Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:17, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение методологических и теоретических основ бухгалтерского учета, налогообложения, анализа и аудита выпуска и реализации готовой продукции, исследование организации учета готовых изделий на конкретном действующем предприятии, выявление негативных сторон и определение путей повышения эффективности учета, хранения и движения готовой продукции.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическая сущность готовой продукции…………………………….5
1.1. Понятие готовой продукции……………………………………………………..5
1.2. Оценка и номенклатура готовой продукции…………………………………..12
1.3. Учет выпуска готовой продукции в зависимости от применяемого способа ее оценки………………………………………………………………………………...20
Глава 2. Учет готовой продукции на примере ЗАО «Липковский кирпичный завод»…………………………………………………………………………………25
2.1. Характеристика ЗАО «Липковский кирпичный завод»………………………25
2.2. Документальное оформление и учет выпуска готовой продукции………….29
2.3. Учет и распределение расходов на продажу…………………………………..34
2.4. Документальное оформление и учет реализации продукции………………..41
2.5. Инвентаризация готовой продукции на предприятии………………………..46
Глава 3. Анализ, аудит и налогообложение готовой продукции…………………51
3.1. Анализ готовой продукции……………………………………………………..51
3.2. Налогообложение и налоговый учет реализации продукции………………..58
3.3. Аудиторская проверка реализации продукции и формирования финансовых результатов…………………………………………………………………………...65
Заключение…………………………………………………………………………...77
Список литературы…………………………………………………………………..80
Пример. В марте 2010 года ЗАО «Липковский кирпичный завод» продало ООО «Альфа»» партию строительных товаров. Стоимость их, согласно договору, составила 60 000 руб. (в том числе НДС - 10 000 руб.).
По договоренности сторон ООО «Альфа» получила отсрочку платежа, а в обеспечение своей задолженности выписала простой вексель номиналом 60 000 руб. со сроком оплаты в мае 2010 года.
В мае ЗАО «Липковский кирпичный завод» предъявило ООО «Альфа» вексель к оплате. ООО «Альфа» выполнила свое обязательство, перечислив 60 000 руб. на расчетный счет ЗАО «Липковский кирпичный завод».
ЗАО «Липковский кирпичный завод» платит НДС помесячно.
Таким образом, НДС с выручки от продажи товаров был уплачен в бюджет в ноябре 2009 года (согласно октябрьской декларации), несмотря на то, что деньги по векселю были получены лишь в декабре.
Бухгалтер ЗАО «Липковский кирпичный завод» в учете сделал проводки: в апреле 2010 года - Дебет 62, субсчет «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит 90-1 «Выручка» - 60 000 руб. - отражена выручка от продажи товаров;
Дебет 90-3 «НДС», Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС» - 10 000 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет;
Дебет 62, субсчет «Векселя полученные», Кредит 62, субсчет «Расчеты с покупателями и заказчиками» - 60 000 руб. - получен от покупателя простой вексель в обеспечение задолженности по оплате товаров.
В мае 2010 года: Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 51 «Расчетный счет» - 10 000 руб. - заплачен НДС (согласно декларации за октябрь 2009 г.).
В апреле 2010 года: Дебет 51 «Расчетный счет», Кредит 62, субсчет «Векселя полученные» - 60 000 руб. - получены деньги по векселю.
Договор купли-продажи может заключаться, как было отмечено выше, на условиях предварительной оплаты продукции. Обычно предварительная оплата составляет всю стоимость продукции, а аванс - часть этой стоимости. Аванс может также поступать в размере полной стоимости продукции. В этом случае он ничем не отличается от предварительной оплаты.
Учет предварительной оплаты (аванса) осуществляется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные». По кредиту этого субсчета отражается поступившая сумма аванса или предварительной оплаты, включая НДС, а по дебету - оплата отгруженной продукции.
На полученную сумму денежных средств дебетуется счет 51 «Расчетные счета» и кредитуется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные». С суммы полученного аванса, если он переходит на следующий отчетный период, исчисляется подлежащий уплате в бюджет НДС; при этом в учете налог отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные», и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».
