Негосударственные пенсионные фонды: проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – оценка современного состояния рынка пенсионных услуг на базе добровольного негосударственного пенсионного обеспечения и его перспективы развития.
Задачи курсовой работы – раскрыть:
* - причины реформирования пенсионной системы РФ;
* - работу Пенсионного фонда РФ;
* - проблемы пенсионной реформы;
* - правовой статус НПФ;
* - структуру НПФ;
* - ресурсы НПФ;
* - риски НПФ.
* - проблемы НПФ.

Содержание

Введение 3
1 Пенсионная система РФ 4
1.1 Причины реформирования ПС РФ 4
1.2 Пенсионный фонд РФ 8
1.3 Проблемы пенсионной реформы 10
1.4 Международный опыт социального обеспечения граждан 14
2 Методология оценки НПФ 17
2.1 Правовой статус и контроль над деятельностью НПФ 17
2.2 Классификация и структуризация НПФ 19
2.3 Отличительные особенности НПФ 31
3 Перспективы НПФ 35
3.1 Риски 35
3.2 Проблемы 39
3.3 Ресурсы 41
Заключение 47
Список литературы 50

Работа содержит 1 файл

НПФ.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

Содержание. 

с.

Введение            3

1 Пенсионная система РФ                                       4

   1.1 Причины реформирования ПС РФ                                                              4

   1.2 Пенсионный фонд РФ                                                                                   8

   1.3 Проблемы пенсионной реформы                                                               10 

   1.4 Международный опыт социального обеспечения граждан                    14

2 Методология оценки НПФ                                                                               17

   2.1 Правовой статус и контроль над деятельностью НПФ                          17

   2.2 Классификация и структуризация НПФ                                                   19

   2.3 Отличительные особенности НПФ                                                            31

3 Перспективы НПФ                                                                                             35

       3.1 Риски                                                                                                              35

       3.2 Проблемы                                                                                                      39                                                                                                                

   3.3 Ресурсы                                                                                                          41                                                         

Заключение                                                                                                             47

Список литературы                                                                                                50  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Двадцатый век существенно изменил представления  населения о социальной справедливости, в том числе в связи с  развитием пенсионного обеспечения: в наше время практически все  признают как нечто само собой  разумеющееся обязательность государственной материальной поддержки каждого гражданина, достигшего пенсионного возраста.

      Порядок назначения и механизмы выплаты  пенсий регулируются законодательством  конкретной страны и изменяются в  соответствии с реальными политическими  и финансовыми обстоятельствами. Вместе с тем большинство стран мира, с одной стороны сталкиваются с проблемой относительной ограниченности бюджетных возможностей улучшения пенсионного обеспечения своих пожилых граждан, а с другой, - формируют и этически поддерживают понимание каждым человеком личной ответственности за собственное будущее. Поэтому получили развитие и всячески поощряются самые разнообразные формы участия каждого гражданина в добровольном накопительном пенсионном страховании, а в развитых странах, где под многолетним давлением профсоюзов и гражданского общества возник феномен «социального партнерства», равным соучастником этого вида страхования стали и работодатели.

      Благодаря изменениям, происходящим в политической и экономической сферах жизни нашего государства, система пенсионного обеспечения России лишь обретает аналогичные черты. До начала рыночных реформ пенсионная система страны была построена по «расходному принципу» (в виде гарантированной государством пенсии). Пенсия являлась единственным источником доходов пенсионеров (если не считать накоплений в Сберегательной кассе на «старость»). Других инструментов сохранения и приращения стоимости просто не существовало.

      Сегодня мы живем в другой стране. У людей  появилась реальная возможность  не только увеличить государственную пенсию, но и самостоятельно сформировать дополнительную пенсию. Для этого существуют финансовые посредники, которые  предоставляют своим клиентам (инвесторам и заемщикам) широкий набор финансовых инструментов и услуг  по управлению денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом.   К ним относятся банки, кредитные союзы, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, лизинговые компании, инвестиционные компании, валютные магазины и т.д.

