Налоговые системы зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 06:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы заключается в том, что происходящие новые преобразования в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики, построения эффективной, справедливой, стабильной налоговой системы, а также четкости формулирования правового положения налоговых органов. Все эти преобразования вносят изменения во всю систему налогообложения, что приводит неотъемлемо к изменениям, как в правовом статусе, так и в регулировании деятельности самих налоговых органов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
1. Системы налогообложения зарубежных стран
1.1 Эволюция налоговых систем развитых стран мира………………6
1.2 Сравнительный анализ налоговых систем………………………..13
2. Проблема уклонения от налогообложения
2.1 Зарубежные налоговые системы и налоговое мошенничество…19
2.2 Борьба с уходом от налогообложения за рубежом………………28
2.3 Несоответствие расходов физических лиц и их доходов……….33
3. Практика налогового контроля в зарубежных странах…………….41
Заключение………………………………………………………………50
Список используемой литературы …………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 528.00 Кб (Скачать)

    При анализе системы налогового контроля в зарубежных странах в первую очередь необходимо отметить особое внимание, уделяемое теоретико-идеологическим вопросам, в том числе концепции налогового контроля и налоговой дисциплины. 

    Говоря  о концепции налогового контроля, необходимо выделить несколько ее составляющих базовых принципов, закрепляемых государством в основах налоговой системы. В числе таковых: 

    1) Построение отношений между налогоплательщиком и налоговыми органами на принципах равноправия и баланса прав и обязанностей сторон. 

    2) Соответствие средств поставленным целям (принцип экономической эффективности). В случае назначения налоговой проверки отбор объектов осуществляется с позиции высокой вероятности обнаружения нарушений и, следовательно, увеличения объема доначислений. 

    3) Неотвратимость наказания. Любые попытки обмана государства со стороны налогоплательщика будут выявлены и приведут к неблагоприятным последствиям. 

    4) Презумпция невиновности налогоплательщика. 

    Разработчиком многих современных стандартов взаимодействия налогоплательщика и налоговых органов стал Комитет налоговых дел Организации экономического сотрудничества и развития. Так, в 2003 г. указанным органом были предложены варианты описания прав и обязанностей сторон налоговых правоотношений, которые в последующем легли в основу налоговых принципов многих государств. 

    Стандарт  обслуживания налогоплательщиков Службы внутренних доходов Ирландии гарантирует: 

    - последовательность, справедливость и конфиденциальность  во всех вопросах; 

    - вежливость  и предупредительность в общении; 

    - достоверность  информации и право налогоплательщика  на жалобы, проверки и апелляции. 

    Хартия  прав налогоплательщиков налоговой  службы Австралии провозглашает  беспристрастность общения, проверку действий службы, объяснение принятых решений, честность и профессионализм в ведении дел. 

    Повышенное  внимание за рубежом уделяется созданию условий, при которых растет уровень  добровольного соблюдения налогоплательщиками  налогового законодательства. 

    Согласно  данным Службы внутренних доходов США  систематическое и всестороннее проведение проверок приводит к добросовестному отношению налогоплательщика к исполнению своих обязанностей. В результате 83% причитающихся налогов в США уплачивается добровольно. Не стоит также забывать, что указанные результаты были достигнуты в результате 15-летней работы по модернизации налоговой структуры. Последняя концепция в качестве стратегических целей на первое место ставит улучшение обслуживания налогоплательщиков, на второе - улучшение персонифицированного обслуживания и на третье - повышение эффективности организации деятельности (снижение затрат и повышение сбора налогов при минимальном вложении со стороны государства). 

    По  мнению специалистов налоговых органов  Швеции, добровольная уплата налогов  достигается за счет: 

    - отлаженного аппарата контроля, характеризующегося профилактикой, точностью и предсказуемостью; 

    - доверия  налогоплательщиков, уверенных в  хорошей работе налоговой системы  и исполнении налоговыми органами  своих задач в соответствии  с законом; 

    - введения  доступных для понимания правил налогообложения. 

    В Великобритании, помимо принципов справедливости, содействия и ясности, особое внимание уделяется качеству обслуживания налогоплательщиков. 

