Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:29, реферат
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.
Целевое назначение фонда:
Источники образования Государственного фонда занятости населения:
Расходоваться средства фонда должны только в соответствии с целевым назначением.
Статья 144. Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
Государственными
Пенсионный фонд Российской Федерации;
Фонд социального страхования Российской
Федерации;
Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования;
Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации.
В соответствии с основными направлениями
социальной политики государства, обозначенными
в рамках п. 1 ст. 143 БК РФ, в комментируемой
статье БК РФ определены следующие
виды целевых государственных
1. В целях реализации конституционного
права человека и гражданина на социальное
обеспечение по возрасту создан Пенсионный
фонд РФ. Правовой статус, порядок создания,
деятельности и ликвидации Пенсионного
фонда РФ определены в Положении о Пенсионном
фонде РФ. Пенсионный фонд РФ является
одним из первых внебюджетных государственных
фондов, созданных на территории Российского
государства. Пенсионный фонд образован
в целях создания оптимальной структуры
государственного управления финансами
пенсионного обеспечения.
Источником формирования доходной части
бюджета Пенсионного фонда РФ являются
бюджетные средства целевого назначения,
часть единого социального налога, добровольные
поступления граждан и юридических лиц
и другие доходные источники. Средства
Пенсионного фонда расходуются в целях
выплаты государственных пенсий, выплаты
государственных пособий по уходу за ребенком,
в целях оказания органами социальной
защиты населения материальной помощи
престарелым и нетрудоспособным гражданам,
а также в целях финансирования иных мероприятий,
связанных с материально-техническим
обеспечением деятельности аппарата управления
Пенсионного фонда.
Денежные средства бюджета Пенсионного
фонда являются самостоятельной частью
федеральной собственности, но не входят
в состав федерального бюджета либо бюджетов
субъектов РФ. Управление денежными средствами
Пенсионного фонда РФ осуществляют органы
государственной власти РФ. Бюджет Пенсионного
фонда и отчет о его исполнении ежегодно
принимается и рассматривается Государственной
Думой РФ. Исполнение бюджета Пенсионного
фонда осуществляют органы Федерального
казначейства. Непосредственное руководство
деятельностью Пенсионного фонда возложено
на Правление Пенсионного фонда и исполнительную
дирекцию.
2. В целях реализации конституционного
права человека и гражданина на социальное
обеспечение по болезни, инвалидности,
в случае потери кормильца, рождения и
воспитания детей и в других случаях, предусмотренных
законодательством РФ о социальном обеспечении,
создан Фонд социального страхования
Российской Федерации. Правовой статус,
порядок создания и ликвидации регламентированы
в Законе об основах обязательного социального
страхования, в Законе об обязательном
социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, а также на уровне постановления
Правительства РФ о фонде социального
страхования.
Фонд социального страхования является
самостоятельным государственным финансово-кредитным
учреждением, созданным при Правительстве
РФ. Денежные средства данного Фонда являются
государственной собственностью, но не
входят в состав федерального бюджета
или бюджета субъекта РФ. Большая часть
денежных средств, составляющих бюджет
Фонда социального страхования, реализуется
в государственных ценных бумагах со сроком
обращения не более 1 года. Управление
денежными средствами Фонда социального
страхования находится в руках органов
государственной власти. Бюджет данного
внебюджетного государственного фонда
подлежит рассмотрению и утверждению
в Государственной Думе РФ, а операции
по исполнению бюджета осуществляются
Федеральным казначейством.
Источниками формирования доходной части
бюджета Фонда социального страхования
являются часть единого социального налога,
страховые взносы организаций и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих прием
на работу граждан, а также доходы от инвестирования
части временно свободных средств, добровольные
поступления граждан и организаций и другие
доходные источники. Средства Фонда социального
страхования подлежат только целевому
расходованию, а именно: в целях выплаты
пособий по временной нетрудоспособности,
беременности и родам, при рождении ребенка,
пособий на погребение, в целях покрытия
расходов на санаторно-курортное лечение
и т.д. Кроме того, в соответствии с Законом
об обязательном социальном страховании
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний при осуществлении
данного вида страхования Фонд социального
страхования участвует в качестве страховщика.
Страхователем же являются сами работодатели.
3. В целях реализации конституционного
права человека и гражданина на охрану
здоровья и получение бесплатной медицинской
помощи создан Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования. Кроме того,
на территории субъектов РФ существуют
территориальные фонды обязательного
медицинского страхования. Правовую основу
существования указанных внебюджетных
государственных фондов составляют Закон
о медицинском страховании граждан, Постановление
Правительства РФ об утверждении устава
Федерального фонда обязательного медицинского
страхования.
