Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:50, курсовая работа
Актуальность темы. В Кыргызской Республике, как и в других странах СНГ, переход к рыночным отношениям начал осуществляться в условиях глубокого экономического кризиса, характеризующегося отсталостью технологического уровня и низкого профессионализма работающих, развала поставок и дисциплины труда, неэффективности старого механизма хозяйствования, несоразмерности роста эффективности труда и понижения доходов населения. Таким образом, в силу ряда объективных и субъективных причин степень готовности республики при переходе к рыночной экономике оказалась недостаточной.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Налоги в системе факторов экономического роста.
1.1. Социально-экономическая налогов и их функции
1.2.Основные элементы налоговой системы
ГЛАВА II. Анализ налоговой системы Кыргызской Республики на современном этапе
2.1. Основные этапы становления и развития налоговой системы Кыргызской Республики
2.2. Анализ динамики наологовых поступлений в государственный бюджет Кыргызской Республики
Глава 3. Основные Проблемы и пути оптимизации налоговой системы Кыргызской Республики:
3.1. Современные проблемы налоговой системы Кыргызской Республики
3.2. Пути совершенствования системы налогообложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Итак, субъектами налога выступают налогоплательщики (юридические и физические лица), несущие юридическую ответственность за уплату налогов. Налогами можно стимулировать или, наоборот ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности.
Объектами (предметом налогообложения) выступают различные виды доходов, товары и услуги, а также различные формы накопленного богатства или имущества. Существует следующая классификация объектов налогообложения:
Доходы домашних хозяйств или их членов
Доходы конечных потребителей
Доходы от розничной торговли
Валовые доходы от предпринимательской деятельности
Предпринимательские доходы за минусом амортизационных отчислений
Фонд оплаты труда
Прибыль
Заработная плата
Сбережения
Дивиденды.
Предмет обложения непрерывно связан с источником налога - национальным доходом, так как все предметы обложения представляют собой ту или иную форму национального дохода.
Единица обложения зависит от предмета обложения и может выступать как в денежной форме, так и в натуральном выражении. В основе построения налоговых ставок, или величины налога на единицу обложения лежит принцип равенства и справедливости.
Ставки могут быть твердыми или процентными.
Виды налоговых ставок
Рис 1.1.
Виды налогов по соотношению между ставкой и доходам
Рис 1.2.
Процентные ставки могут быть пропорциональными и прогрессивными.
Пропорциональные ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с предмета обложения.
Прогрессивные ставки построены по принципу роста объекта обложения образуют шкалу ставок с простой или сложной прогрессией. Простая прогрессия - рост налоговой ставки ко всему объекту обложения, а сложная предполагает деление объекта на части, каждая последующая из которых облагается повышенной ставкой.
Система налоговых льгот в развитых странах имеет разнообразные формы и строения, отдельно для каждого налога с учетом приоритетов национальной фискальной политики.
С начала 1992 года, то есть с момента появления в КР финансовых законодательств, первых систем налогообложения и до наших дней, данная специализированная система прошла несколько этапов своего становления и развития. И хотя в настоящее время еще рано говорить о налогово-учетной системе как о сложившемся и устоявшемся экономическо-правовом явлении, весь ход развития хозяйственно-финансового законодательства дает возможность проследить этапы развития налогообложения. Исходя, из анализа нормативной базы по налоговому и финансовому законодательству необходимо выделить 2 этапа развития системы налогообложения:
1) До принятия Налогового Кодекса ( до1996 г);
2) После принятия Налогового Кодекса (с 1996 г).
3) После принятия ныне действующего Налогового Кодекса (с 2009г )
Первый этап, в свою очередь, состоит из нескольких ступеней развития. Осуществление рыночных преобразований в экономике активизировало работу по совершенствованию налоговой системы. Вместо налога с оборота и его новоиспеченного "сателлита" (в 1991 году) - налога продаж были введены 2 других косвенных налога: акцизный (на ограниченный круг товаров) и на добавленную стоимость. Введение с 1992 года НДС соответствовало требованиям рыночных отношений, ибо охватывало и потребительские товары (которыми в основном ограничивался налог с оборота), и товары производственно-технического назначения на всех статьях их производства и реализации вплоть до конечного потребления.
