Характеристика современных методов финансового планирования на микроуровне и пути их совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является характеристика современных методов финансового планирования на микроуровне, а также разработка предложений по совершенствованию системы планирования на примере ООО «Таргет», всоответствие с чем были выделены следующие задачи:
изучение теоретических основ финансового планирования
характеристика методов финансового планирования
изучение системы планирования на примере конкретного предприятия (ООО «Таргет»)
выявление недостатков в данной системе планирования
разработка предложений по совершенствованию методики планирования и системы планирования на предприятии в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность финансового планирования……………………….…..6
1.1 Содержание, цели и задачи финансового планирования…………………6
1.2 Виды финансового планирования…………………………………………13
1.3 Система и этапы финансового планирования на предприятии…………20
2. Методологические аспекты финансового планирования………………………..23
2.1 Финансовое моделирование и построение финансовое модели………...23
2.2 Виды финансовых планов и их характеристика………………………….27
2.3 Классификация методов финансового планирования и их сущность…..36
3. Методика финансового планирования в ООО «Таргет»…………………………41
3.1 Общая краткая характеристика деятельности организации……………..41
3.2 Изучение методов финансового планирования в ООО «Таргет»………..44
3.3 Направления совершенствования методики финансового планирования на предприятии……………………………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………………….58

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 328.32 Кб (Скачать)

Главной целью  финансового планирования является повышение эффективности использования долгосрочных и краткосрочных денежных ресурсов, а также обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. [6, с.187]

В связи с этим выделяют следующие подцели финансового планирования:

  • фиксирование источника получения денежных средств
  • оценка платы за этот источник
  • обеспечение использования денежных средств с учетом возможности выплат за использование [5, с.73]

Задачи, решаемые в процессе финансового планирования, сложны, многообразны и обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов. [9, с.94]

К основным задачам финансового планирования на предприятии относятся:

  • обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности
  • определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального использования
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных  средств
  • установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами
  • соблюдение интересов акционеров и других инвесторов
  • контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия [2, с.255]
  • определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования
  • обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов [9, с.94]
  • прогнозирование источников и размеров денежных поступлений и выплат

Планирование является центральным  звеном хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, административное управление и контроль за деятельностью предприятия в зарубежной практике определяется одним понятием «менеджмент». Взаимосвязь планирования и управления можно определить в виде схемы (см. рисунок 2) [3, с.248]


  = +


 


=                                           +

 

Рисунок 2. Взаимосвязь планирования и управления производственной деятельностью предприятия

Качество принимаемых  решений в области финансов целиком зависит от качества финансового планирования. Для того чтобы планирование было качественным и комплексным, следует руководствоваться следующими принципами: [7, с.559]

  1. Принцип соответствия состоит в том, что финансирование текущих активов следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. Так, если предприятие планирует закупку сырья и материалов, не следует прибегать для финансирования этой сделки к эмиссии облигаций. Необходимо воспользоваться краткосрочной банковской ссудой или коммерческим кредитом поставщика. В то же время для проведения модернизации основных средств следует привлекать долгосрочные источники финансирования.
  2. Принцип постоянной потребности в собственных оборотных средствах сводится к тому, что в планируемом балансе предприятия сумма оборотных средств должна превышать сумму краткосрочных задолженностей, т.е. нельзя планировать «слабо ликвидный» баланс. Определенная часть оборотных средств предприятия должна финансироваться из долгосрочных источников (долгосрочных кредитов и собственного капитала). В этом случае предприятие имеет меньший риск испытать дефицит оборотных средств.
  3. Принцип избытка денежных средств предполагает в процессе планирования иметь некоторый запас денежных средств для обеспечения надежной платежной дисциплины в случае, когда какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж. Когда сумма денежных средств предприятия становится чрезмерно большой (выше некоторого порогового значения), предприятие может прибегнуть к покупке высоколиквидных ценных бумаг.
  4. Принцип рентабельности капиталовложений — для капиталовложений необходимо выбрать недорогие способы финансирования (финансовый лизинг, инвестиционный кредит). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. В данном случае обеспечивается положительное действие эффекта финансового рычага.
  5. Принцип сбалансированности рисков — особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств.
  6. Принцип приспособления к потребностям рынка — для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.
  7. Принцип предельной рентабельности — целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность. [7, с.560]
  8. Принцип взаимной увязки и координации

Обеспечение принципов финансового  планирования, которые взаимосвязаны  между собой, уже на стадии организации  финансового планирования предполагает:

  • непрерывность плановых действий, преемственность текущих и долгосрочных заданий и планов, их координацию во времени и в пространстве (планирование отдельных сфер деятельности, объединенных в единый финансовый план — раздел бизнес-плана предприятия);
  • приспособление финансовых планов к конкретной экономической ситуации исходя из действующих условий и намечаемых в данный период задач, установленных приоритетов.[7, с.560]

Это находит отражение  в потребности уточнения плановых показателей, важнейших параметров отдельных планов в случаях существенного  изменения финансового законодательства, общей экономической ситуации в  стране, регионе.

Корректировка планов также  может быть вызвана целесообразностью  учета фактических достижений за прошедший период на предприятии  или изменения внутренних условий  хозяйствования.

