Лизинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования – выявление преимуществ лизинговых отношений и оценка их эффективности в деятельности предприятий. При написании работы, ставились следующие задачи:
* Определить основные виды и функции лизинга;
* Определить преимущества и недостатки лизинговых отношений;
* Определить основные аспекты нормативно-правовой базы лизинговых сделок;
* Проанализировать развитие лизинга в современной России;
* Рассмотреть лизинг, с экономической и правовой точки зрения.

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 105.85 Кб (Скачать)

У лизингодателя таких  причин намного больше. Они могут  быть разбиты на две группы:

• условия, которые  освобождают стороны от выполнения договора лизинга и не несут никакой  материальной ответственности. В основном эти условия связаны с реализацией  договора купли-продажи, который был  аннулирован еще до поставки имущества  лизингополучателю, или когда продавец оказался не в состоянии его поставить;

• условия, которые  связаны с ненадлежащим исполнением  своих обязанностей лизингополучателем. Ими могут быть: использование  имущества не по назначению, невыполнение обязательств по выплате лизинговых платежей или погашению накопившейся задолжности по платежам и штрафам, ликвидация лизингополучателя, аннулирование  договора купли-продажи по вине лизингополучателя.

В данном случае лизингополучатель  должен заплатить лизингодателю  так называемую сумму закрытия сделки, которая включает:

• невыплаченную сумму  лизинговых платежей с пеней;

• остаточную сумму  имущества на момент окончания срока  договора, если в нем предусмотрен выкуп имущества;

• неустойку.

В одном из последних  разделов договора определяются действия сторон по завершении сделки в связи  с истечением его срока. Возможны три варианта:

• лизингополучатель  возвращает имущество лизингодателю;

• заключает новый  договор лизинга;

• приобретает имущество  по остаточной стоимости.

Имущество возвращается лизингодателю в работоспособном  состоянии с учетом физического  износа. Все затраты по доставке имущества и риски несет лизингополучатель.

Как правило, при финансовом лизинге реализуется второй или  третий варианты, т.к. лизингодатель  не заинтересован в возврате имущества. Ему выгоднее заключить новый  договор на льготных для лизингополучателя  условиях или продать имущество  за символическую плату. Чем обстоятельнее  в договоре будут регламентированы спорные вопросы, тем с меньшими проблемами придется столкнуться при  его исполнении.[17,с.24-28.]. 

    1. Характеристика условий развития лизинга в современной России.    

По экономическим  причинам лизинг в России развит не столь широко как в большинстве  стран с развитой рыночной экономикой. Однако, до последнего времени многие специалисты объясняли такое положение дел сначала отсутствием, а потом недоработками лизингового законодательства. Следовательно, лизинг в России можно квалифицировать как еще только зарождающуюся форму предпринимательской деятельности, процесс внедрения которой в экономику обусловлен рядом предпосылок и факторов. Отправной точкой активного развития российского лизинга можно считать начало 90-х годов, когда в России стали появляться первые коммерческие лизинговые компании. В своем большинстве они были образованы коммерческими банками.

На сегодняшний  день, среди факторов, влияющих на процесс  внедрения лизинга в экономику  страны, можно выделить следующие:

1) значительное возрастание  роли услуг посреднических организации  в сфере обращения; 

2) появление спроса  на услуги лизинговых фирм  со стороны развивающегося малого  предпринимательства; 

3) необходимость развития  производителями новых форм сбыта; 

4) изношенность основных  средств производства;

5) низкий уровень  инвестиций в объекты производственной  сферы. 

  Для оказания поддержки  субъектам лизинговой необходимо создание Фонда содействия развитию лизинга как негосударственной и некоммерческой организации, в задачи которого будет входить:

  • участие в разработке и реализации государственной политики  в области лизинга в России;
  • создание оптимальных условий для развития конкуренции в различных сферах производства путем финансовой поддержки лизинговых проектов, направленных на развитие предпринимательства, малого бизнеса и производство конкурентно способной продукции;
  • осуществление совместно с государственными, общественными и другими организациями, экспертизы и конкурсного отбора инвестиционных программ, проектов и мероприятий, связанных с лизинговой деятельностью и направленных на решение проблем содействия развитию лизинга в России, а также участие в финансировании;
  • международное сотрудничество в области лизинга;
  • участие в разработке законодательных и правовых актов по вопросам развития лизинга в России;
  • организация подготовки и повышение квалификации специалистов по лизингу.

