Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 08:54, дипломная работа
Извечная проблема взаимоотношений власти и общества приобретает в эпоху глобальной информатизации и коммуникационной открытости принципиально иное содержание. Дело в том, что связь власти с обществом существует при любом политическом режиме. Иначе и быть не может отношений власти и управления. Отличия между этими взаимоотношениями в том, что в тоталитарных системах авторитаризма и деспотии власть держится преимущественно на покорности и страхе, и, напротив, демократический режим предполагает отношение власти к гражданину как к свободному партнеру и равноправному участнику управления обществом и государством.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1. Место и роль PR- структур в органах власти: основные функции и методы…………………………………………………………………………….6
1.2. Общественные связи как форма информационного обеспечения государственного управления………………………………………………….15
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организационно-правовые основы местного самоуправления г.Ставрополя..........................................................................................................34
2.2 Анализ уровня экономического развития г. Ставрополя............................47
2.3 Управление общественными отношениями и система информационного обеспечения государственной службы………………………………………...57
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СВЯЗЕЙ ГОСУДАРСТВА С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
3.1. Проблемы управления общественными отношениями в органах государственной власти………………………………………………………..65
3.2. Перспективы развития информационных технологий в управлении общественными отношениями………………………………………………...71
3.3. Организация оценки общественного мнения
и планирования связей с общественностью…………………………………..82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..92
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………96
Основным источником инвестиций в основной капитал остаются собственные средства предприятий и организаций. Удельный вес их в общем объеме инвестиций составил третью часть. Доля кредитов банков возросла и достигла 14,2%. Однако в структуре источников их доля остается незначительной.
Что касается бюджетных средств, то их удельный вес постепенно снижается. По данным за 9 месяцев их доля в общем объеме инвестиций составляет пятую часть.
В 2005 году на средства краевого бюджета была построена автомобильная трасса «Юго-Западный обход города Ставрополя» протяженностью 3,1 км, стоимостью 110 млн. рублей.
Предприятия и организации всех видов деятельности, включая субъекты малого предпринимательства, выполнили объем работ по договорам строительного подряда на 1570,7 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 8,0% больше, чем за январь-декабрь 2003 года.
Стабильными остаются объемы жилищного строительства. За 2005 год введено в эксплуатацию 1613 квартир общей площадью 134,9 тыс.кв. метров, что на 11,9% больше, чем в 2003 году.
Индивидуальными застройщиками построено 271 жилых домов общей площадью 43,3 тыс. кв. метров, что на 20,7% меньше, чем в 2003 году.
В 2005 году удельный вес коллективного жилищного строительства в общем объеме введенного жилья достиг 67,9% против 54,7% в предшествующем.
Объем иностранных инвестиций, включая иностранные кредиты, за 9 месяцев 2005 года составил 4,57 млн. долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2003 года иностранные инвестиции значительно снизились.
2.3 Управление общественными отношениями и система информационного обеспечения государственной службы
Установление связей между государственными структурами и общественностью способствует созданию внешней и внутренней среды, подходящей для надлежащей деятельности государственных органов, что, в свою очередь, служит проводником обратной связи во властно-управленческих отношениях. На рисунке 7 нами отображены основные объекты и целевые группы управления общественными отношениями в органах государственной власти.
Рис. 7. Объекты и целевые аудитории управления
Для властных структур функция
управления связями с общественностью
является особенно актуальной, поскольку
недостаток информирования населения
нередко способствует распространению
различных формирующих негативн
В современных условиях политическим деятелям необходимо не только изучать и анализировать показатели общественного мнения по насущным проблемам, которые требуют решения, но и владеть навыками его формирования и управления, несмотря на то, что это звучит антидемократично. В науке об общественных связях – Public Relations – существуют различные способы и методы формирования общественного мнения, которые определились в результате работы с общественностью в сфере коммерции. Как говорилось выше, перед использованием их необходимо адаптировать к новой, более широкой сфере применения – государственному управлению. Различают эмоциональные, стихийные и рационально-сознательные способы формирования общественного мнения в отношении к трем типам аудитории - отдельным личностям, малым группам и большим коллективам.
Проведенный нами анализ деятельности администрации г.Ставрополя по формированию и регулированию общественного мнения позволил определить основные направления деятельности государственной службы по управлению общественными отношениями и выявить существующие в современной практике госслужбы проблемы и недостатки (рис. 8).
Постепенное повышение прозрачности муниципального управления,
Рис. 8. Направления деятельности государственных органов власти по связям с общественностью
открытости местной власти перед своими избирателями, стремление городов повысить свою инвестиционную привлекательность приводит к тому, что городские власти в ряде случаев формируют массив достаточно объективной статистической и аналитической информации, которая становится доступной «внешнему» пользователю.
К технологиям работы подразделений по связям с общественностью со СМИ относятся предоставление разного рода информации на трансляцию по радио и телевидению, а также для выхода в печать; интервью, кейс-стори, пресс-конференция; брифинги; экскурсии, приемы, пресс-клубы. Итак, более подробно рассмотрим их.