После отгрузки продукции под полученный аванс в учете производятся следующие записи:
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка» - на продажную стоимость продукции, работ, услуг;
Дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж», Кредит счета 43 «Готовая продукция» - списана фактическая себестоимость продукции.
Начисление НДС в бюджет с суммы выручки отражается записью по дебету счета 90 «Продажи» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Одновременно с этим восстанавливается ранее начисленный НДС записью: дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные».
Сумма поступивших от покупателей средств в окончательный расчет на расчетный счет записывается по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и дебету счета 51 «Расчетные счета». После этого в учете отражается списание аванса по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные», в корреспонденции с тем же синтетическим счетом, субсчет «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные», ведется по каждому покупателю и по каждой полученной сумме аванса.
Если покупатель вернул бракованную продукцию, ЗАО «Липковский кирпичный завод» сторнирует операции по ее реализации. Сторнируются и налоги, начисленные с этой реализации.
НДС, начисленный с реализации бракованной продукции, можно возместить из бюджета. Но это можно сделать не позднее одного года с момента возврата продукции.
2.5. Инвентаризация готовой продукции на предприятии
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета о готовой продукции и расчетов, связанных с ее продажей, проводится их инвентаризация. При инвентаризации проверяется фактическое наличие готовой продукции на складе, достоверность учетных данных по реализованной продукции и расчетов с покупателями, определяются расхождения между фактическими и учетными данными, данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с фактическими данными.
В ходе проверки продукции на складе проверяются ее фактические остатки, выявляются изделия, поступившие из производства на склад, но не оформленные сдаточными накладными, факты порчи, излишки и недостачи продукции. Проверяются также состояние складского хозяйства, наличие весоизмерительной техники, приборов, условий, обеспечивающих сохранность готовой продукции.
При проверке данных по проданной продукции и задолженности покупателей устанавливается их документальная обоснованность, факты несвоевременной оплаты расчетно-платежных документов, просроченная задолженность.
Инвентаризация продукции на складе проводится при смене материально-ответственных лиц (кладовщиков), установлении фактов хищений или порчи продукции, в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий или других чрезвычайных ситуаций. Инвентаризация готовой продукции и задолженности покупателей осуществляется в конце года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, в ЗАО «Липковский кирпичный завод» - по состоянию на 1 января, а также в иные сроки в течение года по распоряжению руководителя предприятия.
Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная рабочая комиссия, в которую включают работников службы маркетинга, отделов технического контроля, главного технолога, бухгалтерии и др. Состав комиссии утверждается приказом директора предприятия.
Проверка фактического наличия продукции на складе проводится в присутствии заведующего складом и других материально ответственных лиц. При этом они письменно подтверждают, что все поступившая на склад готовые изделия оприходованы, выбывшие списаны в расход, все приходные и расходные накладные и другие документы по движению продукции сданы в бухгалтерию.
В процессе инвентаризации проверяется продукция по каждому наименованию. Фактическое наличие готовой продукции устанавливается путем пересчета ее количества. При этом проверяется также вид изделий, сортность и другие показатели, характеризующие качество продукции.
Результаты проверки продукции на складе заносятся в инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей (ф.N ИНВ-3). В описи указывается наименование продукции, изделий, их вид, сорт, номенклатурный номер или код, единица измерения, цена, наличие по факту и по данным бухгалтерского учета в натуральных единицах измерения и по стоимости.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в опись данных о фактическом наличии продукции на складе. Учетные данные переносятся из регистров бухгалтерского учета (сальдовых и оборотных ведомостей).
На продукцию, пришедшую в негодность, составляется акт, в котором указываются причины и виновники порчи продукции, сумма потерь от порчи. При выявлении изделий, отсутствующих в учетных регистрах, комиссия включает их в инвентаризационную опись с последующим отражением в учете как излишков.
Если в ходе инвентаризации из производства поступает продукция на склад, то она принимается в присутствии комиссии и на нее составляется отдельная опись.
