Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:50, курсовая работа
Актуальность темы. В Кыргызской Республике, как и в других странах СНГ, переход к рыночным отношениям начал осуществляться в условиях глубокого экономического кризиса, характеризующегося отсталостью технологического уровня и низкого профессионализма работающих, развала поставок и дисциплины труда, неэффективности старого механизма хозяйствования, несоразмерности роста эффективности труда и понижения доходов населения. Таким образом, в силу ряда объективных и субъективных причин степень готовности республики при переходе к рыночной экономике оказалась недостаточной.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Налоги в системе факторов экономического роста.
1.1. Социально-экономическая налогов и их функции
1.2.Основные элементы налоговой системы
ГЛАВА II. Анализ налоговой системы Кыргызской Республики на современном этапе
2.1. Основные этапы становления и развития налоговой системы Кыргызской Республики
2.2. Анализ динамики наологовых поступлений в государственный бюджет Кыргызской Республики
Глава 3. Основные Проблемы и пути оптимизации налоговой системы Кыргызской Республики:
3.1. Современные проблемы налоговой системы Кыргызской Республики
3.2. Пути совершенствования системы налогообложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.
Однако представляется, что значение налоговых механизмов в регулировании и управлении экономикой государства не преувеличено, т.е. налоги являются одним из регуляторов финансово-экономического процесса в обществе. Развитие экономики подчиняется своим закономерностям, в которых налогам отведено одно из важных мест.
Налог в современных условиях устанавливается с целью получения бюджетного дохода, поэтому воздействие на поведение налогоплательщика с целью добиться какого-либо результата не должно быть, основной целью налога. Если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять регулирующие функции, не преследуя финансовой цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова.
Так, стимулирующая функция налогов влияет на экономическое поведение субъектов, более чем опосредованное, косвенно, через некоторые аспекты мотивации. Налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать, он лишь претендует на часть заработанного дохода. Если какой-либо вид бизнеса изначально неприбылен и неэффективен, его развитию не помогут никакие налоговые льготы.
Например, сельское хозяйство у нас в республике всегда пользовалось льготами практически по всем налогам. Однако этот льготный режим не стал основой для прогресса и процветания аграрного сектора в Кыргызстане. Налоговое стимулирование инвестиций в отрыве от других экономических факторов также не приносит успеха, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса. Из этого следует, что налоговые стимуляторы вторичны. Однако в ряде случаев наличие налоговых льгот может послужить дополнительным (но все-таки не основным) аргументом в пользу той или иной деятельности или деловой активности.
В то же время, регулирующая функция налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Истинность крылатого выражения «все, что облагается налогом - убывает» не подлежит сомнению. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет за собой спад производства в связи с потерей его эффективности. Так, после введения 70-го % налога на прибыль от деятельности, связанной с видео показом, эпохи видео салонов не стало. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) приводит к сокращению ввоза тех или иных товаров.
Через налоги государство осуществляет контроль, за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, и т.д.). Однако данная поощрительная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства[3].
По механизму формирования налоги, делящиеся на две основные группы:
• прямые налоги, взимающиеся непосредственно с владельцев имущества с получателей доходов;
• косвенные налоги, взимающиеся в сфере реализации или потребления товаров и услуг, то есть конечном итоге перекладывающиеся на потребителей продукции.
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Косвенные налоги делятся на акцизы, таможенные пошлины и фискально-монопольные,. Где последние косвенные налоги подразделяются на индивидуальные, универсальные (налог с оборота) и на налог на добавленную стоимость
Итак, налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов) необходимых ему для выполнения соответствующих функций:
социальной (финансирование бюджетных организаций и социальных программ),
оборонной (содержание военного аппарата),
правоохранительной (финансирование органов внутренних дел),
по развитию фундаментальной науки и другие (отчисления на науку, образование, исследования).
Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций и требовать, уничтожение налогов значило бы требовать уничтожение самого общества.
Налоговая система как любая другая должна быть четко налажена и гибка. Все налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия налогов, налоговым льготам налоговые системы существенно отличаются друг от друга. Но общепринятые принципы построения налоговых систем стран с рыночной экономикой в целом находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают в себя субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.
Попытки теоретического обоснования практики налогообложения нашли свое отражение в налоговых теориях, развитие которых происходило одновременно с развитием различных направлений экономической мысли. Концептуальные модели налоговых систем менялись в зависимости от экономической политики государства.
