Негосударственные пенсионные фонды: проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – оценка современного состояния рынка пенсионных услуг на базе добровольного негосударственного пенсионного обеспечения и его перспективы развития.
Задачи курсовой работы – раскрыть:
* - причины реформирования пенсионной системы РФ;
* - работу Пенсионного фонда РФ;
* - проблемы пенсионной реформы;
* - правовой статус НПФ;
* - структуру НПФ;
* - ресурсы НПФ;
* - риски НПФ.
* - проблемы НПФ.

Содержание

Введение 3
1 Пенсионная система РФ 4
1.1 Причины реформирования ПС РФ 4
1.2 Пенсионный фонд РФ 8
1.3 Проблемы пенсионной реформы 10
1.4 Международный опыт социального обеспечения граждан 14
2 Методология оценки НПФ 17
2.1 Правовой статус и контроль над деятельностью НПФ 17
2.2 Классификация и структуризация НПФ 19
2.3 Отличительные особенности НПФ 31
3 Перспективы НПФ 35
3.1 Риски 35
3.2 Проблемы 39
3.3 Ресурсы 41
Заключение 47
Список литературы 50

Работа содержит 1 файл

НПФ.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

      Работник, вступивший в сберегательные отношения с НПФ, выплачивает ему ежемесячно от 3 до 12% заработной платы. Аналогичная сумма переводится и предприятием (базовая схема, см. рис. 2). Кроме того, с согласия работников оно также перечисляет в НПФ и обязательные платежи по накопительной части пенсии. В дальнейшем эти средства инвестируются в долгосрочные проекты. Полученный доход реинвестируется, что увеличивает доходность НПФ.

  

  Средства, аккумулированные на консолидированном  счете в НПФ (ежемесячные взносы работников и предприятия), передаются на депозит сроком  на 15 лет с правом пролонгации банку для инвестирования в ипотеку. Работник, желающий улучшить свои жилищные условия путем приобретения строящейся или готовой квартиры с помощью ипотечного кредитования, вносит 30% необходимой суммы, остальные 70% оплачивает банк в виде ипотечного кредита сроком до 15 лет.

        Работник, взявший  ипотечный кредит, может получить субсидию на частичное погашение  первоначального взноса. Он выплачивает  сумму кредита и проценты в банк, который в свою очередь возвращает их НПФ (за минусом комиссии в качестве платы за услуги), если не происходит реинвестирования этих средств. Таким образом, НПФ получает инвестиционный доход, а работники – возможность пользования ипотечным кредитом.

      Предприятие может пойти и по другому пути, приняв решение о направлении  части прибыли на финансирование строительства жилья для своих  работников. Тогда у него возникает  необходимость платить с этой суммы налог на прибыль 24%. Таким  образом, при одинаковых финансовых затратах эффективность схемы ипотечного кредитования работников на базе НПФ выше, чем при простом перечислении части прибыли предприятия на финансирование строительства жилья.

      Кроме того,  негосударственное пенсионное обеспечение на предприятии может стать эффективным инструментом кадровой политики. Использование корпоративной пенсионной программы способствует формированию стабильного трудового коллектива, уменьшению текучести кадров, проведению политики омоложения кадров, позволяет повысить уверенность работников в завтрашнем дне. Корпоративные пенсионные программы сегодня оказались наиболее востребованным инструментом управления персоналом. Размеры государственных пенсий, как известно, невелики, корпоративные же пенсионные программы гарантируют их существенное увеличение. Владельцы корпораций, имеющих НПФ, автоматически  получают статус «социально ответственного работодателя». 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение.

  В курсовой работе были рассмотрены проблемы пенсионной системы и причины ее реформирования. Следует особо подчеркнуть: реформа пенсионной системы России связана не только и не столько с решением проблем Пенсионного фонда РФ и уже существующих добровольных негосударственных пенсионных фондов (НПФ), сколько с общим упорядочением организации пенсионных выплат по всем регионам страны и с их ростом до уровня, гарантирующего пенсионерам хотя бы прожиточный минимум.

