Источники формирования внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:29, реферат

Описание работы

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

Работа содержит 1 файл

Источники формирования внебюджетных фондов.docx

— 201.87 Кб (Скачать)

 

 

Формирование современной системы  социального страхования в России включает создание государственных  внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков, а также  образование негосударственных  пенсионных, страховых и других фондов Государственные внебюджетные фонды обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают- Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения России.

Становление государственных внебюджетных фондов социального страхования  в период экономических реформ обусловило сокращение роли государственного бюджета  в финансировании социальных расходов. Однако финансовое положение фондов социального страхования в РФ характеризуется неустойчивостью, что связано с нестабильностью экономики России в переходный период и с проблемой сбора страховых взносов. Это порождает противоречие между растущими социальными потребностями населения (особенно в годы кризиса) и сокращением ресурсных возможностей внебюджетных фондов.

Доходы фондов зависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в народном хозяйстве страны, который равен  произведению средней заработной платы на численность работающего населения. Оба эти показателя в годы реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным. В результате общие расходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.

Один из путей решения финансовых проблем этих фондов связан с ростом ставок страховых социальных платежей, однако пока не предполагается увеличивать  их. Напротив, ставится цель уменьшения «налогового бремени» российских предприятий: на социальные страховые взносы уже приходится 25% их обязательных платежей. Возможно также увеличение уровня страховых взносов работников в данные фонды с 1% заработной платы (взносы в Пенсионный фонд РФ) до 3—5% заработка. Кроме того, можно увеличить уровень самофинансирования отдельных внебюджетных фондов за счет части их резервов, направляемых в инвестиционные проекты и банковские депозиты при отсутствии задолженности перед населением по социальным выплатам из этих фондов.

Рост доходов внебюджетных фондов социального страхования также  зависит от уровня собираемости социальных страховых взносов с предприятий  и организаций. Каждый фонд самостоятельно собирает собственные социальные платежи, что связано со многими проблемами. Поэтому Министерством по налогам и сборам предлагается передать сбор взносов ему. Это, по мнению налоговых органов, позволит сократить управленческие расходы фондов социального страхования и повысить уровень собираемости взносов. Другое предложение предусматривает образование самими фондами единой службы, которая собирала бы страховые взносы и затем распределяла их по отдельным фондам. Необходимость реорганизации системы сбора взносов в фонды социального страхования связана и с регистрацией страхователей: в государственной налоговой службе регистрируется больше налогоплательщиков, чем в фондах социального страхования.

Специалисты предлагают также включить фонды социального страхования  в состав государственного бюджета, т.е. преобразовать их в целевые  бюджетные фонды. Это, возможно, облегчит Правительству РФ решение текущих проблем бюджетного дефицита и государственного долга, однако консолидация данных фондов в госбюджете не сможет улучшить их финансовое положение. Напротив, возрастет вероятность образования дефицита и увеличения задолженности перед получателями пенсий и пособий.

Поэтому фонды социального страхования  РФ должны сохранить внебюджетный статус. Федеральные законодательные органы и Правительство России обязаны осуществлять контроль за доходами и расходами этих фондов.

Тема 9. Внебюджетные специальные фонды. 

 

  1. Социально-экономическая сущность целевых внебюджетных фондов.
  2. Социальные внебюджетные фонды.

 

 

  1. Социально-экономическая сущность целевых внебюджетных фондов.

В ходе развития современной  цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетный  источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются специальные общественные фонды потребления.

Общественные  фонды потребления используются по финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.)

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит  от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального  производства. Материальным источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.

В СССР все средства общественных фондов, используемые для  социальной защиты населения, направлялись в государственный бюджет государственного социального страхования, который, в свою очередь, был составной  частью государственного бюджета СССР.

В соответствии с  Законом РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (1991г.) средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выделены из государственного бюджета, и на их основе были созданы целевые внебюджетные фонды.

Однако это не единственный путь создания целевых  фондов.

В целом существуют два пути создания целевых фондов:

1 – выделение  из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение в специальный внебюджетный фонд;

2 – формирование  целевого фонда с собственными  источниками доходов.

Смыслом создания государственных  и местных целевых фондов в начале 90-х годов было совершенствование финансовой политики, создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. В государственном бюджете не могут быть точно, конкретно связаны, скреплены друг с другом определенные доходы и определенные расходы.

Первоначально большинство  таких фондов создавались как  внебюджетные, причем некоторые из них существуют и сейчас в таком качестве, а другие, сохранив целевое назначение вошли в состав бюджетов.

В итоге сформировалось три вида целевых фондов:

  1. государственные и местные внебюджетные целевые фонды;
  2. целевые бюджетные фонды;
  3. государственные целевые фонды Правительства РФ.

