Источники формирования внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:29, реферат

Описание работы

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

Работа содержит 1 файл

Источники формирования внебюджетных фондов.docx

— 201.87 Кб (Скачать)

Дело в том, что функции  данного фонда в системе социального  страхования близки к функциям фондов обязательного медицинского страхования (ОМС) РФ. Все эти фонды связаны  с одними и теми же видами социальных рисков - заболеваемостью и временной  нетрудоспособностью. В системах социального страхования западноевропейских стран данные фонды образуют один фонд обязательного страхования на случай болезни.

Раздельное существование  фондов социального и обязательного  медицинского страхования в России, вызванное историческими условиями, имеет негативные последствия: финансовый дефицит фондов обязательного медицинского страхования и расходов общественного здравоохранения, дублирование органов управления фондами и рост расходов в системе обязательного страхования здоровья, трудности реализации единой политики социального страхования и здравоохранения.

Общие расходы фондов обязательного  медицинского страхования составляют менее 1% валового внутреннего продукта, или 25% государственных расходов на здравоохранение.

Образование системы независимых  территориальных фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации привело к разрыву единой системы здравоохранения в стране. Граждане одного региона могут получить отказ в медицинском обслуживании на территории другого субъекта РФ. Поэтому важными направлениями реформы социального страхования являются, во-первых, объединение фондов обязательного медицинского страхования в единый общероссийский фонд и, во-вторых, объединение Фонда социального страхования РФ с единым фондом обязательного медицинского страхования РФ на основе разработки общего закона об обязательном страховании на случай болезни.

Экономические проблемы российского  здравоохранения связаны с переходом  от его государственно-бюджетной  модели организации и финансирования к бюджетно-страховой модели. Начиная с 1993 г, когда были образованы фонды обязательного медицинского страхования, отмечается стремление сократить расходы на здравоохранение из федерального бюджета. Около 80% бюджетных расходов на здравоохранение финансируется из региональных бюджетов. Децентрализация финансирования медицинского обслуживания не привела к росту финансовых ресурсов в этой сфере. Территориальные фонды ОМС и региональные органы здравоохранения соперничают в установлении контроля над финансовыми ресурсами.

Перспективы реформы здравоохранения  и медицинского страхования связаны с упорядочением их государственного регулирования. Это предполагает создание государственных органов с более широкими возможностями регулирования социального страхования и обеспечения. Такие организационные меры позволят снизить управленческие расходы в системе обязательного страхования здоровья и обеспечить более стабильные социальные гарантии населению.

Система обязательного медицинского страхования объединяет Федеральный фонд, региональные фонды ОМС, свыше 1000 их филиалов и более 500 страховых медицинских организаций различных форм собственности. Было бы дешевле и надежнее в переходный период осуществлять обязательное медицинское страхование через государственную систему страхования здоровья, а добровольное медицинское страхование сосредоточить в системе частных страховых компаний.

Страховые медицинские компании имеют право одновременно участвовать  в обязательном медицинском страховании, которое по закону является некоммерческой деятельностью, и в добровольном медицинском страховании, являющемся разновидностью страхового бизнеса. Таким  образом, экономический и правовой статус страховых медицинских компаний противоречив. Это удорожает систему  обязательного медицинского страхования и делает ее менее надежной. В разных регионах России используются четыре модели организации обязательного медицинского страхования с различной степенью участия в нем страховых компаний. Полезен опыт Республики Татарстан, в которой обязательное медицинское страхование организовано только через систему государственных страховых институтов - больничных касс, а частные страховые компании заняты в добровольном медицинском страховании.

Другое направление стабилизации финансового положения системы обязательного медицинского страхования связано с введением страховых взносов для работников, предусмотренным в Законе о медицинском страховании. Дефицит финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования ведет к неполному финансированию его территориальных программ.

Существенна также проблема ценообразования на медицинские услуги в новой системе обязательного медицинского страхования. Опыт развитых стран показывает, что данная система не обязательно связана с установлением тарифов на медицинские услуги Это, скорее, разработка механизма возмещения расходов на такие услуги, носящего противозатратный характер. Примерами могут служить расчеты перспективного бюджета стационара в системе обязательного медицинского страхования и среднедушевых медицинских расходов в системе первичной медицинской помощи - в расчете на одного пациента (жителя), прикрепленного к семейному врачу.

Использование Государственного фонда занятости

Бюджет Государственного фонда занятости населения в 1997 г. составлял менее 0,4% ВВП. Такое положение при нарастающей безработице является неблагоприятным. Реальная потребность в ресурсах и услугах государственной службы занятости в связи с разрывом между фактическим и регистрируемым уровнем безработицы гораздо выше, чем официальная.

Уровень страховых взносов  в Государственный фонд занятости  увеличился за 1991-1995 гг. с 1 до 2% фонда  оплаты труда, а с 1996 г. составляет 1,5% при значительном росте масштабов  безработицы. Необходимо повысить эту ставку и ввести страховые взносы для работников, а также более активно использовать бюджетные средства для финансирования программ поддержки безработных в ряде отраслей производства (например, шахтеров).

Другая проблема использования  Государственного фонда занятости в РФ связана с корректировкой его региональных и федеральных частей. Это соотношение составляет примерно 80:20. Однако уровень безработицы имеет существенные региональные различия. В связи с этим целесообразно установить дифференцированные соотношения региональных и федеральной частей Государственного фонда занятости в субъектах Федерации для более оперативного решения острых проблем региональной безработицы.

Источники страховых фондов

Социальные страховые  фонды образуются за счет основных источников: страховых взносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства.

