Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:29, реферат
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.
Формирование современной
Становление государственных внебюджетных фондов социального страхования в период экономических реформ обусловило сокращение роли государственного бюджета в финансировании социальных расходов. Однако финансовое положение фондов социального страхования в РФ характеризуется неустойчивостью, что связано с нестабильностью экономики России в переходный период и с проблемой сбора страховых взносов. Это порождает противоречие между растущими социальными потребностями населения (особенно в годы кризиса) и сокращением ресурсных возможностей внебюджетных фондов.
Доходы фондов зависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в народном хозяйстве страны, который равен произведению средней заработной платы на численность работающего населения. Оба эти показателя в годы реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным. В результате общие расходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.
Один из путей решения финансовых проблем этих фондов связан с ростом ставок страховых социальных платежей, однако пока не предполагается увеличивать их. Напротив, ставится цель уменьшения «налогового бремени» российских предприятий: на социальные страховые взносы уже приходится 25% их обязательных платежей. Возможно также увеличение уровня страховых взносов работников в данные фонды с 1% заработной платы (взносы в Пенсионный фонд РФ) до 3—5% заработка. Кроме того, можно увеличить уровень самофинансирования отдельных внебюджетных фондов за счет части их резервов, направляемых в инвестиционные проекты и банковские депозиты при отсутствии задолженности перед населением по социальным выплатам из этих фондов.
Рост доходов внебюджетных фондов
социального страхования также
зависит от уровня собираемости социальных
страховых взносов с
Специалисты предлагают также включить фонды социального страхования в состав государственного бюджета, т.е. преобразовать их в целевые бюджетные фонды. Это, возможно, облегчит Правительству РФ решение текущих проблем бюджетного дефицита и государственного долга, однако консолидация данных фондов в госбюджете не сможет улучшить их финансовое положение. Напротив, возрастет вероятность образования дефицита и увеличения задолженности перед получателями пенсий и пособий.
Поэтому фонды социального страхования
РФ должны сохранить внебюджетный статус.
Федеральные законодательные
Тема 9. Внебюджетные специальные фонды.
В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетный источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются специальные общественные фонды потребления.
Общественные фонды потребления используются по финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.)
Объем средств, выделяемых
на социальную защиту граждан, зависит
от уровня экономического развития страны,
состояния сферы материального
производства. Материальным источником формир
В СССР все средства общественных фондов, используемые для социальной защиты населения, направлялись в государственный бюджет государственного социального страхования, который, в свою очередь, был составной частью государственного бюджета СССР.
В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (1991г.) средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выделены из государственного бюджета, и на их основе были созданы целевые внебюджетные фонды.
Однако это не единственный путь создания целевых фондов.
В целом существуют два пути создания целевых фондов:
1 – выделение
из бюджета определенных
2 – формирование целевого фонда с собственными источниками доходов.
Смыслом создания государственных и местных целевых фондов в начале 90-х годов было совершенствование финансовой политики, создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. В государственном бюджете не могут быть точно, конкретно связаны, скреплены друг с другом определенные доходы и определенные расходы.
Первоначально большинство таких фондов создавались как внебюджетные, причем некоторые из них существуют и сейчас в таком качестве, а другие, сохранив целевое назначение вошли в состав бюджетов.
В итоге сформировалось три вида целевых фондов:
Особенности и преимущества внебюджетных целевых фондов:
дефицита при
условии наличия активного
Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды могут быть классифицированы по следующим классификационным признакам:
По целевому назначению (направленности) внебюджетные целевые фонды
можно разделить на две группы:
По уровням управления внебюджетные фонды делятся на:
К внебюджетным целевым фондам социального назначения, прежде всего, относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения.
В соответствии с
законом «Об основах бюджетных
прав и прав по формированию и использованию
внебюджетных фондов..» (1993), представительные
органы власти могут принимать решения
об образовании целевых
В разное время в начале 90-х годов было создано несколько целевых внебюджетных фондов экономического назначения.
К таким целевым внебюджетным экономическим фондам относятся:
Однако, в настоящее время значение экономических фондов незначительно, большинство из них вошли в бюджеты соответствующих уровней. Основной целью консолидации в бюджете целевых фондов является требование усиления государственного контроля за целевыми расходами для государственных нужд. Распыление этих целевых расходов по многочисленным министерствам и ведомствам привело к неэффективному использованию государственных средств.
К внебюджетным фондам, консолидированным в бюджет относятся:
Количество и состав целевых бюджетных фондов ежегодно незначительно меняется. (Около 60% всех финансовых ресурсов приходится на федеральный дорожный фонд).
В отличии от целевых внебюджетных фондов экономического назначения, более эффективно функционируют федеральные социальные внебюджетные фонды.
Однако все внебюджетные фонды (и экономического и социального назначения) являются государственными, они создаются и формируются в соответствии с федеральными законами. Порядок деятельности, образования и исполнения бюджетов фондов регламентируется законодательством и дирекциями федеральных фондов.
Федеральные внебюджетные фонды являются государственными денежными ресурсами, управляемыми органами государственной власти РФ. Социальные внебюджетные фонды (за исключение фонда занятости) – это самостоятельные государственные финансово-кредитные учреждения, имеющие соответствующие органы центрального аппарата (управления) и региональных отделений в субъектах РФ.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются органами управления и представляются органами исполнительной власти вместе с соответствующим бюджетом (федеральным, субъектов РФ).
Источники внебюджетных фондов.
Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
Налоговый кодекс РФ предусматривает в качестве основного источника формирования внебюджетных социальных фондов социальный налог. Он предназначен для мобилизации средств на реализацию прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Информация о работе Источники формирования внебюджетных фондов