 

 

Особенности и преимущества внебюджетных целевых фондов:

  • наличие дополнительных средств у органов государственной власти для вмешательства в хозяйственную жизнь, маневрирования ресурсами в условиях нестабильной экономики;
  • строгое целевое использование средств фондов, возможность эффективного контроля за расходованием средств ввиду обособленности от бюджета;
  • возможность направления средств фондов для покрытия бюджетного

дефицита при  условии наличия активного сальдо.

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение.

Внебюджетные фонды  могут быть классифицированы по следующим  классификационным признакам:

По целевому назначению (направленности) внебюджетные целевые фонды

можно разделить  на две группы:

  • социальные;
  • экономические.

По уровням  управления внебюджетные фонды делятся на:

  • государственные (централизованные);
  • региональные, местные, территориальные (децентрализованные).

 

 

К внебюджетным целевым фондам социального  назначения, прежде всего, относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения.

В соответствии с  законом «Об основах бюджетных  прав и прав по формированию и использованию  внебюджетных фондов..» (1993), представительные органы власти могут принимать решения  об образовании целевых внебюджетных фондов. Такие фонды могут быть созданы и на федеральном и на региональном уровнях, например, в 1994г. образованы региональные и местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства, внебюджетный фонд развития таможенной системы РФ, впрочем последний в 1995г. был консолидирован в федеральный бюджет, равно как и Федеральный дорожный фонд.

В разное время в  начале 90-х годов было создано  несколько целевых внебюджетных фондов экономического назначения.

К таким целевым внебюджетным экономическим  фондам относятся:

    1. Отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды. Эти фонды были образованы в начале 90-х годов в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов и усиления контроля за их использованием.
    2. Фонд НИОКР был создан для финансирования научно-исследовательских и опытно конструкторских работ, результаты которых используются в народном хозяйстве. Источником формирования средств фонда являются отчисления предприятий и организаций от реализации продукции.
    3. Государственный фонд конверсии. Источниками этого фонда служат в основном бюджетные ассигнования. Средства этого фонда направляются предприятиям военно-промышленного комплекса для переоснащения их на выпуск гражданской продукции.
    4. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создан для оказания государственной помощи малым предприятиям. В этот фонд направляется 1% средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки.
    5. Фонды развития жилищной сферы создаются региональными и местными органами власти в целях мобилизации дополнительных средств на строительство жилищного фонда, поддержание технического состояния коммунальных объектов, оказание помощи малоимущим гражданам в приобретении квартир.

Однако, в настоящее  время значение экономических фондов незначительно, большинство из них вошли в бюджеты соответствующих уровней. Основной целью консолидации в бюджете целевых фондов является требование усиления государственного контроля за целевыми расходами для государственных нужд. Распыление этих целевых расходов по многочисленным министерствам и ведомствам привело к неэффективному использованию государственных средств.

К внебюджетным фондам, консолидированным в бюджет относятся:

  • Федеральный дорожный фонд.
  • Фонд развития таможенной системы.
  • Фонд восстановления и охраны водных объектов.
  • Государственный фонд борьбы с преступностью.
  • Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.
  • Федеральный экологический фонд.

Количество и  состав целевых бюджетных фондов ежегодно незначительно меняется. (Около 60% всех финансовых ресурсов приходится на федеральный дорожный фонд).

В отличии от целевых внебюджетных фондов экономического назначения, более эффективно функционируют федеральные социальные внебюджетные фонды.

Однако все внебюджетные фонды (и экономического и социального назначения) являются государственными, они создаются и формируются в соответствии с федеральными законами. Порядок деятельности, образования и исполнения бюджетов фондов регламентируется законодательством и дирекциями федеральных фондов.

Федеральные внебюджетные фонды являются государственными денежными  ресурсами, управляемыми органами государственной  власти РФ. Социальные внебюджетные фонды (за исключение фонда занятости) – это самостоятельные государственные финансово-кредитные учреждения, имеющие соответствующие органы центрального аппарата (управления) и региональных отделений в субъектах РФ.

Проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  органами управления и представляются органами исполнительной власти вместе с соответствующим бюджетом (федеральным, субъектов РФ).

Источники внебюджетных фондов.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

    1. Обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти.
    2. Добровольные взносы юридических и физических лиц.
    3. Прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами – юридическими лицами.
    4. Другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Налоговый кодекс РФ предусматривает в качестве основного  источника формирования внебюджетных социальных фондов социальный налог. Он предназначен для мобилизации средств на реализацию прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Информация о работе Источники формирования внебюджетных фондов