Негосударственные пенсионные фонды: проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – оценка современного состояния рынка пенсионных услуг на базе добровольного негосударственного пенсионного обеспечения и его перспективы развития.
Задачи курсовой работы – раскрыть:
* - причины реформирования пенсионной системы РФ;
* - работу Пенсионного фонда РФ;
* - проблемы пенсионной реформы;
* - правовой статус НПФ;
* - структуру НПФ;
* - ресурсы НПФ;
* - риски НПФ.
* - проблемы НПФ.

Содержание

Введение 3
1 Пенсионная система РФ 4
1.1 Причины реформирования ПС РФ 4
1.2 Пенсионный фонд РФ 8
1.3 Проблемы пенсионной реформы 10
1.4 Международный опыт социального обеспечения граждан 14
2 Методология оценки НПФ 17
2.1 Правовой статус и контроль над деятельностью НПФ 17
2.2 Классификация и структуризация НПФ 19
2.3 Отличительные особенности НПФ 31
3 Перспективы НПФ 35
3.1 Риски 35
3.2 Проблемы 39
3.3 Ресурсы 41
Заключение 47
Список литературы 50

Работа содержит 1 файл

НПФ.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

Накопительная часть стремительно обесценивается, а всю вину ПФР возлагает на то, что по российским законам ВЭБ  может вкладывать только в государственные и ипотечные бумаги, которые приносят доходность ниже уровня инфляции. О необходимости законодательных изменений говорится уже несколько лет, но воз и ныне там. Минздравсоцразвития решило повернуть пенсионную реформу вспять. Накопительная система, по замыслу главы Минздравсоцразвития Михаила Зурабова, должна быть исключена из системы обязательного пенсионного страхования. С 2008 года предполагается прекратить перевод во Внешэкономбанк пенсионных накоплений граждан, которые не воспользовались правом хранения накопительной части пенсии в частных управляющих компаниях и доверились государственному институту. Эти суммы, поступающие в рамках единого социального налога, предлагается с 2008 года направлять на финансирование страховой части пенсии и покрытие дефицита Пенсионного фонда России. К 2013 году министерство хочет вообще ликвидировать трехуровневый формат пенсионной системы (базовая, страховая, накопительная части) и реанимировать прежний двухуровневый (базовая и страховая части). Всем этим будет управлять государство в лице ПФР. А частным компаниям останутся частные пенсионные накопления тех, кто этой возможностью пожелает воспользоваться. Причина столь резкого разворота — малая активность населения по переводу своей накопительной части в частные УК. Но в этом во многом виноват сам Зурабов — он всячески противился пропаганде частных управляющих компаний. По данным депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, в распоряжении негосударственных управляющих компаний и пенсионных фондов сегодня всего лишь 6,5 млрд рублей. Остальные деньги — а это на конец 2006 года около 267,1 млрд рублей — находятся в ВЭБе. По закону ВЭБ имеет право на 80% пенсионных денег покупать ОФЗ, а на остальные 20% — еврооблигации. А это значит, что скоро госбумаг, в которые можно инвестировать пенсионные, на всех «молчунов» не хватит. Увеличение присутствия пенсионных денег на рынке ГКО—ОФЗ приведет к фактической утрате ликвидности рынка. Представители частных УК с грустью отмечают, что, если предложения Зурабова будут приняты, пенсионная реформа закончится на самом интересном месте, когда к ним, наконец, пошли люди. Кроме того, таким резким разворотом государство в очередной раз подорвет доверие граждан к себе. И хотя в такой реформе пенсионной реформы могут быть заинтересованы некоторые госбанки, вероятность реализации планов Минздравсоцразвития невелика. Слишком радикальным был бы поворот вспять.  

      К слову сказать, и это признает глава ПФР, средняя пенсия сегодня немногим превышает скромный российский прожиточный уровень (всего на 6%). Едва ли в ближайшие годы стоит рассчитывать на какой-то существенный рост. Согласно последнему наказу Президента России Владимира Путина, в этом году пенсии должны были бы вырасти на 20%. Глава ПФР сообщил, что по результатам года, увеличение составит лишь 15%. Это перекрывает официальную инфляцию в 8%, однако давно известно, что основные расходы пенсионера – товары первой необходимости, лекарства и услуги ЖКХ дорожают быстрее сводного индекса. Оставим за рамками обсуждение адекватности данных официальной статистики – в магазин мы все ходим ежедневно и имеет свое мнение о реальном уровне инфляции в России.

      Недовольны  размерами пенсий не только действующие  пенсионеры, но и работающие ныне россияне. Недавно в Конституционный суд  РФ поступил запрос, который касается 29 млн. россиян. Как известно, граждане старше 1967 года рождения лишены права на накопительную часть трудовой пенсии, хотя очевидно, что хорошо зарабатывающий человек за оставшиеся до выхода на пенсию двадцать лет мог бы накопить существенную прибавку к пенсии. Дело в том, что за счет этой возрастной категории Пенсионный фонд России увеличил долю средств, находящихся в его оперативном управлении: деньги работающих россиян старше сорока идут в страховую часть и покрывают дефицит бюджета Пенсионного фонда. По сути, это прямое нарушение Конституции, так как непонятно, какова разница между работником 1966 года рождения и, скажем, 1967 года. Впрочем, если Конституционный суд признает неправомерность данного положения, реального эффекта нам ждать не стоит. Дело в том, что порядка 98% россиян доверили управление своими пенсионными накоплениями ВЭБу, который, как известно, пока плохо управляет накопительной частью пенсии.