Фонд содействия развитию лизинга будет предоставлять  субъектам лизинга финансовые гарантии, кредитовать лизинговые компании и  лизингополучателей, оказывать консультационные услуги по лизинговой деятельности, по подбору технологий и средств  производства, по юридическим, финансовым и другим вопросам лизинговых сделок.

Применение лизинга  обеспечивает потенциальному лизингополучателю  не только возможность получения  необходимых технических средств, но и отчасти решение вопросов кредитно-финансовой сферы интересов, в том числе:

  • 100-процентное финансирование сделки, не требующее немедленного начала платежей (при использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие должно оплачивать около 15% стоимости покупки за счет собственных средств);
  • оборудование не становится на баланс лизингополучателя, и в отчетности не увеличивается сумма основных средств, что существенно улучшает при росте доходов качественные характеристики производственной и хозяйственной деятельности;
  • лизинговая плата выступает в форме операционных расходов и не облагается налогом, что существенно снижает налогооблагаемую прибыль.

Необходимо обратить внимание и на такие качественные характеристики лизинга, как возможность  выбора между несколькими формами  платежа, периодичности платежа, а  также увязка лизинговых платежей с  прибыльностью использования полученной по лизингу техники. При долгосрочном лизинговом договоре имеется возможность  в отличие от "чистого кредитования" с твердыми размерами выплат корректировать размеры погашения инвестиционных затрат, учитывая тем самым производственные, индивидуальные и объективные реальности. К последним можно отнести  кратковременные изменения производственно-экономических  показателей вследствие технологических  нарушений, аварий и других факторов. [13,с.5-7.].

Россия становится одной из ведущих лизинговых стран. Лизинг все более прочно занимает подобающее ему место в качестве одного из главных финансовых механизмов обновления основных фондов в экономике. Уже сейчас лизинг в России стал основным инструментом приобретения ряда важнейших видов основных средств, таких как сельскохозяйственная техника, племенная продукция, авиация, авто- и железнодорожный транспорт.

Структура и состав рынка лизинга: в лидеры рынка вышли сделки с легковым и грузовым автотранспортом: в сумме они значительно опережают остальные объекты лизинга. Исторически этот сегмент - наиболее привлекательный для лизингодателей. В нем работают почти все российские лизинговые компании. Это обусловлено высокой ликвидностью автомобилей, что превращает их в очень удобное и надежное обеспечение сделки. Большинство новых лизинговых компаний, выходя на рынок, начинают работать именно в этом сегменте. Затем, накопив опыт, переходят в более сложные и рискованные ниши. Поэтому увеличение интереса к данному рынку, выход на него новых игроков прежде всего отражается на лизинге автотранспорта.

По типу наиболее востребованных предметов лизинга прочные позиции  занимает динамично развивающийся  сегмент автотранспорта и подвижного состава, они составляют более 80% от общего количества реализованных сделок.

Эта же причина - высокая  ликвидность - лежит в основе выдвижения на лидирующие позиции железнодорожного транспорта.

Еще одним фактором развития лизинга подвижного состава  стали изменения в законодательстве, позволившие сократить сроки  амортизации на подвижной состав. С учетом коэффициента ускорения  это сделало его доступным  для лизингового оборота. Новые  компании, выходящие на рынок лизинга, особенно иностранные, также собираются сделать акцент на лизинг железнодорожного и автотранспорта.

Вместе на долю железнодорожного и автотранспорта приходится не менее  половины всего рынка лизинга. И  это позитивная тенденция, которая  свидетельствует о взрослении и  стабилизации рынка. Именно такая структура  характерна для лизинговых рынков развитых стран.

Далее среди объектов лизинга можно выделить сельскохозяйственную технику, различные виды оборудования, а также строительную и дорожно-строительную технику.

Для оценки ситуации с лидерами на рынке лизинга можно  проанализировать рейтинг лизинговых компаний по объему полученных за год  лизинговых платежей. Этот показатель представляет собой комплексную  и фундаментальную оценку бизнеса  и устойчивости лизинговой компании, поскольку получаемые сейчас лизинговые платежи являются результатом деятельности за последние три - пять лет.

