Характеристика современных методов финансового планирования на микроуровне и пути их совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является характеристика современных методов финансового планирования на микроуровне, а также разработка предложений по совершенствованию системы планирования на примере ООО «Таргет», всоответствие с чем были выделены следующие задачи:
изучение теоретических основ финансового планирования
характеристика методов финансового планирования
изучение системы планирования на примере конкретного предприятия (ООО «Таргет»)
выявление недостатков в данной системе планирования
разработка предложений по совершенствованию методики планирования и системы планирования на предприятии в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность финансового планирования……………………….…..6
1.1 Содержание, цели и задачи финансового планирования…………………6
1.2 Виды финансового планирования…………………………………………13
1.3 Система и этапы финансового планирования на предприятии…………20
2. Методологические аспекты финансового планирования………………………..23
2.1 Финансовое моделирование и построение финансовое модели………...23
2.2 Виды финансовых планов и их характеристика………………………….27
2.3 Классификация методов финансового планирования и их сущность…..36
3. Методика финансового планирования в ООО «Таргет»…………………………41
3.1 Общая краткая характеристика деятельности организации……………..41
3.2 Изучение методов финансового планирования в ООО «Таргет»………..44
3.3 Направления совершенствования методики финансового планирования на предприятии……………………………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………………….58

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 328.32 Кб (Скачать)
      • метод денежных потоков
      • метод многовариантности
      • метод экономического анализа
      • нормативный метод
      • метод балансовых расчетов
      • методы экономико-математического регулирования [2, с.257],

причем метод балансовых расчетов используется для определения будущей потребности в финансовых средствах, основываясь на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Большое влияние должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.

В свою очередь метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.

Метод многовариантности, приведенный в классификации, состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них оптимальных, чем схож с методом оптимизации плановых решений. [2, с.257]

Так же встречается и классификация  методов, которая наряду с балансовым, нормативным и методом моделирования включает в себя метод планирования по производственно-экономическим факторам, который подразумевает учет влияния внутренних и внешних факторов, изменяющих производственные и финансовые показатели. Расчет ведется от базовых показателей: выручки от реализации, себестоимости продукции и т.д. В планируемом году эти показатели могут меняться в зависимости от заложенных в планирование решений: рост или снижение объема реализации, снижение или увеличение затрат на производство и реализацию продукции, освоение новых видов продукции или услуг, изменение цен и рентабельности производства, влияние инфляции. Учет этих изменений дает достаточно точный прогнозный характер планирования. [6, с.188]

Помимо этого применительно к методам расчета показателей финансовых планов используют следующую классификацию:

  • метод экстраполяции, который заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков:
    1. не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов
    2. не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня
    3. не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом
  • нормативный метод
  • индексный метод, который предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов, уровня жизни, роста цен и др.
  • программно-целевой метод [9, с.106]

Рассмотрим несколько  примеров расчета плановых показателей  при помощи расчетно-аналитического метода и метода оптимизации плановых решений.

Пример 1. При объеме продаж продукции в базовый период 200 000 тыс.руб. запасы сырья и материалов составили 24 000 тыс.руб., или 12%, затраты на выпуск и продажу продукции – 168 000 тыс. руб., или 84%, прибыль – 32 000 тыс. руб., или 15%. Планируется увеличение показателей на 10%. Примерный расчет представлен в таблице 2. [7, с.565]

Таблица 2

Расчет плановых показателей  с использованием расчетно-аналитического метода

 

Показатели

 

Базовые данные

 

Плановые задания

 

Сумма,

тыс. руб.

Удельный

вес, %

Прирост,

%

Сумма,

тыс. руб.

Удельный

вес, %

1

2

3

4

5

6

Выручка от продаж

 

200 000

 

100

 

10

 

220 000

 

Затраты на производство и  сбыт

 

168 000

 

84

 

 

184 800

 

84

Сумма прибыли

 

32 000

 

16

 

 

35 200

 

16

Материальные

запасы

 

24 000

 

12

 

 

26 400

 

12


Пример 2. Осуществляется расчет поступлений от финансовой деятельности. В базовом году они составили 5000 тыс. руб.

Намечаемые мероприятия  предполагают их рост на 15%. Изучение конкретных условий для реализации плана  оказывает, что в предыдущие 5 лет  темп роста этих доходов колебался  от 8 до 13 %, а средняя его величина составила 11,5%.

Кроме того, при увеличении объема операций не учтена тенденция снижения процентных ставок на финансовые вложения на 0,5% в год. Поэтому при уточнении финансового плана можно составить несколько его вариантов и выбрать наиболее реальный.