 

1.2 Виды финансового планирования

Сложность и многоаспектность функционирования предприятия обусловили существование разнообразных видов  финансового планирования (см. таблицу 1)

                        Таблица 1

Классификация видов  финансового планирования

 

Классификационный признак

Виды финансового планирования

По уровню планирования

стратегическое, тактическое, оперативное

По уровню структурной  иерархии объекта планирования

общефирменное планирование, планирование деятельности бизнес-единиц, подразделений

По особенностям разработки финансовых планов

скользящее планирование, периодическое планирование

Предмет планирования

целевое планирование, планирование действий, планирование ресурсов и т.д.

По горизонту планирования

долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное

По степени детализации  плановых решений

агрегированное и детализированное

По степени централизации  плановых функций

централизованное, децентрализованное и круговое  планирование

По обязательности выполнения плановых заданий

директивное, индикативное планирование и смешанное планирование

По особенностям постановки целей

реактивное, инактивное, преактивное  и     интерактивное

По срокам

перспективное, текущее, оперативно-производственное


 

Каждый вид планирования имеет свои специфические характеристики: цели, содержание, методы, инструменты, особенности организации. [10]

Директивное планирование характеризуется обязательным принятием и выполнением плановых заданий, установленных вышестоящей организацией для подчиненных ей предприятий. Директивное планирование пронизывало все уровни системы социалистического централизованного планирования (предприятия, отрасли, регионы, экономику в целом), сковывало инициативу предприятий. В рыночной экономике директивное планирование используется на уровне предприятий при разработке их текущих планов.

Индикативное  планирование — это форма государственного регулирования производства через регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других показателей. Задания индикативного плана называются индикаторами. Индикаторы — это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления. В составе индикативного плана могут быть и обязательные задания, но их число весьма ограничено. Поэтому в целом план носит направляющий, рекомендательный характер. Применительно к предприятиям (организациям) индикативное планирование чаще применяется при разработке перспективных планов. [3, с.254]

При смешанном  планировании часть планов носят директивный характер, а часть – индикативный. Причем, при оперативном планировании чаще используются директивы, а при стратегическом планировании – индикаторы.

По степени  централизации плановых функций можно выделить централизованную, децентрализованную и круговую формы финансового планирования.

Централизованное  финансовое планирование (сверху вниз) предполагает нахождение  субъекта принятия плановых решений  на более высоком уровне иерархии, чем объект планирования. Например, при централизованном планировании финансовый бюджет  бизнес-единицы разрабатывается централизованной финансово-экономической службой предприятия. Децентрализованное планирование (снизу вверх) предполагает делегирование полномочий по разработке планов на уровень объекта планирования. При децентрализованной форме финансовый бюджет будет разрабатываться бизнес-единицой самостоятельно. При круговой форме цели и задачи объекту устанавливаются вышестоящими органами, а способы их достижения объект определяет самостоятельно. При этом координация планов осуществляется на верхнем уровне управления. Например, контрольные финансовые показатели разрабатываются для бизнес-единицы центральной службой, а способы их достижения определяются бизнес-единицой самостоятельно и утверждаются вышестоящим уровнем. [10]

На передовых зарубежных предприятиях активно используется скользящее планирование, которое относится к классификации планирования в зависимости от особенностей разработки финансовых планов.

На первые полгода планы  составляются помесячно. На первый месяц  осуществляется разбивка по декадам. На остальной период (из 15 месяцев) осуществляется поквартальное планирование. В конце  каждого месяца период планирования увеличивается на месяц. Соответствующая  разбивка происходит и с остальными периодами. Таким образом, в течение  пятнадцати месяцев на предприятии  будет разработано пятнадцать финансовых планов с горизонтом планирования пятнадцать месяцев.

При периодическом  планировании на предприятии составлялся бы за данный период только один финансовый план с горизонтом планирования пятнадцать месяцев. [10]

Существуют и другие классификации  форм и видов планирования. Так, по классификации Р.Л. Акоффа, широко используемой в зарубежной науке и практике, планирование бывает:

  • реактивным — базируется на анализе и экстраполяции прошлого опыта снизу вверх;
  • инактивным — ориентируется на существующее положение предприятия для выживания и стабилизации бизнеса;
  • преактивным (упреждающим) — основано на прогнозах с учетом будущих изменений и осуществляется на предприятиях сверху вниз путем оптимизации решений;
  • интерактивным — заключается в проектировании будущего с учетом взаимодействия прошлого, настоящего и будущего, направленном на повышение эффективности развития предприятия и качества жизни людей.[3, с.255]

Рассмотрим виды планирования на предприятии в зависимости  от сроков планирования (см. рисунок 3).

Рисунок 3. Виды планировании на предприятии

Перспективное планирование основывается на прогнозировании. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т.д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10—15 лет) и среднесрочное (3-5 лет) планирование. [3, с.250]

Долгосрочный  план имеет проблемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограничено. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т.п. В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера и ряд предприятий разрабатывают долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные на 2—3 года.

Информация о работе Характеристика современных методов финансового планирования на микроуровне и пути их совершенствования