Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:59, дипломная работа
Целью работы является рассмотрение, анализ, изучение деятельности коммерческих банков, надзорных органов и других организаций в области внутреннего контроля за кредитными организациями.
Для достижения цели исследования в моей работе были поставлены следующие задачи:
выяснить сущность и организацию системы внутреннего контроля;
изучить этапы развития внутреннего контроля и его эволюцию в банковском деле;
разграничить понятия внутреннего контроля и внутреннего аудита;
ознакомиться с разновидностями существующих методик оценок внутреннего контроля;
определить риски, влияющие на развитие банковского бизнеса
Введение
1. Внутренний контроль в системе управления коммерческим банком
1.1 Понятие внутреннего контроля и его эволюция в развитии банковского дела
1.2 Организация внутреннего контроля: цели, функции и участники
1.3 Классификация видов внутреннего контроля в кредитной организации
2. Анализ состояния и оценка системы внутреннего контроля в коммерческом банке
2.1 Внутренняя и внешняя оценка организации системы внутреннего контроля. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного подходов
2.2 Анализ состояния внутреннего контроля в российских банках
2.3 Сравнительный анализ зарубежных концепций усовершенствования внутреннего контроля
2.4 Российские методики оценки системы внутреннего контроля коммерческого банка
3. Практическое применение методики оценки системы внутреннего контроля (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)
3.1 Общая характеристика и организация системы внутреннего контроля ЗАО «Банк Русский Стандарт»
3.2 Анализ и применение методик оценки системы внутреннего контроля (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)
3.3 Пути совершенствования системы контроля в банке
Заключение
Список использованных источников
Приложения
В 1995 году Совет
по критериям контроля (CoCo) Канадского
Института Дипломированных
1.2 Организация внутреннего контроля: цели, функции и участники
Система внутреннего
контроля - совокупность системы органов
и направлений внутреннего
Основными целями функционирования системы внутреннего контроля кредитной организации показаны на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Цели функционирования системы внутреннего контроля кредитной организации
Достижение
указанных целей системы
соблюдение кредитной организацией требований законодательства и внутренних документов;
соответствие деятельности кредитной организации утвержденной стратегии;
должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для принятия эффективных управленческих решений;
безошибочность
регистрации и обработки
достоверность,
своевременность и полнота
рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;
соблюдение
работниками организации
Система внутреннего контроля может подразделяться на внутренний контроль и внутренний аудит и их основные задачи также можно разграничить (таблица 1.1) [37.С.7]. Внутренние аудиторы работают в службах внутреннего аудита банка и выполняют исключительно контрольные и консультационные функции. Внутренние контролеры участвуют в проверках в соответствии со своими функциональными обязанностями, наряду с выполнением иных управленческих функций. Совместно внутренние аудиторы и внутренние контролеры обеспечивают работу системы внутреннего контроля банка [52. С.5].
Таблица 1.1 - Основные задачи внутреннего контроля и внутреннего аудита
К задачам внутреннего аудита относятся: |
К задачам внутреннего контроля относятся: |
-проведение внутренних -содействие исполнительному
руководству и контрольным -координирование деятельности с внешним аудитором с целью сокращения общих расходов на аудит; -выполнение других заданий и участие в других проектах по запросам совета директоров (комитета по аудиту). |
-документирование ключевых -разработка предложений
по оптимизации бизнес- -мониторинг эффективности
внедренных процедур -взаимодействие с |
Организация
системы внутреннего контроля в
общем случае находится под воздействием
ряда факторов: отношение руководства
к системе внутреннего
Таким образом, эффективный контроль может быть реализован только в системе внутреннего контроля посредством взаимодействия всех ее элементов. Данные исследователи представляют схематично организацию качественной системы внутреннего контроля (приложение А).