  • Сумма поступлений с учетом запланированного роста 15% составит: 5000*(1 + 0,15) = 5750 тыс.руб
    • Увеличение объема операций рассчитывается исходя из среднегодовых сложившихся тенденций: (0,15 + 0,115) / 2 = 0,1325 или 13,25%. Сумма запланированных поступлений от проведения финансовых операций составит: 5000*(1 + 0,1325) = 5662,5 тыс.руб.
    • Сумма поступлений рассчитывается на основе запланированного процента роста (15%) с учетом фактора снижения процентных ставок на 0,5% в год. Плановая сумма поступлений от финансовых операций составит:

    5 000*(1 + 0,15)*(1 – 0,005) = 5721,3 тыс. руб.

    • Сумма поступлений рассчитывается исходя из среднегодовых сложившихся тенденций с учетом фактора снижения процентных ставок на 0,5% в год. Плановая сумма поступлений от финансовых операций составит:

5000*(1 + 0,1325)*(1 – 0,005) = 5634,2 тыс.руб. [7, с.567]

Первый вариант оптимистический, без учета сложившихся тенденций. В последующих вариантах сумма  поступлений уточняется с учетом среднегодовых тенденций или  других важных факторов. В практике многовариантность обосновывается принятием конкретного сценария развития, намечаемой концепции и  разных способов корректировки. 

 

    1. Виды финансовых планов и их характеристика

К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, смета доходов и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческим и некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами.  [9, с.108]

Кроме того, в учредительных (уставных) документах определяется должностное лицо или орган, уполномоченные утверждать финансовый план организации. Порядок и сроки составления финансового плана,  а также методика расчета его показателей устанавливаются:

  • для бюджетных учреждений Бюджетным кодексом РФ и нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти
  • для коммерческих организаций и некоммерческих организаций других (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм приказами, распоряжениями по организации.

Разработка финансовых планов коммерческих организаций осуществляется на основе бизнес-плана, в котором отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Финансовый план коммерческой организации может составляться в форме баланса доходов и расходов или сводного бюджета.

Баланс  доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования на планируемый период. Он составляется на календарный год с поквартальной разбивкой показателей. [9, с.109]

При этом в балансе доходов  и расходов обычно выделяют следующие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Финансовый план должен быть сбалансирован: объем доходов и поступлений средств, в том числе из бюджета, должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. С целью проверки правильности расчета показателей баланса доходов и расходов, к нему составляется проверочная таблица, по строкам которой детализируются виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по графам - направления их использования. Это позволяет не только проверить сбалансированность плана, но и проследить взаимосвязь отдельных видов доходов и расходов.

Для организации системы  анализа и планирования денежных потоков на предприятии, в настоящее время в коммерческих организациях используется система управления финансами, основанная на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов. Система бюджетов, включающая бюджеты структурных подразделений, налоговый бюджет и сводный бюджет организации, позволяет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии. Сводный бюджет коммерческой организации формируется на основе принципа декомпозиции: каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет. [9, с.109]

                                                                                                                  Таблица 3

Состав статей сводного бюджета  коммерческой организации

Доходы

Расходы

  1. Выручка от реализации продукции и от прочей реализации
  2. Доходы от внереализационных операций
  3. Остатки средств на банковских счетах на начало планового периода
  4. Кредиты и займы
  1. Налоги в бюджет
  2. Заработная плата
  3. Платежи в государственные внебюджетные фонды
  4. Закупки сырья и материалов
  5. Оплата электроэнергии
  6. Выплаты по кредитам и займам (с учетом процентов)
  7. Прочие расходы
  8. Дефицит бюджета (в случае превышения расходов над доходами)

Бюджеты структурных подразделений  формируются на основе следующих функциональных бюджетов:

  • бюджета фонда оплаты труда
  • бюджета материальных затрат
  • бюджета потребления энергии
  • бюджета амортизации
  • бюджета прочих расходов
  • бюджета погашения кредитов. [9, с.110]

Такая система бюджетов полностью охватывает все денежные потоки коммерческой организации. С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи в государственные внебюджетные фонды и часть налоговых платежей. Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть производственных затрат коммерческой организации. Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия.  Бюджет прочих расходов позволяет экономить на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов дает возможность осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей. Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также в государственные внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется только в целом по организации. [9, с.110]

Целью составления финансовых планов некоммерческими организациями  является определение объема финансовых ресурсов, который необходим для  выполнения уставных целей и задач, т.е. предоставления услуг социально-культурного, научно-технического и иного некоммерческого характера.

Бюджетные учреждения, создаваемые  органами государственной власти и органами местного самоуправления, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ обязаны составлять смету доходов и расходов. В смете доходов и расходов бюджетного учреждения указываются: ассигнования из бюджета, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, расходы, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Расходы указываются общей суммой, с выделением расходов, финансируемых из бюджета, и расходов, покрываемых за счет внебюджетных источников. [9, с.111]

Бюджетные учреждения сначала  составляют проекты смет на основе

показателей, доводимых до них соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, таких, как задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, предельные объемы финансирования и индексы-дефляторы по отдельным статьям сметы. Кроме того используются:

Информация о работе Характеристика современных методов финансового планирования на микроуровне и пути их совершенствования