Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 06:42, курсовая работа
Актуальность работы заключается в том, что происходящие новые преобразования в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики, построения эффективной, справедливой, стабильной налоговой системы, а также четкости формулирования правового положения налоговых органов. Все эти преобразования вносят изменения во всю систему налогообложения, что приводит неотъемлемо к изменениям, как в правовом статусе, так и в регулировании деятельности самих налоговых органов.
Введение …………………………………………………………………..3
1. Системы налогообложения зарубежных стран
1.1 Эволюция налоговых систем развитых стран мира………………6
1.2 Сравнительный анализ налоговых систем………………………..13
2. Проблема уклонения от налогообложения
2.1 Зарубежные налоговые системы и налоговое мошенничество…19
2.2 Борьба с уходом от налогообложения за рубежом………………28
2.3 Несоответствие расходов физических лиц и их доходов……….33
3. Практика налогового контроля в зарубежных странах…………….41
Заключение………………………………………………………………50
Список используемой литературы …………
2. Проблема уклонения
от налогообложения
2.1 Зарубежные налоговые
системы и налоговое мошенничество
Отношение зарубежных
Дополнительными
наказаниями, применяемыми к налоговым
преступникам, в уголовном законодательстве
зарубежных стран являются конфискация
имущества, приобретенного на средства,
сокрытые от налогообложения, лишение
права на получение прибыли от
сделки, запрет на участие в публичных
торгах или на работу в государственных
учреждениях, ограничение в избирательном
праве, а также лишение иных гражданских
прав, включая право носить оружие, выступать
в качестве опекуна или попечителя, публичное
оглашение факта совершения тем или иным
лицом налогового преступления. Так, в
Канаде за вынесением обвинительного
приговора в отношении налогового преступника
следует обязательная публикация соответствующих
фактов в средствах массовой информации.
В США на официальном сайте Службы внутренних
доходов приводятся сведения о привлечении
конкретных налогоплательщиков к уголовной
ответственности. Во Франции суд, рассматривающий
дела об обманных действиях налогоплательщиков,
обязан дать распоряжение об обязательном
опубликовании обвинительного приговора
в официальном печатном издании.
В
странах англосаксонской
В
ряде стран континентальной Европы
и США нормы об уклонении от уплаты налогов
обособлены от общей нормы о мошенничестве.
В
разных странах применяются различные
способы уклонения от уплаты налогов,
в том числе нарушение порядка
учета налогоплательщиков, ведения
бухгалтерских документов, декларирования,
исчисления и уплаты налогов, использования
налоговых льгот и т.д.. Однако общим для
всех способов уклонения от уплаты налогов
является то, что данное преступление,
как правило, совершается посредством
обмана или оставления в неведении налоговых
органов, так как выражается или в представлении
им ложной информации об объектах налогообложения
и подлежащих уплате налогов, или в непредставлении
должной информации о них. В законодательстве
таких стран, как Великобритания, Италия,
ФРГ, Канада, КНР, США, Финляндия и Франция,
уклонение от уплаты налогов определяется
как "невыполнение обязанности быть
честным", обман или налоговое мошенничество.
Например, в соответствии со ст. 97 Декрета
Президента Республики Италия от 29 сентября
1973 г. "О взимании подоходного налога"
преступными признаются действия лица
по совершению мошеннических операций
с имуществом с целью избежания уплаты
налогов.
Диспозиции
статей, предусматривающих уголовную
ответственность за налоговые преступления,
в законодательствах зарубежных
стран имеют различные юридические конструкции.
Согласно
ст. 213 Уголовного кодекса (УК) Республики
Азербайджан отражение
В
соответствии со ст. 243 УК Республики Беларусь
уклонение от уплаты налогов путем
сокрытия или умышленного занижения прибыли,
доходов или иных объектов налогообложения
либо путем уклонения от подачи декларации
о доходах и имуществе, повлекшее причинение
ущерба в крупном размере, наказывается
лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью либо арестом на срок до
шести месяцев. Подобные действия могут
также наказываться ограничением свободы
на срок до трех лет или лишением свободы
на тот же срок. Однако если уклонение
от уплаты налогов повлекло причинение
ущерба в особо крупном размере, то оно
наказывается уже ограничением свободы
виновного на срок до пяти лет или лишением
свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией
имущества или без таковой.
В
УК Киргизии основания привлечения
к уголовной ответственности за налоговое
мошенничество закреплены в пяти соответствующих
статьях: об уклонении от уплаты налогов
гражданами; индивидуальными предпринимателями;
организациями; о незаконном предоставлении
и получении налоговых льгот, а также о
противодействии органам налогового контроля.
Комплексный
подход при установлении уголовно-правовых
запретов в сфере налогообложения
использован в Китае. В § 6 "Преступления
против порядка сбора налогов"
УК этого государства содержится
целый ряд статей, предусматривающих
уголовную ответственность за налоговые
преступления. Статья 201 так определяет
эти преступные деяния: неуплата или недоплата
подлежащего уплате налога налогоплательщиком
путем подделки, переделки, утаивания,
самовольного уничтожения книг счетов,
ваучеров, завышения сведений о расходах
или непредставление, занижение сведений
о доходах, отказ от декларирования или
фиктивное декларирование уплаты налогов
после уведомления налоговых органов
о декларировании, если сумма неуплаченного
налога составила 10% и более, но менее 30%
от подлежащего уплате налога или десять
тысяч юаней и более, но менее ста тысяч
юаней, либо повторное уклонение от уплаты
налога после административного наказания,
вынесенного налоговыми органами. Статья
202 УК предусматривает наказание за задолженность
по подлежащему уплате налогу путем перемещения
или утаивания собственности, если это
привело к невозможности взимания задолженности
по уплате налога и если сумма составила
от десяти до ста тысяч юаней. В соответствии
со ст. 204 УК преступлением признается
получение обманным путем возвращаемого
государством налога на экспорт с помощью
ложного декларирования экспорта или
иными обманными способами. Также наряду
с уклонением от уплаты налогов преступным
в Китае признается отказ от уплаты налогов.
