Кредитная политка банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является на основе анализа теоретических и практических основ формирования и реализации кредитной политики, выработать рекомендации по совершенствованию кредитной политики банков второго уровня в Республике Казахстан.

Работа содержит 1 файл

курсовая КПКБ.doc

— 1.85 Мб (Скачать)

    - анализу структуры кредитного  портфеля, расчету и интерпретации показателей, разработке и выполнению мер по реструктуризации кредитного портфеля;

    - выявлению проблемных кредитов  и разработке мероприятий по  ликвидации задолженности;

    - кредитованию в других экономических  регионах;

    - кредитованию в условиях риска,  связанного с экономическим кризисом, инфляцией и т.д.

    Кредитная деятельность банка является одним  из основополагающих критериев, который отличает его от небанковских учреждений. В мировой практике именно с кредитованием связана значительная часть прибыли банка. Одновременно  невозврат кредитов, особенно крупных, может привести банк к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств связанных с ним предприятий, банков и частных лиц, поэтому управление кредитными операциями является необходимой частью стратегии и тактики выживания и развития любого коммерческого банка. Обоснованный анализ кредита и процесс его одобрения в сочетании с систематическим мониторингом состояния ссуд являются необходимыми элементами процесса охраны банковского кредитного портфеля и, следовательно, жизнеспособности самого банка.

    Также необходимо отметить следующие моменты, влияющие на качество кредитного портфеля банка и, соответственно, на кредитную политику банка, тем самым, влияя на финансовую устойчивость и конкурентоспособность банка:

    1) укрепление сотрудничества с  предприятиями и организациями   – как с крупными промышленными  гигантами, так и с представителями малого и среднего бизнеса – позволяет избежать внешних структурно-функциональных рисков, повысить престиж банка и доверие клиентов к нему. В этих целях банкам необходимы совершенствование расчетных технологий, оперативность в проведении платежей, диверсификация клиентской базы по отраслевой принадлежности;

    2) создание механизмов, обеспечивающих  защиту накоплений граждан от инфляции и нестабильности на мировом финансовом рынке, конкурентоспособных депозитных продуктов, совершенствование системы платежей и денежных переводов, предоставление населению возможности вкладывать средства в ценные бумаги, драгоценные металлы, паи инвестиционных фондов, другие финансовые инструменты позволит банку предотвратить пассивные срочные риски ликвидности (как риск оттока, так и риск притока средств);

    3) разработка комплекса услуг для  банков-корреспондентов, соответствующих новейшим технологическим стандартам, использование гибкой тарифной политики, тщательная оценка платежеспособности партнеров дает банку возможность избежать внешних структурно-функциональных рисков, рисков недополучения доходов, а, следовательно, и результативно-детерминированных рисков ликвидности, и сохранять лидирующие позиции на рынке межбанковских услуг;

    4) диверсификация кредитного портфеля, как по срокам, так и по отраслевой специализации заемщиков, является фактором, в немалой степени влияющим на финансовую устойчивость кредитных организаций, так как позволяет предупреждать риски недополучения дохода (в частности, риск кредиторов), результативно-детерминированные риски ликвидности и активные срочные риски (как риск срока, так и риск требований), а также предотвратить внешние структурно-функциональные риски;

    5)эффективная  система осуществления международных платежей, позволяющая организовать расчеты по внешнеторговым контрактам с максимальной выгодой и удобством для клиентов, предотвращает внешние структурно-функциональные риски и риски недополучения дохода, а, следовательно, и результативно-детерминированные риски ликвидности. Кроме того, наличие широкой зарубежной корреспондентской сети позволяет в случае возникновения валютного риска (относящегося к рискам изменения рыночных цен) выравнивать негативные последствия валютных сделок при изменившейся конъюнктуре рынка;

    В настоящее время основной задачей  регуляторной политики становится стимулирование кредитной активности банков, которые предпочитают ограничивать вложение своих средств в экономику, поддерживая высокий уровень ликвидности.

    В 4-м квартале 2009 года – 3 квартале 2010 года АФН был принят комплекс мер пруденциального регулирования, направленных на снижение рисков и рост устойчивости банковской системы [20]:

    1 Увеличение минимального размера  собственного капитала банков. С целью упрочнения потенциала банковского сектора и повышения его конкурентоспособности были увеличены требования к минимальному размеру собственного капитала функционирующих и вновь создаваемых банков с 1 октября 2009 года до 5 млрд. тенге, с 1 июля 2011 года – до 10 млрд. тенге. Минимальный размер собственного капитала для региональных банков, основной объём услуг, которых предоставляется в регионах Казахстана за исключением городов Алматы и Астаны, с 1 октября 2009 года составил 2 млрд. тенге (при соблюдении ряда условий); с 1 июля 2011 года он составит 4 млрд. тенге.

    2 Изменение механизмов расчёта регуляторного капитала. С 1 июля 2011 года доля привилегированных акций, включаемых в капитал первого уровня, не должна будет превышать пятнадцати процентов капитала первого уровня. Данная мера носит контрциклический характер, так как, по сути, её введение приведёт к увеличению значений расчётных коэффициентов достаточности капитала БВУ. Кроме того, с целью улучшения качества регуляторного капитала с 1 июля 2011 года из расчета капитала первого уровня будут исключены бессрочные финансовые инструменты, которые будут использоваться при расчете капитала второго уровня.