Последующие 1992-1996 годы серьезные изменения и дополнения были внесены в целях совершенствования налоговой и бюджетной систем. Налоговый Кодекс Кыргызской Республики на начало 1996 года, представлен совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков- юридических и физических лиц на территории страны. Действовавшая до июля 1996 года система налогов КР состояла из 12 республиканских налогов и 12 местных налогов и сборов.
Все налоги, сборы и другие платежи "питают" бюджетную систему страны. Существование большого количества законодательных актов и налогов, двойного обложения одних и тех же объектов усложняло деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимателей и вело к большим затратам в администрировании. Отсутствие знаний в своих обязательствах по налогам у большинства налогоплательщиков, также потребовало пересмотра законодательных актов. В связи, с чем был введен Налоговый Кодекс Кыргызской Республики (НККР)[9].
Введенный с июля 1996 года Налоговый Кодекс КР являлся сводом законоположений по всем налогам, их администрированию, налоговым действиям налогоплательщиков на территории КР, за исключением таможенных пошлин, сборов, платежей, регулируемых таможенным законодательством. Следует отметить, что в принятом НК были внесены множества изменений (более 200), которые продолжаются и по сей день. Наиболее видными изменениями явились: отмена временного 5% налога с розничного товарооборота, розничной торговли и оказания услуг населению, в виду того, что взимание этого налога заметно тормозило экономическую активность, и, отмена налога на производственное имущество(1,2%), так как обложение этим налогом существовавших крупных производственных предприятий завод им. Ленина, завод Ильбирс и т.д.) с огромным производственным комплексом приводило к огромной сумме налога, а это, безусловно, отражалось на цене продукции.
Таким образом, можно сказать, что изменения в налоговой системе принимались, прежде всего, с целью ее совершенствования. Кроме того в целях дальнейшего развития рынка ценных бумаг в КР, в законодательное собрание было внесено предложение, где предусмотрено освобождение от налога на прибыль, доходов, получаемых от операций (владение, продажи, распоряжения и других видов) с государственными ценными бумагами.
К наиболее важными кардинальным изменениям, произошедших с введением Налогового Кодекса по видам налогов до 2011 года, можно отнести:
1) По налогу на прибыль. Основной целью раздела "Налог на прибыль" являлось устранение антистимулов, тормозящих развитие бизнеса. В этом разделе были упорядочены и систематизированы различные виды доходов, подлежащих включению в состав совокупного дохода, и введена система вычетов из совокупного дохода.
2) Система учета налога на прибыль увязывалась с условиями, которые сложились в Кыргызской Республике. Наряду с методами начислений, которые лучше всего подходили для среднего и крупного бизнеса, в разрешалось использование кассового метода. К основным изменениям по налогу на прибыль относились:
Принятие единой ставки налога на прибыль в размере 30%, вместо ранее действовавших различных ставок.
Принципиально новым по налогу на прибыль по сравнению с действующим, где ставки составляли от 15 до 50% в зависимости от вида деятельности, являлось внедрение концепции, предполагающей равноправие всех объектов хозяйственной деятельности (единая ставка в размере 30%).
Включение в состав расходов, связанных с получением доходов, затрат на предоставление материальных льгот работающим (ранее не включаемые). Главное внимание здесь уделялось уточнению состава затрат, и в первую очередь, амортизационным отчислениям. Эти отчисления должны были стать реальным источником для восстановления производственных фондов предприятий. Одним из важных моментов, облегчающих положение налогоплательщиков, являлось пролонгация убытков прошлых лет для всех отраслей народного хозяйства сроком до 5 лет.
3) Применение увеличенных коэффициентов амортизации, что позволило хозяйствующим субъектам уменьшить налогооблагаемую прибыль и своевременно обновлять свой производственный потенциал. Представлены значительные льготы коммерческим банкам.
Известно, что некоторые отрасли промышленности (например, горнодобывающая) являются фондоемкими, и порядок исчисления амортизации, предусмотренный в Налоговом кодексе, не позволяет им в короткий срок восстановить основные средства. Они морально и физически устаревают, и снижается эффективность их использования. В связи с этим возникает необходимость применения в таких отраслях отдельных схем ускоренной амортизации для целей налогообложения. Сейчас уже внесены поправки в соответствующую статью Налогового кодекса.
Проблемы в области налогообложения привели к необходимости принятия нового Налогового Кодекса, вступившего в силу с 1 января 2011 года.
