Негосударственные пенсионные фонды: проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – оценка современного состояния рынка пенсионных услуг на базе добровольного негосударственного пенсионного обеспечения и его перспективы развития.
Задачи курсовой работы – раскрыть:
* - причины реформирования пенсионной системы РФ;
* - работу Пенсионного фонда РФ;
* - проблемы пенсионной реформы;
* - правовой статус НПФ;
* - структуру НПФ;
* - ресурсы НПФ;
* - риски НПФ.
* - проблемы НПФ.

Содержание

Введение 3
1 Пенсионная система РФ 4
1.1 Причины реформирования ПС РФ 4
1.2 Пенсионный фонд РФ 8
1.3 Проблемы пенсионной реформы 10
1.4 Международный опыт социального обеспечения граждан 14
2 Методология оценки НПФ 17
2.1 Правовой статус и контроль над деятельностью НПФ 17
2.2 Классификация и структуризация НПФ 19
2.3 Отличительные особенности НПФ 31
3 Перспективы НПФ 35
3.1 Риски 35
3.2 Проблемы 39
3.3 Ресурсы 41
Заключение 47
Список литературы 50

Работа содержит 1 файл

НПФ.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

      Продолжение таблицы 6

12 Уралсиб – Управление капиталом 13 180,00 0,00 0 3 896 612,00 8 38,61 31,78

2.3 Отличительные особенности НПФ. 
 
 

Вообще, работа НПФ похожа на работу Пенсионного фонда РФ (ПФР). НПФ также как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Взаимодействие будущего пенсионера с НПФ осуществляется на основе добровольного договора, заключаемого в соответствии с федеральным законом №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», регулирующим деятельность данного финансового института. Особенностью договора о негосударственном пенсионном обеспечении является то, что средства вкладчика, которым может быть как физическое, так и юридическое лицо, выплачиваются только физическим лицам, достигшим пенсионного возраста или приобретающим право на получение пенсии по другим законным основаниям. В то же время законом предусмотрено право вкладчика на расторжение договора и получение им так называемой выкупной суммы, которая представляет собой сумму внесенных вкладчиком взносов, увеличенную на начисленный за период действия договора инвестиционный доход.

      В настоящее время практически все финансовые институты (посредники) вкладывают средства в одни и те же объекты – государственные и муниципальные облигации, акции и векселя ведущих российских предприятий, поэтому собственные инвестиционные возможности у них одинаковые. В этом случае доходность для  будущего пенсионера (вкладчика) была бы везде одинаковой, если бы существовало бы равенство условий налогообложения в этих организациях. А такого равенства не существует. НПФ имеет максимально возможные льготы по налогообложению. Среди представленных финансовых институтов только НПФ законодательно освобождены от уплаты налога на прибыль (24%) по доходам от размещения пенсионных резервов. Это не временная льгота, а закрепленное федеральным законом право НПФ.

      НПФ осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность в рамках сметы, подобно бюджетным организациям, причем на покрытие сметы фонд имеет право направлять не более 15% инвестиционного дохода. Вся оставшаяся часть инвестиционного дохода распределяется вкладчику.

      Деятельность НПФ более прозрачна, чем у его инвестиционных конкурентов, так как НПФ является некоммерческой организацией и на него распространяется действие Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в котором указано (ст.32,п.2): «Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размере и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда…. не могут быть предметом коммерческой тайны». Это позволяет каждому вкладчику проконтролировать расходы фонда по обслуживанию договора и рассчитать выкупную сумму.

      Договор с НПФ по обязательному пенсионному обеспечению заключается на неопределенный срок. Поэтому, например, по сравнению с договором банковского вклада, он, может быть, расторгнут в любое время, и никаких финансовых санкций со стороны фонда, связанных с досрочным расторжением, не будет. Это для вкладчика создает также определенные преимущества.11

      НПФ максимально заинтересован в  том, чтобы его клиенты были довольны, как ростом пенсионных накоплений, так и качеством обслуживания – от этого напрямую зависит вознаграждение НПФ и его сотрудников. На оплату расходов фонда направляется часть дохода (не более 15%) от размещения пенсионных накоплений. Поскольку НПФ – некоммерческая организация, все полученное вознаграждение направляется на совершенствование обслуживания, мотивацию персонала и другие мероприятия по развитию НПФ и улучшению качества обслуживания.

Важным  положительным моментом является также  то, что только НПФ оказывает услуги добровольного пенсионного обеспечения (ДПО). Поэтому выбор между управляющей компанией (частной или государственной) и НПФ очевиден. Это подтверждается статистикой. Несмотря на то, что фонды допустили к управлению пенсионными накоплениями позже управляющих, на данный момент в НПФ передано пенсионных накоплений примерно на 500 млн. рублей больше, чем в УК (в НПФ — 6,8 млрд. рублей, в УК — 6,3 млрд. рублей). Такая ситуация понятна. Во-первых, НПФ ведут более активную борьбу за клиентов. Во-вторых, уже привлеченные фондами клиенты в ДПО все чаще совершают последовательный шаг — передают в свой НПФ и пенсионные накопления. В-третьих, НПФ в глазах вкладчиков выглядят более надежными, поскольку они имеют непосредственный доступ к своим индивидуальным счетам в фонде и знают, каков размер их накоплений на текущий момент (вспомним «письма счастья» в ПФР). В пользу НПФ говорит и стабильность результатов управления.

Отмечу  еще одно немаловажное отличие НПФ  от ПФР: оперативное решение вопросов наследования пенсионных накоплений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Перспективы НПФ. 
 

3.1 Риски. 
 
 

На  первое место я бы поставил форс-мажорные обстоятельства, т.е. политические риски. Их можно отнести не только к НПФ, а ко всей экономике в целом. В  нашей стране не учитывать эти  риски нельзя.

