Характеристика современных методов финансового планирования на микроуровне и пути их совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является характеристика современных методов финансового планирования на микроуровне, а также разработка предложений по совершенствованию системы планирования на примере ООО «Таргет», всоответствие с чем были выделены следующие задачи:
изучение теоретических основ финансового планирования
характеристика методов финансового планирования
изучение системы планирования на примере конкретного предприятия (ООО «Таргет»)
выявление недостатков в данной системе планирования
разработка предложений по совершенствованию методики планирования и системы планирования на предприятии в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность финансового планирования……………………….…..6
1.1 Содержание, цели и задачи финансового планирования…………………6
1.2 Виды финансового планирования…………………………………………13
1.3 Система и этапы финансового планирования на предприятии…………20
2. Методологические аспекты финансового планирования………………………..23
2.1 Финансовое моделирование и построение финансовое модели………...23
2.2 Виды финансовых планов и их характеристика………………………….27
2.3 Классификация методов финансового планирования и их сущность…..36
3. Методика финансового планирования в ООО «Таргет»…………………………41
3.1 Общая краткая характеристика деятельности организации……………..41
3.2 Изучение методов финансового планирования в ООО «Таргет»………..44
3.3 Направления совершенствования методики финансового планирования на предприятии……………………………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………………….58

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 328.32 Кб (Скачать)

Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе среднесрочного плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные. Основание разделы и показатели годового плана представлены в приложении А. [3, с.251]

Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех—участок—бригада—рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей — рабочих. Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование. [3, с.252]

По  уровням структурной иерархии предприятия можно выделить:

  • общефирменное финансовое планирование, в рамках которого разрабатываются сводные и консолидированные финансовые планы, обеспечивающие достижение целей предприятия - самостоятельного субъекта хозяйствования
  • финансовое планирование деятельности бизнес-единицы, в рамках которого разрабатываются финансовые планы по конкретному направлению бизнеса, организационно выделенному в дочернее предприятие
  • финансовое планирование деятельности подразделений – структурных единиц предприятия, не обладающих хозяйственной самостоятельностью  и входящих в состав бизнес-единицы или материнского предприятия

По  уровням субъекта планирования выделяют [10]

  • финансовое планирование на высшем уровне, при котором плановые решения разрабатываются высшими исполнительными органами управления и централизованными отделами планирования и, при необходимости, утверждаются собственниками предприятия
  • финансовое планирование на среднем уровне, при котором планы разрабатываются на уровне бизнес-единиц
  • финансовое планирование на нижнем уровне - планы разрабатываются на уровне  подразделений предприятия

Уровни финансового  планирования

  • 1 уровень – стратегическое финансовое планирование
  • 2 уровень - тактическое финансовое планирование
  • 3 уровень - оперативное финансовое планирование [10]

Стратегические  планы – планы генерального развития бизнеса. В финансовом аспекте эти планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Стратегические планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для функционирования предприятия.

Стратегическое финансовое планирование осуществляется в условиях высокой неопределенности, недостаточности  информации, дефицита знаний. Процессы стратегического планирования  и сам стратегический план с трудом подвергаются структуризации. Обширный опыт функционирования предприятий доказал неэффективность разработки жестких формализованных процедур разработки стратегических планов. В то же время, разработка стратегии снижает неопределенность при осуществлении тактического финансового планирования, а соответственно разработка тактических планов снижает неопределенность оперативного планирования, позволяя сделать его формализованным и поддающимся автоматизации.[10]

Все три уровня планирования тесно связаны между собой. Стратегическое планирование обеспечивает реализацию стратегического плана, а оперативное  планирование – тактического плана.

 

1.3 Система и этапы финансового планирования на предприятии

С точки зрения системного подхода на предприятии должна быть сформирована система финансового  планирования. Для этого необходимо определить цель данной системы и результат ее функционирования, участников процесса планирования, характер распределения функций финансового планирования между различными подразделениями предприятия, состав необходимой информации, методы, инструменты и технические средства финансового планирования.

Система финансового планирования на предприятии должна регламентироваться внутрифирменным документом «Положение о финансовом планировании», в котором  должны найти отражение цели, задачи, процедуры, формы, методы и регламент  планирования.

Поскольку финансовые планы достаточно сложны как по структуре, так и по содержанию, для их разработки требуются усилия различных подразделений предприятия (финансового отдела, планово-экономического отдела, отдела маркетинга, бухгалтерии и т.д.), в то время как стратегические финансовые решения должны приниматься  на уровне собственника предприятия.[10]

Ответственность за разработку финансовых планов возлагается на финансово-экономические  службы предприятия. Создание единой оперативной  финансовой информационной базы - ключевая проблема организации финансовой работы фирмы. Данная проблема  не может быть решена без соответствующего технического обеспечения: сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ. Поскольку ряд исходных предпосылок разработки финансовых планов носят вероятностный характер и разброс их параметров в условиях современной экономической нестабильности страны довольно высок, финансовые планы предприятия желательно разрабатывать в нескольких вариантах – «оптимистическом», «пессимистическом», «реалистическом». Для повышения оперативности финансовых расчетов в настоящее время разработано множество прикладных программных продуктов как общего, так и специального назначения (COMFAR, пакеты "Альт-Инвест", "Альт-Прогноз", "Project expert", EDIP, «Бизнес-Микро», «Галактика», «1-С Предприятие», «Система R/3» и т.д.) [10]

Финансовое  планирование охватывает ряд этапов:

  1. анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах
  2. расчет плановых показателей
  3. составление финансового плана как документа

На первом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа, который позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.[9, с.103]

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

  • горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими
  • вертикальный анализ, в результате которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты
  • трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или

отчетных показателей  за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее)

  • факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели [9 с.104]

На данном этапе финансового планирования экономический анализ позволяет выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих и текущем годах, а также резервы роста финансовых ресурсов и обосновать основные параметры финансового плана. Помимо этого на данном этапе выявляются недостатки в работе органов управления финансами и подготавливаются предложения по их устранению.