        Конкретнее  говоря, проводимая пенсионная реформа  призвана развернуть систему, которая  обеспечит, во-первых, адекватные текущей  и прогнозируемой экономической ситуации пропорции обязательных распределительных и добровольных накопительных пенсионных схем (что, способно серьезно повысить мотивацию к производительному, соответственно хорошо оплачиваемому труду).

  Во-вторых, - преобразование нынешней распределительной системы, которая должна постепенно утратить для большинства пенсионеров свое доминирующее значение, но обязательно сохранить свою роль для слоя малоимущих и социально недостаточно защищенных граждан.

  В-третьих, - ответственное и мотивированное отношение большинства населения к пенсионным сбережениям как форме заботы о собственном будущем. Поощряя и одновременно стимулируя долгосрочность пенсионных сбережений, государство должно осознать, что неизбежное при этом сокращение текущего потребления создаст некоторые предпосылки расширения инвестиционного потенциала в стране, а в перспективе будет способствовать повышению среднего уровня общественного благосостояния.

  В-четвертых, - возможность освободить государство  от непосильного и недостаточно ответственно принятого обязательства постоянно увеличивать масштабы финансирования пенсионных выплат.

        С началом  пенсионной реформы негосударственные  пенсионные фонды вступили в новый  этап своего развития. Был принят ряд  новых и изменены редакции уже существующих документов, регламентирующих работу НПФ в условиях реформы: Федеральный закон от 7мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федеральных законов от 12.02.2001 N 18-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 10.01.2003 N 14-ФЗ, от 02.12.2004 N 155-ФЗ, от 09.05.2005 N 48-ФЗ), Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и др.

        Проведя классификацию  НПФ, я пришел к выводу, что наиболее перспективными в нашей стране остаются корпоративные и отраслевые пенсионные фонды. Им присущ высокий уровень социальной ответственности, прозрачность деятельности и наличие различных форм общественного контроля. Кроме того,  они ориентируются на развитие своей агентской сети и стараются как можно быстрее нарастить клиентскую базу. Из рейтинга НПФ, публикуемого агентством «Эксперт РА» следует, что по всем показателям выделяются три фонда: «Лукойл-Гарант», «Газфонд», «Благосостояние». На сегодняшний день, это лидеры негосударственного пенсионного обеспечения. Если говорить о будущем  остальных фондов, я считаю, что большая их часть будет закрыта или поглощена наиболее сильными фондами. Контроль со стороны государства станет более жестким. Например, увеличится уставной капитал при открытии НПФ с 30 до 100 млн. рублей.

        Из всех рассмотренных проблем НПФ, я бы все же выделил полное отсутствие информационно-разяснительной работы с населением. Осведомленность населения по пенсионной реформе в настоящий момент практически нулевая. Конечно, сказывается и менталитет соотечественников. Только россияне не могут себя заставить в 20 лет задуматься о том, что будет с ними в 60 лет. Необходимо понимание каждым человеком личной ответственности за собственное будущее.

      По  оценке главы Минфина А.Кудрина, с 2015 г. в РФ начнется кризисный период пенсионной системы. К этому времени  соотношение работающего и неработающего  населения сравняется. В результате в период с 2020 по 2030 год бюджет должен будет ежегодно изыскивать дополнительные доходы в размере 2% ВВП, чтобы поддержать коэффициент замещения (соотношения размера зарплаты и пенсии) на нынешнем уровне – 27%. «ЕСН и другие налоги не обеспечат достойный уровень пенсий», - заявил министр.14 Взвешивая все плюсы и минусы негосударственного пенсионного обеспечения, а, также принимая во внимание последние заявления главы Минфина А.Кудрина, главы Минздравсоцразвития М.Зурабова  и послание Федеральному Собранию Российской Федерации В.Путина, можно сделать вывод, что НПФ являются не просто альтернативой Государственному пенсионному фонду, а наиболее предпочтительным выбором.

