Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 06:42, курсовая работа
Актуальность работы заключается в том, что происходящие новые преобразования в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики, построения эффективной, справедливой, стабильной налоговой системы, а также четкости формулирования правового положения налоговых органов. Все эти преобразования вносят изменения во всю систему налогообложения, что приводит неотъемлемо к изменениям, как в правовом статусе, так и в регулировании деятельности самих налоговых органов.
Введение …………………………………………………………………..3
1. Системы налогообложения зарубежных стран
1.1 Эволюция налоговых систем развитых стран мира………………6
1.2 Сравнительный анализ налоговых систем………………………..13
2. Проблема уклонения от налогообложения
2.1 Зарубежные налоговые системы и налоговое мошенничество…19
2.2 Борьба с уходом от налогообложения за рубежом………………28
2.3 Несоответствие расходов физических лиц и их доходов……….33
3. Практика налогового контроля в зарубежных странах…………….41
Заключение………………………………………………………………50
Список используемой литературы …………
-модернизация
налогов на потребление;
-уменьшение
влияния налогов на прибыль
организаций;
-непрестанный
рост отчислений на социальное
страхование.
Налоговая
система в каждой стране имеет
свои особенности, а потому все изменения,
которые в ней происходят, нуждаются
в глубоком анализе и могут служить
лишь дополнительным информативным материалом
для практических действий в каждом конкретном
случае.
В
западной научной доктрине относительно
построения налоговых систем господствует
истина, что для осуществления
налоговых реформ необходимым условием
являются определенные демократические
принципы, такие как свобода политического
выбора, наличие выбора вероятного свободного
экономического поведения, которое основывается
на частной собственности. При таких условиях
все политические и экономические силы
с привлечением парламентского механизма
законотворчества добиваются удовлетворения
собственных интересов путем поиска оптимальных
вариантов. В европейских странах налоговая
политика формируется как результат сложного
процесса взаимодействия интересов экономического,
социального и культурного характера.
Таким образом, на сегодняшний день можно
утверждать, что налоговая политика в
европейских странах является составляющей
общей социальной политики общественного
благосостояния.
Научное
мнение европейских стран чаще всего сосредоточивает
свое внимание на проблеме достижения
справедливого налогообложения в обществе.
Решением этой проблемы с помощью налогов
занимались Р. Хар (Англия), Дж Смарт (Австралия)
- последователи основных идей учения
И. Бентама и Д. Милля, которые придерживались
мнения, что налогообложение должно быть
справедливо. Оценивая точку зрения западных
авторов на справедливость в налогообложении,
нельзя не заметить их либеральный, даже
гуманистический, общечеловеческий характер.
Западные ученые отмежевываются от социальной
конфронтации и классового подхода к распределительным
процессам, проповедуют свободу хозяйственной
и интеллектуальной деятельности, политического
выбора как абсолютной общественной ценности.
В
конце XX века распространилась теория
оптимальной налоговой системы. Самыми
яркими представителями этой доктрины
является Ф. Рамсей и П. Самуельсон. Несколько
позже ее поддержал А. Пигу.
Основными
характеристиками оптимального налогообложения
является учет, кроме фискального, побочных
экономических и социальных факторов.
Конечную цель оптимального налогообложения
можно истолковать так, что при заданных
бюджетных доходах нужно минимизировать
негативный эффект от налогов, а позитивный
— максимизировать. Нужно отметить, что
идеалы оптимального налогообложения
воплощаются в реформирование налоговых
систем большинства европейских государств.
В
целом, развитие теоретических принципов
оптимального налогообложения на сегодняшний
день и в ближайшее время будет
иметь тенденции к быстрой интеграции
мировой экономики и приближению налоговых
систем европейских стран друг к другу;
радикальных изменений технологии налогообложения,
компьютеризации налогового процесса;
социально-экономических изменений состава
плательщиков в связи с ростом количества
пенсионеров; многоканальных источников
поступлений доходов. Происходит беспрестанное
создание налоговых систем в направлении
прагматичного компромисса между поощрением
частной хозяйственной инициативы и достаточным
финансовым обеспечением государственной
деятельности.
Прежде
всего, следует отметить, что, невзирая
на все различия, которые видны
при анализе соотношений, характеризующих
налоговую политику разных стран, необходимо
четко проследить тенденцию зависимости
удельного веса отдельных налогов
от общего уровня экономического развития
той или другой страны.
Неравномерность
экономического развития стран отражается
на динамике удельного веса налогов
в ВВП. Эта доля имеет тенденцию
к росту. Четко прослеживается тенденция
к постепенному, в меру повышения
уровня экономического развития, росту
доли налоговых поступлений.
Согласно
вышесказанному можно прийти к выводу,
что в большинстве стран власть
реально оценивает свои возможности
в отрасли налогообложения, осознавая,
что избыточные налоги взрывают производство,
не способствуют частной инициативе и
в конечном итоге уменьшают доходную часть
бюджета. Полное сдерживание свободы маневра
частного бизнеса в налоговых вопросах
приводит к оттоку капитала за пределы
страны, которая не только ограничивает
возможности потенциальных налоговых
поступлений, но и препятствует увеличению
количества рабочих мест со всеми негативными
последствиями. Для общества в целом чрезвычайно
важно обеспечить устойчивое развитие
национального производства, чем подчинить
его текущим бюджетным интересам. Именно
поэтому в западных странах не ограничиваются
лишь периодическими масштабными понижениями
налоговых ставок, а используют много
рычагов, которые способствуют экономическому
развитию. Среди них соответствующее соотношение
прямых и непрямых налогов, поскольку
каждая из этих групп, кроме решения общих
фискальных заданий, выполняет свои, присущие
лишь ей функции регулирования. Приоритет
производства перед интересами бюджета
— это тот принцип, который отображает
отличие и объясняет неэффективность
национального налогообложения по сравнению
с налогообложением развитых зарубежных
стран.