В ст. 45 Закона КНР от 4 сентября 1992 г. "Об
управлении взиманием налогов" эти
действия связываются с наличием фактов
насилия и угроз в процессе исполнения
ответственным лицом своей обязанности
по уплате налогов.
Аналогичные
позиции закрепляет УК Болгарии. В ст.
258 уголовно наказуемым признается противозаконное
воспрепятствование исполнению налоговым
органом его законных обязанностей.
Формы
вины специально в уголовном законодательстве
большинства стран не прописаны
- это обусловлено тем, что по своему
определению уклонение от уплаты налогов
предполагает совершение целенаправленных
умышленных действий.
По
законодательству Канады налоговое
мошенничество определяется как
сознательное действие или намерение
действия с целью обмана налоговых
органов, позволяющее сократить размер
подлежащих уплате налогов или получить
незаконное возмещение налогов из бюджета.
В качестве квалифицирующего признака
определено наличие сговора с любыми лицами
об уклонении от уплаты налогов.
В
ст. 279 УК Македонии (гл. 25 "Преступления
в сфере общественных финансов, платежного
оборота и народного хозяйства") предусматривается
наказание для лица, которое "с намерением
самостоятельно или кому-либо другому
полностью или частично уклониться от
уплаты налогов, взносов или какого-либо
иного установленного законом обязательного
платежа представляет искаженные данные
о своих доходах, предметах или иных фактах,
влияющих на установление суммы данных
платежей, либо кто с тем же намерением
в случае обязательного представления
не указывает доход, предмет или иной факт,
влияющий на установление суммы данных
платежей, скрывая доход в крупных размерах".
В
США мошенничество является одним
из способов совершения налогового преступления.
Федеральным законодательством
США преступными деяниями признаются:
неуплата налога (§ 7201); намеренный пропуск
сбора и уплаты налога (§ 7202); уклонение
от уплаты налога посредством обмана,
ложного заявления, представления недостоверной
декларации (§ 7204, 7206, 7207).
Штрафом
в размере от 100 000 до 500 000 долларов
или тюремным заключением сроком на пять
лет либо обоими этими наказаниями карается
неуплата налога в США. Штрафом в размере
от 10 000 долларов и тюремным заключением
на срок до пяти лет наказывается намеренный
пропуск сбора и уплаты налога. Пропуск
срока подачи декларации может квалифицироваться
как уголовно наказуемое деяние, которое
наказывается лишением свободы на срок
до одного года и штрафом в размере от
25 000 до 100 000 долларов. Уклонение от уплаты
налогов посредством обмана, ложного заявления,
представления недостоверной декларации
относится к категории более тяжких преступлений
и наказывается тюремным заключением
на срок до пяти лет.
В
Германии уголовная ответственность
за уклонение от уплаты налогов (Steuerhinterziehung)
предусмотрена в § 370 Налогового устава
(Abgabenordnung) и наступает только за налоговое
мошенничество.
Менее
опасные правонарушения рассматриваются
в качестве административных проступков:
а) неуплата налогов по неосторожности
(§ 378 Налогового устава, штраф до 50 тыс.
евро); б) деяния, создающие опасность неуплаты
налогов (§ 379 Налогового устава, штраф
до 5 тыс. евро); в) неуплата налогов или
несвоевременная их уплата, не сопряженная
с обманом (§ 380 Налогового устава, штраф
до 25 тыс. евро) и др.
В
качестве охраняемого правового блага
(объект преступления в нашем понимании)
§ 370 Налогового устава по аналогии с обычным
мошенничеством в правоведении принято
понимать имущественные интересы (в зависимости
от вида налогов - соответственно интересы
государства или Европейского сообщества).
В
качестве "налоговых выгод" в
германском налоговом законодательстве
рассматриваются налоговые
Налоговое
мошенничество в таких случаях
считается оконченным с момента
неправильного исчисления налога налоговым
органом - именно в этот момент преступник
добивается уменьшения налогов и получает
необоснованные выгоды, отчего страдают
публичные имущественные интересы.
В
§ 370 Налогового устава Германии содержатся
три формы деяния:
а)
неправильные или неполные сообщения
финансовым или иным властям о
фактах, имеющих налоговую значимость
(активный обман);
б)
оставление в неосведомленности
финансовых или иных властей о
фактах, имеющих налоговую значимость,
в нарушение правовой обязанности
(пассивный обман);
в)
неприменение в нарушение правовой
обязанности налоговых знаков или
марок (особая разновидность пассивного
обмана).
Действие
данной нормы распространяется и
на таможенные пошлины, налоги и пошлины
ЕС и стран - его участниц, а также
на товары, импорт, экспорт и транзит
которых запрещен.
Преступление
может совершаться с прямым или косвенным
умыслом. Совершение того же деяния по
неосторожности влечет наложение административного
штрафа.