В Налоговом Кодексе КР вступившем в силу с 1 января 2011 года детально прописаны и изложены принципы налогообложения, система и виды налогов, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, упрощены налоговые процедуры и методы расчета налогов, а также сокращено количество налогов — с 16 до 8.
Следует особо отметить, что в новом Налоговом кодексе введен и прописан принцип, согласно которому налоговые органы страны могут осуществлять свои действия только в том случае, если эти действия разрешены кодексом, а налогоплательщики, в свою очередь, могут действовать во всех случаях, которые не запрещены данным Налоговым кодексом.
Также ,предусмотрена возможность для налогоплательщиков предоставлять налоговые отчетности в электронной форме с использованием сети Интернет без непосредственного контакта с представителями налоговых органов.
В тоже время налоговые органы обязаны не только контролировать исполнение налогового законодательства, но и оказывать содействие налогоплательщикам в исполнении ими этих обязательств. Что касается бланков налоговой отчетности, то они предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Помимо этого установлены сроки давности для налоговых целей — начисление или пересмотр суммы налоговой задолженности налогоплательщика может быть проведен в течение 6 лет после окончания налогового периода (в действующем кодексе ограничений по сроку давности не установлено). В тоже время возврат и зачет переплаченных сумм налога может быть произведен в течение 6 лет после окончания налогового периода (в действующем кодексе 3 года).
Введена классификация налоговых проверок, которые делятся на документальные проверки (плановые, внеплановые и перепроверки) и камеральные проверки. А при планировании налоговых проверок налоговые органы обязаны учитывать вероятность неуплаты налогов.
Поэтому в новом Налоговом кодексе предусмотрена методика анализа оценки рисков неуплаты налогов, как основание для проверки, а также определены механизмы и случаи начисления налоговых обязательств налогоплательщика на основе косвенных и расчетных методов определения налоговой базы.
С другой стороны, введены ограничения на проведение перепроверок налогоплательщиков — перепроверка может быть проведена в случае мотивированного заявления уполномоченного лица налогового органа, с указанием причин, по которым документы не были проверены ранее. При этом перепроверка должна быть проведена уполномоченным лицом налоговых органов, не участвовавшем в налоговой проверке, результаты которой перепроверяются.
Также предусмотрен механизм помощи налогоплательщикам по соблюдению требований налогового законодательства при заполнении налоговой отчетности. В частности, он реализуется с помощью камеральных проверок, которые направлены на выявление ошибок, допущенных налогоплательщиками при составлении налоговых отчетов с целью предупреждения доначисления штрафных санкций при проведении налоговых проверок.
Помимо этого установлены общие принципы привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Например, никто не может быть привлечен дважды к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
В новом Налоговом кодексе упрощены налоговые процедуры представления отчетности и уплаты налогов — количество ежемесячной и квартальной отчетности и сроки уплаты налогов сокращены более чем в 3 раза. Что касается максимальной ставки НДС, то она сокращена с 20 до 12 процентов. Ставка единого налога для субъектов малого бизнеса, работающих по упрощенной системе налогообложения, снижена с 10 до 6 процентов[10].
В тоже время, вместо отчислений на воспроизводство и развитие минерально-сырьевой базы, введен налог на недра (роялти и разовый платеж — бонус).
Кроме этого, заложены механизмы для реального введения налога на недвижимое имущество — на основе натуральных показателей. При этом предусмотрено освобождение от налога социально-уязвимых слоев населения и вычеты на каждого налогоплательщика.
Введены стимулирующие меры для развития определенных отраслей республики: для горнодобывающей промышленности предусмотрена ускоренная амортизация основных средств, стабилизация режима налогообложения; для отраслей переработки плодов, овощей и ягод — освобождение от уплаты налога на прибыль части прибыли, направленной на реинвестирование, а также освобождение от НДС; для отраслей переработки сельскохозяйственной продукции — полное освобождение от НДС в случае переработки собственной продукции, а также снижение НДС на 35% в остальных случаях. Для стимулирования развития сельского хозяйства и сельскохозяйственной инфраструктуры, товарно-сервисные кооперативы освобождены от налога на прибыль и от НДС.
Информация о работе Основные Проблемы и пути оптимизации налоговой системы Кыргызской Республики