    Таким образом, как видно из представленного  обзора, во многих странах усиление налогового контроля происходит за счет совершенствования взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов. Большинство стран с развитым налоговым администрированием пришло к выводу, что построение налоговых правоотношений на основе указанных выше принципов позитивно влияет на повышение законопослушности налогоплательщиков, добровольную уплату ими налогов и в конечном счете на налоговые поступления. 

    Кроме того, уровень добровольного соблюдения налогового законодательства растет за счет работы над правовой грамотностью и информированностью общества, внедрения на уровне гражданского долга в сознание граждан исполнения налоговых обязательств. 

    Помимо  провозглашения налоговых принципов, важно определить методы по сбору  налогов, учитывая при этом два фактора: готовность налогоплательщиков к сотрудничеству и уровень собираемости налогов. 

    Одной из распространенных форм налогового контроля в иностранных налоговых  системах является институт предварительного налогового регулирования. Его смысл  заключается в согласовании налогоплательщиком с налоговым органом налоговых последствий сделок, вопросов ценообразования, распределения прибыли, инвестиционных проектов, иных хозяйственных операций до их фактического совершения. В западноевропейских странах данные отношения оформляются в форме: 

    - заключения  налоговых соглашений; 

    - получения  индивидуальных консультаций. 

    Согласно  положениям Свода фискальных процедур Франции фискальный рескрипт (rescript fiscal) дает налогоплательщику право  направить в фискальный орган запрос о правомерности планируемой операции. Таким образом, он использует право получить налоговую консультацию до заключения контракта. Принятое налоговое решение является обязательным как для налоговых органов, так и для налогоплательщика, и изменению не подлежит. В случае отсутствия ответа в предусмотренные сроки налогоплательщик совершает действия с позиции их полной правомерности, при этом в будущем налоговые органы не вправе рассматривать данную сделку как правонарушение. 

    Аналогичная процедура (tax ruling) имеется в США. Ее реализация происходит двумя способами. 

    Первый - это толкование публикуемых налоговым  органом налоговых нормативных  актов (revenue ruling). По своей сути эти  акты подобны административным инструкциям. 

    Второй - письменные ответы налогового органа налогоплательщику (private ruling), обратившемуся с предварительным запросом по сделке, которую он намеревается заключить. Полученные ответы применяются в отношении всех аналогичных ситуаций и могут использоваться налогоплательщиками в судах в качестве аргумента. 

    В Швеции фискальный рескрипт представляет собой выдачу Комиссией по налоговому праву предварительного заключения (forhandsbesked) о налоговых последствиях той или иной сделки. 

    Предварительное заключение является обязательным для налоговых органов и применяется при условии, что налогоплательщик пожелает этого. Различают инструкции, содержащие лишь простое описание действующего права, и общие рекомендации, отражающие позицию налоговой службы по конкретным вопросам, на которые прочие источники не дают однозначного ответа. Некоторые публикуемые акты налоговой службы Швеции признаются источниками права. 

    Примечательна система налоговых соглашений в  Израиле. В этой стране можно обращаться за консультацией до заключения сделки, во время и после ее совершения, при этом главное условие - подать просьбу о налоговом решении до срока сдачи годового отчета. Налоговые власти выдают решения двух видов: 

    а) налоговые решения по соглашению - в этом случае это решение обязывает  обе стороны (налоговый орган и налогоплательщика); 

    б) налоговое решение без соглашения - в этом случае налогоплательщик не обязан обращать на него внимание и  может его оспорить в суде. 

    В Германии процедура рескрипта ограничена консультированием налогоплательщиков по вопросам налога на зарплату, таможенных сборов или оценки фактических ситуаций в связи с проведением фискального контроля. Опубликованные позиции, высказанные налоговой администрацией, становятся обязательными для нее, но при этом не накладывают ограничений на суд. 

    Заключение  соглашений об исполнении обязательств или соглашений комплаенс-контроля, действующих в Нидерландах, предполагает в первую очередь построение взаимовыгодных отношений между налогоплательщиком и налоговым органом. При наличии  определенного налогового риска предприятие обязано обратиться к налоговой службе, а инспектор обязан дать свое мнение по данной ситуации в течение определенного срока. 

    В Великобритании с 2004 г. действует порядок, в соответствии с которым бухгалтеры и налоговые консультанты должны заблаговременно направлять в налоговую и таможенную службы новые схемы организации бизнеса. 

