млн. сом или на 16,4%, а реальный рост составил 114,0%.
Обеспечены параметры плановых показателей по сбору в разрезе основных источников: подоходный налог (108,2%), налог на доходы лиц - нерезидентов КР (101,7%), налог на прибыль (101,0%), поступление по единому налогу (122,5%), налог на основе обязательного патента (109,3%), налог на основе добровольного патента (105,4%), налог на специальные средства бюджетных организаций (109,3%), налог на движимое имущество (транспортные средства) (148,9%), земельный налог (106,7%), земельный налог за пользование приусадебными земельными участками (109,4%), земельный налог за пользование сельскохозяйственными угодьями (107,8%), земельный налог за использование земель несельскохозяйственного назначения (105,6%), НДС на товары и услуги, производимые на территории КР (100,6%), налог с продаж (100,7%), неналоговые поступления (104,6%).
Сумма налоговых поступлений по отраслевой структуре бюджета составила 15 838,8 млн. сом, которая по сравнению с прошлым годом увеличилась на 4 785,1 млн. сом или 43,3%.
Увеличение поступлений в отраслевой структуре наблюдается по предприятиям: сельского и водного хозяйства на 86,5% или на 74,8 млн. сом, угольной и нефтегазовой промышленности на 5,9% или на 14,0 млн. сом цветной металлургии на 5,1% или на 57,6 млн. сом, продукты пищевой, кроме алкогольной и табачной в 3,2 раза или на 205,1 млн. сом, по алкогольным напиткам на 1,3% или на 6,8 млн. сом, табачные изделия на 41,2% или на 77,9 млн. сом, текстилю, изготовлению одежды и обуви в 2,8 раза или на 61,9 млн. сом, в промышленности строительных материалов в 3,5 раза или на 322,2 млн. сом, прочие отрасли промышленности в 2,7 раза или на 660,7 млн. сом, электроэнергетике на 28,2% или на 123,2 млн. сом, строительства на 70,4% или на 396,1 млн. сом, торговли оптовой на 49,0% или на 590,4 млн. сом, торговли розничной в 2,5 раза или на 388,3 млн. сом, услуги общественного питания на 77,2% или на 8,2 млн. сом, воздушный транспорт на 90,2% или на 77,2 млн. сом, туристической деятельности на 43,2% или на 22,4 млн. сом, связи на 11,1% или на 236,8 млн. сом, страховые, банковские и финансовые услуги на 52,4% или на 357,5 млн. сом, услуги в области образования на 31,2% или на 105,9 млн. сом, услуги в области здравоохранения, соц.услуги на 40,1% или на 88,8 млн.сом, коммунальные и бытовые услуги на 28,4% или на 40,9 млн. сом, другие виды услуг на 24,3% или на 496,7 млн. сом.
Наиболее существенные налоговые отчисления произведены предприятиями системы связи – 15,0%, торговли оптовой – 11,0%, цветной металлургии – 7,0%, страховые, банковские и финансовые услуги - 7,0%, прочие отрасли промышленности - 7,0%, электроэнергетики - 4,0%, строительства - 6,0%, торговля розничная - 4,0%, услуги в области образования - 3,0%, алкогольные напитки - 3,0%
Информация о работе Основные Проблемы и пути оптимизации налоговой системы Кыргызской Республики