Готовая продукция, хранящаяся на складах других предприятий, также инвентаризируется и включается в опись (ф.N ИНВ-5) на основании отгрузочных и других документов (складское свидетельство, сохранная расписка и т.п.). В описи перечисляется продукция по каждому наименованию, указывается количество, стоимость, дата принятия на хранение, место нахождения, номер и дата оправдательного документа.
Проверке подлежит задолженность покупателей. Она проводится на основании расчетно-платежных документов и справки, составляемой бухгалтерией на основании ведомости по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». В бухгалтерской справке приводятся: наименование покупателя и его адрес, причины и дата возникновения задолженности, сумма задолженности и подтверждающий ее документ (наименование, номер и дата).
В инвентаризационном акте (ф.N ИНВ-17) по каждому покупателю указывается задолженность как подтвержденная, так и не подтвержденная покупателями, а также задолженность с истекшим сроком исковой давности.
На основании инвентаризационных описей составляются сличительные ведомости (ф.N ИНВ-19), в которых выявляются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между бухгалтерскими и фактическими данными. По готовой продукции на складе в ведомость заносятся только те наименования, по которым выявлены отклонения (излишки или недостача). Сличительная ведомость составляется по каждому складу в отдельности. В ней приводятся следующие сведения: результат инвентаризации (излишки, недостача); излишки, подлежащие оприходованию; окончательные недостачи, подлежащие взысканию с виновных лиц и списываемые на финансовые результаты.
Выявленные при инвентаризации излишки приходуются. При этом увеличиваются прочие доходы. Составляется бухгалтерская запись:
Дебет счета 43 «Готовая продукция», Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».
На стоимость недостачи готовой продукции составляется запись: Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», Кредит счета 43 «Готовая продукция».
Инвентаризационной комиссией устанавливаются причины возникновения недостачи и выносится решение о ее списании. Выявленная недостача может быть списана на виновных лиц и на финансовые результаты.
На виновных лиц недостача готовой продукции относится, если они несут полную материальную ответственность или если работник признан виновным по решению суда. Взыскание недостачи продукции производится по рыночным ценам. Составляются бухгалтерские записи: Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» - на стоимость продукции по рыночным ценам; Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - на фактическую себестоимость недостающей продукции; Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» - на разницу между стоимостью по рыночным ценам и фактической себестоимостью.
Недостача может быть возмещена путем внесения наличных денег в кассу или удержания из оплаты труда виновного лица. По мере погашения задолженности производится запись: Дебет счета 50 «Касса», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», Кредит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» - на сумму удержаний.
Одновременно с этой записью на разницу между стоимостью по рыночным ценам и фактической себестоимостью, приходящуюся на сумму погашения долга, дебетуется счет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей», и кредитуется счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».
При отсутствии конкретных виновных лиц, отказе судом во взыскании вследствие необоснованности иска стоимость недостачи продукции списывается на прочие расходы. В учете производится запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Задолженность покупателей с просроченным сроком исковой давности по истечении трех лет, а также в случаях, если предприятию стало известно о том, что долг не реален для взыскания (например, должник обанкротился или ликвидирован) списывается на прочие расходы: дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
По итогам того налогового периода (месяца или квартала), когда задолженность была списана, НДС с реализованной продукции нужно заплатить в бюджет, даже если деньги от должника к этому моменту не поступили.
Списанная с балансового счета задолженность с просроченным сроком исковой давности учитывается в течение следующих пяти лет на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». В случае поступления средств от неплатежеспособного дебитора увеличиваются прочие доходы. Сумма поступивших средств отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» и снимается с забалансового учета. Налог на добавленную стоимость второй раз не начисляется.
Принимаемая на забалансовый учет сумма отражается по дебету счета 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов», а снимаемая - по кредиту этого счета. Аналитический учет по счету 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» ведется по каждому списанному в убыток долгу.
За последние три года деятельности ЗАО «Липковский кирпичный завод» случаев отклонений между фактическим наличием готовой продукции и данными бухгалтерского учета не выявлено. В инвентаризационных актах в графах «Недостачи» и «Излишки» проставлены прочерки. Просроченная, а также неподтвержденная дебиторами задолженность также отсутствует.