Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:53, лекция
Лекция № 1 - Тема 1 Принципы и формы организации платежной системы государства.
Лекция – 2 . Правовые особенности существования платежных систем.
Лекция № 3 - Формирование и развитие платежной системы в Республике Казахстан.
Лекция № 4 . Программа реформирования банковской системы Казахстана на 1995 г.
Менее монополизирована сфера расчетного обслуживания юридических лиц. За крупных клиентов, хранящих или пропускающих через свои счета солидные средства, идет настоящая конкурентная борьба.
2. История развития банковской системы в Казахстане
Во времена советской власти
Казахстан не имел своей банковской
системы, так как на территории республики
функционировали филиалы и
Государственный банк России (начал свою деятельность в 1860г.) являлся Центральным банком всей кредитной системы. Ему принадлежало монопольное право на выпуск бумажных денег в обращение. Государственный банк России привлекал в 1914г. больше половины вкладов и текущих счетов, около 1/3 учетно-ссудных операций всех акционерных коммерческих банков. В отличие от центральных эмиссионных банков других стран Государственный банк России кредитовал не только банки, но и промышленность, торговлю, заготовки. К 1914г. он имел 10 контор, 124 отделения и 791 приписную кассу государственного казначейства.
Акционерные коммерческие банки (47 банков с 743 филиалами) занимали доминирующие положение на рынке ссудных капиталов и к 1914г. достигли высокой степени концентрации.
Для обслуживания средней и мелкой буржуазии функционировали мелкие кредитные учреждения: общества взаимного кредита (11081), городские общественные банки (343).
Система ипотечного кредита состояла из государственного дворянского земельного банка, государственного поземельного банка, 10 акционерных земельных банков, 36 городских кредитных банков и прочих банков ипотечного кредита.
Среди прочих кредитных учреждений наиболее распространение получила кредитная кооперация, обслуживающая зажиточные слои деревню. Она состояла из ссудосберегательных касс и кредитных товариществ.
3. Банковская реформа в Казахстане с 1991 г.
Необходимость проведения реформы банковской системы.
В период перехода экономики Республики Казахстан на рыночные отношения необходимы принципиально иные переходы к системе управления кредитом и построению механизма банковского обслуживания хозяйственной деятельности, использованию экономических методов руководства над деятельностью предприятия и банков; перестройка системы взаимоотношений как между банками и их клиентами, так и в рамках самой банковской системы - между ее отдельными звеньями, т.е. необходимо реформирование банковской системы с учетом новых явлений и процессов.
Необходимость проведения реформы банковской системы в Республике Казахстан, по мнению специалистов Мирового банка, объясняется существованием двух категорий краткосрочных проблем, которые могут воспрепятствовать проведению реформы макроэкономики. К первой категории относится проблема неправильного размещения финансовых ресурсов, обусловленная практикой старой системы государственного распределения целевых кредитов и банковской практикой, оставшейся в наследство от централизованной экономики. Вторая категории проблем состоит в том, что банки унаследовали "некачественные" (просроченные) ссуды и убыточные государственные предприятия. Эти проблемы мешают доступу жизнеспособных (или кредитоспособных) существующих государственных, а также возникающих частных предприятий к финансовым ресурсам и отвлекают банковские финансовые ресурсы в пользу нежизнеспособных (или убыточных) предприятий.
Кроме того, бывшая банковская система не смогла нормально проводить платежи и расчеты между предприятиями и организациями.
В течение 1992 г. произошло увеличение кредитных вложений в экономику Казахстана. Если сумма кредита к валовому национальному продукту составила в I квартале 1992 г. 11,3%, то в IV квартале - 29,8%. Это произошло в основном за счет рефинансирования, кредита Национального банка, которое, в свою очередь, финансировалось контокоррентным кредитом Центрального банка России. Об этом свидетельствуют следующие данные: в I квартале 1992 г. сумма кредита Нацбанка коммерческим банкам к валовому Национальному продукту составил 6,7%, а в IV квартале - 17,8%. Такое централизованное административное распределение кредитных ресурсов через специализированные банки открывало доступ к кредитам нежизнеспособным убыточным государственным предприятиями вело к образованию плохих, недействующих кредитов, т.е. образованию у банков плохого кредитного портфеля. В 1993 г. Нацбанком централизованно выдано кредитов на сумму 7,5 млрд. тенге, из них 5,6 млрд. тенге - правительственных, т.е. на их долю приходилось 75%, общая сумма возврата по ним равнялась 138,5 млн. тенге, или 3,9%, остальная часть пролонгирована.
Вообще недостаток практики рефинансирования кредита Нацбанком заключается в том, что, получая открытый доступ к рефинансовым кредитам, банки теряют стимул самостоятельно мобилизовать депозитные ресурсы. Кроме того, при размещении этих кредитов на субъективной основе часто не учитывается эффективность работы банков, из-за чего кредитные ресурсы не всегда распределяются рационально.
Еще один фактор, мешавший эффективному размещению кредитов, - это политика низких процентных ставок. Низкие процентные ставки способствовали увеличению потребности на ссуды и ослаблению финансовой дисциплины государственных предприятий, которые прямо кредитовались централизованно по кредитным заявкам.
Получая эти дешевые кредиты, госпредприятия использовали их в основном для выплаты зарплаты и накопления материальных ценностей, а не для инвестиций. Достаточно сравнить уровень инфляции и номинальную процентную ставку кредитов Нацбанка: последняя в марте 1992 г. составила 25% в год при годовой инфляции розничных цен более чем 500%. В ноябре 1992 г. номинальная процентная ставка увеличилась до 65%, а инфляция составила 1000%. В то же время предприятия, получающие дешевые кредиты, не торопились с улучшением своего финансового состояния и перестройкой работы.
