Налоговая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства.
От того, сколько будет собрано налогов, зависит благополучие страны, региона, конкр

Работа содержит 1 файл

1 глава.docx

— 160.70 Кб (Скачать)

       Особую  группу налогов в настоящее время  составляют так называемые социальные налоги. В эту группу включаются, во-первых, прямые социальные налоги на занятых, составляющие в большинстве развитых стран 10–15% от всех налоговых поступлений. В ряде стран вроде США, Германии, Японии и особенно Франции этот налог по объему поступлений сопоставим (или приближается) с налогом с индивидуального личного дохода. 

       Еще более значим в группе социальных налогов, составляющий примерно от половины до 2/3 их величины, так называемый вклад  работодателей в социальное обеспечение (или, социальные взносы предпринимателей), относится он и к лицам свободных профессий. Этот налог относится к косвенным налогам.

       Особенностью  социальных налогов является то, что  они могут быть направлены лишь на покрытие различных фондов социального  обеспечения. И в этом смысле являются целевыми налогами. Среди указанных  фондов числятся пенсионный фонд (в  него идет большая часть социальных налогов), фонд страхования от болезней, фонд занятости (помощь по безработице) и некоторые другие; число фондов в разных странах бывает различным, но список финансируемых ими целей  примерно одинаков. Есть своеобразные исключения из общего правила формирования социальных взносов: либо как в Дании полное освобождение предпринимателей от взносов на социальное обеспечение, либо как в Швеции превращение этих взносов в господствующий источник финансирования фондов социального обеспечения, с некоторым добавлением – до 1/4 – государственных средств; наемные же работники от взносов на социальное обеспечение освобождены; платят их только лица свободных профессий.

       Ставки  взносов предпринимателей на социальное обеспечение определяются как доли (в %) либо от всего фонда зарплаты, либо от фонда зарплаты с некоторой корректировкой. Ставки обычно устанавливаются различно по отдельным фондам (например, в Германии для взносов предпринимателей в Пенсионный фонд – 9,3%, в фонд страхования от болезней – 6,9%, в фонд занятости – 3,25%). Чаще всего эти ставки носят единый характер; иногда, как, например во Франции, прогрессивный характер, т. е. устанавливается несколько ставок, с возрастанием их величин в зависимости от большего объема фондов зарплаты на облагаемых предприятиях.

       В целом общий размер ставок взносов  предпринимателей на социальное обеспечение  от фонда зарплаты колеблется по странам  от 15–20% (например, в США и Германии) до 40–50% (например, во Франции и Италии). По общему объему и соответственно по отношению к другим налогам  взносы предпринимателей на социальное обеспечение заметно разнятся по отдельным странам. В одних странах (наиболее яркий пример – Франция, Италия) подобные взносы составляют около 1/4 всех налоговых поступлений, что  отражает результат мощного давления левого рабочего движения в пользу переложения основного финансирования этих социальных расходов на капитал. В других странах, в которых преобладает цель достижения относительного равенства в покрытии подобных социальных расходов со стороны предпринимательства и наемного труда, указанная доля заметно ниже (например, от 10% в Англии и Канаде до примерно 15% в США, Германии, Японии).

       В России действует единый социальный налог, получаемый как 26% от фонда зарплаты и идущий на финансирование пенсионного  фонда, фондов обязательного медицинского и социального страхования.

       В настоящее время НДС занял  ведущее место среди всех косвенных  налогов в большинстве развитых стран мира.

       Основная  ставка НДС в преобладающем большинстве  стран колеблется от 15 до 25%. Параллельно  с основными ставками, почти во всех странах используются льготные, заниженные ставки на социально значимые товары – продовольствие, медикаменты  и пр., а также практикуется частичное  или полное освобождение от НДС.

       В современный период в большинстве  развитых стран велика роль НДС –  от 15 до 40% всех налоговых поступлений. Еще от 7 до 12% всех налоговых поступлений  развитых стран составляют акцизы. Таким образом, на НДС и акцизы приходится 1/5 – 1/2 всех налоговых поступлений  в большинстве развитых стран. Только в некоторых из них, прежде всего  в США, Японии и Канаде – роль косвенного налогообложения заметно  ниже из-за устойчиво негативного  отношения к этим налогам.

