Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 00:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – оценка современного состояния рынка пенсионных услуг на базе добровольного негосударственного пенсионного обеспечения и его перспективы развития.
Задачи курсовой работы – раскрыть:
* - причины реформирования пенсионной системы РФ;
* - работу Пенсионного фонда РФ;
* - проблемы пенсионной реформы;
* - правовой статус НПФ;
* - структуру НПФ;
* - ресурсы НПФ;
* - риски НПФ.
* - проблемы НПФ.
Введение 3
1 Пенсионная система РФ 4
1.1 Причины реформирования ПС РФ 4
1.2 Пенсионный фонд РФ 8
1.3 Проблемы пенсионной реформы 10
1.4 Международный опыт социального обеспечения граждан 14
2 Методология оценки НПФ 17
2.1 Правовой статус и контроль над деятельностью НПФ 17
2.2 Классификация и структуризация НПФ 19
2.3 Отличительные особенности НПФ 31
3 Перспективы НПФ 35
3.1 Риски 35
3.2 Проблемы 39
3.3 Ресурсы 41
Заключение 47
Список литературы 50
С 1 января 2002 года введены в действие два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты пенсий. Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления, финансирование которых осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом:
- базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета;
- страховая часть – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии (права и обязанности страхователей по уплате страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии определяются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»);
- накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.
Следует отметить, что одна из функций НПФ является ведение пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями федеральных законов от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ установил правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, определил особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установил основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Контроль над деятельностью НПФ:
1. Государственный контроль:
● Федеральная служба по финансовым рынкам лицензирует и ежемесячно контролирует текущую деятельность НПФ. К условиям осуществления деятельности относятся:
- соблюдение
требований законодательства
- соблюдение
нормативных правовых актов
● Специализированный депозитарий ежедневно следит за соответствием инвестирования пенсионных накоплений законодательству.
● Федеральная налоговая служба проверяет отчетность.
● ПФР ведет реестр всех застрахованных лиц.
2. Независимый контроль:
● Ежегодно независимый актуарий проверяет превышение активов НПФ над его резервами для выплаты пенсий, правильность расчетов. Актуарное заключение включает в себя результаты актуарного оценивания принятых фондом обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, а также результаты оценивания актуарной стоимости средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.
Актуарий, осуществляющий актуарное оценивание деятельности фонда, не может являться аффилированным лицом фонда, его управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария. (Актуарное оценивание деятельности фонда. Статья 21 : в ред. Федерального закона от 10.01.2003, N 14 – ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2001. - №21.- Ст.2087)
● Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку. Ежегодному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности и требованиями Федерального закона №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, ведение бухгалтерской отчетности фондов, осуществление выплат негосударственных пенсий, выкупных сумм, накопительной части трудовых пенсий, выплат правопреемникам, выплат профессиональных пенсий, а также ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию и размещению средств пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений. (Аудиторская проверка. Статья 22 : часть вторая в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14 – ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2001. - №21.- Ст.2087)
Аудитор,
осуществляющий проверку деятельности
фонда, не может являться аффилированным
лицом фонда, его управляющей компании
(управляющих компаний) и специализированного
депозитария. (Аудиторская проверка. Статья
22 : часть третья в ред. Федерального закона
от 10.01.2003 N 14 – ФЗ // Собр. законодательства
Российской Федерации. – 2001. - №21.- Ст.2087)
3. Общественный контроль:
● Совет фонда – формируется из представителей вкладчиков, участников и застрахованных лиц в целях надзора за деятельностью Фонда и защиты интересов вкладчиков и участников.
● Застрахованные лица не реже раза в год получают информацию о состоянии их пенсионного счета.
2.2 Классификация
и структуризация НПФ.
Как сказано в законе «Об обязательном пенсионном страховании», страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 года, в пенсионной реформе принимают участие негосударственные пенсионные фонды. Каков их вклад? В чем преимущества и недостатки этих новых для нашей страны структур? Как лучше учесть потребности и интересы клиентов, рациональнее использовать средства, собираемые фондами? Ответ на эти вопросы может дать системный анализ. Но его проведение осложняется определенными трудностями: отсутствие четкой классификации и структуризации НПФ препятствует оценке результатов их работы. Между тем разграничение организационных форм этих фондов было предусмотрено авторами концепции пенсионной реформы. Они исходили из того, что негосударственное пенсионное обеспечение должно осуществляться в форме пенсионных программ отдельных предприятий, отраслей, регионов, а также в форме личного пенсионного страхования.
Виды НПФ:
●
учрежденные коммерческими
● корпоративные фонды:
а) открытые;
б) закрытые.