Во взаимодействии со СМИ PR-структуры можно выделить 3 основных направления:
Наиболее динамично развивающимся ресурсом информации являются городские Интернет-сайты, обычно официальные страницы городской администрации, реже – других городских организаций. В качестве удачных примеров можно привести официальные сайты Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Новосибирска, Хабаровска, и целого ряда других городов (см. WEB – ресурсы). Другой ресурс информации – специализированные периодические издания, содержащие статистические и аналитические материалы, которые, впрочем, обычно отсутствуют в свободном доступе (например, «Справочник мэра», издающийся администрацией г. Ставрополя). Информация о деятельности появляется также в разовых или периодически выпускаемых информационных изданиях муниципалитетов (буклеты, инвестиционные справочники и др.), в местных средствах массовой информации.
Любая сторона жизнедеятельности общества в той или иной мере регулируется в первую очередь нормами Конституции России. В области общественных связей правовые нормы в Конституции не предусмотрены, зато есть статьи, посвященные регулированию деятельности СМИ и сбору, анализу, распространению информации. По Конституции РФ:
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право
свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять
информацию любым законным
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. (Ст.29)29
В Российской законодательной системе существует множество других нормативно-правовых актов, хоть как-то касающихся сферы массовых коммуникаций и их связей с государством.
Важнейшим из них является Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991г. № 2124-1. По сути, он – основа регулирования деятельности всех СМИ. В нем указаны все возможные виды этих средств, даны их определения, отражены порядок формирования, функционирования и ликвидации, а также дается краткая характеристика основных понятий деятельности СМИ.
В российском государстве
СМИ выполняют функцию
Также в законе закреплено право граждан на получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц (ст.38). В свою очередь, государственные органы и организации, общественные лица обязаны предоставлять сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах, в то время как редакция сама вправе запрашивать информацию об их деятельности (ст.39). Таким образом, СМИ могут с помощью перечисленных норм обеспечивать свою защиту и свободу.
Важным документом, содержащим нормативно-правовые акты, является Федеральный Закон «О порядке освещения деятельности государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995г. № 7-ФЗ. Пресс-службы федеральных органов государственной власти ведут аудио-, видеозаписи всех официальных мероприятий с участием Президента РФ, заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ. Такие записи хранятся бессрочно и ими могут воспользоваться без ссылки на пресс-службы журналисты СМИ31.
Государственные федеральные аудиовизуальные СМИ обязаны обеспечивать распространение следующих теле- и радиопрограмм в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому каналу и одному общероссийскому радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, но не позднее чем через 24 с момента совершения соответствующих событий:
- обращений и заявлений Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, трансляция которых предусмотрена органами государственной власти;
- торжественной церемонии
вступления в должность
Федеральные Законы «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995г. №24-ФЗ, «О рекламе» от 18.07.1995г. № 108-ФЗ, «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 19..09.1997г. № 124-ФЗ, закон «О государственной тайне» от 21.07.1993г. №5485-ФЗ поверхностно касаются темы данного исследования. В них даются определения понятий, относящихся к государственному информационному обеспечению, правил освещения некоторых сведений и т.п.
В законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995г. определяется понятие «государственные информационные ресурсы» - это открытые и общедоступные отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах. Исключением из этого правила являются сведения ограниченного доступа. В соответствии с законом «О государственной тайне» государственной тайной являются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст.2), а также представлен перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (ст.5).
В органах муниципального управления г. Ставрополя созданная информационная система является результатом интеграции баз данных различных подразделений администрации, которые разрабатываются и ведутся достаточно независимо друг от друга. Данная система сосредоточивает нормативно-правовая информацию, статистические и аналитические материалы экономического характера.
Проблема использования данных информационных ресурсов заключается, прежде всего, в их ограниченной насыщенности, так как обычно в городских официальных источниках (Интернет-страницы, справочники) публикуются только самые общие сведения. Относительно более подробные и систематизированные данные приводят только крупные структурные муниципальные подразделения, в которых налажена информационно-аналитическая деятельность (например, благодаря активной позиции городской власти, наличию развитой Интернет-инфраструктуры и т.д.). Нередко информация подбирается целевым образом, чаще всего в расчете на инвесторов, и поэтому имеет специфический набор показателей. Во-вторых, формат представления данных в разных отделах отличается исключительным многообразием. Публикуемая в разных подразделениях информация отличается по набору показателей, глубине ретроспективы, степени обработки и ряду других параметров, что затрудняет ее восприятие.
Таким образом, выявилась необходимость в создании эффективной системы управления общественными отношениями и их информационной обеспеченности, которая должна быть нацелена на регулирование деятельности государственных и муниципальных органов, быть относительно несложной технически.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СВЯЗЕЙ ГОСУДАРСТВА С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
3.1. Проблемы управления общественными отношениями
в органах государственной власти
В России, где только начинает
«приживаться» явление «связи с
общественностью в области