      Негосударственные пенсионные фонды появились сравнительно недавно, но уже успели завоевать доверие 12,5 % россиян (по данным всероссийского центра изучения общественного мнения ВЦИОМ)1. Как правило, это люди, живущие в крупных городах с высоким уровнем дохода (выше среднего) предприниматели и руководители высшего и среднего звена.  

      Цель  курсовой работы – оценка современного состояния рынка пенсионных услуг на базе добровольного негосударственного пенсионного обеспечения и его перспективы развития.

      Задачи курсовой работы – раскрыть:

  • - причины реформирования пенсионной системы РФ;
  • - работу Пенсионного фонда РФ;
  • - проблемы пенсионной реформы;
  • - правовой статус НПФ;
  • - структуру НПФ;
  • - ресурсы НПФ;
  • - риски НПФ.
  • - проблемы НПФ.

      В последние годы в России увеличивается количество людей, участвующих в пенсионных программах, предлагаемых негосударственными пенсионными фондами. Это связано, во-первых, с тем, что, начиная с 2004 года можно перевести накопительную часть пенсии из ПФР в НПФ, а, во-вторых, с кризисом пенсионной реформы. Но, НПФ являются не только социальными институтами. Они обладают огромным инвестиционным потенциалом, который, к сожалению, остается невостребованным в полном объеме. Учитывая вышесказанное можно утверждать, что выбранная тема курсовой работы является актуальной.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Пенсионная система РФ 
 

1.1 Причины реформирования ПС РФ 
 
 

Население Земли увеличится к 2050 году до 9,1 млрд. человек. Сегодня на планете проживают 6,5 млрд.  Такой прогноз опубликовал  отдел экономических и социальных проблем ООН. Эксперты предрекают, что за 45 лет в списке самых густонаселенных стран произойдут заметные перемены.  По прогнозам уже через 25 лет в соревновании стран-миллиардеров – Китая и Индии – верх возьмет Индия. Самой многонаселенной страной Индия должна стать в 2030 году. В первую очередь это связано с уровнем рождаемости. В Китае уровень рождаемости составляет 1,7 ребенка на женщину, а в Индии этот показатель примерно равен трем. К 2025 году Китай достигнет максимума 1441 млн. человек, после чего население азиатского гиганта предположительно будет снижаться. Третье место в списке самых многонаселенных государств сохранится за США, чье население даже в 2050 году будет выглядеть не таким уж и большим по сравнению с индийским и китайским – всего 395 млн. человек. На четвертое место в мире должен выйти Пакистан. Население этой азиатской страны к середине ХХI века почти удвоится – со 157 до 305 млн. человек. Замыкает десятку самых многонаселенных стран (если прогнозы сбудутся) Эфиопия, где ожидается рост народонаселения с нынешних 77 до 170 млн. человек. Все демографические взрывы запланированы исключительно в странах третьего мира.

      В странах СНГ ситуация неоднозначная. Так, в некоторых бывших союзных  республиках, по прогнозам ООН, население  уменьшится (Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Молдавия). В других – Азербайджан, Туркмения, Киргизия – незначительно вырастет. А вот  в Таджикистане и Узбекистане ожидается рост народонаселения примерно в 1,5 раза. В Украине, наоборот, предвидится резкое падение численности населения, чуть ли не вдвое – с 46 млн. до 26 млн. человек. Заметно уменьшится и число жителей России – со 143 млн. до 112 млн. человек, в результате чего наша страна из 7-й по населению в мире превратится в 17-ю, пропустив вперед Вьетнам и Египет.2

      Ожидаемая продолжительность жизни у японцев на 17 лет больше, чем у жителей России. Об этом свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), обнародованные 7 апреля в Токио. По свидетельству авторов доклада, Япония продолжает удерживать мировое лидерство по ожидаемой продолжительности жизни, которая в 2003 году составляла для жителей этой страны 82 года. При этом у японок она достигает 85 лет. Столько же, как ожидается, в среднем будут жить женщины в княжестве Монако. Ожидаемая продолжительность жизни японских мужчин – 78 лет, на одном уровне с рядом европейских стран, включая Швецию, Швейцарию и Исландию. На противоположном полюсе – находящееся на юге Африки небольшое королевство Свазиленд. Жителям этого государства эксперты ВОЗ предрекают жизненный путь продолжительностью всего 35 лет.

