Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства.
От того, сколько будет собрано налогов, зависит благополучие страны, региона, конкр
При
существующей плоской шкале обеспечивается
прогрессивность
3 Использование мирового опыта налогообложения доходов граждан для РФ.
В практике мирового
налогообложения преобладает
Рассмотрим основные
положительные результаты, которых
в теории можно добиться от установления
прогрессивного налога.
Во-первых, такой налог может существенным
образом сгладить несправедливость отечественной
системы налогообложения физических лиц,
поскольку сейчас доходы россиян облагаются
далеко неравномерно.
Диспропорция здесь проявляется в том, что чем меньше получает в нашей стране гражданин, тем больше он уплачивает налогов. Дело в том, что наряду с НДФЛ на фактический уровень доходов граждан влияют еще и прочие налоги, уплачиваемые в бюджет за их счет. Это, прежде всего, социальные страховые взносы, которые с 2011 года установлены в размере 34%. При этом он взимается только с части заработной платы, не превышающей 415 тыс. руб. в год. Свыше этого максимального размера заработной платы социальные взносы – нулевые.
Таким образом, тот, кто зарабатывает, например, 10 млн рублей в месяц, заплатит налог только с 35 тыс. руб. При ставке 34% это порядка 12 тыс. руб. – то есть 0,1% от заработной платы. Получается, что общая сумма налога для него (НДФЛ+страховые взносы) составит 13.1%. Обычный же гражданин, зарабатывающий 30 тыс. руб. в месяц, – таковых в нашей стране большинство – заплатит НДФЛ 13% и страховые взносы 34% и в итоге, суммарная ставка налога составит для него 47%. Правда страховые взносы оплачивают работодатели делают они это все же из фонда оплаты труда. Очевидно, что существующая налоговая система регрессивна.
Граждане с миллионными доходами, в соответствии с регрессивным принципом взимания в нашей стране социальных налогов, фактически освобождаются от уплаты социальных взносов. Отмена предельного порога позволит обеспечить дополнительные поступления социальных взносов и снизить налоговую нагрузку на бизнес, особенно малый и средний, наиболее сильно пострадавший от резкого повышения ставок страховых взносов с 1 января 2011 года.
Наконец, положительная сторона прогрессивного налога проявляется в его высокой экономической доходности. Сейчас по данным федеральной налоговой службы поступления от НДФЛ в нашей стране едва дотягивают до 10% суммарных доходов консолидированного бюджета. В развитых же странах НДФЛ образует порядка трети доходов государственных бюджетов. Например, в США подоходный налог сейчас составляет около 48% всех доходов федерального бюджета и 34% доходов консолидированного бюджета.
В настоящее время, по данным ФНС РФ, фактическая дифференциация по доходам различных групп населения необоснованно высока, а разница в доходах между социальными группами с самыми низкими и самыми высокими доходами составляет, по меньшей мере, 25 раз. Иное положение в западных странах.
Так, по данным Офиса бюджетных оценок США, более 80% поступлений подоходного налога обеспечивают 20% самых богатых граждан США. Следующая по доходам группа (20%) добавляют к этой сумме еще 14%. Итого 94% всего подоходного налога в США выплачивают 40% населения. Установление дифференцированной ставки НДФЛ с прогрессивной шкалой налогообложения может способствовать снижению социальной напряженности в стране вследствие естественного сокращения уровня дифференциации доходов населения.
Таким образом,
очевидно, что прогрессивная ставка
обложения доходов граждан и
составляет будущее налоговой системы.
Другое дело, какое именно содержание
приобретет эта самая ставка. Прогрессивная
шкала подоходного налога — это
не просто вид налогообложения, это
доверие к власти которое способно разумно
перераспределять доходы от богатых к
более бедным. И такое общественное согласие
действительно достигнуто в ряде стран,
в частности, таких социально ориентированных,
как Швеция. Там ставки НДФЛ очень высокие,
но люди платят. Объясняется это тем, что
внушительные ставки подоходного налога
в развитых странах имеют обратную сторону
высокую степень социальной защиты и значительно
более качественный уровень жизни.
Западные налоговые
механизмы, перенесенные на российскую
почву, теряют эффективность и проявляют
себя негативным образом. Дело в том,
что на Западе действует уже сложившаяся
рыночная экономика с прочными демократическими
традициями, а в России только начинается
процесс ее формирования и пока нет
ее важнейшей основы - многочисленного
среднего класса. В России пока отсутствуют
условия, которые на протяжении многих
лет определяют развитие системы
налогообложения в западных странах.
