Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 22:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является характеристика современных методов финансового планирования на микроуровне, а также разработка предложений по совершенствованию системы планирования на примере ООО «Таргет», всоответствие с чем были выделены следующие задачи:
изучение теоретических основ финансового планирования
характеристика методов финансового планирования
изучение системы планирования на примере конкретного предприятия (ООО «Таргет»)
выявление недостатков в данной системе планирования
разработка предложений по совершенствованию методики планирования и системы планирования на предприятии в целом.
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность финансового планирования……………………….…..6
1.1 Содержание, цели и задачи финансового планирования…………………6
1.2 Виды финансового планирования…………………………………………13
1.3 Система и этапы финансового планирования на предприятии…………20
2. Методологические аспекты финансового планирования………………………..23
2.1 Финансовое моделирование и построение финансовое модели………...23
2.2 Виды финансовых планов и их характеристика………………………….27
2.3 Классификация методов финансового планирования и их сущность…..36
3. Методика финансового планирования в ООО «Таргет»…………………………41
3.1 Общая краткая характеристика деятельности организации……………..41
3.2 Изучение методов финансового планирования в ООО «Таргет»………..44
3.3 Направления совершенствования методики финансового планирования на предприятии……………………………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………………….58
причем метод балансовых расчетов используется для определения будущей потребности в финансовых средствах, основываясь на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Большое влияние должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.
В свою очередь метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.
Метод многовариантности, приведенный в классификации, состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них оптимальных, чем схож с методом оптимизации плановых решений. [2, с.257]
Так же встречается и классификация методов, которая наряду с балансовым, нормативным и методом моделирования включает в себя метод планирования по производственно-экономическим факторам, который подразумевает учет влияния внутренних и внешних факторов, изменяющих производственные и финансовые показатели. Расчет ведется от базовых показателей: выручки от реализации, себестоимости продукции и т.д. В планируемом году эти показатели могут меняться в зависимости от заложенных в планирование решений: рост или снижение объема реализации, снижение или увеличение затрат на производство и реализацию продукции, освоение новых видов продукции или услуг, изменение цен и рентабельности производства, влияние инфляции. Учет этих изменений дает достаточно точный прогнозный характер планирования. [6, с.188]
Помимо этого применительно к методам расчета показателей финансовых планов используют следующую классификацию:
Рассмотрим несколько примеров расчета плановых показателей при помощи расчетно-аналитического метода и метода оптимизации плановых решений.
Пример 1. При объеме продаж продукции в базовый период 200 000 тыс.руб. запасы сырья и материалов составили 24 000 тыс.руб., или 12%, затраты на выпуск и продажу продукции – 168 000 тыс. руб., или 84%, прибыль – 32 000 тыс. руб., или 15%. Планируется увеличение показателей на 10%. Примерный расчет представлен в таблице 2. [7, с.565]
Таблица 2
Расчет плановых показателей с использованием расчетно-аналитического метода
Показатели |
Базовые данные |
Плановые задания | |||
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Прирост, % |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выручка от продаж |
200 000 |
100 |
10 |
220 000 |
|
Затраты на производство и сбыт |
168 000 |
84 |
184 800 |
84 | |
Сумма прибыли |
32 000 |
16 |
35 200 |
16 | |
Материальные запасы |
24 000 |
12 |
26 400 |
12 |
Пример 2. Осуществляется расчет поступлений от финансовой деятельности. В базовом году они составили 5000 тыс. руб.
Намечаемые мероприятия предполагают их рост на 15%. Изучение конкретных условий для реализации плана оказывает, что в предыдущие 5 лет темп роста этих доходов колебался от 8 до 13 %, а средняя его величина составила 11,5%.
Кроме того, при увеличении объема операций не учтена тенденция снижения процентных ставок на финансовые вложения на 0,5% в год. Поэтому при уточнении финансового плана можно составить несколько его вариантов и выбрать наиболее реальный.
5 000*(1 + 0,15)*(1 – 0,005) = 5721,3 тыс. руб.
5000*(1 + 0,1325)*(1 – 0,005) = 5634,2 тыс.руб. [7, с.567]
Первый вариант
К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, смета доходов и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческим и некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами. [9, с.108]
Кроме того, в учредительных (уставных) документах определяется должностное лицо или орган, уполномоченные утверждать финансовый план организации. Порядок и сроки составления финансового плана, а также методика расчета его показателей устанавливаются:
Разработка финансовых планов коммерческих организаций осуществляется на основе бизнес-плана, в котором отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Финансовый план коммерческой организации может составляться в форме баланса доходов и расходов или сводного бюджета.
Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования на планируемый период. Он составляется на календарный год с поквартальной разбивкой показателей. [9, с.109]
При этом в балансе доходов и расходов обычно выделяют следующие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Финансовый план должен быть сбалансирован: объем доходов и поступлений средств, в том числе из бюджета, должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. С целью проверки правильности расчета показателей баланса доходов и расходов, к нему составляется проверочная таблица, по строкам которой детализируются виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по графам - направления их использования. Это позволяет не только проверить сбалансированность плана, но и проследить взаимосвязь отдельных видов доходов и расходов.
Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, в настоящее время в коммерческих организациях используется система управления финансами, основанная на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов. Система бюджетов, включающая бюджеты структурных подразделений, налоговый бюджет и сводный бюджет организации, позволяет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии. Сводный бюджет коммерческой организации формируется на основе принципа декомпозиции: каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет. [9, с.109]
Состав статей сводного бюджета коммерческой организации
Доходы |
Расходы |
|
|
Бюджеты структурных подразделений формируются на основе следующих функциональных бюджетов:
Такая система бюджетов полностью охватывает все денежные потоки коммерческой организации. С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи в государственные внебюджетные фонды и часть налоговых платежей. Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть производственных затрат коммерческой организации. Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия. Бюджет прочих расходов позволяет экономить на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов дает возможность осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей. Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также в государственные внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется только в целом по организации. [9, с.110]
Целью составления финансовых планов некоммерческими организациями является определение объема финансовых ресурсов, который необходим для выполнения уставных целей и задач, т.е. предоставления услуг социально-культурного, научно-технического и иного некоммерческого характера.
Бюджетные учреждения, создаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ обязаны составлять смету доходов и расходов. В смете доходов и расходов бюджетного учреждения указываются: ассигнования из бюджета, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, расходы, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Расходы указываются общей суммой, с выделением расходов, финансируемых из бюджета, и расходов, покрываемых за счет внебюджетных источников. [9, с.111]
Бюджетные учреждения сначала составляют проекты смет на основе
показателей, доводимых до них соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, таких, как задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, предельные объемы финансирования и индексы-дефляторы по отдельным статьям сметы. Кроме того используются: