Кредитный риск в деятельности коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы. Основной целью работы является рассмотрение сущности кредитного риска как с теоретической стороны, а также методов управления им с практической стороны на основе действующих методик и разработок новых подходов в решении проблемы кредитного риска.
Задачи исследования. В соответствии с целью перед курсовой работой были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность кредитного риска;
- управление кредитным риском;
- исследовать подходы к его оценке;
- инструменты управления.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы кредитного риска и управления им в коммерческом банке 5
1.1. Понятие кредитного риска и его виды 5
1.2. Система управления кредитным риском в банке 10
Глава 2. Оценка банковского кредитного риска 20
2.1. Количественная и качественная оценка кредитного в российском коммерческом банке 20
2.2. Базельский подход к оценке кредитного риска 26
Глава 3. Методы и инструменты управления кредитным риском 34
3.1. Лимитирование кредитного риска 34
3.2. Распределение и поглощение кредитного риска 36
3.2. Покрытие кредитного риска …. 40
Заключение 43
Список использованных источников 46

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ - КРЕДИТНЫЙ РИСК (НЕБАЛУЕВА Ю.).doc

— 327.00 Кб (Скачать)

   - выработать план корректирующих мер.

   На  первом этапе выработки плана  необходимо определить, кто будет им руководить. Некоторые банки считают, что руководить этим должен сотрудник кредитного отдела, ответственный за данный кредит, потому что этот человек лучше, чем кто-либо другой, знает заемщика, или потому, что раз он привел к возникновению такой ситуации, то он и должен выручать банк. Другие банки создают для этого независимые отделы, которые вырабатывают более объективный подход, поскольку им не мешают существующие взаимоотношения с клиентом. Оба подхода имеют больше недостатков, чем преимуществ. Работа с проблемными кредитами требует много времени и затрат. С одной стороны, время, затрачиваемое сотрудником банка, который знает рынок, на восстановление проблемного кредита, могло бы быть потрачено на предоставление новых кредитов. Кроме того личные взаимоотношения сотрудника с заемщиком могут сделать его подход необъективным и недостаточно жестким. С другой стороны, сотрудники специального отдела банка должны будут потратить драгоценное время на изучение компании и отрасли, в которой она работает.

   Стратегия "спасения" кредита.

   Здесь не существует каких-либо универсальных  правил, поскольку каждый проблемный кредит уникален, но наиболее широко распространены следующие подходы:

   - разработка программы изменения структуры задолженности;

   - получение дополнительной документации и гарантий;

   - удержание дополнительного обеспечения;

   - вложение дополнительных средств;

   - продажа прочих активов;

   - обращение к гарантам;

   - разработка программ сокращения расходов и т.д.

   Потенциальные и реально существующие проблемные кредиты требуют применения таких процедур, как классификация активов, создание резервов по кредитам, ведение учета проблемных кредитов, овердрафтов и списание кредитов.14

   Классификация активов. Все большее число банков классифицируют кредитные риски по каждому кредиту в момент его предоставления. Исходный рейтинг позволяет банкам балансировать риск своих кредитных портфелей и сигнализировать о первоочередных направлениях проверок. При появлении каких-либо проблем, классификация меняется в зависимости от степени риска и вероятности нормального погашения кредитов.

   Создание  резервов по кредитам.

   После того, как были выявлены проблемные активы, банку следует создать адекватные резервы против возможных убытков. Обычно политика банков такова, что они создают общие резервы по всему кредитному портфелю и специальные резервы по конкретным кредитам. Правила создания резервов и списания кредитов могут быть и обязательными, и рекомендательными - это зависит от банковской системы.

Глава 2. Оценка банковского  кредитного риска

2.1. Количественная и качественная  оценка кредитного риска в  российском коммерческом банке

   Центральное место в процессе минимизации  кредитного риска принадлежит определению методов его оценки по каждой отдельной ссуде (заемщику) и на уровне банка (кредитного портфеля) в целом.