На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов.

Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих финансовых задач, предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, а также корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.

Реальность показателей  финансовых планов во многом зависит от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики каждого. Использование в процессе финансового планирования одновременно нескольких методов объясняется многогранностью этого процесса, сложностью решаемых задач, зависимостью его от характера и способов разработки прогнозов социально-экономического развития, бизнес-планов

На третьем  этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который подлежит  утверждению должностным лицом. [9 с.106]

 

 

 

2. Методологические аспекты  финансового планирования

2.1 Финансовое моделирование  и построение финансовое модели

Модель является упрощенным отображением действительности. Таким образов финансовая модель – это упрощенное математическое отображение реальной финансовой стороны деятельности предприятия. Это определение означает, что финансовая модель представляет собой попытку руководства показать комплексный характер определенной финансовой ситуации или ряда финансовых отношений в форме упрощенных (по сравнению с действительностью) математических уравнений.

Целью создания и использования  финансовой модели является помощь, которую  такие модели могут оказать руководству  предприятия в процессе принятия решения.

Наиболее часто применяются  следующие виды финансовых моделей:

    • сметы
    • анализ величины издержек, объема производства и прибыли (C– V–P)
    • линейное программирование. [4, с.85]

Ежегодные финансовые сметы, составляемые большинством компаний, являются примером финансовой модели. Процесс составления сметы представляет собой попытку показа будущих планов руководства в отношении результатов деятельности предприятия, а для этого руководству необходимо, прежде всего, установить и оценить различные финансовые соотношения, существующие в рамках их организации (например, производство одного изделия на склад является результатом возникновения затрат на сырье в размере 10 долларов).

Затем эти отношения выражаются в математической форме и наряду со всей остальной необходимой информацией создают сметную модель предприятия. Общая или полная финансовая смета компании является, по существу, математическим отображением финансовых расчетов этого предприятия в целом.

Анализ C–V–P основывается на следующей формуле (1) калькуляции по предельным затратам:

  прибыль = выручка – суммарные переменные затраты – суммарные постоянные затраты (1)

Приведенная выше формула  калькуляции по предельным затратам является упрощенным математическим отображением отношений между суммарными затратами, доходами и, следовательно, прибылью предприятия и уровнем его деловой активности, а отсюда, по определению, финансовой моделью этой связи. [4, с.85]

Линейное  программирование – это математический метод, разработанный для оказания помощи руководству в распределении ограниченных ресурсов компании, которая производит для продажи более одной единицы затрат и функционирует в условиях двух или более лимитирующих факторов.

Перед тем как применить  метод линейного программирования, руководство должно оценить степень  взаимосвязи лимитирующих факторов в решении о распределении с различными единицами затрат предприятия.

Затем эта информация представляется в виде упрощенных математических формул, используемых в методе линейного программирования для оказания помощи в процессе принятия решения.

Модели не представляют в  полном объеме сложные отношения  и взаимосвязи, существующие внутри и между фактическими затратами и доходами предприятия, так как затраты на построение такой модели намного превысят выгоды, полученные от использования этой «совершенной» модели. Условия функционирования предприятий в настоящее время постоянно изменяются, и когда бы ни было закончено создание идеальной модели, она окажется устаревшей.

Следовательно, для предприятия  намного более реальным окажется создание и использование упрощенной финансовой модели, которая поможет в процессе принятия решения, чем значительные расходы по построению «идеальной» модели, которая так и не даст определенного ответа при принятии решений. Финансовые модели учитывают только количественные факторы решения. Качественные факторы решения не включаются в финансовую модель и, следовательно, учет этих факторов при принятии окончательного решения является функцией самих руководителей. Тем не менее, качественные факторы также важны, как и количественные, и руководство должно рассматривать их в равной степени, если оно хочет принимать правильные и взвешенные решения.

Построение финансовой модели состоит из следующих этапов [4, с.86]:

  • необходимо выявить финансовый аспект компании, пригодный для количественного анализа, который выиграет от такого анализа. Примером такого аспекта будет решение об установлении цены в отношении нового вида продукции, для которого руководство могло бы использовать финансовую модель, чтобы проанализировать влияние различных продажных цен, уровней спроса, структур затрат и т. д. на общую эффективность продукции
  • после определения финансового аспекта, который должен быть представлен моделью, в задачу руководства входит оценка или установление сущности и степени всех отношений и взаимосвязей между различными компонентами, составляющими финансовую сторону. Эти отношения главным образом, оцениваются или устанавливаются, на основе суждения и опыта руководства в соответствующей области, а также при помощи анализа прошлых результатов в этой области и любых других статистических данных, имеющихся в наличии
  • после окончательного согласования этих отношений, они должны быть выражены в виде математических формул и либо введены до проведения анализа в пакет программ по компьютерному моделированию, или использованы непосредственно при выполнении анализа без применения автоматизированных средств [4, с.87]

Информация о работе Характеристика современных методов финансового планирования на микроуровне и пути их совершенствования