      В силу некоммерческого характера и социальной направленности деятельности, аппарат управления НПФ обязан вести дела таким образом, чтобы обеспечить его максимальную надежность и финансовую устойчивость.

      Федеральное законодательство и нормативные  акты Инспекции НПФ при Министерстве труда и социального развития вводят ряд требований к организации работы фондов, призванных обеспечить эту надежность. Однако особенности деятельности таковы, что некоторые ее аспекты не поддаются строгой регламентации в рамках законодательства, в частности из-за негосударственного характера этих организаций.

      Специфической особенностью НПФ является чрезвычайно  долгосрочный характер его финансовых отношений с вкладчиками и  участниками, предполагающий соответствующее  перспективное планирование в условиях неопределенности в будущем множества существенных условий и допускающий исключительно вероятностный подход. Иными словами, для деятельности НПФ характерны некоторые специфические риски.

      Если  не принимать во внимание риск неквалифицированного или недобросовестного управления фондом, риски НПФ при реализации пенсионных схем, основанных на накопительном принципе финансирования можно условно разделить на две категории: риски, связанные с управлением пенсионными резервами и иными пассивами НПФ (не так очевидны; не проявляются в краткосрочной перспективе), и риски, связанные с управлением сформированными за их счет активами (достаточно очевидны; проявляются явным образом и за непродолжительное время).

Риски при управлении пенсионными  резервами.

Исполнение НПФ своих обязательств по пенсионному обеспечению участников фонда гарантируется сформированными им пенсионными резервами. Для расчета необходимой величины резервов используется актуарная оценка, основанная на принципе эквивалентности пенсионных резервов и пенсионных обязательств фонда.

      В качестве оценки пенсионных обязательств обычно применяется математическое ожидание совокупности предстоящих  пенсионных выплат, приведенных (дисконтированных) к моменту расчета. Эта величина рассчитывается с учетом актуарных предположений: для сберегательных пенсионных схем – прогноза динамики ставки доходности инвестиций, рассматриваемой как ставка дисконтирования; для страховых пенсионных схем – таблиц смертности населения и прогноза динамики ставки доходности.

      По  причине невозможности создания достоверного  актуарного прогноза динамики ставки доходности инвестиций фонды используют в работе пенсионные схемы с установленными взносами, в которых размеры выплат определяются только в момент выхода участника на пенсию.

      Важным риском НПФ является риск снижения реального уровня доходности инвестиций по сравнению с прогнозировавшимся при актуарных расчетах. В случае реализации этого риска, фонд может понести  серьезные финансовые потери даже при применении пенсионных схем с установленными взносами, поскольку принятые фондом обязательства по выплате негосударственных пенсий участникам, вышедшим на пенсию, превысят сформированные для этой цели пенсионные резервы.

      Применение  в расчетах заведомо заниженного  прогнозируемого уровня доходности, решает эту проблему, но ведет при этом к искусственному уменьшению негосударственных пенсий.

      Что касается применения в актуарных  расчетах таблиц смертности населения, то и здесь видится ряд проблем. Показатели продолжительности жизни  для контингента участников конкретного фонда могут заметно отличаться от известных и широко используемых НПФ таблиц смертности.

      При расчете величины пенсионных резервов необходимо учитывать все эти  факторы, а также, возможно, и многие другие, зависящие от конкретных применяемых НПФ пенсионных схем. Исключение этих рисков из рассмотрения может привести к превышению принятых фондом обязательств по выплате пенсий над сформированными пенсионными резервами. И хотя актуарные ошибки проявятся, возможно, даже не в первые десятилетия деятельности НПФ, они с большой вероятностью окажут негативное влияние на надежность фонда.

Колебания смертности участников НПФ.

Колебания смертности участников способны внести  существенные коррективы в финансовый план любого фонда. Пределы отклонения суммы предстоящих выплат от ее математического ожидания можно оценить с некоторой заданной вероятностью, рассчитав среднеквадратическое отклонение суммы дисконтированных выплат. После этого либо соответствующим образом корректируется пенсионный тариф, либо дополнительный резерв для страхования указанного риска формируется за счет части инвестиционного дохода фонда. При этом, чем больше участников имеется у НПФ, тем меньшим будет отношение возможного отклонения суммы выплат к ее средней оценке.

      Следует учитывать, что наряду с событием превышения реальной суммы пенсионных выплат над расчетной, возможным является и противоположное событие превышения расчетной суммы ожидаемых выплат над реальной, и эти события равновероятны.

Достаточность величины дополнительных резервов.

Существование всех указанных рисков требует от НПФ проведения соответствующего управления пассивами. В конечном счете, все  мероприятия по страхованию рисков управления пенсионными резервами  сводятся к формированию дополнительных (страховых) резервов или, фактически, к снижению фондом принимаемых обязательств по выплате негосударственных пенсий участникам фонда, поскольку выделение специальных резервов для страхования рисков влечет за собой соответствующее уменьшение пенсионных резервов и, следовательно, снижение размеров негосударственных пенсий. Таким образом, меры по повышению надежности НПФ вступают в противоречие с социальной ролью НПФ. Чрезвычайно важной задачей является достижение разумного баланса в этом противоречии.

      Приказом  Инспекции НПФ от 15.12.95 №90 введен норматив, ограничивающий размер принимаемых фондом обязательств. 
 
 

где:    P – общая сумма активов;

      О – расчетные обязательства фонда (современная стоимость обязательств).

Это требование носит общий характер. При этом, можно утверждать, что финансовое положение фонда, имеющего Nз = 1.0, нельзя назвать надежным. В качестве примера рассмотрим НПФ «Лукойл-Гарант» рис.1.   

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды: проблемы и перспективы развития