Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:50, курсовая работа
Актуальность темы. В Кыргызской Республике, как и в других странах СНГ, переход к рыночным отношениям начал осуществляться в условиях глубокого экономического кризиса, характеризующегося отсталостью технологического уровня и низкого профессионализма работающих, развала поставок и дисциплины труда, неэффективности старого механизма хозяйствования, несоразмерности роста эффективности труда и понижения доходов населения. Таким образом, в силу ряда объективных и субъективных причин степень готовности республики при переходе к рыночной экономике оказалась недостаточной.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Налоги в системе факторов экономического роста.
1.1. Социально-экономическая налогов и их функции
1.2.Основные элементы налоговой системы
ГЛАВА II. Анализ налоговой системы Кыргызской Республики на современном этапе
2.1. Основные этапы становления и развития налоговой системы Кыргызской Республики
2.2. Анализ динамики наологовых поступлений в государственный бюджет Кыргызской Республики
Глава 3. Основные Проблемы и пути оптимизации налоговой системы Кыргызской Республики:
3.1. Современные проблемы налоговой системы Кыргызской Республики
3.2. Пути совершенствования системы налогообложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Фактические налоговые поступления составили 19 975,3 млн. сом, или с ростом 4,0% перевыполнен плановый показатель, по сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 2 718,5 млн. сом или на 15,8%, доля доходов к ВВП составила 10,2% и по сравнению с прошлым годом увеличилась на 1,0 процентных пункта.
Фактические поступления подоходного налога с физических лиц - резидентов Кыргызской Республики составили 3 468,8 млн. сом или 108,2% от установленного плана, перевыполнение составило 263,7 млн. сом. По сравнению с прошлогодним показателем сборы увеличились на 95,2 млн. сом или на 2,8%. Доля данного налога к ВВП осталась на том же уровне и составила 1,8 процента.
Сборы подоходного налога, уплачиваемого налоговым агентом составили 3 446,9 млн. сом или 107,9% от планового уровня, перевыполнение составило 252,0 млн.сом, более 100,0 млн.сом перевыполнено за счет введения в новом НК КР нормы, предусматривающей в налоговой базе суммы минимального расчетного дохода в месяц. По сравнению с прошлогодним периодом поступления увеличились на 789,0 млн. сом или на 29,7%, что обусловлено увеличением реального уровня средней заработной платы на 7,5% (источник – данные НСК за январь-ноябрь месяцы 2011 года). Доля данного налога к ВВП увеличилась на 0,3 процентных пункта и составила 1,8 процента.
Подоходный налог по единой налоговой декларации составил 21,9 млн. сом или в 2,0 раза больше от прогнозных показателей.
Поступления налога на прибыль составило 1 657,7 млн. сом или 101,0% от планового уровня, перевыполнено на 15,9 млн. сом, за счет авансовых платежей. Доля данного налога к ВВП сократилась на 0,5 процентных пункта и составила 0,9 процентов.
Налоги на доходы лиц - нерезидентов КР составили 452,7 млн. сом или 101,7% при доведенном прогнозе 445,1 млн. сом, перевыполнено на 7,6 млн. сом.
Поступления по единому налогу составили 102,2 млн. сом или 122,5% при доведенном прогнозе 83,4 млн. сом, перевыполнено на 18,8 млн.сом больше, за счет перехода хозяйствующих субъектов с уплаты добровольного патента на данный режим налогообложения, по сравнению с 2010 годом сборы увеличились на 30,1 млн. сом или на 41,8%.
Налоги на основе обязательного патента составили 722,1 млн. сом или 109,3% от планового уровня, перевыполнено на 61,5 млн. сом. По сравнению с прошлым годом поступления данного налога увеличились на 418,0 млн. сом, за счет увеличения ставок налога на основе обязательного патента, в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики с 1 января 2011 года.
Выдано по видам экономической деятельности, подлежащих налогообложению на патентной основе в обязательном порядке за 2011 год 10975 патентов, из них 1854 патентов юридическим лицам и 9121 патентов физическим лицам.
Налоги на основе добровольного патента составили 966,5 млн. сом при прогнозе 917,3 млн. сом или выполнены на 105,4%. По сравнению с прошлогодним периодом поступления данного налога увеличились на 250,9 млн. сом или на 35,1%, на основе базовых ставок с начала 2011 года региональными Управлениями ГНС с учетом корректировочных коэффициентов были утверждены и пересмотрены ставки добровольных патентов по видам предпринимательской деятельности. За 2011 год выдано 650 198 патентов.
Налоги на специальные средства бюджетных организаций составили 870,8 млн. сом при прогнозе 797,0 млн. сом, перевыполнено на 9,3% или 73,8 млн. сом, за счет принятия совместного приказа с Министерством финансов Кыргызской Республики по улучшению администрирования посредством казначейства.
Поступления по налогу на имущество 4 группы (налог на движимое имущество) составили 455,2 млн. сом при прогнозе 314,5 млн. сом или выполнены на 144,8%, перевыполнение составило 140,7 млн. сом, по сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 226,5 млн. сом. Увеличение произошло за счет улучшения администрирования (полный учет налогоплательщиков, формирование базы данных всех плательщиков).