       В России косвенные налоги играют большую  роль, охватывая примерно до половины всех налоговых поступлений. Особенно значим НДС (ставки 18% по основным товарам  и 10% – по продовольствию; имеется  освобождение некоторых товаров  от этого налога). НДС в России имеет специфическое отличие, вытекающее из его фискальной сущности: он распространяется на многие денежные сделки и операции, которые в западных странах не являются объектом обложения (пени, штрафы, ряд банковских операций, значительная часть оборота внутри крупных компаний и др.). Сохраняется в России и роль акцизов и таможенных пошлин14.

В последние  годы во всех развитых странах произошло  смещение в сторону увеличения удельного  веса налога на доходы в структуре  бюджета. Так, в США доля налога на доходы в бюджете страны составляет 41%; в Великобритании 45,9%. Наблюдается  тенденция снижения ставок налога на доходы в большинстве развитых стран.

Терентьева, С.Н  в своей статье отмечает, что «налоги  в США признаются одними из самых  низких в индустриально развитых странах, их доля составляет всего 28% ВВП (в среднем в индустриальных странах  этот показатель достигает 38%), что порой  приводит к дефициту американского  бюджета, который в силу инфляции национальной валюты США в конечном счете покрывается денежной эмиссией.

Индивидуальный  налог на доходы взимается следующим  образом: весь налогооблагаемый доход  разбивается на порции, к каждой из которых применяется соответствующая из шести ставок -- 10, 15, 25, 28, 33 и 35%.

Кроме федерального налога на доходы, существуют налоги штатов и местные индивидуальные налоги на доходы. Ставки налогов штатов варьируются  от 1,4% (минимальная ставка в Нью-Джерси) до 12% (максимальная ставка в Северной Дакоте) и имеют прогрессивный  характер. Соответственно, личные доходы, получаемые на территории конкретных штатов, облагаются по разным ставкам.

Налогом может  облагаться либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются  все виды доходов членов семьи  в год. Исчисление налога производиться  следующим образом. Суммируются  все полученные доходы: заработная плата, доход от предпринимательской  деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые  частными пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия  свыше определенной суммы, доход  от ценных бумаг и т.д. Доход от продажи имущества и ценных бумаг  облагается либо специальным налогом, либо в составе личного дохода. Также доход в виде дивидендов по акциям или облагается особым налогом, или входит в состав личного дохода,

Из полученного  таким образом совокупного валового дохода вычитаются деловые издержки, связанные с его получением. После  вычитания затрат получается чистый доход плательщика. Далее из величины чистого дохода вычитаются необлагаемый минимум доходов. Кроме необлагаемого минимума ($7 700 для одиноких и $13 850 для семейных пар), чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание (в размерах, не превышающих 15% облагаемой суммы), проценты по ипотечному долгу в залог недвижимости. Путем данных вычетов образуется налогооблагаемый доход15».

В Германии ситуация иная. Из учебника Тютюрюкова Н.Н. «согласно концепции «социальной рыночной экономики» государство берет на себя значительные обязательства по социальному обеспечению граждан. Для их финансирования необходимы относительно высокие налоговые отчисления работающих граждан.

Годовой необлагаемый минимум около 7664 евро для одиноких и 15328 евро для семейных пар. Далее  налог взимается по прогрессивной  шкале до объема доходов в 52152 евро для одиноких и 104304 евро для тех, кто состоит в браке (ставка налога от 15 до 42%) Существуют налоговые льготы на детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай).

В Германии из текущих  доходов до налогообложения вычитаются средства на поддержание семейного  бюджета одиноких с детьми, дополнительные суммы по обеспечению старости, суммы  скидок, предоставляемых в связи  с наличием детей. Через налог  на доходы льготируется до 70% расходов, связанных с постройкой собственного дома16».

Терентьева, С.Н  выделяет особенности Франции. «Важная  особенность налогообложения физических лиц во Франции - все доходы налогоплательщика  делятся на восемь категорий:

- жалованье,  зарплата, пенсии и пожизненные  ренты;

-вознаграждения  руководителей компании;

-промышленные  и коммерческие прибыли;

-некоммерческие  прибыли;

-сельскохозяйственные  прибыли;

-земельная рента;

-доходы от  оборотного капитала (дивиденды  и проценты);

-доходы от  перепродажи недвижимости, фондовых  бумаг, движимого имущества.