        В заключении отмечу особую роль негосударственных пенсионных фондов в реализации национальных программ. Значение деятельности негосударственных пенсионных фондов для экономической системы РФ определяется двумя факторами. Во-первых, во всем мире негосударственные пенсионные фонды являются крупными инвесторами, которые предоставляют национальной экономике самые "долгие" финансовые средства. Регулируя возможности по размещению пенсионных резервов, государство может прицельно направлять значительные ресурсы в приоритетные для развития отрасли экономики. Во-вторых, важна социальная роль негосударственных пенсионных фондов, которые решают социально-экономические проблемы, связанные с достойным уровнем обеспечения после завершения активного трудоспособного периода, снимая часть нагрузки с государственного бюджета.

Объективная необходимость сочетания государственного и негосударственного пенсионного  обеспечения приведет к тому, что НПФ будут исполнять роль одних из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между социальными группами, работодателями, работающими и государством.  

  

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература.

      1 Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: - М.: Юрид. лит., 1993. - 96с.

      2 Гражданский кодекс Российской  Федерации[Текст]: Часть 1 от 30 нояб. 1994г., №51-ФЗ: офиц. текст: по состоянию на 5 окт. 2006 г. - М.: ГроссМедиа Ферлаг, 2006. - 384с.

      3 О негосударственных пенсионных  фондах [текст]: федер. закон от 7 мая 1998 года, N 75-ФЗ: офиц. текст: в ред. Федеральных законов от 12.02.2001 N 18-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 10.01.2003 N 14-ФЗ, от 02.12.2004 N 155-ФЗ, от 09.05.2005 N 48-ФЗ // [Электронный ресурс] http://www.gf.ru

      4 Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пении в РФ [текст]: федер. закон от 24 июля 2002 года, №111-ФЗ: офиц. текст: в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 10.11.2003 N 135-ФЗ, от 28.07.2004 N 81-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 09.05.2005 N 48-ФЗ // [Электронный ресурс]

 http://www.gf.ru

      5 Марков, В.З. Особенности моделирования  оптимальной структуры инвестиционного портфеля НПФ [текст] / В.З.Марков, Л.А.Сетченкова // Деньги и кредит – 1999. - №6 – с.37-39.

      6 Михальчук, В.Ю. НПФ: риски и  формирование пассивов [текст] / В.Ю.Михльчук // Финансы – 2000. - №3 – с.45-47.

      7 Сетченкова, Л.А. Возможности инвестирования средств в НПФ //Финансы и кредит. - 2005. - №28. - с.52-53.

      8 Хмыз, О.В. Модернизация финансового  рынка [текст] / О.В.Хмыз // Финансы – 2006. - №1

      9 Горюнов, Игорь Негосударственные  пенсионные фонды: социальный  институт и субъекты рынка  [текст] / Игорь Горюнов // Человек и труд – 2005. - №8

      10 Пенсия. Как её накопить? Есть варианты… [Электронный ресурс] http://www.pmoney.ru/txt.asp?id=554350&rbr=202

      11 Прогноз отдела экономических и социальных проблем ООН. [Электронный ресурс]

http://www.pfrf.RU

      12 Данные доклада ВОЗ о средней продолжительности жизни.

[Электронный ресурс]

http://www.pfrf.RU

      13 Основные демографические показатели. [Электронный ресурс]

http://www.gks.ru/wps/portal

      14 Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий в целом по Российской Федерации по состоянию на 30 июня 2006 г. [Электронный ресурс] http://www.pfrf.RU

      15 Отчет о работе Счетной Палаты Российской Федерации в 2005 году. [Электронный ресурс]

http://www.ach.gov.ru/results/reports/2005-5.php

      16 Пенсионное обеспечение: международный опыт // Парламентская газета – 2005. - №15.

      17 Пенсионная реформа: Сб. статей / Министерство труда и социального развития РФ и др. М.: Просвещение, - 2002. - с.206.

      18 Атлас негосударственного пенсионного обеспечения населения в РФ / Под общ. ред. В.И. Мудракова. Министерство труда и социального развития РФ и др. М.: Просвещение, - 2002. – с.4.

      19 ФСФР получит полный доступ к НПФ. [Электронный ресурс]

file://localhost/printissues/d/2007/01/

      20 Грядет пенсионный кризис // Экономика и жизнь – 2007. - №09 

  

 

        

  
 
 
 

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды: проблемы и перспективы развития