Налоговая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства.
От того, сколько будет собрано налогов, зависит благополучие страны, региона, конкр

Работа содержит 1 файл

1 глава.docx

— 160.70 Кб (Скачать)

     Введение

     Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место  отводится налогам. За счет налоговых  взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Огромные средства, взимаемые  в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную  экономическую силу государства.

     От  того, сколько будет собрано налогов, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

     Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую  материальную базу для осуществления  возложенных на него задач, которые  реализуются посредством налоговой  политики, являющейся частью финансовой политики государства.

     Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

     Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что проблемам налогов и  современной налоговой политики Российской Федерации сегодня уделяется  довольно пристальное внимание, так  как от того, насколько правильно  построена система налогообложения, насколько продумана налоговая  политика государства, зависит эффективное  функционирование всего народного  хозяйства.

     Основная  цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой  политики, а также определение  основных направлений и анализ реализации социальной справедливости в налогообложении доходов граждан в Российской Федерации, а так же использование мирового опыта налогообложения доходов граждан.

     В соответствии с данной целью в  исследовании были поставлены следующие  задачи:

     1. Дать определение понятию налоговой  политики, раскрыть её сущность, рассмотреть её основные типы и моровые тенденции.

     2. Охарактеризовать основные приоритеты  в направлении налоговой политики  и проанализировать налогообложение  доходов граждан в Российской  Федерации.

     3. Проанализировать использование мирового опыта налогообложения доходов граждан для Российской федерации.

     .  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Аннотация

В данной крсовой работе рассматриваются теоретические и аналитические вопросы налоговой политики.

Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом.

     Первый  раздел отражает теоретические основы налоговой политики. Второй раздел содержит анализ современного состояния налоговой политики в Российской Федерации в том числе приоритеты налоговой политики на 2008-2010гг. Также проведен анализ налогообложения доходов граждан Российской Федерации. В третьем разделе проанализировано использование мирового опыта налогообложения доходов граждан для РФ. Работа выполнена печатным способом на 43 страницах с использованием 31 источника, содержит 1 приложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические аспекты налоговой политики

       1.1 Понятие, задачи и типы налоговой политики

       Статья 8 Налогового кодекса РФ содержит следующее определение понятия «налог». Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащем им на праве собственности, хозяйственного введенья или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований1.

       В учебнике В.В. Коровкина налог определяется как «индивидуально безвозмездные платежи»2.

       Винницкий Д.В. определяет под налогом «установленную законно сформированным представительным органом форма ограничения конституционного права собственности или иного законного владения путем отчуждения части материальных благ, принадлежащих частным лицам, в пользу фиска, в денежной форме, в безвозвратном, безвозмездном и обязательном порядке, обусловленная необходимостью решения общественных задач, основанная на принципах всеобщности, равенства, соразмерности»3.

       Таким образом, он рассматривает налог как определенную процедуру отчуждения части собственности налогоплательщика в пользу общества в лице государства. В определении Д.Виницкого как и в Налоговом Кодексе РФ, подчеркивается исключительно денежная форма уплаты налогов.

       Налог является основой формирования бюджета, но этим его функции не заканчиваются. По поводу функций налогов не выработано единой точки зрения, в различных  источниках можно встретить разные порой противоположные взгляды.

       Остановимся  на наиболее приемлемой на мой взгляд классификации функций налога представленную в учебнике Д.Г. Черника:

       1. Фискальная функция отражает  задачу наполнения казны или,  в современном понимании, бюджета  государства.

       2. Распределительная или социальная: через налоговую систему государство осуществляет перераспределение финансовых ресурсов, в том числе перетекание денег из производственной сферы в социальную.

        3. Регулирующая, именно эта функция определяет задачи налоговой политики государства. С помощью налоговых методов можно стимулировать или диссимулировать развитие отдельных отраслей и регионов , добиваясь желаемых изменений в структуре производства, и его размещении. Регулирование деятельности частных компаний, которым нельзя «приказать».

       4. Контрольная. благодаря налоговой статистике и анализу налоговых деклараций государство владеет информацией об истинном финансовом положении страны, о финансово-хозяйственной деятельности организаций, об источниках доходов физических и юридических лиц. Точное знание о состоянии экономики позволяет вносить своевременные изменения в бюджетную и налоговую политику.

       5. Политическая. Нередко она противоречит  фискальной, это связанно с особыми режимами налогообложения для отдельных стран.

       Иногда  в качестве отдельной функции  налогов выделяют поощрительную, осуществляемую через установление налоговых льгот. Ее можно не выделять в качестве самостоятельной функции поскольку она поглощается социальной и регулирующими функциями налогов.4

       Исходя  из теории налогов и функций налогов  определяется налоговая политика государства.

       Слово «политика» имеет в русском языке много значений, Толковый словарь Ушакова. Д.Н. дает ей такое определение «политика - деятельность государственной власти в области управления и международных отношений5». С греческого политика переводится как «искусство управления государством». Соответственно, под налоговой политикой можно понимать «искусство налогового управления».

       А. Шестоперов в своей статье налоговую  политику определяет как «совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объёмах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование.6»

       В учебнике Т.Ф. Юткиной налоговая политика трактуется как «комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов7». То есть  акцент делается на административно-управленческой стороне, при этом из виду оказывается упущена экономическая роль налогов.

       В учебном пособии Т.А. Левченко и  И.С. Чиповской налоговая политика рассматривается как «составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и эффективное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества»8.

       По  определению Д.Г. Черника «налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны  в  целях обеспечения финансовых потребностей страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных  социальных групп общества, а так  же развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов»4.

       Более обоснованная трактовка, на мой взгляд дана А.С. Титовым, который определяет налоговую политику как «совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны, обеспечению своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а так же развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов9».

       Его трактовка во многом похожа на определение  В.Г. Панскова который считает, что «Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов10», но Титов добавляет, что налоговая политика занимается обеспечением своевременной и полной уплатой налогов и сборов. Таким образом, ими выявлены следующие субъекты налоговой политики: во-первых, это государство в лице органов представительной и исполнительной власти. Именно они осуществляют деятельность по формированию национальной налоговой системы в целях обеспечения финансовых потребностей общества посредством перераспределения финансовых ресурсов, поступающих в виде налоговых платежей. Во-вторых, участником налоговых отношений названы социальные группы общества, и в их интересах может происходить перераспределение финансовых ресурсов.

         Итак, из предложенных определений, под налоговой политикой обобщенно можно понимать систему мер государства (муниципального образования) главным образом правового характера по целенаправленному использованию налогообложения в интересах решения задач социально-экономического развития общества.

       Задачи  налоговой политики сводятся к обеспечению  государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования  хозяйства страны в целом, сглаживанию  возникающего в процессе рыночных отношений  неравенства в уровнях доходов  населения.

       Задачи  налоговой политики определяются из функций налога. Всю совокупность задач налоговой политики А. Шестоперов условно разделяет на три основные группы:

       1. фискальная – мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

       2. экономическая, или регулирующая, - направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

       3. контролирующая – контроль за деятельностью субъектов экономики.

       Одна  из основных задач государственной  налоговой политики на современном  этапе – создание благоприятных  условий для активной финансово-хозяйственной  деятельности субъектов экономики  и стимулирование экономического роста  посредством достижения оптимального соотношения между средствами, остающимися  в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный  механизмы11.

Информация о работе Налоговая политика РФ