Денежные средства
Федерального и
Направлениями расходования денежных
средств федерального и территориальных
фондов обязательного медицинского страхования
граждан в РФ являются финансирование
мероприятий по медицинскому страхованию
граждан, а также оказание бесплатной
медицинской помощи, в том числе закупка
необходимых медицинских препаратов и
оборудования. Управление средствами
данного внебюджетного фонда по общему
правилу осуществляют органы государственной
власти РФ.
4. В старой редакции БК РФ в целях реализации
права человека и гражданина на социальное
обеспечение в случае безработицы было
установлено существование такого государственного
внебюджетного фонда, как Государственный
фонд занятости населения РФ. Однако в
настоящий момент данный фонд ликвидирован.
Курсовая: Внебюджетные фонды Российской Федерации
Внебюджетные фонды - один из методов
перераспределения
государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство
мобилизует в фонды часть
доходов населения для
мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются
для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:
обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и
расширение социальных услуг населению.
Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране,
организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал
финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной
системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли
государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы
финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы
внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в
бюджеты в виде целевых фондов.
Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете
практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации
и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых
заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для
решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер,
отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации
финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей
хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.
На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию
поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга.
Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни
подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны,
возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на
государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и
общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового
кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти
возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени
важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые
денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного
недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных
статей.
Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное
место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо
государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов.
Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними
доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
БК РФ
включает в число
- Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР);
- Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);
- Федеральный фонд
В настоящее время с принятием второй части Налогового кодекса координальным
образом изменены основные функции всех страховых внебюджетных фондов.
Цель данной работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов
России и определить их место в системе развития Российской Федерации.
Исходя из этого, основные задачи, которые я поставил перед собой является
следующее:
Во-первых, проследить причины образования внебюджетных фондов;
Во-вторых, рассмотреть основные задачи, установленные теми нормативными
актами, которыми эти фонды были утверждены;
В-третьих, проанализировать деятельность государственных внебюджетных фондов
России и выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе.
И, наконец, определить возможные пути решения проблем внебюджетных фондов, а
также перспективы их дальнейшего решения.
Глава 1.Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ.
1.1 Социально-экономическая
возникновения.
История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием
специальных видов правительственной деятельности, для которой была
нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера,
которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом
специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого
государственного бюджета. Количество и перечень специальных фондов и счетов
не были постоянными, тогда одни счета открывались, а другие закрывались. В
целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема таких фондов,
вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно
в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской
деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые
неудобства – в одних фондах нехватка средств, в других избыток, и требовала
дополнительных расходов на управление ими. Поскольку такие счета и фонды не
должны были утверждаться парламентом,
то правительство могло
проходившие через них средства совершенно бесконтрольно.
Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для
расширения сферы деятельности правительства в области всегда актуальных
военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития
страны, внешнеэкономической
Правительство имело возможность за счет временно свободных средств,
аккумулированных в
бюджета, а также покрывать
государства привело к созданию значительного количества специальных фондов,
названия которых, как правило, объясняли и цель расходования средств. Такая
множественность фондов усложняла деятельность государства, поэтому с
укреплением централизованного государства начинается период унификации
специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан
государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его
парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению. Однако многие
внебюджетные фонды сохранили своё значение и самостоятельность и существовали
наряду с государственным
строительства, правительственной
предпринимательской
денежной системой и государственным долгом, системой национального
страхования.
В России в отличие от зарубежных государств, исторически сложилась
совершенно иная система осуществления государственных расходов. Составлялось
только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет
формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на
финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций
государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных
фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его
средств погашался государственный долг, покрывались убытки вызванные войной,
стихийными бедствиями и т.д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета
покрывался дефицит
предусматривала
существование одного
Впервые целевые бюджетные фонды стали создаваться в Российской Федерации в
период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона
РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10
октября 1991 года. Главная причина их создания – необходимость выделения
чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными
источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные
фонды[].
При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить»
бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета
финансировались с большими трудностями. Одновременно с социальными были
созданы и другие внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положительный
ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ
Информация о работе Источники формирования внебюджетных фондов