Главной тенденцией рынка  лизинга в последнее время  стало явное усиление конкуренции  между лизингодателями. Именно это  явление способствовало заметному  оживлению рынка в целом.  Рост конкуренции на рынке, безусловно, благоприятный  фактор для лизингополучателей - у  них есть возможность выбирать более  выгодные условия для работы.

Перспективы лизингового  рынка: приход зарубежных гигантов - не только «встряска» состава лидеров лизингового рынка, но и начало принципиально нового этапа развития российского рынка лизинга. Дело в том, что до сих пор лизинговые компании действовали преимущественно «под банками». Привлекая ресурсы от банков, они обслуживали отдельные сегменты рынка, по ряду причин труднодоступные для самих банков. Предоставляя кредит, банки часто оценивали как заемщика не лизинговую компанию, а конечного лизингополучателя. Это ставило лизинговые компании в неприглядное положение агентов при банках. Однако в течение последних лет постепенно сформировалась новая концепция лизингового бизнеса.

Ведущие лизинговые компании уже достигли таких объемов бизнеса, которые позволяют им выйти из подчиненного положения по отношению  к банкам и конкурировать с  ними на равных. Важнейшее значение в этом смысле имеет размер собственного капитала, поскольку он является главным  ориентиром для инвесторов. По этому  показателю многие лизинговые компании уже не уступают банкам. Другие важные показатели, такие как объем портфеля, региональная сеть, диверсификация источников финансирования у ряда ведущих лизингодателей, также уже не хуже, чем у банков. Приход иностранных лизинговых компаний закрепляет эту тенденцию. С одной  стороны, потому что эти компании сами - крупные игроки, способные  на равных конкурировать с банками. С другой стороны, потому что их приход стимулирует дальнейшее укрупнение российских лизинговых компаний. Высокая  надежность лизинговых сделок, независимость  компаний от банков, значительная конкуренция, экономия на масштабе у крупных лизингодателей уже скоро приведут к тому, что  условия лизинга в среднем  будут значительно выгоднее условий  кредитов.

 

Глава III. Правовое регулирование лизинговых отношений в России.

3.1.      Законодательно- правовое обеспечение лизинга.

За последние несколько  лет в Российской Федерации было принято значительное число нормативных  актов, посвященных различным аспектам лизинговой деятельности, что наглядно свидетельствует об интересе правительства  и российского бизнеса в целом  к этому виду инвестиционной деятельности.

Первым документом, положившим начало появлению новых  нормативных актов и изменений  в действующих актах, направленных на развитие лизинга, был Указ Президента от 17.09.1994 г. "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности". Он был дополнен, хотя и с запозданием, Постановлением Правительства от 29.06.1995 г. № 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности".

В настоящее время  основными документами, регулирующими  лизинговую деятельность в Российской Федерации, являются:

      1. Гражданский кодекс РФ. Часть  вторая, глава 34 "Аренда", параграф 6 "Финансовая аренда (лизинг)";

      2. Федеральный закон от 8 февраля  1998 года № 16-ФЗ "О присоединении  Российской Федерации к Конвенции  международной юридической организации  УНИДРУА "О международном финансовом  лизинге";

      3. Федеральный закон от 29 октября  1998 года № 164-ФЗ "О лизинге";

      4. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 года № 1929 "О развитии  финансового лизинга в инвестиционной  деятельности";

      5. Временное положение о лизинге,  утвержденное постановлением Правительства  от 29 июня 1995 года № 633;

      6. Положение о лицензировании лизинговой  деятельности в Российской Федерации,  утвержденное постановлением Правительства  РФ от 26 февраля 1996 года № 167;

Среди международных  документов, регулирующих лизинговую деятельность, выделяется Конвенция УНИДРУА "О международном финансовом лизинге", к которой Россия присоединилась в 1988 году. Мировое экономическое сообщество разрабатывает свои правовые нормы на основе этой Конвенции, и присоединение к ней позволяет России стать полноправным участником мирового лизингового рынка.

Следует отметить, что  лизинговые сделки заключаются на длительный срок, в течении которого смена  нормативной базы может произойти  не один раз. Это в свою очередь  нередко приводит к значительным изменениям условий хозяйствования как лизингодателя, так и лизингополучателя. В этой связи очень важно знать периоды действия тех или иных актов и их существенные положения.

Информация о работе Лизинг