    При рассмотрении налоговых соглашений к их преимуществам можно отнести  ясность ситуации для налогоплательщика  и гарантированность отсутствия непредвиденных налоговых рисков. Так, подписание налогового соглашения исключает применение в будущем к налогоплательщику не только налоговых санкций, но и взимание самого налога, а также избавит стороны налоговых правоотношений от дорогостоящих и длительных судебных процедур. 

    Таким образом, заключение налоговых соглашений можно рассматривать как своего рода гарантию в отношениях налогоплательщика  и государства, а их отсутствие может  превратить налоговый контроль в  орудие произвола и рычаг давления на добросовестного налогоплательщика. 

    Безусловно, российским налоговым органам при  введении института предварительного налогового регулирования придется разрабатывать собственный механизм реализации указанной формы налогового контроля. 

    Если  налоговым органам совместно  с налогоплательщиком удастся построить процедуру заключения налоговых соглашений конструктивно, то это может послужить толчком к эффективному обмену информацией и более глубокому пониманию налоговыми органами экономической составляющей деятельности компании, что, безусловно, является преимуществом. 

    Информация  об условиях заключенных соглашений, распространенных схемах налоговой  минимизации будет доступна при  последующих мероприятиях налогового контроля, в связи с чем, институт налоговых соглашений может стать  для налоговых органов одним из механизмов по борьбе с налоговыми правонарушениями. Однако существенным недостатком является опасность роста коррупции, поскольку решения, как показал анализ, чаще всего принимаются индивидуально. 

    Отдельным направлением повышения эффективности налогового контроля в зарубежных странах является координация действий различных органов государственной власти и разработки комплексных методов противодействия уходу от уплаты налогов и сборов и выполнению положений налогового законодательства. 

    Партнерами  итальянских налоговых органов  в обмене информацией являются: 

    - торговая  палата промышленников, ремесленников  и работников аграрного сектора; 

    - налоговая  полиция; 

    - налоговый  архив и картотека налогоплательщиков; 

    - ведомство  автомобильного реестра гражданских  транспортных средств. 

    В Финляндии ведется расширенный  банк данных налоговой службы, сформированный и пополняемый общедоступной  информацией. В указанной базе содержатся данные кредитных бюро, аудиторов, реестров акционеров компаний, кадастра объектов недвижимости, информация о пайщиках, директорах, управляющих и иных финансово ответственных лицах. 

    Финскими  налоговыми органами ведется активная борьба с экономическими преступлениями. Вся работа по выявлению незаконных сделок и структур ведется через проверки конкретных граждан, входящих в определенные группы риска, и отслеживание их персональных связей (родственники, партнеры, участие в учреждении предприятий, в советах директоров компаний). 

    Во  многих странах активно применяется  процедура "визита и конфискации", которая заключается в наделении  сотрудников налоговых ведомств правом проводить обыски при наличии  разрешения судебной власти. Разрешение позволяет проникать в торговые и частные помещения, собирать информацию и документы, способные доказать рассматриваемое мошенничество: тайная или фиктивная деятельность, сокрытие или передача доходов, подлог в налоговой льготе. 

    Значительные  усилия в зарубежных странах направлены на упрощение условий налогообложения физических лиц. Работа направлена на избавление граждан от сбора и представления информации о самих себе в налоговые органы и передачу этой функции в ведение налоговых органов, а именно - осуществление сбора информации налоговыми органами за счет своих сил и средств. Налогоплательщикам остается только уплатить налоги в случае согласия с предъявленной суммой налога. При этом налоговые ведомства освобождаются от некоторого контроля на уровне получателей доходов. Данный способ воплощается в виде системы удержания налога у источника выплаты, которая уже давно и успешно применяется практически во всех европейских странах. 

    Например, в Норвегии вся ответственность  за декларирование дохода, удержание  с него суммы налога и перечисление ее на счет налогового органа возлагается на лицо, удерживающее налог (государственное учреждение, организация, банк и т.д.), а от самого налогоплательщика не требуется ни сбора информации, ни представления ее в налоговые органы. Налогоплательщик может принять на себя отчетно-информационные обязанности в добровольном порядке, если, по его мнению, налог с него удержан в повышенном размере или если он имеет право на льготное налогообложение (например, по условиям международного налогового соглашения). 

Информация о работе Налоговые системы зарубежных стран