Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства.
От того, сколько будет собрано налогов, зависит благополучие страны, региона, конкр
Кроме того, с 1 января 2010 г. в налоговую базу по НДС не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями и ТСЖ, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме25.
В 2009 и 2010 годах сохранены без изменения ставки акцизов на автомобильный бензин с октановым числом до 80 и с иными октановыми числами, дизельное топливо и моторные масла. В то же время на 2009 год значительно увеличена ставка акциза на прямогонный бензин.
В
целях создания благоприятных налоговых
условий для формирования добровольных
пенсионных накоплений с привлечением
государственного софинансирования было
предусмотрено исключение из базы по налогу
на доходы физических лиц взносов на софинансирование
формирования пенсионных накоплений,
направляемых для обеспечения реализации
государственной поддержки формирования
пенсионных накоплений, установлено освобождение
от обложения налогом на доходы физических
лиц и единым социальным налогом взносов
работодателя, уплачиваемых в соответствии
с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г.
N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах
на накопительную часть трудовой пенсии
и государственной поддержке формирования
пенсионных накоплений" и с 2009 года
увеличен размер социального налогового
вычета по налогу на доходы физических
лиц со 100 000 рублей до 120 000 рублей.
Начиная с 2009 года увеличены размеры стандартных
налоговых вычетов по налогу на доходы
физических лиц. Сумма дохода, при котором
налогоплательщик имеет право на стандартный
налоговый вычет в размере 400 рублей, увеличена
с 20 000 рублей до 40 000 рублей. Для налогоплательщиков,
на обеспечении которых находится ребенок
(дети), стандартный налоговый вычет с
600 рублей за каждый месяц налогового периода
увеличен до 1000 рублей, а сумма дохода,
при которой налогоплательщик вправе
воспользоваться налоговым вычетом на
ребенка, с 40 000 рублей, начисленных нарастающим
итогом с начала налогового периода, увеличена
до 280 000 рублей.
Был также изменен порядок определения
налоговой базы при получении доходов
в виде материальной выгоды и в виде процентов,
получаемых по вкладам в банках, а также
установлено освобождение от налогообложения
налогом на доходы физических лиц и единым
социальным налогом сумм оплаты профессионального
образования и профессиональной подготовки
физических лиц и сумм, выплачиваемых
организациями (индивидуальными предпринимателями)
своим работникам на возмещение затрат
по уплате процентов по займам (кредитам)
на приобретение и (или) строительство
жилого помещения, включаемые в состав
расходов, учитываемых при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В кризисных условиях в целях активизации
рынка жилья, облегчения бремени для лиц,
имеющих задолженность по ипотечным кредитам,
был увеличен размер имущественного налогового
вычета на новое строительство либо приобретение
на территории Российской Федерации жилого
дома, квартиры, комнаты или доли (долей)
в них с 1 000 000 рублей до 2 000 000 рублей. Причем
это решение было распространено на правоотношения,
возникшие с 1 января 2008 года. Таким образом,
физические лица, которые приобрели право
собственности на жилые помещения в 2008
году, смогут воспользоваться увеличенным
налоговым вычетом.
Также был уточнен круг лиц, получающих
доходы в денежной и натуральной формах
в порядке дарения, которые должны исчислять
и уплачивать налог на доходы физических
лиц самостоятельно, были освобождены
от налогообложения налогом на доходы
физических лиц суммы доходов в виде жилого
помещения, предоставленного в собственность
бесплатно на основании решения федерального
органа исполнительной власти в случаях,
предусмотренных Федеральным законом
от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В
целях реализации положений Бюджетного
послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации
"О бюджетной политике в 2008 - 2010
годах" и в соответствии с поручением
Правительства Российской Федерации
Минфином России совместно с Минэкономразвития
России и Минюстом России был подготовлен
График работ по принятию главы Кодекса,
регулирующей налогообложение недвижимости,
которым предусматривается:
- разработка и принятие нормативных правовых
актов в связи с вступлением в силу Федерального
закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном
кадастре недвижимости" (2008 - 2012 годы);
- принятие федерального закона "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об оценочной
деятельности в Российской Федерации"
и другие законодательные акты Российской
Федерации", предусмотренного проектом
N 445126-4;
- разработка нормативных правовых актов
в целях реализации положений Федерального
закона "Об оценочной деятельности
в Российской Федерации" и другие законодательные
акты Российской Федерации" (2008 - 2009
годы);
- информационное наполнение кадастра
объектов недвижимости, в том числе перенос
сведений из Государственного земельного
кадастра и данных БТИ (2008 - 2012 годы);
- определение эффективной налоговой ставки
и налоговых льгот для исчисления местного
налога на недвижимость и подготовка проекта
поправок Правительства Российской Федерации
к проекту Федерального закона N 51763-4 "О
внесении изменений в часть вторую Кодекса
и некоторые другие законодательные акты
Российской Федерации" (2010 год).