Таким образом, соединение политики прямого кредитования поддерживаемых государственных предприятий с политикой низких процентных ставок привело к неправильному размещению кредитных ресурсов.
Прямое кредитование специализированными банками своих предприятий без разбора их ликвидности привело к увеличению просроченных ссуд, в то же время вновь рождающееся, ориентированные на рынок предприятия не имели доступа к кредитам банков.
На 1 января 1991 г, неоплаченные в срок расчетные документы составили 5 млн. тенге, а на 1 января 1992 г. - 11,2 млн. тенге, а на июнь 1992 г. - 384 млн. тенге, или 12,3% валового национального продукта (ВНП), или 84,1% общей суммы полученных банковских кредитов. За 1993 г. просроченные платежи возросли с 91,5 млн. тенге до 5,5 млрд. тенге, или в 60 раз. Просроченная задолженность по ссудам банкой возросла с 12,6 млн. тенге до 1,7 млрд. тенге, или в 135 раз.
Такое явление объясняется рядом причин и в первую очередь неэффективностью системы платежей, а также проблемами кредитного рынка. Особенно они проявились, когда Национальный банк в начале 1992 г. начал ограничивать выдачу кредитов предприятиям. Последние не могли получить оплату за отгруженные товары с других предприятий, платежи задерживались на полгода и больше. Под угрозой оказались все предприятия, как здоровые, платежеспособные, так и неплатежеспособные.
Проблемы кредитного рынка обнаружились, когда была ликвидирована прежняя система безналичных расчетов и кредитование под расчетные документы. Предприятия отгружали свою продукцию согласно плану и договорам поставок покупателю, не проверяя его платежеспособности. Если у покупателя не было средств на счете, ему автоматически банк предоставлял кредит, риск неплатежа был ранен нулю. После отметил этой системы, (банк не стал выдавать кредиты предприятиям, если они некредитоспособные) разразился кризис неплатежей; задержки с оплатой или неспособность ряда предприятий произвести оплату за товары и услуги вызвали цепную реакцию неплатежей.
К тому же задержки платежей были связаны с устаревшим инструментарием и отсталой технической оснащенностью банков (устаревшие сети ЭВМ и их программное обеспечение).
Чтобы преодолеть кризис неплатежей между предприятиями, правительство осуществило три мероприятия. Во-первых, рефинансировало задолженность эффективных или жизнеспособных предприятий другим предприятиям с целью снизить объем задолженности жизнеспособных предприятий. Национальный банк предоставил через бывшие специализированные банки кредиты на рефинансирование на сумму 245,6 млн. тенге. Во-вторых, правительство ввело новые платежные инструменты. Государственным предприятиям было поручено использовать платежные инструменты, требующие предварительной оплаты по платежным поручениям или чекам. В-третьих, бывшие союзные республики пришли к соглашению учредить межреспубликанский расчетный банк. В конце 1992 г. Казахстан и Россия подписали двухстороннее соглашение о взаимном зачете задолженности предприятий двух стран, которая составляла 80 млн. тенге на конец 1992 г.
Лекция № 4 . Программа реформирования банковской системы Казахстана на 1995 г.
Предполагалось, что при условии успешной реализации Программы до конца 1995 г. удалось бы:
В 1995 г. осуществлена значительная работа по управлению золотовалютными резервами. В апреле 1995 г. правлением Нацбанка утверждена Концепция управления золотовалютными резервами.
В целях увеличения золотовалютных резервов Нацбанк проводил такие операции, как размещение валюты в депозиты и драгоценные металлы, покупка и продажа валюты и драгметаллов. Проводились операции с государственными ценными бумагами различных стран.
Активизирована работа, связанная с прохождением аттестации и получением торговой марки (клейма) на Лондонском рынке драгоценных металлов. 14 марта 1995 г. зарегистрирован товарный знак казахстанского серебра. Проводилась такая работа и по золоту.
В результате проведения такой денежно-кредитной политики параметры, заложенные в монетарной программе на 1995 г., в основном были выполнены. Это позволило снизить среднемесячные темпы инфляции с 24,1% в 1994 г. до 4,8% в 1995 г. и стабилизировать курс тенге по отношению к иностранным валютам.
Дальнейшее реформирование банковской системы.
Реализация Программы
Цели и задачи ее в целом остались
практически теми же, что и на
1995 г., но накопленный опыт функционирования
Национального банка как
Дальнейшее развитие банков второго уровня, системы Национального банка Казахстана и его функций предусматривает:
1. Углубление денежно кредитного регулирования. Для этого намечено более эффективно использовать классические денежно-кредитные инструменты: регулирование объема предоставляемых банком кредитов рефинансирования, определение официальной ставки рефинансирования, установление нормы обязательных резервов, проведение интервенции на валютном рынке и операций как с государственными ценными бумагами, так и с ценными бумагами Нацбанка.
Думается, что имеющийся в республике негативный опыт предоставления директивных кредитов, возврат которых составил немногим более 24%, будет способствовать предотвращению выдали кредитов в последующем. В этой связи централизованные кредиты будут предоставляться только для удовлетворения потребности банков в краткосрочной ликвидности через аукционы кредитных ресурсов, межбанковский рынок, ломбардное кредитование, операции "Репо", переучет векселей.