Негосударственные пенсионные фонды: проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – оценка современного состояния рынка пенсионных услуг на базе добровольного негосударственного пенсионного обеспечения и его перспективы развития.
Задачи курсовой работы – раскрыть:
* - причины реформирования пенсионной системы РФ;
* - работу Пенсионного фонда РФ;
* - проблемы пенсионной реформы;
* - правовой статус НПФ;
* - структуру НПФ;
* - ресурсы НПФ;
* - риски НПФ.
* - проблемы НПФ.

Содержание

Введение 3
1 Пенсионная система РФ 4
1.1 Причины реформирования ПС РФ 4
1.2 Пенсионный фонд РФ 8
1.3 Проблемы пенсионной реформы 10
1.4 Международный опыт социального обеспечения граждан 14
2 Методология оценки НПФ 17
2.1 Правовой статус и контроль над деятельностью НПФ 17
2.2 Классификация и структуризация НПФ 19
2.3 Отличительные особенности НПФ 31
3 Перспективы НПФ 35
3.1 Риски 35
3.2 Проблемы 39
3.3 Ресурсы 41
Заключение 47
Список литературы 50

Работа содержит 1 файл

НПФ.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

    С 1 января 2002 года введены в действие два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты пенсий. Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления, финансирование которых осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом:

    - базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета;

    - страховая часть – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии (права и обязанности страхователей по уплате страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии определяются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»);

    - накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и  дохода от их инвестирования.

     Следует отметить, что одна из функций НПФ является ведение пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

    Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств  в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями федеральных законов от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ установил правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, определил особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установил основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Контроль  над деятельностью НПФ:

1. Государственный контроль:

      ● Федеральная служба по финансовым рынкам лицензирует и ежемесячно контролирует текущую деятельность НПФ. К условиям осуществления деятельности относятся:

            - соблюдение  требований законодательства РФ;

            - соблюдение  нормативных правовых актов федерального  органа        исполнительной власти, осуществляющего функции по             принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в      сфере финансовых рынков;

      ● Специализированный депозитарий ежедневно  следит за соответствием инвестирования пенсионных накоплений законодательству.

      ● Федеральная налоговая служба проверяет  отчетность.

      ● ПФР ведет реестр всех застрахованных лиц.

2. Независимый контроль:

          ● Ежегодно независимый актуарий проверяет  превышение активов НПФ над его  резервами для выплаты пенсий, правильность расчетов. Актуарное заключение включает в себя результаты актуарного оценивания принятых фондом обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, а также результаты оценивания актуарной стоимости средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.

    Актуарий, осуществляющий актуарное оценивание деятельности фонда, не может являться аффилированным лицом фонда, его  управляющей компании (управляющих  компаний) и специализированного  депозитария. (Актуарное оценивание деятельности фонда. Статья 21 : в ред. Федерального закона от 10.01.2003, N 14 – ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2001. -  №21.- Ст.2087) 

    Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку. Ежегодному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности и требованиями Федерального закона №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, ведение бухгалтерской отчетности фондов, осуществление выплат негосударственных пенсий, выкупных сумм, накопительной части трудовых пенсий, выплат правопреемникам, выплат профессиональных пенсий, а также ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию и размещению средств пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений. (Аудиторская проверка. Статья 22 : часть вторая в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14 – ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2001. -  №21.- Ст.2087)

    Аудитор, осуществляющий проверку деятельности фонда, не может являться аффилированным лицом фонда, его управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария. (Аудиторская проверка. Статья 22 : часть третья в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14 – ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2001. -  №21.- Ст.2087) 

3. Общественный контроль:

      ● Совет фонда – формируется  из представителей вкладчиков, участников и застрахованных лиц в целях  надзора за деятельностью Фонда  и защиты интересов вкладчиков и  участников.

      ● Застрахованные лица не реже раза в  год получают информацию о состоянии их пенсионного счета.

2.2 Классификация и структуризация НПФ. 
 
 

Как сказано в законе «Об обязательном пенсионном страховании», страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 года, в пенсионной реформе принимают участие негосударственные пенсионные фонды. Каков их вклад? В чем преимущества и недостатки этих новых для нашей страны структур? Как лучше учесть потребности и интересы клиентов, рациональнее использовать средства, собираемые фондами? Ответ на эти вопросы может дать системный анализ. Но его проведение осложняется определенными трудностями: отсутствие четкой классификации и структуризации НПФ препятствует оценке результатов их работы. Между тем разграничение организационных форм этих фондов было предусмотрено авторами концепции пенсионной реформы. Они исходили из  того, что негосударственное пенсионное обеспечение должно осуществляться в форме пенсионных программ отдельных предприятий, отраслей, регионов, а также в форме личного пенсионного страхования.

Виды  НПФ:

● учрежденные коммерческими банками (НПФ «Северная казна»)

● корпоративные фонды:

      а) открытые;

      б) закрытые.