Согласно
указанному Федеральному закону с 1 января
2009 года так называемые "налоговые
каникулы" по НДПИ на нефть (то есть
применение нулевой налоговой ставки
при добыче налога на некоторых участках
недр) распространяются также на участки
недр, расположенные на территориях
севернее Северного полярного круга,
Ненецкого автономного округа, полуострове
Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе,
континентальном шельфе Российской
Федерации, Азовском и Каспийском морях.
Одновременно с 1 января 2009 года было отменено
такое условие применения понижающего
коэффициента к ставке НДПИ на нефть при
добыче нефти на участках недр с высокой
степенью выработанности и добыче сверхвязкой
нефти, как использование прямого метода
учета нефти, добытой на указанных участках
недр. Указанные решения позволили существенно
расширить сферу применения льготного
налогообложения. Кроме того, было уточнено
используемое в Кодексе определение количества
добытого ископаемого в части добытой
нефти для того, чтобы исключить возникающие
в последние годы споры об определении
количества добытой нефти в целях исчисления
НДПИ.
В целях повышения эффективности НДПИ,
взимаемого при добыче нефти, с учетом
роста себестоимости тонны добываемой
нефти с 2009 года повышен необлагаемый
минимум, учитываемый при расчете коэффициента
Кц, установленный пунктом 3 статьи 342 Кодекса,
с 9 до 15 долларов США.
Принят
Федеральный закон от 30 декабря 2008
г. N 314-ФЗ "О внесении изменений
в часть вторую Кодекса и отдельные
законодательные акты Российской Федерации
в части повышения
В
2008 году была продолжена работа по совершенствованию
специальных налоговых режимов,
результатом которой стало
В
рамках международных налоговых
отношений Российской Федерации
и зарубежных государств в 2008 году был
ратифицирован Протокол к Соглашению
об избежании двойного налогообложения
с Германией, в соответствии с которым,
в частности, обмен налоговой информацией
будет распространен на налоги любого
вида и содержания, а не только на прямые
налоги, непосредственно входящие в сферу
действия Соглашения. Это позволит улучшить
информационный обмен и транспарентность
налоговых отношений между Россией и Германией,
будет способствовать повышению эффективности
борьбы с правонарушениями в налоговой
области.
Также был ратифицирован аналогичный
Протокол к Конвенции об избежании двойного
налогообложения с Чехией. Завершены переговоры
по проектам протоколов к соглашениям
об избежании двойного налогообложения
с Арменией, Италией, Финляндией. Все указанные
протоколы также направлены на расширение
информационного обмена между российскими
налоговыми органами и налоговыми органами
указанных государств.
С
1 января 2009 года введены в действие
изменения в законодательство о
налогах и сборах, предусматривающие
реализацию следующих мер:
1) Введение дополнительных оснований
для предоставления отсрочки (рассрочки)
по уплате федеральных налогов.
Отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных
налогов может быть предоставлена по решению
Министра финансов Российской Федерации,
принимаемому в период с 1 января 2009 года
до 1 января 2010 года, на срок, не превышающий
пять лет, в случае, если размер задолженности
организации на 1-е число месяца подачи
заявления о предоставлении отсрочки
(рассрочки) превысит 10 миллиардов рублей
и ее единовременное погашение создаст
угрозу возникновения неблагоприятных
социально-экономических последствий.
Инвестиционный налоговый кредит может
быть предоставлен при выполнении организацией
государственного оборонного заказа;
2) В законодательство о налогах и сборах
включены нормы, позволяющие признать
безнадежными к взысканию суммы налогов,
сборов, пеней и штрафов, которые списаны
со счетов налогоплательщиков, плательщиков
сборов, налоговых агентов в банках, но
не перечислены в бюджетную систему Российской
Федерации, в случае, если на момент принятия
решения о признании соответствующих
сумм безнадежными к взысканию и об их
списании указанные банки ликвидированы;
3) Уточнен предельный срок проведения
камеральной налоговой проверки. В соответствии
с внесенными изменениями такая проверка
проводится в течение трех месяцев со
дня представления налогоплательщиком
налоговой декларации (расчета). В случае,
если в ходе камеральной налоговой проверки
налогоплательщик представляет уточненную
налоговую декларацию, то камеральная
налоговая проверка первоначальной декларации
прекращается и начинается новая камеральная
налоговая проверка на основе уточненной
налоговой декларации (расчета). Прекращение
камеральной налоговой проверки означает
прекращение всех действий налогового
органа в отношении ранее поданной налоговой
декларации (расчета). При этом документы
(сведения), полученные налоговым органом
в рамках прекращенной камеральной налоговой
проверки, могут быть использованы при
проведении мероприятий налогового контроля
в отношении налогоплательщика;
4) Уточнен срок вручения налогоплательщику
акта налоговой проверки и решения налогового
органа о привлечении либо об отказе в
привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения;
5) В законодательство о налогах и сборах
введен запрет на использование налоговыми
органами при осуществлении налогового
контроля доказательств, полученных с
нарушением Кодекса;
6) Налогоплательщику с 2010 года предоставлено
право проводить перерасчет налоговой
базы и суммы налога за налоговый (отчетный)
период, в котором выявлены ошибки (искажения),
относящиеся к прошлым налоговым (отчетным)
периодам, в тех случаях, когда допущенные
ошибки (искажения) привели к излишней
уплате налога;
7) Усовершенствован предусмотренный Кодексом
порядок приостановления операций по
счетам налогоплательщиков в банке. При
этом предусмотрено:
нераспространение приостановления налоговыми
органами операций по счетам в банке на
операции по списанию денежных средств
в счет уплаты в бюджетную систему Российской
Федерации страховых взносов;
определение порядка пересчета сумм денежных
средств в иностранной валюте, находящихся
на валютном счете налогоплательщика
в банке, операции по которому приостановлены,
в рубли;
определение срока вручения налоговым
органом представителю банка решения
об отмене приостановления операций по
счетам налогоплательщика, а также вручения
копии такого решения налогоплательщику;
применение приостановления операций
по счетам в банке не только для обеспечения
исполнения решений налоговых органов
о взыскании налогов (сборов), но и пеней,
штрафов.