Предметом системы внутреннего контроля является соответствие деятельности кредитной организации законодательству Российской Федерации и внутренним документам. Для эффективного осуществления деятельности кредитной организацией необходим непрерывный контроль за:
соблюдением сотрудниками кредитной организации законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности;
предупреждением конфликтов интересов;
обеспечением
надлежащего уровня надежности, соответствующей
характеру и масштабам
Под объектами системы внутреннего контроля понимается вся совокупность элементов системы коммерческого банка, попадающих в зону действия контроля. К объектам системы внутреннего контроля относятся: организация деятельности кредитной организации; функционирование системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков; распределение полномочий при совершении банковских операций и других сделок; управление информационными потоками (получение и передача информации) и обеспечение информационной безопасности; функционирование системы внутреннего контроля. Организация системы внутреннего контроля банка предполагает охват контрольными процедурами всех без исключения сфер деятельности банка (тотальный контроль). Однако с точки зрения потенциального риска различные операции и сделки, проводимые банком, далеко не равнозначны. Риск возможных потерь колеблется от минимального, возникающего при проведении простейших операций, до риска утраты значительной части активов — при выборе ошибочной стратегии кредитования или при ошибках проведения инвестирования. Соответственно отличается и подход к внутреннему контролю: от создания простейших контрольных процедур в рамках бухгалтерского учета до применения сложных технологий оценки и управления риском с участием многих подразделений банка.
Субъекты
системы - участники системы внутреннего
контроля, кто главным образом
проводит контроль и кто выполняет
контрольную функцию («организующий»
элемент). К субъектам системы
внутреннего контроля в кредитной
организации можно отнести: органы
управления кредитной организации;
ревизионную комиссию (ревизор); главного
бухгалтера и его заместителей; руководителя
и главного бухгалтера филиала кредитной
организации; подразделения и служащих,
осуществляющих внутренний контроль в
соответствии с полномочиями, определяемыми
внутренними документами
Рисунок 1.2 – Процесс подотчетности субъектов системы внутреннего контроля кредитной организации
В системе
управления коммерческим банком задача
службы внутреннего аудита состоит,
прежде всего, в разработке действенной
системы внутреннего контроля, четком
методическом и организационном
ее обеспечении, периодической оценке
состояния внутреннего
В соответствии
с письмом Банка России от 13.05.2002
г. N 59-Т «О рекомендациях Базельского
комитета по банковскому надзору» план
департамента внутреннего аудита должен
соответствовать следующим
составляться
департаментом внутреннего
включать график и периодичность планируемой работы по внутреннему аудиту;
иметь в основе методологию оценки контроля над рисками;
при анализе рисков проверять все направления деятельности и все подразделения банка, а также всю систему внутреннего контроля;
быть реалистичным, то есть включать в себя запас времени для выполнения других задач и другой деятельности, таких, как специфические проверки, вынесение заключений и обучение;
регулярно пересматриваться
и при необходимости
Механизм
системы внутреннего контроля в
кредитной организации — «
Таблица 1.2 - Элементы механизма системы внутреннего контроля кредитной организации
Контрольная среда |
Регламентация |
Контрольные процедуры |
Мониторинг системы |
представляет собой фундамент для всех остальных элементов системы внутреннего контроля, обеспечивающий дисциплинированность сотрудников. Данное понятие характеризует общее отношение, осведомленность и практические действия, мероприятия и процедуры руководства банка, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля |
представляет собой систему |
представляет собой методы и правила, дополняющие элементы контрольной среды, разработанные администрацией для достижения стоящих перед банком целей. Это процесс взаимодействия и функционирования отдельных элементов системы внутреннего контроля. Контрольные процедуры направлены на предотвращение, выявление и исправление ошибок и искажений, которые могут возникнуть при проведении операций |
предполагает осуществление на постоянной основе наблюдения за функционированием системы внутреннего контроля в целях выявления сбоев в ее работе, оценки степени ее соответствия задачам деятельности банка, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по ее совершенствованию. Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется руководством и служащими различных подразделений, включая подразделения, осуществляющие банковские операции и другие сделки и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности, а также службой внутреннего контроля |
При составлении
графика должна учитываться установленная
в кредитной организации
При составлении плана проверок следует выявить и спрогнозировать зоны повышенного внимания. Это, прежде всего, те направления деятельности конкретной кредитной организации, которые характеризуются (или будут характеризоваться) наиболее высоким уровнем риска. Тщательной проверке целесообразно подвергать те структуры и виды деятельности, которые не проверялись службой внутреннего контроля в предыдущем периоде, либо проверки были, но выявили значительные недостатки с точки зрения внутреннего контроля. Следует учитывать также состав филиальной сети и других внутренних структурных подразделений, их географическую удаленность, численность, характер выявленных нарушений и другие особенности [6].
Информация о работе Контроль в системе управления филиалом ЗАО «Банк Русский Стандарт»