Наличие
общих подходов относительно формирования
налогообложения подтверждает, что
разные страны сталкиваются с общими
налоговыми проблемами. В частности:
- современные
налоговые системы сложны для
понимания налогоплательщиков
- налог
на прибыль физических лиц
характеризуется несправедливостью распределения
налогового груза, которое заключается
в том, что нередко одинаковый уровень
доходов сопровождается неодинаковым
уровнем налогообложения;
- налогообложение
компаний стимулирует их
В
целом зарубежные специалисты считают
основными изъянами налоговых систем
их сложность, неустроенность и избыточность
налоговых ставок.
Ввиду
того, что эффективность
В
то же время привлекает внимание усиление
контроля над деятельностью
Во
Франции принятая Хартия прав и обязанностей
плательщика налога, которая предоставляет
каждому плательщику существенно расширенный
перечень гарантий, обеспечивающихся
законодательными и нормативными актами
при проверке их налоговыми органами.
Интересно отметить, если в большинстве
стран есть лишь одна — через суд — возможность
обжаловать предъявленную к уплате налоговую
сумму, то во Франции предусмотрена еще
и дополнительная — претензия налоговым
органам в случае необоснованного, по
мнению плательщика, определения размера
платежа, которую он может подать вышестоящей
инстанции к началу срока уплаты платежа.
Есть два преимущества такого порядка.
С одной стороны, в случае доказанной необоснованности
действий налоговых органов есть возможность
оперативно решить вопрос, не обращаясь
в суд, с другой стороны — в случае объективных
действий налоговиков повышается возможность
ускоренного и квалифицированного рассмотрения
дела в суде. Именно этим порядком объясняется
незначительное количество кассационных
жалоб в судебных органах Франции. Есть
и другие интересные мероприятия по существенному
сокращению формальностей в регулировании
споров и ускорении их решения. Это касается
уменьшения ограничений относительно
лица, которое имеет право подписи иска,
упрощение порядка возвращения неправильно
уплаченной суммы платежа, а также подачи
претензии.
Важной
функцией налоговых органов является
разъяснение гражданам
Приведенные
примеры свидетельствуют о том,
какое большое значение имеют
в зарубежных странах проблемы урегулирования
взаимоотношений плательщика
Таким
образом, подытоживая результаты анализа
формирования налоговых систем в
разных странах и определяя их
значение для России, можно прийти
к основному выводу, что проблема
совершенствования налоговых систем появилась
не только перед странами с переходной
экономикой, но и перед развитыми государствами.
Она объективна и определяется необходимостью
государственного вмешательства в процесс
формирования производственных отношений
и изменения тенденций экономического
развития.
То,
что налоговые системы разных
стран складывались под воздействием
разных экономических, политических и
социальных условий, объясняет их несовершенство.
Это, в свою очередь, предопределяет
то обстоятельство, что в разных
странах ведется постоянный поиск оптимальных
вариантов в системе налогообложения.
По мнению многих экономистов Западной
Европы, налоговая система оптимальна,
если следует следующим принципам:
а)
расходы государства на содержания
налоговой системы и затраты плательщика,
связанные с процедурой уплаты, должны
быть максимально низкими;
б)
налоговый груз нельзя доводить до
такого уровня, когда он начинает уменьшать
экономическую активность плательщика;
в)
процесс получения налогов
г)
этот процесс должен влиять на распределение
доходов в направлении
д)
расширить полномочия налоговых
органов под строгим контролем государства;
е)
пересмотреть штрафные санкции в
сторону их увеличения для тех
налогоплательщиков, которые систематически
уходят от налогообложения.
Приведенный
перечень доказывает, что эти общие
требования в значительной мере повторяют
фундаментальные принципы, которые должны
быть основой для построения налоговой
системы любого цивилизованного государства.
Поэтому основным направлением повышения
эффективности налоговых систем как основы
для их совершенствования может быть более
активное воплощение фундаментальных
принципов налогообложения, которые являются
приобретением многих поколений ученых
и практиков. И хотя эти мероприятия специфические
в разных странах, но в целом они направлены
на достижение справедливости и эффективности
налогообложения. На сегодня в странах
с развитой рыночной экономикой налоговая
система действительно должна влиять
на стабилизацию экономического цикла,
стимулирования экономического роста,
ограничения инфляции и безработицы.
Для
страны с переходной экономикой, в том
числе и для России, реализация фундаментальных
принципов при построении налоговой системы
— чрезвычайно сложное задание. Трудно
воплощать даже те знания, которые появились
на начальных этапах перехода к рыночным
условиям ведения хозяйства — устранение
фискального уклона, предоставления целевой
функции каждому из налогов и связанной
с этим формы контроля плательщика над
использованием уплачиваемого им налога.
И в настоящее время практические мероприятия
в сфере налогообложения — это, в основном,
средства моментального усложнения ситуации.
Теоретическая концепция сознательного
регулирования экономических процессов,
важным инструментом которой являются
налоги, в значительной мере работа будущего.
И все же благодаря достижению временных
компромиссов перспективным направлением
развития налогообложения в странах с
переходной экономикой следует считать
направленность в построении национальной
налоговой системы с соблюдением основных
принципов. Они должны использоваться
и как основные критерии для оценки эффективности
налоговой системы.