   Под оценкой кредитного риска заемщика обычно понимают изучение и оценку качественных и количественных показателей экономического положения заемщика. Работа по оценке кредитного риска в банке проводится в три этапа. На первом этапе производится оценка качественных показателей деятельности заемщика, на втором - оценка количественных показателей и на заключительном этапе - получение сводной оценки-прогноза и формирование окончательного аналитического вывода.

Одним из важных методов оценки кредитного риска является метод оценки кредитоспособности клиента, который осуществляется на основе анализа, направленного на выявление его финансового состояния и его тенденций. Основными источниками информации для оценки кредитного риска заемщика являются: финансовая отчетность, сведения, предоставленные заемщиком, опыт работы с данным клиентом других лиц, схема кредитуемой сделки с технико-экономическим обоснованием получения ссуды, данные инспекции на месте. Качественный анализ реализуется по этапам:

   а) изучение репутации заемщика;

   б) определение цели кредита;

    в) определение  источников погашения основного  долга и причитающихся процентов;

   г) оценка рисков заемщика, принимаемых  банком косвенно на себя.15

  Репутация заемщика изучается весьма тщательно, при этом очень важным является изучение кредитной истории клиента, т.е. прошлого опыта работы с ссудной задолженностью клиента. Внимательно изучаются и сведения, характеризующие деловые и личностные качества индивидуального заемщика. Устанавливаются также факты или отсутствие фактов неплатежей по ссудам, протеста надлежащим образом оформленных векселей и т.д.

   Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи ссуды. Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему ссуд, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором. С этой целью используют: финансовые коэффициенты, анализ денежного потока, оценку делового риска.

В США  для оценки кредитоспособности потенциального заемщика и, следовательно, минимизации кредитного риска используют подход, получивший название 5С, в основе которого лежат следующие критерии оценки риска:

   • репутация клиента - Customer character;

   • платежеспособность - Capacity to pay;

   • капитал - Capital; 

   • обеспечение ссуды - Collateral;

   • экономическая конъюнктура и  ее перспективы - Current business

  conditions and goodwill.

В Великобритании также распространена практика анализа кредитоспособности заемщика, известная под названием Parts:

   • назначение, цель кредита - Purpose;

   • размер ссуды - Amount;

   • погашение задолженности - Repayment (основного  долга и

   процентов);

   • срок - Term;

   • обеспечение ссуды - Security.

Наиболее  приемлемыми являются методы оценки кандидата в заемщики PARSER и CAMPARI, используемые в английских клиринговых банках, которые позволяют наиболее полно изучить многоплановый характер заемщиков. PARSER расшифровывается следующим образом:

    • информация о персоне потенциального заемщика, его репутации -    Person;

   • обоснование суммы испрашиваемого кредита - Amount;

   • возможность погашения - Repayment;

   • оценка обеспечения - Security;

   • целесообразность кредита - Expediency;

    • вознаграждение банка (процентная ставка) за риск предоставления кредита - Remuneration.

   CAMPARI расшифровывается так:

   • репутация заемщика - Character;

   • оценка бизнеса заемщика - Ability;

   • анализ необходимости обращения  за ссудой - Means;

   • цель кредита - Purpose;

   • обоснование суммы кредита - Amount;

   • возможность погашения - Repayment;

   • способ страхования кредитного риска - Insurance.16

  Существуют  и иные подходы к анализу кредитоспособности клиентов. В основе этого анализа лежит сбор необходимой информации, наиболее полно характеризующей клиента. Например, юридический акт - Положение В, определяющее основные критерии, которые должны соблюдаться при составлении банками анкет (заявлений на выдачу кредита) и определении кредитоспособности клиента. В частности, в Положении В предусматривается, каким образом информация о клиентах может использоваться банком в балльных системах оценки кредитоспособности; определяется круг информации, которая не может запрашиваться банком и использоваться против клиента. Положение обеспечивает условия для лучшей оценки кредитоспособности клиента (например, заемщик обязан включать в анкету ин-формацию о муже (жене) при обращении в банк за ссудой независимо от наличия солидарной ответственности по долгам). Кредиторы обязаны уведомлять заемщиков о возможности предоставления им ссуды в течение 30 дней с момента получения заявления на выдачу ссуды.

