Кредитный риск в деятельности коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы. Основной целью работы является рассмотрение сущности кредитного риска как с теоретической стороны, а также методов управления им с практической стороны на основе действующих методик и разработок новых подходов в решении проблемы кредитного риска.
Задачи исследования. В соответствии с целью перед курсовой работой были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность кредитного риска;
- управление кредитным риском;
- исследовать подходы к его оценке;
- инструменты управления.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы кредитного риска и управления им в коммерческом банке 5
1.1. Понятие кредитного риска и его виды 5
1.2. Система управления кредитным риском в банке 10
Глава 2. Оценка банковского кредитного риска 20
2.1. Количественная и качественная оценка кредитного в российском коммерческом банке 20
2.2. Базельский подход к оценке кредитного риска 26
Глава 3. Методы и инструменты управления кредитным риском 34
3.1. Лимитирование кредитного риска 34
3.2. Распределение и поглощение кредитного риска 36
3.2. Покрытие кредитного риска …. 40
Заключение 43
Список использованных источников 46

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ - КРЕДИТНЫЙ РИСК (НЕБАЛУЕВА Ю.).doc

— 327.00 Кб (Скачать)

   Банки зачастую не располагают надежно  разработанным процессом управления кредитным риском. Среди наиболее часто встречающихся недостатков можно отметить следующие:

   - отсутствие письменно зафиксированного в виде документа изложения политики;

   - отсутствие ограничений в отношении концентрации портфеля;

   - излишняя централизация или децентрализация кредитного руководства;

   - плохой анализ кредитуемой отрасли;

   - поверхностный финансовый анализ заемщиков;

   - завышенная стоимость залога;

   - недостаточно частые контакты с клиентом;

   - недостаточные проверки и отсутствие сбалансированности в процессе кредитования;

   - отсутствие контроля над займами;

   - неспособность к увеличению стоимости залога по мере ухудшения качества кредитов;

   - плохой контроль за документированием займов;

   - чрезмерное использование заемных средств;

   - неполная кредитная документация;

   - отсутствие классификации активов и стандартов при формировании резервов на покрытие убытков по кредитам;

   - неумение эффективно контролировать и аудировать кредитный процесс.

   Эти недостатки выливаются в слабость кредитного портфеля, включая чрезмерную концентрацию кредитов, предоставляемых в одной отрасли или секторе хозяйства, большие портфели неработающих кредитов, убытки по кредитам, неплатежеспособность и не ликвидность.

   Не  вызывает сомнения, что на многих рынках банкам приходится действовать в таких экономических условиях, которые характеризуются наличием объективных трудностей для качественного управления кредитами, что лишний раз свидетельствует о важности усиления такого управления.

   Кредитная политика как бы создает единый кредитный язык банка в целом и этот язык очень важен для поддержания преемственности по мере роста банка, диверсификации его деятельности и делегирования кредитных полномочий и обязанностей в банке. Кредитный язык, разработанный в результате появления четкой политики, представляет основу развития общей кредитной культуры банка.

   Начало  процесса предоставления кредита

   Как описывалось выше, кредитная политика банка определяет кредитную деятельность банка, его "целевые рынки" и  клиентуру, а также приемлемые и неприемлемые риски. Сотрудники кредитного отдела должны сыграть двойную роль-роль продавца и эксперта в процессе предоставления кредита. После идентификации потенциального заемщика, сотрудник кредитного отдела начинает процесс принятия решения посредством получения информации у этого заемщика с тем, чтобы решить, совместима ли его просьба о предоставлении кредита с текущей политикой банка. Далее сотрудник должен определить, для чего заемщику нужны дополнительные средства. Настоящая причина может не всегда совпадать с названной заемщиком. Узнав настоящую причину, сотрудник банка сможет определить соответствующую структуру кредита по срокам, составить график его погашения и найти подходящий для этого вид кредита(например, инвестиционный кредит, кредитование оборотного капитала и ипотечный).

   Анализ  источников погашения кредита.

   После того, как сотрудник банка понял  сущность заявки клиента, установил, разумна ли она и соответствует ли реалиям деятельности банка, он должен провести анализ источников погашения кредита. Этот анализ, выявляющий первичные и вторичные источники погашения, поможет сотруднику определить, следует ли принять или отклонить заявку клиента на получение кредита. Для того, чтобы определить вероятность погашения кредита, сотрудник банка должен исследовать слабые и сильные стороны клиента, оценить заявку клиента с точки зрения его финансовой отчетности, движения наличности, деловой стратегии клиента, рынка его деятельности, квалификации руководства, информации о нем и опыта работы. Очень важно, чтобы кредит был разработан специально для указанной клиентом цели. Цель кредита и его погашение взаимно переплетаются; знание сущности кредита позволяет и банкиру, и заемщику привязать условия погашения кредита к его цели.10

   Структура кредита.

