Негосударственные пенсионные фонды: проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – оценка современного состояния рынка пенсионных услуг на базе добровольного негосударственного пенсионного обеспечения и его перспективы развития.
Задачи курсовой работы – раскрыть:
* - причины реформирования пенсионной системы РФ;
* - работу Пенсионного фонда РФ;
* - проблемы пенсионной реформы;
* - правовой статус НПФ;
* - структуру НПФ;
* - ресурсы НПФ;
* - риски НПФ.
* - проблемы НПФ.

Содержание

Введение 3
1 Пенсионная система РФ 4
1.1 Причины реформирования ПС РФ 4
1.2 Пенсионный фонд РФ 8
1.3 Проблемы пенсионной реформы 10
1.4 Международный опыт социального обеспечения граждан 14
2 Методология оценки НПФ 17
2.1 Правовой статус и контроль над деятельностью НПФ 17
2.2 Классификация и структуризация НПФ 19
2.3 Отличительные особенности НПФ 31
3 Перспективы НПФ 35
3.1 Риски 35
3.2 Проблемы 39
3.3 Ресурсы 41
Заключение 47
Список литературы 50

Работа содержит 1 файл

НПФ.doc

— 398.50 Кб (Скачать)
lign="justify">По  состоянию на 1 октября 2006 года размер собственного имущества НПФ «Лукойл-Гарант» более, чем в 4 раза превышает сумму принятых им на себя пенсионных обязательств.

      Возможны  различные точки зрения на источники  средств для повышения устойчивости пенсионных фондов. Резерв, обеспечивающий устойчивость НПФ, может формироваться в составе пенсионных резервов за счет включения соответствующей надбавки в пенсионный тариф, или в виде отдельного страхового резерва, определенного федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах». В последнем случае, являющимся более гибкой формой обеспечения устойчивости фонда, основным источником пополнения резервов должна служить часть инвестиционного дохода от размещения средств пенсионных резервов. Эта часть инвестиционного дохода целевым образом зачисляется в страховой резерв, а не присоединяется к пенсионным накоплениям участников. В обоих случаях можно говорить фактически не о формировании дополнительных резервов, а об уменьшении фондом принимаемых на себя пенсионных обязательств.

3.2 Проблемы.

                                                        
 

  Становление в России новой системы пенсионного  обеспечения, важнейшим содержанием  которой стали негосударственные  пенсионные фонды, породило ряд принципиально  новых проблем.

      На  сегодня отечественная пенсионная система не ощутила все выгоды развития НПФ. Их потенциальные возможности используются явно недостаточно, что обусловлено:

      ● недостаточной поддержкой населением экономической и социальной политикой  государства, что проявляется и  в недоверии населения к вновь  возникающим финансовым институтам;

      ● хроническим кризисом экономики, серьезно ограничивающим масштабы долгосрочных сбережений у субъектов хозяйствования и населения;

      ● неразвитостью необходимых организационно-финансовых институтов и низким профессиональным уровнем их персонала;

      ● неблагоприятными условиями налогообложения;

      ● недостатками соответствующей правовой базы.

  Об  этом говорили представители негосударственных пенсионных фондов на круглом столе: «Реформа пенсионного обеспечения – взгляд негосударственных пенсионных фондов». По словам Председателя Совета Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константина Угрюмова, развитие негосударственного пенсионного сектора, на который в развитых странах приходится не менее 50% пенсионного обеспечения, должно являться важнейшим направлением пенсионной реформы в части развития страховых принципов. На деле же негосударственный пенсионный сектор в России  развивается с большими трудностями. На 1 сентября 2006 года в России зарегистрировано 426 негосударственных пенсионных фондов, из них «живыми» можно с натяжкой назвать от силы сто (имеют положительный прирост клиентской базы). Число НПФ, по всей видимости, будет снижаться. Согласно поправкам, внесенным Госдумой в закон «О негосударственных пенсионных фондах», ФСФР должна обрести новые функции по регулированию НПФ. Фактически произошло то, чего ФСФР так долго добивалась: служба теперь может самостоятельно аннулировать лицензии без решения суда. Основанием для этого будет нарушение лицензионных требований, правил фонда, требований к размещению пенсионных резервов, к раскрытию информации и предоставлению отчетности, а также самостоятельное инвестирование фондом пенсионных накоплений. После отзыва лицензии НПФ должен в три месяца расторгнуть договоры с вкладчиками либо перевести их деньги в другой НПФ. Это должно запустить, наконец, процесс очистки рынка НПФ от неработающих фондов — таких из всего количества НПФ как минимум половина. Сегодня более 90% всех пенсионных резервов сосредоточено в 30 крупнейших пенсионных фондах, а чем занимаются 100 самых мелких НПФ, не берутся сказать даже сотрудники ФСФР. В службе обещают, что аннулировать лицензии будут только в крайних случаях, а при допуске фондами нарушений в ход пойдут более либеральные санкции — например, приостановка всех операций, совершаемых фондом (такая возможность тоже предусмотрена новыми поправками).12

