Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства.
От того, сколько будет собрано налогов, зависит благополучие страны, региона, конкр
Можно
сделать вывод, что задачи налоговой
политики сводятся к обеспечению
государства финансовыми
Российские ученые выделяют несколько типов налоговой политики, так Черник Д.Г. выделяет 3 типа налоговой политики:
1.это
выраженная фискальная
Чем выше предельные налоговые ставки, как говорил А. Лэффер, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от них. Люди работают не для того, чтобы платить налоги. Чистый за вычетом налогов доход определяет, работает ли данный человек или сидит на пляже.
Население
оказывает пассивное
В подобной ситуации мы имеем дело с преувеличением роли фискальной функции налогов по сравнению с остальными функциями.
2.
это налоговая политика
3.
это оптимальная налоговая политика. Для
ее проведения необходимы детальный научный
анализ и осмысление экономической
ситуации, прогнозирование
последствий любых налоговых изменений,
комплексность принятия решений. Успех
налоговой политики основывается на исследовании
прошлого, знании опыта зарубежных развитых
стран, на осмысленном применении этого
опыта с учетом специфических особенностей
национальной экономики12.
1.2 Современные мировые тенденции налоговой политики.
По мнению Тютюрюкова…налоговая политика европейских стран строится на основе постоянных консультаций между странами, учитывая интересы развития регионального экономического союза. Россия так же входит в региональное экономическое сообщество- единое экономическое пространство наряду с Белоруссией, Казахстаном и Украиной. Можно дополнить приведенное определение: налоговая политика регионального экономического сообщества- взаимосогласованные меры изменения налоговых систем стран с целью развития экономик стран – членов сообщества, повышения качества жизни граждан стран – членов сообщества.
Возникшие кризисные явления в середине 2008 г. так же предполагается решить, в том числе реформированием налоговых систем ответ на разразившийся мировой финансовый кризис и новые реалии экономики. В итоговой декларации саммита «Группы двадцати» по финансовым рынкам и мировой экономики», сказано что необходимо:
1. применять, на сколько необходимо, меры в области налогообложения с целью быстрого стимулирования внутреннего спроса, сохраняя при этом стратегические рамки, способствующие стабильности в налогово-бюджетной сфере;
2.налоговым органам. Опираясь на деятельность соответствующих организаций, таких как Организация экономического сотрудничества и развития(ОЭСР), следует продолжать усилия по расширению практики обмена налоговой информацией;
3.
осуществлять
В
ходе налоговых реформ предельные налоговые
ставки подоходных налогов были снижены
и составляют в развитых странах
с развитой экономикой в среднем
35% для налога на прибыль корпораций
и 47% для индивидуального
Налоговая политика правительств практически всех стан направлена на создание благоприятного налогового климата в стране, на стимулирование сбережений и инвестиций.
В 12 странах Европы доля налогов в ВВП понизилась. В основном это страны ЕС, а так же Нидерланды, Люксембург, Финляндия, Германия. В 12 странах ЕС доля налогов в ВВП повысилась, наиболее значительно в Кипре и Мальте. В Дании доля налогов осталась неизменной13. В странах с развитой рыночной экономикой доля всех налогов в валовом национальном продукте этих стран примерно составляет от 30% до 40%, с преобладанием налогов общегосударственного (федерального в федеративных государствах) уровня. В ведущих развитых странах эта доля составляет: в США – около 1/3 валового национального продукта, в Германии – около 40%, во Франции – 45%, в Англии – 37%, в Японии – 30%, в Италии и Канаде – примерно 40%.
Для
классификации налогов
По примерным оценкам, доля косвенных налогов во всех собираемых налогах в развивающихся странах составляет 60–70%, а в развитых странах – от 30 до 50%.
Среди прямых налогов, особо важную роль играют налог на прибыль, взимаемый с предпринимательства, индивидуальный подоходный налог и социальный налог, взимаемые с населения, и налог на имущество, накладываемый и на население, и на предпринимательство.