Однако опыт развитых стран может
быть перенесен на российскую почву
не путем слепого копирования, а
путем корректировки
Так, например, переход
к дифференцированной системе налогообложения
доходов физических лиц обеспечил
бы равномерность налогообложения,
то есть реальную зависимость суммы
налога от величины доходов. Однако, при
излишне высоких ставках налога
(как на Западе - до 50%) вследствие особенностей
российского менталитета
Таким образом, ожидания от введения прогрессивной шкалы достаточно неопределенны. Негативный эффект может перевесить все позитивные последствия. Любое повышение налогов сразу же сокращает реальные доходы населения, которые в период кризиса и так уменьшаются. Кроме того, повышение подоходного налога приведет к падению спроса, что негативно отразится на развитии экономики. Среди доводов в пользу этого решения отмечается и необходимость сохранения доверия инвесторов к деятельности правительства и устойчивости условий для ведения бизнеса.
Задачу же пополнения бюджета и удовлетворения социальных потребностей населения можно решить не трогая 13-ти процентную ставку. Это изменение налогов на дивиденды; отмену предельного порога для начисления социальных взносов; увеличение стандартных налоговых вычетов как способа повышения доходов населения; повышение размера, не облагаемого подоходным налогом заработной платы до прожиточного минимума.
Создание законопроекта прогрессивного налога на доходы физических лиц предполагает решение трех важных проблем: увеличение сборов, справедливого перераспределения средств и уменьшения неравенства, сохранение стабильности рынка.
Введение прогрессивной
шкалы налога нужно проводить
с учетом таких факторов как характер
дохода (трудовой, рентный, доход с
капитала) и соответствующих этому
ставок от щадящих для среднего класса
до сдерживающих в конце диапазона. Кроме
того, необходим эффективный действенный
механизм перекрестного контроля расходов,
что требует значительных средств.
Заключение
В числе наиболее значимых решений за 2008-20010 годы С 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 до 20% за счет федеральной части налога, которая уменьшилась с 6,5 до 2,5%. Кроме того, за субъектами Федерации сохраняется право понизить ставку налога в части, поступающей в региональный бюджет, – с 17,5 до 13,5%, то есть минимальная ставка налога составила 16%. Был экстренно изменен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за четвертый квартал 2008 года. Расширен перечень расходов на добровольное страхование, уменьшающих прибыль. С 1 января 2009 года в перечень включены расходы на добровольное имущественное страхование, включая страхование гражданской ответственности и страхование предпринимательских рисков, если в соответствии с российским законодательством такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком его деятельности. Для стимулирования спроса на рынке недвижимости имущественный вычет по НДФЛ на приобретение жилья повысился с 1 до 2 млн. рублей. Упрощен порядок подтверждения ставки НДС 0% при экспорте товаров. с 2009 года власти регионов могут принимать решения о снижении с 15 до 5% ставки налога для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. С 2010 года вместо единого социального налога взимаются страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование. В 2010 году ставка страховых взносов сохраняется на уровне 26 %, с 2011 году она повышается до 34 %.
В
результате принятых мер по совершенствованию
налоговой системы сократились
масштабы уклонения от уплаты налогов
и пошлин, возросли налоговые поступления
в бюджеты всех уровней, повысились
конкурентоспособность
Нестабильность
наших налогов, постоянный пересмотр
ставок, количества налогов, льгот и
т.д. несомненно, играет отрицательную
роль, особенно в период перехода российской
экономики к рыночным отношениям,
а также препятствует инвестициям
как отечественным, так и иностранным.
Нестабильность налоговой системы
на сегодняшний день – главная
проблема реформы налогообложения.
Динамика налоговых поступлений
Список использованных источников:
1.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. http://dic.academic.ru/dic.
2. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М., 1999. - С. 36, 128.
3 Цапков, В. Е. Понятие налоговой политики и основные направления ее развития на современном этапе / Цапков В. Е. // Финансовое право, 2007. - N 6. - с. 6-9.
4. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации/ Под ред. Панскова В.Г – М.:ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА, 2008.- с. 56.
5 Абрамов М.Д., Фадеев Д.Е. Об основных направлениях налоговой политики //Налоговые споры: теория и практика, 2006г. № 3- http://elibrary.ru
6 Никитин С.М., Глазова Е.С. Налогообложение в развитых странах// Финансовый менеджмент 2007 №4 с.82-92.