В случае нарушения налоговым органом
срока отмены решения о приостановлении
операций по счетам налогоплательщика
в банке или срока вручения представителю
банка (направления в банк) решения об
отмене приостановления операций по счетам
налогоплательщика в банке на сумму денежных
средств, в отношении которой действовал
режим приостановления, подлежат начислению
(начиная с 1 января 2010 года) проценты, уплачиваемые
налогоплательщику за каждый календарный
день нарушения срока.
Уточнены также составы нарушений банками
законодательства о налогах и сборах и
размеры санкций за эти нарушения.
Помимо перечисленного с 1 января 2009 года
вступили в силу нормы Кодекса об обязательном
апелляционном обжаловании, предшествующем
обращению налогоплательщика в суд, в
случае обжалования решения налогового
органа о привлечении либо об отказе в
привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения.26
Масштабных
мер в области налоговой
Итак, можно сделать вывод, что налоговая политика в период 2008-2010гг. была направлена на преодоление негативных эффектов экономического кризиса, на создание условий для восстановления темпов экономического роста и на повышение качества налогового админестрирования.
Серьезным изменениям
подвергнется сфера трансфертного
ценообразования и
Следующим направлением деятельности правительства является введение консолидированной отчетности по налогу на прибыль. Соответствующий законопроект вскоре планируют рассмотреть депутаты Госдумы. Теперь фирмы, которые являются по отношению друг к другу материнскими и дочерними, будут представлять общую отчетность со всех предприятий.
Было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность и комплексный характер этой реформы, в прошедшем периоде велась работа по подготовке к введению налога на недвижимость в Российской Федерации.
С
учетом отмены с 1 января 2010 года единого
социального налога и введения страховых
взносов на обязательное пенсионное,
медицинское и социальное страхование,
а также принимая во внимание, что
указанные взносы в настоящее
время составляют существенную часть
фискальной нагрузки на фонд оплаты труда
в экономике, основные направления
налоговой политики содержат предложения
в области исчисления и уплаты
указанных страховых взносов.
2.2
Анализ реализации социальной
справедливости в
Из учебника И.В. Клочковой «налоги, взимаемые с населения, известны с момента возникновения государства и всегда выступали как необходимый элемент экономических отношений, обеспечивая государству регулярное поступление доходов.
В
настоящее время
С.
Г. Пепеляев дает такое определение
принципам налогообложения «это
базовые идеи и положения, определяющие
главные направления
Конституция
РФ (ч. 3 ст. 75) предусматривает установление
общих принципов
В.Г.
Пансков в своей статье отмечет, что «в
основу современной мировой налоговой
системы положены принципы налогообложения,
разработанные основоположником классической
политической экономии шотландским экономистом
А. Смитом, который еще в 1776 г. в своем труде
"Исследование о природе и причинах
богатства народов" впервые сформулировал
четыре основных правила налогообложения.
Дополненные немецким экономистом А. Вагнером,
эти правила были уточнены в XX веке с учетом
реалий экономической и финансовой теории
и практики. В настоящее время принципы
налогообложения сформированы в определенную
систему, сочетающую в себе интересы как
государства, так и налогоплательщиков.
Соблюдение основополагающих принципов
налогообложения провозглашено и подтверждено
при построении российской налоговой
системы. Отдельные из них достаточно
четко изложены в Налоговом кодексе РФ.
В частности, в ст. 3 прямо указывается,
что налоги и сборы должны иметь экономическое
обоснование и не могут быть произвольными,
а при их установлении должна учитываться
фактическая способность налогоплательщика
к уплате налога. Вместе с тем, к сожалению,
в числе обозначенных в НК РФ принципов
налогообложения отсутствует один из
основополагающих, сформулированный еще
А. Смитом, - принцип равенства и справедливости,
согласно которому распределение налогового
бремени должно быть равным и каждый налогоплательщик
должен вносить справедливую долю в государственную
казну.30»