К открытым пенсионным фондам по сути можно  отнести территориальные фонды, работающие по договорам с организациями и предприятиями в определенных пространственных границах, а также с проживающими в них физическими лицами. Социальная функция НПФ этого типа – удовлетворение потребностей в дополнительном пенсионном обеспечении в тех регионах, где не развита инфраструктура других типов фондов.

        Еще одна группа НПФ объединяет  открытые фонды, заключающие пенсионные  договора, как с юридическими, так и с физическими лицами и при этом не ограничивающие приток вкладчиков. Пример открытого пенсионного фонда, имеющего договоры с юридическими и физическими лицами, - НПФ Сберегательного банка России.

      Особая  группа открытых НПФ – те, что  заключают пенсионные договоры в  основном с физическими лицами. Их главное преимущество – персонификация вкладов.

      Открытые  пенсионные фонды – это довольно многочисленная самостоятельная группа, удовлетворяющая потребности в дополнительном  пенсионном обеспечении тех юридических и физических лиц, которые не обслуживаются отраслевыми, корпоративными и региональными НПФ.

Закрытые НПФ работают с определенным кругом вкладчиков, действующих в конкретных сферах экономики. Это – корпоративные и отраслевые фонды, предназначенные для организации дополнительного пенсионного обеспечения определенной компании или отрасли. Примерами корпоративных фондов могут служить «Лукойл-Гарант», «Сургутнефтегаз». К числу отраслевых относятся такие фонды, как «Электроэнергетики», «Уголь», «Газфонд».

      Посредством корпоративных фондов в систему  негосударственного пенсионного обеспечения  вовлечено большинство финансово устойчивых организаций. В их числе – многие финансово-промышленные группы федерального и регионального значения, предприятия топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, электро- и атомного машиностроения и т.д.

      К преимуществам корпоративных и отраслевых фондов следует отнести то, что их затраты на обслуживание будущих пенсионеров ниже, чем у мелких фондов, поскольку они работают в основном не с именными, а с солидарными счетами, что позволяет им наращивать свои активы более высоким темпами.

      К началу нового столетия система негосударственных  пенсионных фондов включала примерно 30 отраслевых, 200 корпоративных и  несколько десятков открытых фондов.9 В начале 2002 г. подавляющее большинство участников приходилось на корпоративные негосударственные фонды (85%), на фонды, работающие по договорам с физическими лицами, - около 15%.10

      Таким образом, наиболее перспективными в  нашей стране остаются, по всей видимости, корпоративные и отраслевые пенсионные фонды. Им присущ высокий уровень социальной ответственности, прозрачность деятельности и наличие различных форм общественного контроля. Тем не менее, и на региональном, и на национальном уровне объективно необходимы и открытые фонды. По мере повышения благосостояния населения их значение, вероятно, будет увеличиваться.

      Описанная классификация НПФ создает определенную методологическую основу для решения важной экономико-статистической задачи – определения степени охвата дополнительным пенсионным обеспечением граждан занятых в экономике.

Для оценки НПФ необходимо  не только наличие классификации, но и сравнение  финансовых показателей, а именно: размеров собственного имущества фонда, имущества для обеспечения уставной деятельности НПФ, совокупного вклада учредителей, а также размера пенсионных резервов. Научный и практический интерес представляет методика, предложенная рейтинговым агентством «Эксперт РА». Она базируется на использовании обобщающих показателей деятельности НПФ, характеризующих не только состояние, но и социальную надежность фондов. Речь идет о величине совокупных активов и пенсионных резервов, нормативе и марже платежеспособности, а также о соотношении размеров собственных средств и пенсионных резервов, доле расходов на ведение дел по собранным взносам, пенсионных резервах на одного участника и соотношении объемов поступающих взносов и пенсионных выплат.

      Если  первые три относятся к числу  основных показателей, то маржа платежеспособности является расчетным показателем, который определяется как отношение стоимости собственного имущества фонда к его пенсионному резерву и характеризует степень обеспеченности обязательств фонда собственным имуществом. Чем больше его величина по отношению к величине пенсионного резерва, тем выше финансовая стабильность фонда. По мнению специалистов, показатель маржи должен колебаться в пределах 0.15-0.20.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело исследование российского рынка негосударственного пенсионного обеспечения и подготовило третий рейтинг негосударственных пенсионных фондов. В рейтинге 2006 года приняли участие 42 фонда, в совокупности контролирующих более 80% российского рынка добровольного пенсионного обеспечения (ДПО). Клиентами по ДПО являются 3,8 млн. человек, по ОПС — 190 тыс. человек. Это составляет 4,2 и 0,2% трудоспособного населения России соответственно.

В зависимости от полученной бальной  оценки НПФ присвоен рейтинговый  класс (оценка): А — высокий уровень надежности и успешности фонда, В — средний уровень, С — низкий уровень надежности и успешности фонда. В рейтинговом классе «А» отмечены 13 фондов. Трем из них: «Благосостояние», «Газфонд» и «Лукойл-гарант» — присвоен рейтинг «А++» (надежность выше средней по классу). (см. табл. 3)

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды: проблемы и перспективы развития