   В зарубежной экономической литературе широко используется метод анализа SWOT (S - strong, W - weak, О - opportunities, Т -threat), который позволяет выявить сильные и слабые стороны заемщика, его потенциальные возможности и риски. Таким образом, основными целями анализа информации, характеризующей уровень кредитоспособности заемщика, являются:

   • определение сильных сторон ситуации заявителя;

   • выявление слабых сторон потенциального заемщика;

   • определение специфических факторов, являющихся наиболее

   важными для продолжения успеха заемщика;

   • возможные риски при кредитовании.

   Анализ  банкирами финансовых отчетов клиентов может быть внутренним и внешним. Внешний анализ включает сравнение данного заемщика с другими; внутренний анализ предполагает сравнение различных частей финансовой отчетности друг с другом в течение определенного периода времени в динамике. Внутренний анализ нередко называют анализом коэффициентов. Несмотря на важность для аналитического процесса, финансовые коэффициенты имеют два важных недостатка: 1) не дают информации о том, как протекают операции клиента; 2) представляют прошлую информацию, в то время как кредиты будут предоставляться в будущем. Поэтому аналитику банка приходится работать не только с фактическими данными, но и с оценкой сложной информации (взглядов, оценок, прогнозов и т.д.). Кредитная заявка клиента может быть отвергнута, если, скажем, предоставление ссуды будет нарушением кредитной политики банка. Однако нередко требуется более полный анализ, например, на основе оценки движения денежных средств заемщика, т.е. в процессе анализа денежного потока. Денежный поток - это измеритель способности заемщика покрывать свои расходы и погашать задолженность собственными ресурсами. Подобного рода анализ проводят с использованием отчета о движении денежных средств заемщика. Составление отчета о движении денежных средств позволяет ответить на следующие вопросы:

   • обеспечивает ли заемщик себя денежными средствами для дальнейшего роста финансовых активов;

   • является ли рост заемщика столь стремительным, что ему требуется финансирование из внешних источников;

   • располагает ли заемщик избыточными  средствами для использования их на погашение долга или последующего инвестирования.

Отчет о движении денежных средств заемщика целесообразно использовать для анализа перспектив погашения ссуды. Важной особенностью кредитования клиентов в индустриально развитых странах Запада является то, что в центре любого процесса предоставления кредита заемщику (физическому или юридическому лицу) стоит человек. Например, в Германии независимо от вида предоставляемого кредита, т.е. от выдачи потребительского или, скажем, инвестиционного фирменного кредита, заемщик должен представить ряд документов, свидетельствующих о его личных качествах и личной кредитоспособности.17 Информация, интересующая немецкий банк при решении вопроса о предоставлении кредита, включает следующие сведения:

   1. Характеристика личных свойств предпринимателя: характер,

   манеры, поведение, внешность, выразительность  речи, степень откровенности (в вопросах экономического и финансового положения), возраст, семейное положение, семейные обстоятельства, социальная роль вне предпринимательства, почетные должности, хобби.

   2. Общее образование (копия свидетельства  об окончании учебного заведения), квалификация, склад ума, отношение к риску (азартность), интерес к экономике и организации производства, способности к планированию.

   3. Техническая квалификация: специальное образование, ход

профессионального развития, опыт, специализация в  работе.

   4. Физическое состояние: состояние  здоровья (с учетом прошлых

и хронических  заболеваний), пределы нагрузки, занятия  спортом.

   5. Имущество: степень участия в  делах предприятия, личное имущество, владение недвижимостью, другие источники дохода, личные доходы из прибыли предприятия, личные долги, налоговые долги, имущественное положение членов семьи, интенсивность отношений с кредитными учреждениями, участие в конкурсах. Все перечисленные условия имеют различное значение для каждого конкретного заемщика. Например, в немецких банках при долговременных отношениях клиента и банка, когда последнему известны регулярные доходы и расходы клиента, предоставление кредита осуществляется по сути дела автоматически.

Информация о работе Кредитный риск в деятельности коммерческого банка