Налоговая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства.
От того, сколько будет собрано налогов, зависит благополучие страны, региона, конкр

Работа содержит 1 файл

1 глава.docx

— 160.70 Кб (Скачать)

     Таким образом, налоговая политика занимает одно из ключевых мест в финансовой политике государства. Собранные налоги по-прежнему является главный источник доходов государственного бюджета и источником финансирования социальных и хозяйственных расходов правительства. Практика реформирования системы налогов и сборов последних лет показала бесперспективность внесения «точечных» изменений в налоговое законодательство, не решающих ключевых проблем налоговой системы России. Проблему можно решить лишь принятием единого, взаимосвязанного и комплексного документа, в котором будет достигнут баланс интересов государства и налогоплательщиков.

     В России на данном этапе наблюдается  постоянный отток национального  капитала за рубеж и низкий встречный  приток иностранного капитала (причем основная доля иностранных капиталов  используется в спекулятивных операциях  на фондовом рынке). В результате своей  налоговой политики Россия не только теряет позиции на мировом рынке, но и фактически блокирует создание нормальных рыночных отношений в  собственной экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Анализ современного  состояния налоговой политики  в Российской Федерации.

2.1 Основные приоритеты  в области налоговой политики  в 2008-2010г.

Основные направления  налоговой политики Российской Федерации  на 2008-2010 годы подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета. Основные направления налоговой  политики являются одним из документов, которые необходимо учитывать в  процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Это необходимо для того, чтобы субъекты налоговых отношений имели возможность подготовиться к грядущим изменениям.

В трехлетней перспективе 2008–2010 годов приоритетами Правительства Российской Федерации в области налоговой политики является создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, отказ от необоснованных мер  в   области  увеличения  налогового  бремени. Помимо решения задач в области бюджетного планирования "Основные направления налоговой политики в РФ" на трехлетний период позволяют определить для всех участников налоговых отношений среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что приводит к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории РФ.

Цели налоговой  политики, поставленные в «Основных  направлениях налоговой политики» :

1. Сохранение  неизменного уровня номинального  налогового бремени в среднесрочной  перспективе при условии поддержания  сбалансированности бюджетной системы. 

2. Унификация  налоговых ставок, повышение эффективности  и нейтральности налоговой системы  за счет внедрения современных  подходов к налоговому администрированию,  оптимизации применяемых налоговых  льгот и освобождений, интеграции  российской налоговой системы  в международные налоговые отношения. 
По данным статьи В.Н. Незамайкина поскольку в последнее время практика финансового планирования на федеральном уровне государственной власти Российской Федерации охватывает 3-летний период. Поэтому начиная с 2008 г. с таким же периодом создаются документы федеральной исполнительной власти  отражающие налоговую политику Российской Федерации. Общее название этих документов – «Основные направления налоговой политики Российской Федерации…» на соответствующий период. В них содержаться только основные направления и отсутствует перечень конкретных мероприятий с определенными финансово – экономическими характеристиками18.

По данным газеты «Деловой Петербург» заместитель министра финансов Сергей Шаталов сделал заявление,что документ позволит сделать налоговую систему стабильной и предсказуемой:

«Разработанная  система поможет в планировании бизнеса на ближайшие три года. Этот документ хоть и не является нормативно-правовым актом, но представляет собой основу для формирования федерального бюджета, а также бюджетов регионов».

Согласно концепции, налоговая политика преследует за собой  следующие цели:

  • отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;
  • унификацию налоговых ставок;
  • повышение эффективности и нейтральности налоговой системы19.
 

 "Основные  направления налоговой политики  в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы", одобренные Правительством  Российской Федерации (протокол  от 2 марта 2007 г. N 8), предусматривали  внесение изменений в законодательство  о налогах и сборах по следующим  направлениям: 
1. Совершенствование налога на прибыль организаций 
2. Совершенствование налога на добавленную стоимость 
3. Индексация ставок акцизов 
4. Совершенствование налога на доходы физических лиц 
5. Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц 
6. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых 
7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов 
8. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен
20.

      В соответствии с бюджетным посланием  Президента РФ на 2008-2010 годы налоговая  политика ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения21.