Доверие людей к реформе от всего этого  поубавилось.

1.4 Международный опыт социального обеспечения. 
 
 

Пенсионная  система Германии.

Германия  занимает второе место по количеству людей старше 65 лет. Четверть населения  Германии – пенсионеры. Средняя  пенсия у мужчин 1391 евро, у женщин – 1115 евро. Бюджет пенсионной системы  в этой стране составляет свыше 220 млн. евро. Пенсионная система в Германии начала складываться в XIX веке. Сначала она включала в себя только государственное страхование, но после Великой Отечественной войны дополнилась производственной и частной составляющими. Государственная пенсия в Германии имеет распределительный характер и зависит от уровня зарплаты и трудового стажа. Работник и работодатель отчисляют в государственный пенсионный фонд одинаковый процент, который в сумме составляет 19,4% от фонда оплаты труда.  Уже сегодня этих средств не хватает, чтобы выплатить пенсию всем пенсионерам, и недостающую часть доплачивает государство. Те, кто работал на крупных предприятиях, получают еще и производственную пенсию. Такая пенсия возможна, если на предприятии создана пенсионная касса по договоренности между профсоюзом и администрацией. Производственная пенсия зависит от прибыли работодателя и стажа работника. При 10-летнем стаже работник уже может рассчитывать на такой вид пенсии. Производственную пенсию получает примерно половина немецких пенсионеров. Все государственные служащие имеют дополнительную пенсию, которая равна пенсии по старости. В Германии услугами частных страховых пенсионных компаний пользуются примерно 10% пенсионеров. Каждый желающий может заключить договор с негосударственной пенсионной компанией и скопить дополнительную пенсию к старости. Если пенсионер умирает, то его государственную пенсию могут получать жена или несовершеннолетние дети, правда эта пенсия будет меньше. Работодатель тоже будет выплачивать пенсию семье умершего бывшего работника. Частную же пенсию можно завещать кому-либо.7

Дания, Канада, Великобритания: особенности  социального обеспечения.

Дания.

В Дании главным документом, регламентирующим предоставление пособий и льгот, является закон о социальной помощи от 1974 года, выполнение которого возложено в основном на местные органы власти – коммуны. Значительную роль в них играют социальные службы, решающие многочисленные вопросы предоставления практической помощи гражданам. Это пенсии по старости (с 67 лет), по инвалидности, пенсии для вдов, обычные общественные социальные пособия, выплачиваемые «живыми» деньгами. Чаще всего это делается в виде чеков, выписываемых коммунами, которые можно оприходовать в банках – получить наличными или положить на текущий счет. Коммунам также дано право самостоятельно вести свои дела при контроле со стороны государства, что предусматривается законом. Детальное же определение круга деятельности местного самоуправления решается фолькетингом – датским парламентом. В свою очередь государство возмещает муниципалитетам расходы по предоставлению льгот, в частности на выплату пенсий по старости, или специальных пособий семьям с маленькими детьми. Кстати, это же касается и льгот на проезд в общественном транспорте, которыми охвачено наибольшее количество нуждающихся в них датчан – пенсионеры, безработные, дети до 18 лет, студенты, а также инвалиды. Пенсионеры могут получить льготный проездной в любом пункте продажи билетов при предъявлении удостоверения личности. Наиболее выгодный вариант, которым пользуются практически все, - проездной на три месяца. Такой проездной дает возможность передвигаться не только в пределах столицы, но и на пригородных поездах в пределах 40-50 километров. Примечательно, что Дания – одна из немногих европейских стран, где пособия в сфере социального обеспечения и здравоохранения предоставляются в основном бесплатно. Например, пользование больницами и получение индивидуальных медицинских услуг, правда, кроме стоматологических.

Канада.