         За 2006 год объем пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов увеличился на 150% и достиг отметки в 298 млрд. рублей. По сравнению с 2005 годом темпы роста упали на 50 процентных пунктов. Причем, как показало исследование рейтингового агентства «Эксперт РА», падение продолжится. Причина торможения — в крупнейших корпорациях. Именно они до сих пор были основными оптовыми поставщиками клиентской базы НПФ и, как следствие, подпитывали безудержный рост пенсионных резервов. Сейчас ситуация в корне меняется. Дело идет к насыщению, не за горами и тот момент, когда поток поставляемых компаниями — гигантами новых клиентов и вовсе иссякнет. Такое развитие событий не устраивает фонды. Их амбиции гораздо шире. И самое главное есть все возможности для реализации этих амбиций. Во-первых, потенциальный пенсионный рынок России намного шире уже освоенных ста крупнейших компаний. Фонды класса А ориентируются на развитие своей агентской сети. Используя представительства в регионах как своеобразные информационные центры, они стараются как можно быстрее нарастить клиентскую базу. Во-вторых, еще практически не распечатаны стремительно прирастающие средства Пенсионного фонда России, около 90% трудоспособного населения по-прежнему остается в «ранге» молчунов. Из этого следует, что основная причина падения темпов роста объема пенсионных резервов кроется в информационном «голоде» граждан. Другими словами остро стоит вопрос о необходимости проведения информационно – разъяснительной работы среди населения по пенсионной реформе. «Изначально государство выделило на эти цели 50 миллионов долларов, но средства оказались невостребованными», - отметил господин К.Угрюмов. Информационная осведомленность населения в настоящий момент практически нулевая, что, безусловно, препятствует нормальному развитию процесса. Большинство граждан не знают о своих правах и возможностях. В этой связи целесообразно объединить усилия всех заинтересованных сторон по формированию осознанного выбора гражданина по вопросу своего «пенсионного» будущего.

        Председатель Совета Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов также отметил, что сейчас в России формирование корпоративной пенсии попадает под тройное налогообложение: работодатель должен уплатить ЕСН с суммы взносов, полученный от инвестирования доход облагается налогом на прибыль, будущий получатель пенсии должен будет уплачивать налог на доход. «Следовательно, для успешного развития негосударственной пенсионной системы необходимо введение экономических (налоговых) стимулов, как для физических, так и юридических лиц, а также четкое определение государственного органа, ответственного за пенсионную реформу», пояснил он.13

3.3 Ресурсы. 
 
 

      Практикой и проводимыми исследованиями неоднократно подтверждалось, что основой развития любой экономической системы  являются инвестиции.  Одним из основных способов привлечения инвестиций в экономику могло бы быть размещение государственных ценных бумаг. Но привлекаемые по ним средства как иностранных, так и внутренних инвесторов зачастую используются не на целевое финансирование инвестиционных программ, а фактически на финансирование государственного долга и текущих государственных расходов. К тому же небольшой срок обращения этих ценных бумаг (от трех месяцев до двух лет) не позволяет рассматривать привлекаемые по ним средства в качестве серьезного источника капиталовложений в реальный сектор экономики. При этом, одновременный уход с финансового рынка инвесторов-нерезидентов приводит к кризису, как в бюджетной сфере, так и на фондовом рынке. Учитывая данные обстоятельства, необходимо вести поиск других источников для финансирования капитальных вложений и использовать их параллельно с имеющимися.

      Мировая практика свидетельствует об успешном использовании на инвестиционные цели долгосрочных вложений населения. Их привлечение осуществляется через систему негосударственных институтов, выступающих в роли финансовых посредников и коллективных инвесторов. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает значительный удельный вес вложений этих институтов в общем объеме национальных инвестиций. К таким институтам, среди прочих, относятся негосударственные пенсионные фонды, обеспечивающие своей деятельностью решение социальных задач путем дополнительного пенсионного обеспечения населения и выступающие крупными инвесторами институционального типа. Инвестиционный горизонт НПФ в развитых странах составляет 40-60 лет. Других инвесторов с подобными специфическими по срокам обращения активами нет. Банки и финансовые корпорации в лучшем случае планируют долгосрочные инвестиции максимум на 5-10 лет. Помимо того, аккумулируемые НПФ активы инвестируются в финансовые инструменты на долгосрочной основе. Это позволяет изъять их из текущего оборота и обеспечить, таким образом, снижение спекулятивного спроса на финансовом рынке. Иными словами, активы пенсионных фондов представляют собой своеобразный стабилизатор финансовой системы страны.

      В связи со сказанным, определенный интерес представляет анализ возможности инвестирования активов российских НПФ в современных условиях.