   Сотрудник банка должен определить условия кредита: процентную ставку, обеспечение, гарантии и особые статьи, которые будут отражать присущий кредиту риск. Структура кредита должна быть тесно связана с ожидаемыми источниками и сроками погашения кредита.

   Заключительными этапами процесса структурирования кредита являются его одобрение, подготовка документации и составление отчета о нем. Все эти этапы должны быть четко определены в кредитной политике и процедурах банка.

   Одобрение кредита.

   Одобрение кредитов в коммерческих банках обычно происходит либо в рамках кредитного комитета, либо в рамках процесса последовательного одобрения кредитов. В первом случае кредиты одобряются кредитным комитетом, членами которого обычно являются руководители банка и его кредитного отдела. Во втором случае, одобрение кредитов идет снизу вверх по цепочке - от простых сотрудников кредитного отдела до руководства, имеющего право (в соответствии с требованиями кредитной политики банка) на окончательное одобрение кредита.

   Размер  банка и масштаб его операций определяют степень централизации процесса принятия решений. Как правило, чем меньше банк, тем больше степень централизации, чем больше банк (а, следовательно, и масштаб его операций, особенно географический), тем больше степень децентрализации. Некоторые сделки могут быть потеряны из-за бюрократических проволочек в процессе одобрения кредита банком. Учитывая это, многие банки передают полномочия по одобрению кредитов руководству своих региональных отделений, а те, в свою очередь, могут передать эти полномочия руководству филиалов или их отдельным сотрудникам.

   Кредитная документация обеспечивает защиту от риска, позволяя банку принимать  юридические меры, если заемщик не выполняет запретительные оговорки или нарушает график погашения. Кредитный договор-это контракт между банком и заемщиком, в котором оговариваются права и обязанности каждой стороны по отношению к кредиту. Хотя кредитный договор не позволяет кредитору контролировать источник погашения кредита, он содержит условия, оговорки и ограничения, составленные таким образом, чтобы поддержать или улучшить финансовое состояние заемщика, уровень прибыльности, движение денежных средств, что так или иначе защищает интересы банка. Хороший кредитный договор, составленный на четкой юридической основе, дает кредиторам вес на переговорах, если состояние кредита начинает ухудшаться.

   Обеспечение и гарантии.11

   Обеспечение - это материальный актив, на который  банк имеет право залога. Использование залога в поддержку кредита дает банку возможность контролировать активы в случае нарушения заемщиком условий кредита. Обеспечение становится потенциальным вторичным источником погашения кредита.

Таблица 1. Оценка залога

Рейтинг обеспечения Покрытие обеспечения Стоимость обеспечения Стоимость Контроль Примеры
A 100 Полностью обеспечена и легко может быть реализована Под банковским контролем

Документация  в порядке

Контргарантии приемлемых банков

Денежный залог  в банке

B < 100% Стоимость может  колебаться и могут возникнуть трудности с продажей Под банковским контролем

Документация в порядке

Акции, заложенные и хранимые в банке

Оцененная банком недвижимость

C < 100% Изменчивая  стоимость и неуверенность с реализацией Проблемы под  контролем

Сомнительная  документация

Некотируемые  акции

Запасы ТМЦ  или дебиторская задолженность, хранимая в банке

D < 100% Снижающаяся стоимость и слабая реализация Не контролируется банком

Проблемы с  документацией

Проблемные активы

Неконтролируемые запасы ТМЦ
E < 100% Падающая стоимость или ее отсутствие, и затрудненная или невозможная реализация на рынке Не контролируется банком

Документация  отсутствует

Не поддержанные гарантии

Не подтвержденное размещение книжных долгов


 

   Наблюдение  за кредитом.

   После того, как кредит выдан, банк должен предпринять меры для обеспечения его возврата. Управление кредитами является одной из главных задач сотрудников кредитного отдела банка. Хорошее управление кредитом не исправит "плохой" кредит, но многие "хорошие" кредиты могут стать проблемными в случае неэффективного управления ими сотрудниками кредитного отдела банка.