      В России, по оценкам  ВОЗ, ожидаемая продолжительность  жизни составляет 65 лет, в том числе 72 года у женщин и 58 лет у мужчин.3 Из 192 стран-членов ВОЗ в 13 государствах этот показатель составляет не менее 80 лет, тогда как в 26 африканских странах и Афганистане люди, по прогнозам, проживут в среднем не более 50 лет.

      Сложившаяся демографическая ситуация в нашей  стране (см. табл. 1) влечет за собой целый комплекс проблем, одна из которых выплата пенсий. На одного пенсионера приходиться менее двух работающих человек. При существовавшей ранее перераспределительной пенсионной системе эта проблема вряд ли нашла бы решение.

      Конечно же, демографическая проблема была не единственной причиной реформирования пенсионной системы. Реформа пенсионной системы являлась одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ. По мере нарастания массы изменений в экономике страны, и в пенсионной системе в частности, все острее ощущалась необходимость ее реформирования. Две попытки преобразования пенсионного законодательства и на его основе – пенсионной практики, предпринятые в 1994-95 и 1997-98 гг., успехом не увенчались из-за нестабильности экономической ситуации в стране и серьезных финансовых потрясений. И только после относительной стабилизации экономической обстановки и поворота экономики к подъему стало возможным обновление и реформирование пенсионной системы.

C вступлением  в силу с 2002 года федеральных  законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в стране был запущен механизм пенсионной реформы.

Содержание пенсионной реформы.

Сущность  реформы состоит в переходе от распределительной системы к  системе распределительно-накопительной. Основной смысл реформы – повышение зависимости между зарплатой, которую человек заработал за свою трудовую жизнь, и размером его пенсии. При распределительной системе все средства, перечисляемые работодателем в качестве пенсионных отчислений, использовались для текущих выплат пенсий пенсионерам.

Таблица 1  Основные демографические показатели.4

  1990 1996 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Численность населения1) – всего, тыс. человек  147665 148292 146304 145649 144964 144168 143474 142754
      в том числе:                 
   городское   108736 108311 107072 106725 106321 105818 104719 104105
   сельское  38929 39981 39232 38924 38643 38350 38755 38649
Из  общей численности населения  – население в возрасте, тыс. человек:                 
   моложе трудоспособного  36101 33615 28387 27274 26115 25014 24095 23317
   трудоспособном2)  83943 84540 88040 88515 89206 89896 90218 90328
   старше трудоспособного  27621 30137 29877 29860 29643 29258 29161 29109
Ожидаемая продолжительность жизни при  рождении, число лет:                  
   все население  69,2 65,8 65,2 65,0 64,9 65,3 65,3  
   мужчины  63,7 59,6 58,9 58,7 58,6 58,9 58,9  
   женщины  74,3 72,4 72,2 71,9 71,8 72,3 72,4  
На 1000 человек населения                 
Родившихся  13,4 8,9 9,0 9,7 10,2 10,4 10,2  
Умерших – всего  11,2 14,2 15,6 16,2 16,4 16,0 16,1  
   в том числе детей в возрасте  до 1 года 3)  17,4 17,4 14,6 13,3 12,4 11,6 11,0  
Естественный  прирост, убыль (-) населения  2,2 -5,3 -6,6 -6,5 -6,2 -5,6 -5,9  
Число браков  8,9 5,9 6,9 7,1 7,6 6,8 7,5  
Число разводов  3,8 3,8 5,3 5,9 5,5 4,4 4,2  
Миграционный  прирост, убыль (-) населения  1,9 3,5 1,9 1,6 0,6 0,7 0,9  

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды: проблемы и перспективы развития