Налоговая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства.
От того, сколько будет собрано налогов, зависит благополучие страны, региона, конкр

Работа содержит 1 файл

1 глава.docx

— 160.70 Кб (Скачать)

     Лабзин А.А. в своей статье приводит принципы налогообложения граждан выделенные А.Смитом:

«- всеобщность - обязательное участие гражданина в поддержке государства частью своих доходов обеспечивается обязанностью платить законно установленные налоги;

- справедливость - граждане с большими доходами  должны нести большее налоговое  бремя, чем граждане с малыми  доходами, то есть соразмерность  взимаемых платежей реальным  доходам с учетом семейного  прожиточного минимума;

- определенность - в налогообложении граждан должны  быть определены законом виды  налогов, их основные элементы  и правила взаимоотношений между  налогоплательщиком и государством  в целях защиты прав граждан  на получение доходов;

- удобность - налоги с граждан взимаются  у источника выплаты дохода, исчисляются  налоговыми агентами;

- социальная  справедливость в свою очередь  обеспечивается государством перераспределением  части доходов в пользу социально  незащищенных слоев населения;

- налогообложение  личных доходов граждан определяет  уровень обложения другими налогами;

- принцип экономности  и достаточности необходимого  минимума поступлений денежных  средств в бюджет соответствующего территориального образования обеспечивается в основном за счет налогов с граждан, проживающих на данных территориях31».

Кучеров И.И. рассматривает  действующие принципы налогообложения  в России:

«1. часть 3 ст. 55 Конституции РФ  выделяет принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом. Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). Налоговый Кодекс в пункте  1 ст. 3 РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы.

2. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно этой статье «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

3. Принцип справедливости налогообложения был закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ «...При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».

4. Принцип публичности налогообложения. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (Пункт 3 постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. Ст. 197.).

5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом.

6. Принцип экономической  обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание. В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

7. Принцип презумпции  толкования в пользу налогоплательщика всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

8. Принцип определенности  налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

9. Принцип единства  экономического пространства Российской  Федерации и единства налоговой  политики. Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

10. Принцип единства  системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер32».

Принципы налогообложения  существенны для налоговой системы, определяя ее конфигурацию и содержание. При формировании налогового права  законодатель обязан учитывать принципы налогообложения.

     По  данным федеральной налоговой службы РФ, фактическая дифференциация по доходам различных групп населения необоснованно высока, а разница в доходах между социальными группами с самыми низкими и самыми высокими доходами, по меньшей мере, составляет 25 раз. Все это приводит к тому, что 1% населения получает свыше 45% суммарного общественного дохода. Вследствие чего поступления в бюджет России в виде подоходного налога, взимаемого с наиболее обеспеченных российских граждан, много меньше аналогичных показателей других развитых стран. Например, в США на 1% самых богатых граждан приходится 40% всех поступлений от подоходного налога33.

     В.Г.Пансков отмечает «Принципы налогообложения существуют объективно и не могут быть отменены или видоизменены по воле законодателей. Между тем в строящейся и близкой к завершению российской налоговой системе делается попытка абстрагироваться от данной объективной реальности, игнорируя отдельные важнейшие принципы налогообложения. Это проявляется и в действующих главах Кодекса, посвященных налогам, взимаемым с физических лиц.

     В российской налоговой системе, как  и в системах большинства других стран, число таких налогов ограничено. Самые массовые из них - это налоги на доходы физических лиц, на имущество физических лиц, транспортный и земельный. Эти налоги уплачиваются большинством населения страны, поэтому к установлению их основных элементов следует подходить особенно взвешенно, не допуская чрезмерного налогового гнета и обеспечивая соблюдение принципа равенства и справедливости. Как представляется, из четырех массовых уплачиваемых гражданами налогов именно земельный налог, налог на имущество и транспортный менее всего подходят на роль регулятора и перераспределителя доходов физических лиц. Для выполнения этой функции более всего подходит налог на доходы физических лиц, который занимает особое положение в ряду налогов, уплачиваемых гражданами. Он, пожалуй, самый массовый налог из всех известных в мировой практике, и объектом его обложения является получаемый физическими лицами доход. Именно размер дохода, а не наличие дорогого жилья или автомобиля характеризует способность гражданина платить определенный уровень налога, а также степень его благосостояния. Как известно, именно способность налогоплательщика платить налоги является одним из основных принципов налогообложения. В этих условиях не совсем логичным выглядит нынешняя плоская шкала налогообложения доходов физических лиц. 
Налог с доходов физических лиц, как никакой другой, должен реализовывать также и свою распределительную функцию. Единая ставка налога эту задачу не выполняет, так как не способствует повышенному налоговому изъятию с высоких личных доходов и их перераспределению. По данным Госкомстата России, почти половина денежных доходов населения концентрируется у группы населения с наиболее высокими доходами. Произведенное с 2001 г. резкое снижение ставки подоходного налога для этой группы налогоплательщиков еще более усиливает расслоение населения по уровню обеспеченности.34»

     Отечественная система налогообложения доходов  физических лиц до сих пор не в  полной мере отвечает принципам справедливости и социально-правового равенства. На сегодняшний день в России действует плоская шкала подоходного налога, которая была введена с начала 2001 года. Тогдашний президент Владимир Путин пообещал, что в таком виде налог просуществует десять лет. До этого времени платежи исчисляли по прогрессивной шкале, которая зависела от размера облагаемого совокупного дохода. Сейчас в Российской Федерации действует единая ставка на налог с доходов физических лиц, равная 13%. Единая пониженная ставка налога введена с целью ликвидации стимулов укрывательства от налогообложения огромных денежных доходов наиболее богатой части общества. Однако этот эксперимент практически не дал ощутимых результатов. Если раньше по оценкам укрывали 36% доходов, то после  введения  – 32 %.