   Проблемные  кредиты и работа с ними.

   Проблемные  кредиты являются результатом денежного  кризиса клиента, хотя в некоторых  странах с очень слабой финансовой дисциплиной существует класс заемщиков, именуемых злостными неплательщиками, которые могут, но не желают погасить кредит. Кризис с денежными средствами может наступить внезапно, но развивается он постепенно. И по мере его развития начинают появляться еще слабые, но все же признаки (внешние и внутренние) его наступления. Сотрудники кредитного отдела банка являются его первой линией обороны против возможных убытков; они должны быть в состоянии распознать и проанализировать первые признаки наступающего кризиса.

   Системы раннего выявления проблемных кредитов очень сложно разработать и человеческий фактор является одной из самых серьезных помех. Сотрудники, ответственные за данный кредит, могут не докладывать о тревожных сигналах, боясь подвергнуться критике за то, что они ввергли банк в сложную ситуацию. Более того, опыт показывает, что очень часто проблемные кредиты, даже после того, как они были выявлены, оказываются в действительности намного хуже, чем думали сотрудники кредитного отдела. Но ситуация может быть еще хуже, если руководство банка, зная о проблемах своего кредитного портфеля, скрывает их и одновременно старается компенсировать убытки по ним выдачей рискованных кредитов и спекуляциями.12

   Во  избежание этого банки делают периодические, независимые и объективные обзоры кредитов отделами внутреннего аудита с тем, чтобы они выявили упущенные или скрытые сотрудниками кредитного отдела признаки проблемности кредитов. Проверки, проводимые органами надзора и регулирования, также очень часто выявляют незамеченные проблемные кредиты. В процессе эффективного управления кредитными рисками, первым выявителем проблемных кредитов является система внутреннего контроля банка.

   Тревожные сигналы.

   Нефинансовыми тревожными сигналами являются, например, необоснованные задержки в получении от клиента финансовой отчетности, особенно тогда, когда кредитный договор содержит условие, требующее предоставления информации в течение определенного промежутка времени. Разъяснения клиентов о причинах задержек сами являются признаками проблемности кредита.

   Другими нефинансовыми признаками могут  быть резкие изменения в планах деятельности клиента, ожидаемые радикальные изменения в составе руководства компании или неблагоприятные тенденции развития на рынке заемщика. Нежелание же клиента дать детальные разъяснения по поводу тех или иных статей финансовой отчетности может быть расценено как отказ от сотрудничества и доверия, которые должны существовать во взаимоотношениях банка и клиента. В худшем случае, это нежелание клиента может быть обусловлено стремлением скрыть какие-либо неприятные факты. И наоборот, иногда клиент может иметь оправдание своему отказу давать ту или иную информацию; например, с целью защиты от конкурентов.

   Финансовые  признаки проблемности кредита могут  проявиться при проведении анализа финансовой отчетности. Однако в этом случае неприятностей уже не избежать. Финансовые признаки проблемности кредита могут проявиться через модификацию кредитов, предоставляемых заемщику. Например, сезонные краткосрочные кредиты могут возобновляться постоянно и в результате станут " вечнозелеными". Все более частые просьбы клиента об увеличении срока кредитования или об увеличении установленных лимитов овердрафта могут свидетельствовать о ненормальности движения денежных средств. Условия кредитов должны соответствовать целям кредитов.13

   Первая  реакция на потенциально проблемные кредиты.

   Независимо от того, являются ли признаки проблемности кредита финансовыми или нефинансовыми, они должны насторожить сотрудников кредитного отдела банка. Раннее их выявление позволяет выиграть время на сбор необходимой информации и разработку стратегии. Когда сотрудник кредитного отдела замечает ухудшающийся кредит, он должен предпринять следующие меры:

   - проанализировать проблемы заемщика;

   - проконсультироваться с сотрудниками отдела, занимающимися проблемными кредитами или руководством;

   - рекомендовать дать кредиту более низкую классификацию и прекратить отражение процентов по кредиту в доходах банка;

   - собрать информацию о том, где еще банк может столкнуться с риском в работе с данным клиентом;

   - ежедневно следить за счетом клиента на предмет возникновения овердрафта;

   - просмотреть всю кредитную документацию, гарантии, векселя, обеспечения, ипотеку;

   - изучить возможность получения обеспечения (в случае, если кредит необеспечен);

Информация о работе Кредитный риск в деятельности коммерческого банка