Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:29, реферат
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.
приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную
автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, то
есть трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили
статус внебюджетных и были официально утверждены законодательными актами
правительства и президента РФ.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) был создан в целях государственного управления
финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-
кредитными учреждением.
Фонд социального страхования (ФСС) был создан в целях обеспечения
государственных гарантий
в системе социального
за правильным и эффективным
расходованием средств
является самостоятельным
финансово-кредитным
социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.
Фонд обязательного
аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной
системы обязательного медицинского страхования. Для реализации
государственной политики в области обязательного медицинского страхования
созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского
страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные
учреждения.[1.c.165-166]
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства -
форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для
финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и
комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в
соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные внебюджетные
фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в
которых регламентируется их деятельность,
указываются источники
определяются порядок и
об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а
также государственные представительные органы субъектов Федерации и
местного самоуправления. Внебюджетные
фонды находятся в
государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое
назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами
приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.
Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального
страхования населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами,
выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного
функционирования, с другой — приняли форму страховых фондов. Фонд социального
страхования изначально был — и по форме, и по сути — страховым фондом под
патронажем профсоюзов.
Область перераспределения бюджетных средств гораздо шире, чем внебюджетных
фондов, рамки перераспределения которых ограничены целевым назначением
фонда. Такая ограниченность в перераспределительной функции этого сегмента
государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед
бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во
внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается
соразмерность централизуемых источников и потребностей, оперативнее решаются
вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется
неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно достигнуть в бюджетах в
условиях экономического кризиса.
Но условий для экономической самостоятельности они лишены. Поэтому
государственные социальные внебюджетные фонды лишь по форме, а не по
содержанию являются фондами взаимного страхования населения. И дело вовсе не
в том, что плательщиками страховых взносов в подавляющей части являются
работодатели, а не работники. Экономическая природа средств, зачисляемых в
указанные внебюджетные фонды, есть не что иное, как часть стоимости
воспроизводства рабочей силы. Порядок же уплаты взносов является формой
проявления этой сущности. Ничто не мешает органам власти государства
установить минимальный
для любого работодателя), включающий как прожиточный минимум, так и долю
платежей во внебюджетные фонды, переложив обязанность вносить страховые
платежи с работодателей на работников. Однако действующий порядок более прост
и привычен для менталитета нашего государства и населения. В других странах
страховые взносы распределены более равномерно между работниками и
работодателями, а в отдельных государствах подавляющую часть взносов
уплачивают работники.
Страховая природа средств внебюджетных социальных фондов является решающей
причиной выделения их из бюджета и принципиальным отличием от целевых
бюджетных фондов.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают
рядом особенностей:
- запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую
направленность;
- денежные средства фондов
расходов, не включенных в бюджет;
- формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и
физических лиц;
- страховые взносы в фонды
и взаимоотношения,
имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и
являются обязательными;
- на отношения, связанные с
исчислением, уплатой и
фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах
налоговой системы РФ";
- денежные ресурсы фонда
входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на
какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
- расходование средств из
или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).[2.c.479.]
1.2 Виды внебюджетных фондов, их
классификация, источники
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из
бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой -
формирование внебюджетного
определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального
страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп
населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее
неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны
общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган
принимает специальное решение
об образовании данного
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход.
Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения
национального дохода. Основные методы
мобилизации национального
процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и
сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального,
региональных и местных
безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов.
Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у
внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для
приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или
процентов.
Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:
• специальные целевые налоги и
сборы, установленные для
• отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;
• средства бюджета;
• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как
юридическим лицом;
• займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих
банков.[3.c.25.]
Пенсионный фонд Российской Федерации.
ПФ РФ является федеральным фондом, на его долю приходится почти ¾
средств внебюджетных социальных фондов.
ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного
обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.
Первоочередной задачей
стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты
пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения
потребительских цен. Для этого он организует:
· целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование
расходов в соответствии с назначением ПФ РФ: выплаты различным категориям
нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, а
также пенсий по инвалидности, различных пособий и компенсационных выплат.
· капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных
взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
· контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным
поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным
расходованием его средств;
· проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет
которых осуществляют перечисления работодатели;
· межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам,
относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в
установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и
соглашений по вопросам пенсий и пособий.
Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в основном за
счет страховых взносов
трудовой деятельностью и иных категорий работающих граждан.
Также, немалую долю вносят и средства федерального бюджета, направленные
через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных
пенсий, средства Фонда социального страхования, а также добровольные взносы
физических и юридических лиц, доходы от капитализации средств ПФР и прочие
поступления.
Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и
перераспределения денежных средств. В настоящее время система Пенсионного
фонда России включает центральный аппарат, 88 региональных отделений с 2393
пунктами уполномоченных.
Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган -
Исполнительная дирекция. Дирекции
подчиняются отделения в
составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-
территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются
уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору
взносов на социальное страхование, финансирование органов социального
обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль
за расходованием средств.
Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и
социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий),
Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают
пенсионеров наличными деньгами).
Т.о., система пенсионного
цепь, состоящую из целого ряда звеньев, — от назначения до выплаты пенсий:
региональное отделение
защиты населения субъекта РФ — районный (городской) орган соцзащиты — почта
(Сбербанк) — пенсионер. Разобщенность и многозвенность в управлении
пенсионным страхованием приводят к серьезным потерям финансовых ресурсов,
нарушениям в части
Пенсионного фонда на мероприятия, которые должны финансироваться из других
источников.
В связи с этим целесообразно соединение функций по сбору аккумуляции
пенсионных средств и их расходованию в одном органе управления, что
признается многими
В настоящее время в семи регионах России (Москве, Санкт-Петербурге и др.) по
договорам с соответствующими субъектами Федерации назначение и выплата
пенсий проводятся Пенсионным фондом, т.е. в этих регионах работает (и
достаточно эффективно) единая пенсионная служба. К примеру, в Московской
области после передачи функций назначения и выплаты пенсий отделению ПФ РФ
сократились сроки назначения пенсий, их перерасчет стал осуществляться за
2—3 дня, доставка пенсий на дом стала проводиться точно по графику.
Развиваются новые технологии выплаты пенсий через банк. При создании
объединенной службы дополнительные затраты на ее содержание примерно в 2 раза
Информация о работе Источники формирования внебюджетных фондов