Фактический объем поступившего земельного налога составил 917,3 млн. сом или 106,7% от доведенного прогноза, по сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 251,7 млн. сом или на 37,8%.
Выполнены прогнозные показатели по земельному налогу за пользование приусадебными и дачными земельными участками – 109,4%, земельному налогу за пользование сельскохозяйственными угодьями – 107,8%, земельному налогу за использование земель несельскохозяйственного назначения – 105,6%
Поступления НДС на товары и услуги, производимые на территории Кыргызской Республики составили 4 588,3 млн. сом или 100,6% при прогнозе 4 560,4 млн. сом, перевыполнено на 27,9 млн. сом, за счет расширения налогооблагаемой базы, а также введения в новом НК КР нормы, предусматривающей снижение ставки на 0,8 процентных пункта и ужесточение администрирования, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 989,4 млн. сом или на 27,5%. Доля данного налога к ВВП увеличилась на 0,4 процентных пункта и составила 2,3 процента.
Возвращение и возврат суммы превышения НДС, а также возврат НДС дипломатическим и приравненным к ним представительствам за 2011 год составил 408,6 млн. сом, что меньше чем за 2010 год на 753,1 млн.сом или 64,8%.
Налоги с продаж составили 3 932,6 млн. сом при прогнозе 3 904,6 млн. сом или выполнены на 100,7%. Доля к ВВП составила 2,0 процентных пункта. Одним из проблемных вопросов в работе ГНС является недопоступление акцизного налога на товары, производимые на территории Кыргызской Республики, которые составили 506,5 млн. сом или 92,1% при доведенном прогнозе 549,8 млн. сом, недопоступление составило 43,3 млн. сом, по сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 25,0 млн. сом или на 5,2%.
Объем производства водки и ликероводочных изделий за 2011 год (по данным ГП «Алкопром») составил 1 503,6 тыс. дал, индикативный план производства выполнен на 100,2%, по сравнению с прошлым годом производство продукции увеличилось на 1,4 тыс. дал. Объем реализации составил 1415,0 тыс. дал, по сравнению с прошлым годом объем реализации сократился 4,4 тыс. дал.
Поступления по водке и ликероводочным изделиям составили 257,7 млн. сом или 81,8% при доведенном прогнозе 315,0 млн. сом, недопоступление составило 57,3 млн. сом, по сравнению с прошлым годом поступления уменьшились на 20,1 млн. сом или на 7,2%.
Поступление за пользование недрами (роялти) составили 682,8 млн. сом при прогнозе 684,1 млн. сом или 99,8%. Удельный вес к ВВП остался на том же уровне и составил 0,4 процентных пункта.
Одним из направлений деятельности налоговой службы является контроль за поступлением неналоговых платежей, которые составили 1 171,9 млн. сом с ростом 4,6% от планового показателя, перевыполнение составило 51,2 млн.сом, за счет увеличения поступлений от оплаты за пользование природных ресурсов в сумме 20,0 млн.сом и платы за аренду земель в сумме 22,9 млн.сом. Доля доходов к ВВП осталась на прежнем уровне и составила 0,6%. Номинальный темп роста составил 107,2%.
Рис 1.1. Динамика налоговых поступлений в период 2007 по 2011 гг.
Из вышеприведенного анализа выше следует, что на протяжении 2007-2011 гг наблюдается рост общих налоговых поступлений, который однозначно отражается на валовом внутреннем продукте (ВВП) и государственном бюджете Кыргызской Республики
Таблица 2.1.Анализ динамики поступления прямых налогов в бюджет КР за 2009-2011 гг, млн. сом
Прямые налоги | 2009 | 2010 | 2011 |
факт. поступление подоходного налога | 1820,3 | 2317,4 | 3373,5 |
Сборы подоходного налога удерживаемого у источника дохода | 1373,6 | 1841,4 | 2657,9 |
Подоходный налог с индивидуальных предпринимателей | 43,5 | 46,8 | 62 |
Сборы подоходного налога на патентной основе | 378 | 429,3 | 653,6 |
Доходы от обязательного патентирования | 157,4 | 222,9 | 304,1 |
налог на прибыль | 1191,6 | 1343,8 | 2492,7 |
налог на имущество | 894,2 | 713,4 | 894,2 |
налог за пользование автомобильными дорогами | 501,6 | 636,2 |
|
Отчисления для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | 1032,1 | 1277,2 | 1916,6 |
всего млн. сом | 6970,4 | 8208,6 | 11551,8 |
Одним из условий роста поступлений налогов на внешнеэкономическую деятельность должно быть планомерное сокращение объема предоставляемых, в соответствии с законодательством республики, освобождений от уплаты налогов и таможенных платежей.
Прямые налоги за пользование автомобильными дорогами и отчислениям средств на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций являются общегосударственными.