Для каждой из восьми категорий имеется своя методика расчета. Общим правилом для определения  чистого дохода является вычет всех производственных расходов, обеспечивших доходы, при этом вычету подлежат расходы  на содержание престарелых родителей  и на благотворительность.

Ввиду столь  сложной системы различных налоговых  вычетов при определении налогооблагаемой базы по налогу на доходы семьи и  учета различных существенных факторов, во Франции (при предоставлении налогоплательщиком соответствующих документов) непосредственным расчетом суммы налога на доходы занимаются налоговые службы. Для информирования населения о налоговых ставках и методиках расчета по данному налогу существуют специализированные сайты в Интернете, где можно в режиме онлайн с определенной долей достоверности рассчитать уплачиваемую сумму налога за налогооблагаемый год.

В целом налог  на доходы составляет 20% от налоговых  доходов бюджета. В дальнейшем правительство  использует поступления от налога на доходы для проведения своей социальной политики - в условиях неразвитости общественных фондов потребления налог  на доходы является инструментом стимулирования семьи и оказания помощи малоимущим. Кроме того, на налог на доходы также  возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость и покупку акций.

Эти обстоятельства создают сложную систему расчета  налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так, из 25 млн плательщиков фактически платят налог только 15 млн (52%). Потенциальными плательщиками являются все физические лица страны, а также предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами.

Налог вычисляется  по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он учитывает экономические, социальные, семейные условия и возраст  каждого плательщика. Ставки налога зависят от доходов и изменяются от 0 до 49,58%, причем ежегодно налоговая  шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы, а сам налог  на доходы должен уплачиваться всеми  проживающими во Франции с доходов, полученных в стране и заграницей с учетом соглашений.

Принципиальная  особенность налога на доходы заключается  в том, что обложению подлежит доход не физического лица, а семьи. В соответствии с законодательством  Франции семья может являться самостоятельной единицей налогообложения. При этом под «семьей» понимаются супруги и их дети, не достигшие 18 лет, а также дети, не состоящие  в браке и моложе 21 года, либо студенты моложе 25 лет. Кроме того, недееспособные и проходящие военную службу, независимо от возраста, имеют право присоединить свой доход к доходу одного из родителей. В этом случае доход этих детей либо учитывается при применении так называемой «системы семейных коэффициентов», либо родители имеют право на вычет в размере 4570 евро на каждого ребенка.

По общему правилу, доход детей, состоящих в браке, облагается отдельно от их родителей. Однако если один из состоящих в  браке детей попадает в любую  из перечисленных выше категорий, он имеет право присоединить свой доход  к доходу родителей, после чего родители имеют право только на вычет в  размере 4570 евро на каждого ребенка.

На западе сейчас обсуждается ряд интересных проектов упрощения системы налогообложения  вплоть до перехода к системе единого  налога на расходы, при которой обложению  будут подвергаться только потребительские  расходы граждан, а все виды накоплений и инвестиций (и граждан и предприятий) получат полную свободу от налогов  как общественно полезные и поддерживаемые государством. Однако на пути этих проектов еще остается слишком много препятствий  как административно-технического, гак и психологического характера.

Что же касается снижения налоговых ставок, то эти  процессы идут практически во всех странах, и страны. Наиболее «продвинутые»  в этом направлении, добиваются наибольших успехов в экономическом и  социальном развитии17».

 В России доля отдельных налогов в ВВП отличается от среднеевропейской, или же динамика ее является неустойчивой. Следует, однако, отметить что российской налоговой системе всего 18 лет. В 2005г. в РФ завершен этап построения налоговой системы. Поэтому можно говорить о переходек этапу «отладки» системы, в результате которой налогообложение в Росии может быть гармонизировано со странами – основными экономическими партнерами России. В настоящее время стоит задача задавать тенденцию в изменении долей отдельных налогов в структуре налоговых платежей в соответствии со среднесрочными экономическими целями. Налоговая система России является вполне конкурентоспособной на арене межгосударственной налоговой конкуренции.

Информация о работе Налоговая политика РФ