Взносы застрахованных представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это прямой целевой налог. Ставка взноса в большинстве развитых стран устанавливается в процентах к валовому заработку и является пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается минимальный и максимальный доход, с которого взимаются взносы. Взносы с работодателей взимаются в процентах не к общему фонду заработной платы занятых, а к заранее установленной максимальной валовой за работной плате, т.е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Субсидии государства  фондам социального страхования  включают взносы за неработающих граждан, военнослужащих и государственных служащих, дотации на возмещение дефицита бюджетов этих фондов и налоговые льготы. В последнее десятилетие возрастает значение нового источника финансирования фондов обязательного социального страхования - доходов от капитализации взносов.

Использование средств социального  страхования

Средства социального  страхования используются в виде денежных выплат, финансирования услуг  и предоставления льгот. Наибольшее социально-экономическое значение принадлежит денежным выплатам, которые занимают первое место и по объему ресурсов. Денежные выплаты представлены пенсиями и пособиями, имеющими целевую направленность как по характеру использования, так и по контингенту получателей.

Пенсия - это гарантированная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с установленным стажем работы в определенных сферах трудовой деятельности. Из пенсионных фондов, создаваемых за счет взносов работодателей и работников, трудящиеся и их семьи получают материальное обеспечение при наступлении страхового случая.

В государственном пенсионном обеспечении различают пенсии страховые (трудовые) и социальные. К первым относятся пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу  лет. В условиях рыночной экономики трудовые пенсиимогут предоставляться за счет средств государственного Пенсионного фонда и за счет пенсионных фондов предприятий и организаций. Условием получения пенсии от предприятия (организации) является установленная продолжительность работы на данном предприятии. Эта пенсия предоставляется либо как надбавка к государственной пенсии, либо как самостоятельная выплата. Она не является гарантированной и предусматривается в коллективном договоре между профсоюзом и администрацией предприятия, организации.

Право на государственную  страховую пенсию приобретается  при наличии определенного трудового (страхового) стажа и при уплате страховых взносов в государственный Пенсионный фонд. Размер пенсий, как правило, соизмеряется с прошлым заработком и устанавливается в процентах к нему на общих основаниях или на льготных условиях.

Социальные пенсии выплачиваются нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на страховую пенсию. Размеры этих пенсий определяются по категориям получателей в процентах к минимальной пенсии по возрасту.

Пособие - это гарантированная денежная выплата при временном перерыве в работе (первая группа пособий), а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в определенных случаях (вторая группа). В первую группу входят пособия по временной нетрудоспособности, по безработице, по уходу за ребенком после его рождения, пособие по беременности и родам. Вторую группу составляют пособия, выплачиваемые при рождении ребенка и на погребение умершего работника или члена его семьи. Особое место среди пособий по социальному страхованию занимает пособие по безработице, которое выплачивается из Государственного фонда занятости населения и негосударственных фондов страхования от безработицы.

Финансирование услуг, предоставляемых  через социальное страхование, должно удовлетворить ряд потребностей нетрудоспособных и безработных граждан. Эта форма использования средств социального страхования включает оплату лечебно-профилактической помощи и лекарств, содержание домов-интернатов, возмещение затрат на организацию лечения и отдыха застрахованных граждан и членов их семей, профориентацию и переподготовку безработных и инвалидов, их трудоустройство и социальную реабилитацию.

Назначение льгот связано  с получением конкретного материального блага или услуги по льготным ценам. В силу этого льготы занимают промежуточное положение между натуральным и денежным распределением. Они дают возможность увеличения располагаемых доходов отдельных групп населения.

Основные направления  реформы

Для действующей системы  государственного социального страхования, особенно в отношении размеров страховых взносов, уровня, условий назначения и выплаты пособий, в большей степени характерны принципы социального обеспечения. В большинстве видов социального страхования отсутствует дифференциация страховых взносов, что не позволяет повысить экономическую заинтересованность работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат. Внебюджетные социальные фонды часто выполняют несвойственные страхованию функции, выплачивая пособия по социальному вспомоществованию, компенсации и оплачивая другие нестраховые расходы.

Размеры страховых фондов по видам страхования определяются без достаточного обоснования. Отсутствует  единая законодательная база системы  государственного социального страхования. Вследствие этого при высоких  страховых тарифах (почти 40% от фонда  оплаты труда) уровень социальных выплат явно недостаточен, а социальные страховые  фонды постоянно испытывают финансовые затруднения.

Целью реформирования государственного социального страхования является создание финансово устойчивой системы, обеспечивающей гражданам государственные гарантии в защите от социальных и профессиональных рисков, а также более эффективное использование страховых средств.

Реформирование системы  социальных выплат будет осуществляться по двум приоритетным направлениям.

Во-первых, это установление экономически обоснованных размеров социальных пособий в соответствии с уровнем заработка, стажем трудовой деятельности и размерами перечисленных страховых взносов. Решить проблему можно на основе персонифицированного учета страховых взносов по отдельным видам страхования, повышения заинтересованности граждан в увеличении страховых отчислений за счет собственных средств и контроля за расходованием средств страховых фондов.

Во-вторых, будут изменены требования к предоставлению социальных пособий. Здесь должен соблюдаться принцип, в соответствии с которым при наступлении страхового случая пособие выплачивается только при утрате заработка.

Предстоит реформировать  систему страховых платежей и взносов в государственном социальном страховании. При этом предусматривается ввести трехканальную схему поступления средств, в соответствии с которой большая часть нагрузки будет приходиться на работодателя, а меньшая - распределяться между работником и государством.

Соотношение между уплачиваемыми  взносами намечается устанавливать в зависимости от вида страхования. Так, страхование, связанное с вредом, причиняемым здоровью работника, должно осуществляться полностью за счет взносов работодателей, а страхование минимальных гарантий неработающим гражданам - за счет бюджетных средств.

Информация о работе Источники формирования внебюджетных фондов