     Введение   плоской   шкалы  практически не отразилось на росте бюджетных доходов. К примеру, в России в 2008 году доля подоходного налога в общих доходах консолидированного бюджета составила 10%, против 9,5%  в   2001  году. Так, если в России до  введения  единой ставки подоходного налога коэффициент, характеризующий разрыв между богатыми и бедными слоями населения, составлял 13,7 раз, то в первом полугодии 2010 года он возрос до 15,4 раза. Согласно данным Федеральной налоговой службы РФ с 2005 по 2007 год количество лиц с доходами свыше 1 млн. рублей увеличилось втрое (с 125,2 тыс. до 366,8 тыс. человек). Количество миллиардеров за тот же период выросло в 2,3 раза (с 283 до 655). В то время как уровень бедности в России продолжает расти35.

     В.Г.Пансков отмечает что «Одной из основных причин введения единой пониженной ставки налога называлась необходимость ликвидации получивших широкое распространение так называемых серых форм выплаты заработной платы сотрудникам организаций, не учитываемой в налоговой базе. Другим мотивом отказа от прогрессии налогообложения доходов физических лиц была названа необходимость ликвидации стимулов укрывательства от налогообложения огромных денежных доходов наиболее богатой части общества. Сторонники плоской шкалы ставки налога достигнутый эффект в борьбе с укрывательством от налогообложения по данному налогу иллюстрируют цифрами существенного прироста поступлений по данному налогу буквально в первый же год введения плоской шкалы. Действительно, в 2001 г. поступления этого налога выросли на 46% при общем увеличении налоговых доходов на 37%. В 2002 г. при увеличении налоговых доходов консолидированного бюджета страны на 34% доходы от НДФЛ выросли на 40%. В последующие годы прирост поступлений по подоходному налогу с физических лиц стал сопоставим с темпами общего прироста налоговых доходов. Научный руководитель ИЭПП С.  Синельников-Мурылев в своем докладе предоставил динамику налоговых поступлений за 1992 -2009гг36.(Приложение А)

     Между тем анализ показывает, что влияние  именно плоской шкалы налога на доходы физических лиц на динамику этих показателей  если и было, то весьма и весьма минимальным. Опережающий рост поступлений по данному налогу в эти годы был связан с влиянием совершенно иных факторов. В частности, необходимо отметить, что с 2001 г. было введено обложение налогом на доходы физических лиц работников правоохранительных органов и вооруженных сил. Таким образом, увеличение налоговой базы произошло за счет единовременного роста численности налогоплательщиков более чем на 700 тыс. чел. Кроме этого, на рост налоговой базы по данному налогу, несомненно, не могло не повлиять и введение с 2001 г. регрессивной шкалы ставок ЕСН, хотя его влияние не следует преувеличивать. Воздействие этих факторов на рост поступлений налога на доходы физических лиц продолжилось и в 2002 г. С 1 января 2002 г. была существенно, с 35 до 24%, снижена ставка налога на прибыль. В результате этого в корпоративном секторе экономики высвободились значительные финансовые ресурсы, часть из которых была направлена на рост заработной платы работников. Не случайно, при абсолютном снижении поступлений налога на прибыль в 2002 г. против 2001 г. на 10%, среднемесячная номинальная заработная плата в экономике выросла на 34%37».

     Внедрение прогрессивной шкалы подоходного  налогообложения в будущем неизбежно, так как внедрение плоской  шкалы не принесло ожидаемых результатов. И это будет уже не та шкала которая существовала до 2001г. В Государственную думу периодически поступают предложения от различных партий по введению прогрессивной шкалы. Авторы проектов обосновывают необходимость принятия закона резким ростом числа обеспеченных граждан.

     Считаю, что справедливости в подоходном налогообложении можно достичь  не через введение прогрессивной  шкалы налогообложения, а через  адекватные налоговые вычеты. Они  и сейчас имеются в российском Налоговом кодексе: стандартные, имущественные  и социальные. Стандартным налоговым  вычетом в размере 400 рублей могут  воспользоваться все налогоплательщики  до тех пор, пока их доход не превысит 40000 руб., в размере 1000 руб. – налогоплательщики, имеющие детей (предельная сумма  дохода не может превышать 280000 руб.). Многие пользуются социальными (на лечение, на обучение, на благотворительность) и имущественными (при покупке  и продаже жилья) вычетами. В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008-2009 годах в оперативном порядке были внесены целый ряд уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.

Информация о работе Налоговая политика РФ