По указанным  направлениям в 2008 году был принят целый  ряд решений. Большая часть из этих решений была принята в качестве антикризисных мер налогового стимулирования, отчет о которых, в том числе  их бюджетная оценка, отражены в одобренной Правительством Российской Федерации Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.

Изменения, внесенные  в Налоговый кодекс Российской Федерации  в 2008 году, предусматривали следующее: 
- начиная с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 процентов до 20 процентов; 
- в четвертом квартале 2008 года, вопреки общему правилу и не дожидаясь начала нового налогового периода, налогоплательщики получили право перейти на уплату налога по фактически полученной прибыли и отказаться, таким образом, от уплаты авансовых платежей, рассчитанных исходя из достигнутого уровня прибыли за предыдущий отчетный период (9 месяцев); 
- в период с 1 сентября 2008 г. по 31 декабря 2009 г. предельная величина процентов по долговым обязательствам, которая может быть учтена в расходах для целей налогообложения прибыли, установлена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,5 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте (ранее по долговым обязательствам в рублях она равнялась ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, а по обязательствам в иностранной валюте - 15 процентам).

Изменения, внесенные  в Кодекс в 2008 году, позволили увеличить  объем относимых на расходы при  налогообложении прибыли экономически обоснованных затрат организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению  работников. 
Начиная с 2009 года взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда вместо 3 процентов по ранее действовавшему законодательству. 
С 2009 года расширены условия для принятия в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций, затрат налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, а также физических лиц, не являющихся сотрудниками организаций - налогоплательщиков, заключивших с ними договор, предусматривающий обязанность такого физического лица отработать у налогоплательщика по трудовому договору не менее одного года. Соответствующая оплата обучения также не будет включаться в базу для налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом. 
В части пенсионного обеспечения следует отметить, что с 2009 года в состав расходов включаются суммы дополнительных взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". 
Начиная с 2009 года реализована возможность учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Данная мера носит временный характер (действует до 1 января 2012 года), при этом сумма таких расходов не должна превышать 3 процентов от суммы расходов на оплату труда (соответствующая оплата также не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом).

В последние  годы был принят ряд мер, направленных на стимулирование расходов организации  на научные исследования и (или) опытно-конструкторские  разработки. В качестве дополнительной меры с 2009 года установлена возможность  использования повышающего коэффициента (1,5) в целях ускоренного учета  текущих затрат на научные исследования и разработки. Вместе с тем одобренный Правительством Российской Федерации  перечень соответствующих научных  исследований и опытно-конструкторских  разработок потребует уточнения  с точки зрения возможности его  администрирования налоговыми органами.

В целях повышения  эффективности освоения природных  ресурсов уточнен порядок ведения  налогового учета соответствующих  расходов, что предоставляет налогоплательщикам возможность учитывать соответствующие  расходы в ускоренном порядке. В  частности, начиная с 2009 года, расходы  на приобретение лицензий на право  пользования недрами могут учитываться  при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций  в составе прочих расходов, связанных  с производством и реализацией, в течение 2 лет. При этом в рамках нового порядка налогового учета  таких расходов понесенные в прошлом  расходы организаций на указанные  цели, не учтенные на начало 2009 года при  определении налоговой базы по налогу на прибыль, могут быть отнесены на расходы в течение 2 лет (2009 и 2010 годов).

В рамках совершенствования  амортизационной политики, начиная  с 2009 года, концептуально пересмотрен  подход к начислению амортизации  в налоговых целях. Кодексом для  налогоплательщиков налога на прибыль  организаций предусмотрена возможность  отказа от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам). При применении нелинейного метода начисления амортизации налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50 процентов первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования. При этом у налогоплательщиков сохраняется право выбора одного из двух методов начисления амортизации. 
Одновременно для основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам, величина так называемой "амортизационной премии" (то есть, возможности относить на расходы текущего периода до начала начисления амортизации определенную долю расходов на приобретение или создание основных средств) была увеличена с 10 процентов до 30 процентов. Таким образом, при комбинации нелинейного метода начисления амортизации и амортизационной премии по 3 - 7 амортизационным группам налогоплательщики получили возможность относить на расходы основную часть стоимости приобретаемых основных средств, что является существенной льготой, оправданной во многих случаях в условиях высокой инфляции и отсутствия переоценки основных средств в целях начисления амортизации22.