В качестве основных целей налоговой политики в регулировании экономики КР, в частности, увеличения поступлений за счет прямых налогов предусмотрено следующее:
- рост валового внутреннего продукта и продукции
- прекращение спада сельскохозяйственного производства;
- создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;
- формирование условий справедливой конкуренции на внутреннем рынке, в том числе за счет снижения средневзвешенной ставки таможенного тарифа;
- снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;
- выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед субъектами хозяйственной деятельности и населением;
- рост реальных располагаемых денежных доходов населения
- поддержание уровня занятости населения Кыргызской Республики и снижение числа безработных;
- повышение инвестиционной активности, формирование источников реального наполнения бюджета, увеличение объемов капитальных вложений.
24 декабря 2011 года Жогорку Кенеш принял проект закона КР «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2011 год и прогнозе на 2011-2012 годы» в третьем чтении. Принятию проекта закона предшествовало детальное обсуждение вопроса на заседаниях комитетов, всех депутатских фракций Жогорку Кенеша и на парламентских слушаниях с участием гражданского общества.
Доходная часть республиканского бюджета на 2011 год утверждена в сумме 52,1 млрд. сомов, включая грантовые средства, расходная часть - в сумме 65,6 млрд. сомов, дефицит республиканского бюджета составит 13,4 млрд. сомов. На покрытие дефицита будут направлены как внутренние (1,3 млрд. сомов), так и внешние источники (12,2 млрд. сомов). Уровень инфляции в 2011 году составит 10,5%.
Как известно, Правительством КР были представлены два варианта проекта бюджета на 2011 год. Это случилось потому, что в рамках проводимой реформы системы государственного управления возникла необходимость изменения параметров проекта бюджета. Переработанный вариант республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2011-2012 годы Правительством на рассмотрение Жогорку Кенеша внесен 14 декабря 2011 года. Проект республиканского бюджета на 2011 год разработан на основе Среднесрочного прогноза бюджета Кыргызской Республики на 2011-2012 годы, одобренный решением Координационного совета по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве КР 22 июня 2011 года[12].
Наиболее наглядно о роли косвенных налогов в доходах государственного бюджета Кыргызской Республики свидетельствую фактические данные ГНИ за 2009-2011 года.
Проанализировав данные ГНИ можно судить о динамике НДС, акцизов и налогов с продаж.
За 2009 год доходы ГНИ достигли 9606,7 млн.сом или 103,3% от прогноза в объеме 9302,7 млн.сом. По сравнению с прошлым годом поступления налогов и платежей увеличились на 880,4 млн. сом или на 10,1% в номинальном выражении. Доля доходов к ВВП составила 8,5%.
Фактические налоговые поступления составили 8980,1 млн.сом. На 2,7% перевыполнен прогнозный показатель, обеспечен рост по сравнению с прошлогодним периодом на 694,3 млн.сом или на 8,4% в номинальном выражении. Доля в ВВП по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократилась на 0,3 процентных пункта и составила 7,9%.Поступления в республиканский бюджет составили 6422,5 млн.сом или на 1,6 % выше установленного планового показателя. Отмечен рост по сравнению с прошлогодним периодом на 362,0 млн.сом или на 6,0%.
Из подведомственных структурных подразделений, обеспечено выполнение прогнозных показателей в ГНИ по: Ошской области – 107,7%, г.Ош – 103,9 %, Ысыккульской области – 110,1%, г.Бишкек – 105,2%, Нарынской области – 106,5%, Жалалабатской области – 103,3%, Чуйской области – 104,8%, Таласской области – 103,0%, Баткенской области – 115,0%, в УККН – 100,0%, также обеспечили выполнение прогнозных показателей все районные и городские налоговые инспекции.
Поступления НДС на внутреннюю продукцию составили 1686,5 млн.сом или 102,8% от доведенного плана. Доля к ВВП составила 1,5%.
За 2009 год сумма фактически предъявленного НДС к возмещению предприятиями-экспортерами (по статье 159 НК КР) составила 800,2 млн.сом, из которых возмещено 588,9 млн.сом. В том числе в счет погашения задолженности по таможенным платежам 215,9 млн.сом, в счет погашения задолженности по другим видам налогов 328,1 млн.сом, возвращено налогоплательщику 44,8 млн.сом.
В сравнении с показателями за аналогичный период 2006 года фактически предъявленный к возмещению НДС увеличился на 56,8 млн.сом, объем фактически возмещенного НДС увеличился на 8,3 млн.сом. Остаток не возмещенной суммы по состоянию на 1 января 2010 года составляет 211,4 млн.сом.
Поступления акцизного налога на внутреннюю продукцию составили 471,7 млн.сом или 84,3% при установленном прогнозе 559,3 млн.сом или недопоступление составило 87,6 млн.сом. Удельный вес к ВВП составил 0,4%. Падение сборов обусловлено невыполнением индикативных показателей производства ликероводочной продукции на 734,0 тыс.декалитров или на 33,4 процента, наличием нереализованной продукции в объеме 85,2 тыс.декалитров (источник – данные ГП «Алкопром» за январь-декабрь месяцы 2009 года).
Информация о работе Основные Проблемы и пути оптимизации налоговой системы Кыргызской Республики