Система социального обеспечения и вспомоществования в Канаде представляет собой целый комплекс федеральных, провинциальных и совместных программ. Она предусматривает помощь в форме денежных пособий, налоговых и прочих льгот пенсионерам, ветеранам войн, инвалидам, безработным, малоимущим и т.д. В новом финансовом году в Канаде запланировано передать провинциям на эти цели примерно 15 миллиардов долларов в виде прямых денежных перечислений и возвратных налоговых льгот. Для 1,7 миллиона граждан, получающих государственное пособие в рамках Канадского плана вспомоществования («велфэра»), предусмотрена дополнительная система льгот. Они имеют право на бесплатные услуги стоматолога, пользование общественным транспортом, на получение субсидированного жилья. Для некоторых категорий граждан в провинциях существуют такие социальные виды помощи, как пособия по инвалидности, на покрытие школьных расходов, затрат на приобретение зимней одежды для детей, рождественское пособие. Различные пособия и льготы предусмотрены и в рамках пенсионной системы, которая обеспечивает выплаты гражданам, достигшим 65 лет. Величина пенсии ежеквартально индексируется: с 1 июля прошлого года она повысилась на 0,7 процента и составила 466,63 доллара в месяц. Эта программа охватывает в настоящее время 4,1 миллиона канадцев. Интересно, что канадские ветераны войны получают пенсии, дотации и компенсации для покрытия трат, например, на покупку одежды, поездки в магазины, банки, церкви, к друзьям и так далее. Малоимущим людям этой категории могут также предоставляться льготы в виде бесплатных услуг по уходу на дому, на лекарства, слуховые и прочие медицинские аппараты. Отдельного упоминания, несомненно, заслуживают действующая в Канаде система здравоохранения «Мэдикэр» и ее программа. Например, в рамках этой программы жители провинции Онтарио в возрасте старше 65 лет могут получить в аптеках по рецепту врача дорогостоящие медикаменты, заплатив лишь до двух долларов, а список льготных лекарств держит около трех тысяч наименований! В целом же канадское здравоохранение финансируется за счет налоговых поступлений, преимущественно провинциальных и федеральных налогов с физических лиц и корпораций. Государственное медицинское страхование, которое охватывает почти все население страны, практически полностью покрывает возникающие у граждан медрасходы.

Великобритания.

В Англии все без исключения получают базовую пенсию – женщины после 60, мужчины после 65 лет. Размер этих выплат не зависит ни от стажа работы, ни от уровня зарплаты в прошлом. Однако наибольшей популярностью там пользуются так называемые негосударственные пенсии, когда служащий в течение всей трудовой жизни перечисляет часть доходов в частные пенсионные фонды, которые инвестируются в экономику и приносят доходы. Поэтому их вкладчики после достижения установленного возраста получают солидные дивиденды, причем гарантированные. И все-таки одной из основных «натуральных» льгот для британских пенсионеров и инвалидов является бесплатный проезд на общественном транспорте, правда, с некоторыми ограничениями: пенсионеры могут им пользоваться в столичных автобусах и метро только с 9 утра до 16.30 ежедневно. В противном случае при отсутствии обычного билета нарушителям придется заплатить штраф в размере 10 фунтов стерлингов. Что касается системы национального здравоохранения, то она работает бесплатно для всех граждан. Однако оплаченные государством рецепты могут получить не все категории жителей Британских островов. К льготникам причисляются ветераны войны, люди в возрасте свыше 60 лет, будущие матери и т.д.8  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Методология оценки НПФ. 
 

2.1 Правовой статус и контроль над деятельностью НПФ. 
 
 

Характерная черта, отличающая НПФ от других  инвестиционных институтов – это  концентрация «длинных денег», - фактор, особенно привлекательный для инвесторов. Однако, заботясь о гарантированном исполнении своих обязательств, пенсионные фонды всего мира ведут актуарные расчеты, чтобы не оказаться в состоянии неплатежеспособности. А государство, гарантирующее надежность сбережений населения, регламентирует и контролирует допустимые финансовые риски и необходимые страховые резервы. В этой связи можно сформулировать ряд обязательных условий успешной деятельности НПФ:

1) стабильное правовое пространство;

2) право частной собственности  на большинство материальных  и нематериальных объектов, имеющих стоимостную оценку (средства производства, недвижимость, ценные бумаги и т.п.);

3) эффективно организованная и  равнодоступная всем участникам  система приобретения и продажи  любых объектов–носителей рыночной  стоимости, прежде всего финансовых инструментов;

4) достаточное количество финансовых  инструментов разного уровня  доходности, соответственно характеризующихся  разными финансовыми рисками;

5) поощрительное отношение общества  к сбережениям населения как  к основному компоненту заботы  последнего о собственном будущем.

      Указанные условия в России пока еще только складываются, причем развитие правовой базы создания НПФ существенно опережает  формирование реальных предпосылок  ее задействования.

      Негосударственные пенсионные фонды работают по правилам, разработанным в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом от 7мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федеральных законов от 12.02.2001 N 18-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 10.01.2003 N 14-ФЗ, от 02.12.2004 N 155-ФЗ, от 09.05.2005 N 48-ФЗ), Постановлениями правительства РФ, приказами Инспекции НПФ при Министерстве труда и социального развития РФ, иными нормативными актами, а также учредительными документами.

    Согласно  ст. 2 Федерального закона №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ) и ст.118, 119 Гражданского Кодекса РФ негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

    ● деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

    ● деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

    ● деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

    Федеральный закон №75-ФЗ регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью. Особенно существенны нормы этого закона, конституирующие важнейшее требование к управлению имуществом негосударственных пенсионных фондов – минимизацию риска его потери или какого-либо иного ущерба, для чего законодатели разделили функции управления финансовыми активами и формирования пенсионных резервов НПФ. Существенным является и то обстоятельство, что на пенсионные резервы не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, управляющего (управляющих) и депозитария. Тем самым законодатель стремился оградить и защитить финансовые активы НПФ от ненадлежащего использования.

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды: проблемы и перспективы развития