Среди
косвенных налогов можно
Новая
налоговая система России, характеризуется
преобладанием фискальной функции,
прежде всего по отношению к мало-
и среднеобеспеченным слоям населения,
при малом значении или полном
игнорировании производственно-
В современный период существует ясное понимание жесткой зависимости размера налога на прибыль с ее воздействием на экономику. Так, в теории и практике западного налогообложения признано, что изъятие свыше 50% величины прибыли подрывает стимулы частнопредпринимательской производственной деятельности. Оптимальным же сочетанием задач фискального и стимулирующего характера применительно к прибыли считается налоговое изъятие не более трети ее величины.
В ходе налоговой реформы в последние десятилетия XX в. применительно к налогу на прибыль прослеживается две в определенном смысле противоречивые тенденции. Одна тенденция проявляется в уменьшении налоговых ставок и изъятий из прибыли с целью достижения указанных выше оптимальных границ подобного налогообложения, рекомендованных теориями «экономики предложения». В результате ставки налога на прибыль были приближены к 1/3. (При этом в ряде стран они тем не менее остались на уровне выше 1/3. Например, в США снизились до 40%, в Германии – до 53%, во Франции – до 57%, в Италии – до 51%, в Англии – до 40%. В некоторых странах, наоборот, ставки оказались менее 1/3. Например, в Канаде – 31%, в Швеции – 25%, в Норвегии – 14%.) Другая тенденция – уменьшение системы налоговых льгот, которая в основном выступает как вынужденная мера хотя бы частичной компенсации потерь доходов госбюджета, вызванных первой тенденцией.
Такое изменение подхода к налогу на прибыль предопределило относительно низкую их долю в налоговых поступлениях почти во всех странах с развитой рыночной экономикой (примерно 5–10%). Все это свидетельствует о том, что в современном формировании налога на прибыль производственно-стимулирующая функция превосходит над фискальной.
В 2000г. ставка налога на доходы корпораций по странам Западной Европы варьировалась от 28% в Финляндии и Швеции до 41% в Бельгии при средневзвешенной по 17 странам 34,8%.
В Германии рассматривается вопрос о том, чтобы понизить ставку этого налога, во Франции планируется уменьшить ставку на 5%. Правительство Испании так же намеренно установить 30% планку, будет пересматриваться налог и в Италии, так как существующая в стране ставка кажется руководству страны излишне высокой.
Налог на имущество составляет в различных странах от нескольких до 10% от всех налоговых поступлений; причем в странах с наибольшей долей подобных поступлений высока доля налога на имущество физических лиц.
В России в настоящее время общая ставка налога на прибыль формально соответствует западным стандартам (24%). В поступлениях России доля налога на прибыль по сравнению с развитыми странами Запада (в отдельные годы вплоть до половины всех налоговых поступлений, в другие годы от 25 до 30%). Чрезмерное доминирование фискальной функции в налогообложении прибыли российского предпринимательства, несомненно, является тормозом к его развитию.
В современный период индивидуальный подоходный налог играет весьма важную роль во всей системе налогообложения стран; причем эта роль в значительной степени зависит от общего высокого уровня личных доходов основной массы населения. В таких странах, как США и Канада, подоходный налог доминирует среди других налогов, составляя до 40% всех налоговых поступлений. В других ведущих странах эта доля тоже велика (например, в Германии, Италии, Японии – около 30%). Исключение из основных стран с развитой рыночной экономикой составляет Франция, в которой указанный налог охватывал лишь около 15% всех налоговых поступлений (за счет высокого социального налога с населения).
Отношение уровня доходов десятипроцентной наиболее бедной части населения к уровню десятипроцентной наиболее богатой части населения под воздействием указанных факторов, прежде всего индивидуального подоходного налога, в большинстве развитых стран уменьшается в 2–3 раза. В США происходит аналогичное снижение с 16 до 5,6%.
Что касается России, то в ней использование подоходного налога принципиально отличается от развитых стран Запада. В России установлено пропорциональное налогообложение личных доходов – 13%, независимо от величины доходов тех или иных групп населения. Малые отклонения (вроде 9% для дивидендов и 30% для неграждан России, освобождение от налога пенсий и стипендий) общей картины не меняют. Из развитых стран пропорциональный подоходный налог имеется только в Швейцарии; в других странах сохраняется прогрессивность этого налога (чаще всего высшая ставка в 40–50%.
В
результате, во-первых, в России крайне
низка доля этого налога во всех
налоговых поступлениях (7–8%), в то
время как в большинстве