С 2010 года при  определении суммы налога учитывается  общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом  в пользу всех получателей дивидендов, а не только налогоплательщиков –  получателей дивидендов.

В рамках реализации концепции создания в Российской Федерации мирового финансового  центра был снижен барьер для предоставления освобождения от налогообложения налогом  на прибыль организаций доходов "стратегических" акционеров, получаемых в виде дивидендов. В частности, из Кодекса исключено ограничение  в 500 млн. рублей, которое было необходимо до 1 января 2010 года как условие для  применения нулевой ставки налога на прибыль организаций при налогообложении  дивидендов, получаемых российскими "стратегическими" акционерами, то есть лицами, владеющими более 50 процентами акций организации, выплачивающей дивиденды.

Учитывая, что  коммунальные услуги, реализуемые управляющим  компаниям и ТСЖ, организациями  коммунального комплекса, а также  поставщиками электрической энергии  и газоснабжающими организациями, от налогообложения НДС не освобождены, а управляющие организации и  ТСЖ являются по существу сборщиками платы за коммунальные услуги, с 1 января 2010 г. предоставление коммунальных услуг  управляющими организациями и ТСЖ  по стоимости, соответствующей стоимости  приобретения коммунальных услуг, в  том числе с НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, освобождено от налогообложения НДС23.

Для преодоления  кризиса ликвидности в 2008 году был  изменен порядок уплаты налога на добавленную стоимость по результатам  деятельности налогоплательщиков за квартал. Начиная с четвертого квартала 2008 года суммы налога, исчисленные налогоплательщиками по операциям по реализации товаров (работ, услуг), признаваемым объектом налогообложения этим налогом, уплачиваются в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом, то есть фактическая уплата налога производится не единовременно до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, как это было предусмотрено ранее, а ежемесячно в размере 1/3 в течение трех последующих месяцев. Данный порядок уплаты налога позволил снизить текущий дефицит оборотных средств и стабилизировать деятельность налогоплательщиков. Фактически подобная мера представляет собой беспроцентную рассрочку по уплате сумм налога в бюджет соответственно на 1 и 2 месяца на 1/3 общей суммы налога, исчисленной по итогам квартала. 
В целях совершенствования порядка применения нулевой ставки налога по операциям, связанным с реализацией товаров, помещенных на территории Российской Федерации под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года, увеличен до 270 дней срок сбора документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки, что является актуальным в связи с мировым финансовым кризисом. При этом экспортерам предоставлено право представлять в налоговые органы для подтверждения правомерности применения нулевой ставки реестры таможенных деклараций взамен копий таможенных деклараций. 
В целях уточнения порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость были установлены особенности определения налоговой базы при реализации (передаче) государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, не закрепленного за государственными (муниципальными) учреждениями, и при передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, не состоящими на налоговом учете, по договорам поручения, комиссии, агентским договорам. 
Кроме того, с 1 января 2009 года отменена обязанность по перечислению налога отдельным платежным поручением при безденежных формах расчетов; установлен вычет налога по строительно-монтажным работам для собственного потребления в том же налоговом периоде, в котором осуществляется начисление налога на добавленную стоимость по этим работам; предоставлено право на вычет налога по авансовым платежам, перечисляемым продавцам товаров (работ, услуг). 
В качестве важной меры, направленной на ускорение возмещения налога, необходимо отметить вступившее в силу с 1 января 2009 года уточнение порядка оформления результатов камеральных налоговых проверок налоговых деклараций, в которых заявлена сумма налога к возмещению. Согласно данному порядку по результатам налоговой проверки одной декларации налоговые органы вправе выносить два решения: одно - в отношении сумм, правомерность принятия которых к вычету документально подтверждена, второе - в отношении сумм, по которым необходимо представление дополнительных обосновывающих материалов. В отличие от ранее действовавшего порядка, когда по результатам камеральной проверки одной декларации даже в случае подтверждения права на возмещение части заявленной суммы, выносилось одно решение об отказе в возмещении, в настоящее время налогоплательщики вправе возместить из бюджета часть суммы, в отношении которой налоговые органы не имеют возражений. В среднем это позволило сократить сроки возмещения налога на добавленную стоимость в спорных случаях на 2 - 3 месяца по сравнению с ранее действовавшим порядком24.

Информация о работе Налоговая политика РФ