К открытым пенсионным фондам по сути можно отнести территориальные фонды, работающие по договорам с организациями и предприятиями в определенных пространственных границах, а также с проживающими в них физическими лицами. Социальная функция НПФ этого типа – удовлетворение потребностей в дополнительном пенсионном обеспечении в тех регионах, где не развита инфраструктура других типов фондов.
Еще одна группа НПФ
Особая группа открытых НПФ – те, что заключают пенсионные договоры в основном с физическими лицами. Их главное преимущество – персонификация вкладов.
Открытые пенсионные фонды – это довольно многочисленная самостоятельная группа, удовлетворяющая потребности в дополнительном пенсионном обеспечении тех юридических и физических лиц, которые не обслуживаются отраслевыми, корпоративными и региональными НПФ.
Закрытые НПФ работают с определенным кругом вкладчиков, действующих в конкретных сферах экономики. Это – корпоративные и отраслевые фонды, предназначенные для организации дополнительного пенсионного обеспечения определенной компании или отрасли. Примерами корпоративных фондов могут служить «Лукойл-Гарант», «Сургутнефтегаз». К числу отраслевых относятся такие фонды, как «Электроэнергетики», «Уголь», «Газфонд».
Посредством корпоративных фондов в систему негосударственного пенсионного обеспечения вовлечено большинство финансово устойчивых организаций. В их числе – многие финансово-промышленные группы федерального и регионального значения, предприятия топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, электро- и атомного машиностроения и т.д.
К преимуществам корпоративных и отраслевых фондов следует отнести то, что их затраты на обслуживание будущих пенсионеров ниже, чем у мелких фондов, поскольку они работают в основном не с именными, а с солидарными счетами, что позволяет им наращивать свои активы более высоким темпами.
К началу нового столетия система негосударственных пенсионных фондов включала примерно 30 отраслевых, 200 корпоративных и несколько десятков открытых фондов.9 В начале 2002 г. подавляющее большинство участников приходилось на корпоративные негосударственные фонды (85%), на фонды, работающие по договорам с физическими лицами, - около 15%.10
Таким образом, наиболее перспективными в нашей стране остаются, по всей видимости, корпоративные и отраслевые пенсионные фонды. Им присущ высокий уровень социальной ответственности, прозрачность деятельности и наличие различных форм общественного контроля. Тем не менее, и на региональном, и на национальном уровне объективно необходимы и открытые фонды. По мере повышения благосостояния населения их значение, вероятно, будет увеличиваться.
Описанная
классификация НПФ создает
Для оценки НПФ необходимо не только наличие классификации, но и сравнение финансовых показателей, а именно: размеров собственного имущества фонда, имущества для обеспечения уставной деятельности НПФ, совокупного вклада учредителей, а также размера пенсионных резервов. Научный и практический интерес представляет методика, предложенная рейтинговым агентством «Эксперт РА». Она базируется на использовании обобщающих показателей деятельности НПФ, характеризующих не только состояние, но и социальную надежность фондов. Речь идет о величине совокупных активов и пенсионных резервов, нормативе и марже платежеспособности, а также о соотношении размеров собственных средств и пенсионных резервов, доле расходов на ведение дел по собранным взносам, пенсионных резервах на одного участника и соотношении объемов поступающих взносов и пенсионных выплат.
Если первые три относятся к числу основных показателей, то маржа платежеспособности является расчетным показателем, который определяется как отношение стоимости собственного имущества фонда к его пенсионному резерву и характеризует степень обеспеченности обязательств фонда собственным имуществом. Чем больше его величина по отношению к величине пенсионного резерва, тем выше финансовая стабильность фонда. По мнению специалистов, показатель маржи должен колебаться в пределах 0.15-0.20.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело исследование российского рынка негосударственного пенсионного обеспечения и подготовило третий рейтинг негосударственных пенсионных фондов. В рейтинге 2006 года приняли участие 42 фонда, в совокупности контролирующих более 80% российского рынка добровольного пенсионного обеспечения (ДПО). Клиентами по ДПО являются 3,8 млн. человек, по ОПС — 190 тыс. человек. Это составляет 4,2 и 0,2% трудоспособного населения России соответственно.
В зависимости от полученной бальной оценки НПФ присвоен рейтинговый класс (оценка): А — высокий уровень надежности и успешности фонда, В — средний уровень, С — низкий уровень надежности и успешности фонда. В рейтинговом классе «А» отмечены 13 фондов. Трем из них: «Благосостояние», «Газфонд» и «Лукойл-гарант» — присвоен рейтинг «А++» (надежность выше средней по классу). (см. табл. 3)
Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды: проблемы и перспективы развития