      Временными  правилами инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов определены следующие направления размещения активов российских НПФ: ценные бумаги Правительства РФ, ценные бумаги органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; банковские вклады (депозиты); ценные бумаги других эмитентов; недвижимое имущество; валютные ценности; денежные средства на расчетном счете.

  Пример

Негосударственный пенсионный фонд «УГМК  – Перспектива» (лиц. №378 ИНПФ от 8.02.2002г., 378\2 ФСФР от 23.11.2004г.) представляет краткую информацию об инвестиционной деятельности за январь 2007 года.

На  конец января более  половины общего объема пенсионных резервов (дополнительные пенсии) были размещены в наиболее надежные облигации. 36,04 % – в облигации субъектов федерации и муниципальных образований (города Волгоград, Новосибирск, Казань, Калужская, Новосибирская, Волгоградская, Ярославская, Белгородская, Кировская, Самарская, Томская, Тульская, Липецкая, Воронежская и Костромская области, Хабаровский край, Чувашская Республика, Республики Коми и Саха-Якутия), 16,13 % - в облигации корпоративных эмитентов, среди которых ЛОМО, Вагонмаш, ОАО «Ижавто» (вагоностроение, автомобильная промышленность), ГОТЭК (целлюлозно-бумажное производство), Красный Восток – Инвест, Кристалл Финанс (производство алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков), ОАО «Уралсвязьинформ» и ОАО «Югтелеком» (связь и коммуникации). 

● 27,76 % пенсионных резервов размещены в акции предприятий нефтяной промышленности, машиностроения, банковского сектора, металлургии, связи и коммуникаций, электроэнергетики, а также Газпрома. 

● около 3,33 % пенсионных резервов НПФ «УГМК – Перспектива» самостоятельно разместил в депозит банка, рассчитывая получить стабильный доход, не зависящий от изменений на рынке ценных бумаг. 

● 15,46 % пенсионных резервов вложено в права на строящуюся недвижимость. 1,28 % пенсионных резервов на конец месяца находилось в деньгах.  

Портфель, сформированных за счет пенсионных накоплений (накопительная  часть трудовой пенсии), схож с портфелем  пенсионных резервов.

Так, более половины средств  инвестировано в  облигации, среди  которых государственные  ценные бумаги РФ, субъектов федерации (Ленинградская область, Красноярский и Хабаровский края, Республики Коми и Якутия, Чувашия, Воронежская, Нижегородская, Ярославская, Томская области), а также городов Красноярска и Новосибирска. В облигации российских хозяйственных обществ инвестировано 8,3% средств, на которые приобретены облигации АвтоВАЗа, Газпрома, банков СОЮЗ и КИТ Финанс, ОАО «ИНПРОМ» (металлургия). 

● на 42,59 % пенсионных накоплений были приобретены акции российских эмитентов: РАО ЕЭС России, Сбербанк, Лукойл, Иркутскэнерго, Уралсвязьинформ, Ростелеком, Сибирьтелеком, Татнефть, Мосэнерго, Северо-Западный телеком. 

● 2,38% пенсионных накоплений находилось в денежных средствах на бирже.

   Обобщая информацию о разрешенных для инвестирования пенсионных активов объектах, схематично изобразим, как в таком случае может выглядеть участие негосударственных пенсионных фондов в финансировании экономики: 

Инвестиции  НПФ

 

 

  Ценные бумаги                                                                  Ценные бумаги

    государства                     Размещение средств в                               

                                                  банковской сфере    

Кроме того, часть «длинных» и дешевых  денег негосударственных пенсионных фондов можно  использовать в рамках жилищных схем. НПФ и управляющие компании могут инвестировать средства, как накопительной части, так и добровольного пенсионного обеспечения в облигации муниципалитетов и субъектов РФ, которые могут направлять вырученные от продажи облигаций деньги на строительство жилья.  Как отмечено в Концепции развития единой системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования в России, утвержденной АИЖК, принципиальное значение для развития рынка ипотечных ценных бумаг имеет привлечение средств долгосрочных институциональных инвесторов. Инвестирование средств пенсионных накоплений в ипотечные ценные бумаги позволит, во-первых, удлинить сроки их обращения; во-вторых, сократить государственные расходы на обслуживание внутреннего долга; в- третьих, повысить доходность по пенсионным накоплениям граждан.

      Рассмотрим схему совмещения собственных средств работников и работодателей в пропорции 50 на 50. По этой схеме на 1 рубль взноса члена трудового коллектива предприятие доплачивает также 1 рубль. Поскольку работник на свои средства сразу получает 100% дохода, НПФ может инвестировать пенсионные накопления в ипотечное кредитование с доходностью ниже рыночной. Это позволяет сделать кредиты более доступные для работников предприятия.

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды: проблемы и перспективы развития