Долгое время господствующим было только классическое представление о роли налогов в экономике. Классиком экономистом А. Смитом впервые было создано учение об эволюции государственных финансов, согласно его теории формирование налоговой системы происходит на достаточно высоком уровне развития, - государства. Он определил налоги как упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул принципы налогообложения.[4]
Ученые-классики У. Петти, Ж.-Б. Сей (1767—1832 гг.) и английские экономисты Д. Рикардо, Дж. Милль (1773—1836 гг.) считали экономику устойчивой и само регулируемой системой, в которой спрос рождает предложение, а при переизбытке любого из них происходит самоуравновешивание путем передвижения производителей в дефицитные отрасли хозяйства[5]. По их утверждению налоги играют роль источников дохода бюджета государства, при этом исследования прогрессивного), обусловленной фискальной потребностью. С усложнением велись вокруг принципов справедливости их взимания (равномерного или экономических отношений в обществе, с действием объективных циклических процессов возникла потребность в корректировке классического учения, выделении роли государства, влиянии его на экономические процессы, а также регулировании социально-экономических границ налогообложения. Появились научные теории направления экономической мысли — кейнсианское и неоклассическое.
Кейнсианская теория отражает элементы анализа общего функционирования экономики, обосновывает важные макроэкономические направления государственного регулирования. Дж. М. Кейнс (1883—1946 гг.) был сторонником прогрессивности в налогообложении, поскольку считал, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений. Одним из важных условий его теории является зависимость «...экономического роста от достаточных денежных сбережений только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство, поэтому излишние сбережения надо изымать с помощью налогов. А для этого необходимо государственное вмешательство, направленное на изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в сбережения, и финансирование за счет этих средств инвестиций, а также текущих государственных расходов...»[6]. Согласно теории Дж. М. Кейнса налоги действуют в экономической системе как "встроенные механизмы гибкости". Высокие (прогрессивные) налоги, по его мнению, играют положительную роль. Являясь неотъемлемой частью бюджета, эта экономическая категория влияет на сбалансированность в экономике. Кейнс вполне верно утверждал, что снижение налоговых поступлений уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость. А налоги как "встроенный стабилизатор" сглаживают этот процесс и что во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. И при этом достигается относительно стабильное социальное положение в обществе.
Таким образом, по его гипотезе налоговые поступления в бюджет зависят не только от величины налоговой ставки, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале подоходного обложения. При этом колебания происходят автоматически и они более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов.
Анализируя теории основоположников экономической мысли можно
отметить, что историческое возникновение налогов, с помощью которых
государство проводит налоговую политику связано с товарным
производством, разделением общества на классы и в первую очередь с
появлением государства, которому требуются средства на содержание армии,
судов, чиновников и другие нужды.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
• работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные
блага и получающие определенный доход;
• хозяйствующие субъекты владельцы капитала.
Налогообложения было вызвано появлением государства и
государственного аппарата, как это уже отмечено выше, создавших и использовавших фискальные механизмы для финансирования своих расходов. Однако налоги - это в первую очередь важнейшая финансово-экономическая категория. Стоимость всех материальных благ, созданных обществом за определенный период (за год) и предназначенных для удовлетворения совокупных общественных потребностей в экономике носит наименование валового (совокупного) общественного продукта (ВОП). В свою очередь ВОП в стоимостной форме состоит из стоимости потребленных средств производства (с), выплаченной заработной платы (v) и прибыли (т). Вновь созданная стоимость (v+m) представляет валовой национальный доход (ВНД). В своем движении ВОП и НД проходит четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Однако нужно отметить, что объективная необходимость мобилизации части ВОП для казны возникает только на стадии распределения, поскольку именно на этом этапе выявляется доля ( пропорция) производителей и иных субъектов общества в ВОП кроме того, что процессы первичного распределения ВОП осуществляется без участия государства, поскольку весь производственно-
Перераспределение части ВОП в пользу государства осуществляется между двумя участниками общественного производства: от работников в форме подоходного и иных налогов, а от хозяйствующих субъектов в форме налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и др.
Однако независимо от целей налогообложения, форм взимания и видов налогов, суть налогов, сформулированная К. Марксом (1818-1883 гг.), остается прежней: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства»1. Государство не может существовать без налоговых поступлений, более того, налоги - это часть государства. Там, где существует государство и государственное регулирование экономики, существует и налогообложение[8]. В то же время от непосредственного участия в процессе общественного производства государство, как хозяйствующий субъект получает сравнительно мало доходов. Анализ структуры государственной собственности (некоторые виды промышленности, железнодорожный транспорт, энергетика, связь, жилищно-коммунальная сфера) показывает, что многие предприятия государственного сектора убыточны и требуют дотаций. В данной ситуации положительным фактором для бюджета страны являются именно налоговые поступления от всех субъектов страны.
Вся совокупность налогов, сборов, пошлин и других внебюджетных платежей, взимаемых в установленном порядке государственными органами с плательщиков - юридических и физических лиц, на территории страны образуют налоговую систему.
Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны. Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление производственных отношений в части налогов. Так, переход к рыночным отношениям объективно потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы Кыргызской Республики (НСКР) и ее бюджетной политики.
Налоговая система как любая другая должна быть четко налажена и гибка. Все налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия налогов, налоговым льготам налоговые системы существенно отличаются друг от друга. Но общепринятые принципы построения налоговых систем стран с рыночной экономикой в целом находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают в себя субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.
Информация о работе Основные Проблемы и пути оптимизации налоговой системы Кыргызской Республики