    3 Изменение нормативов достаточности  капитала. В соответствии со стандартами Базельского комитета по банковскому надзору был введён новый коэффициент достаточности капитала к1-2 (отношение капитала первого уровня к сумме активов и обязательств, взвешенных по степени риска):

    - для банка, участником которого  является банковский холдинг  или родительский банк, обладающий  определенным рейтингом одного  из рейтинговых агентств, для банка, акции которого приобретены Правительством Республики Казахстан либо национальным управляющим холдингом, в порядке, предусмотренном статьей 17-2 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», а также для банка, более пятидесяти процентов размещенных акций которого принадлежат государству, значение коэффициента достаточности собственного капитала к1-2 должен быть не менее 0,05, а с 1 июля 2011 года – не менее 0,08;

    - для банка, не имеющего крупного участника – физического лица к1-2 не должен быть менее 0,07, а с 1 июля 2011 года этот коэффициент должен быть не менее 0,10;

    - для остальных банков коэффициент  достаточности собственного капитала  к1-2 должен быть не менее 0,06, а с 1 июля 2011 года – не менее 0,09.

    4 Изменение коэффициентов, ограничивающих  уровень обязательств перед нерезидентами.  Для повышения финансовой устойчивости банковского сектора страны максимальное значение коэффициента к9 (отношение обязательств перед нерезидентами к собственному капиталу) не должно превышать 3 с 1 июля 2009 года. Кроме того, в целях учёта особенностей функционирования банков с иностранным участием из расчёта коэффициентов к8 и к9 были исключены субординированные долговые обязательства перед родительским банком – нерезидентом. С 1 октября 2009 года в рамках расчёта коэффициентов капитализации банков к обязательствам перед нерезидентами к7, к8 и к9 из суммы обязательств перед нерезидентами Республики Казахстан были исключены неинвестированные остатки средств, принятые банком на основании кастодиального договора. С этой же даты при расчёте коэффициентов капитализации банков к8 и к9 в целях ограничения объёмов внешних заимствований, в том числе с учетом схем по привлечению внешних заимствований через аффилированные структуры банков, в обязательства перед нерезидентами стали включаться необеспеченные гарантии и поручительства банка.

    5 Изменение коэффициентов ликвидности.  В целях повышения финансовой устойчивости банковского сектора страны и защиты депозиторов банков был введён коэффициент текущей ликвидности к4 (отношение среднемесячных высоколиквидных активов банка к среднемесячному размеру обязательств до востребования с учетом начисленного вознаграждения), нормативное значение которого равно 0,3.

    6 Ужесточение требований по созданию провизий по отдельным видам кредитов. В целях регулирования кредитных рисков были ужесточены требования по формированию провизий по кредитам, предоставленным в иностранной валюте заемщикам, не имеющим соответствующей валютной выручки и (или) валютные риски которых не покрыты соответствующими инструментами хеджирования со стороны заемщика.

    Кроме того, с 1 января 2010 года классификационная  категория кредита, представленная заемщику (должнику, созаёмщику), являющемуся  лицом, зарегистрированным в оффшорной зоне, либо зависимым или дочерним по отношению к лицу, зарегистрированному в оффшорной зоне, изначально будет определяться как «безнадежная» (формирование провизий на уровне 100%).

    7 Пересмотр факторов, используемых  АФН для выявления снижения уровня устойчивости БВУ:

    - пересмотрены критические значения  снижения коэффициентов достаточности  собственного капитала и коэффициентов  ликвидности; 

    -   уточнено определение «неработающих  займов» («неработающие займы»  заменены на «займы, по которым имеется просрочка по основному долгу и/или вознаграждению девяносто дней и выше»);

    - при выявлении рисков, связанных  с кредитованием строительной  отрасли, стали учитываться только  займы, выданные на приобретение  и строительство коммерческой  и жилой недвижимости и ипотечные жилищные займы.

    8 Регламентация функционирования  проблемных банков. В рамках принятого 11 июля 2009 года Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства Республики Казахстан о платежах и переводах денег, бухгалтерском учете и финансовой отчетности финансовых организаций, банковской деятельности и деятельности Национального Банка Республики Казахстан» регламентированы процедуры реструктуризации обязательств банка и создания стабилизационного банка (bridge bank) [21].

    Меры, принятые в рамках антикризисной  программы Казахстана по стабилизации банковской системы заключаются  в следующем:

    1 Прямая поддержка системообразующим  банкам через прямое вхождение в капитал, и косвенная – посредством размещения средств для целей кредитования экономики.

    2 Заключение Соглашения о сотрудничестве  и взаимодействии по вопросам  предоставления банковских займов  Национальным Банком Республики  Казахстан.

    3 Меры по обеспечению банков дополнительной ликвидностью путем последовательного снижения нормативов минимальных резервных требований.

    4 Использование механизмов рефинансирования  кредитов, выдача новых кредитов  по фиксированным ставкам субъектам  малого и среднего предпринимательства.

    5 Применение механизмов рефинансирования  задолженности по ипотечным кредитам  по фиксированным ставкам в  отношении заемщиков-физических  лиц.

    6 Ограничение притока рискового  внешнего фондирования.

    7 Обеспечение роста внутренних  сбережений населения и предприятий.

    8 Дестимулирование трансграничных  операций банков, в первую очередь,  с резидентами оффшорных зон.

    9 Ограничение заемных операций  банков в иностранной валюте.

    Приоритетные  направления развития банковского  сектора в 2010 году заключаются в следующем:

    1 Внедрение контрцикличного регулирования финансового сектора с учетом анализа наилучшей международной практики.

    2 Ограничение внешнего фондирования до уровня не более 30% от совокупных банковских обязательств и сокращению рисков по внешним активам финансовых организаций.

    3 Стимулирование кредитования со  стороны банков заемщиков с прозрачной структурой собственности и финансовых потоков, а также ясными перспективами бизнеса.

    4 Введение макропруденциального регулирования для обеспечения согласованности действий и мер, принимаемых монетарным органом и финансовым регулятором.

    5 Обеспечение комплексного и унифицированного  надзора за системными рисками финансовых организаций.

Информация о работе Кредитная политка банка