Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 08:54, дипломная работа
Извечная проблема взаимоотношений власти и общества приобретает в эпоху глобальной информатизации и коммуникационной открытости принципиально иное содержание. Дело в том, что связь власти с обществом существует при любом политическом режиме. Иначе и быть не может отношений власти и управления. Отличия между этими взаимоотношениями в том, что в тоталитарных системах авторитаризма и деспотии власть держится преимущественно на покорности и страхе, и, напротив, демократический режим предполагает отношение власти к гражданину как к свободному партнеру и равноправному участнику управления обществом и государством.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1. Место и роль PR- структур в органах власти: основные функции и методы…………………………………………………………………………….6
1.2. Общественные связи как форма информационного обеспечения государственного управления………………………………………………….15
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организационно-правовые основы местного самоуправления г.Ставрополя..........................................................................................................34
2.2 Анализ уровня экономического развития г. Ставрополя............................47
2.3 Управление общественными отношениями и система информационного обеспечения государственной службы………………………………………...57
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СВЯЗЕЙ ГОСУДАРСТВА С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
3.1. Проблемы управления общественными отношениями в органах государственной власти………………………………………………………..65
3.2. Перспективы развития информационных технологий в управлении общественными отношениями………………………………………………...71
3.3. Организация оценки общественного мнения
и планирования связей с общественностью…………………………………..82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..92
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………96
Предоставляемая информация разнородна и поэтому пакеты, ее содержащие, называются в журналистской среде по-разному. Например, пресс-релизом является сообщение, содержащее важную новость (кризисные и чрезвычайные ситуации, выборы, смена лидеров или должностных лиц в органах власти), а ньюс-релиз означает информацию событийного несенсационного характера, которая распространяется регулярно и дополняет пресс-релиз. При написании статьи или ведении репортажа необходима более подробная информация. Она содержится в пакете медиа-кит, где находится информация в форме пресс-релиза, ньюс-релиза, фотографий, биографий первых лиц, результатов опросов и мнений экспертов.
Проводимые мероприятия так же различаются не только названием, но и своим назначением и сущностью. Пресс-конференция представляет собой специально организованную встречу правительственных кругов с представителями средств массовой информации. Цель встречи – как можно отчетливее и шире подать информацию, представляющую общественный интерес6. В отличие от пресс-конференции, брифинг – это короткая и конструктивная встреча официальных лиц, представляющих правительственные круги, со средствами массовой информации. Часто брифинг больше похож на официальное «заявление для прессы» или «сухой» информационный доклад7. Поводом для брифинга могут быть: принятие закона, принятие важного решение, подписание международного договора, необходимость прокомментировать какое-то событие и т.д. Интервью предполагает диалог между представителем прессы (как правило, самый преуспевающий и знаменитый журналист или телеведущий) и каким-либо должностным лицом, составленный в форме вопросов и ответов, подготовленных заранее. Чаще всего интервью с Президентом проходят либо в начале, либо в конце его президентства, а также в конце каждого года, подводя ему итог. Пресс-клуб – одно из самых демократичных форм отношений с прессой, у которой есть целый ряд преимуществ. Во время мероприятия журналисты имеют возможность не только получить информацию, но и уточнить ее с помощью вопросов, но и дополнить ее. Любой участник пресс-клуба, независимо от своего статуса, имеет право вступить в дискуссию, высказать свое мнение, предложить варианты решения обсуждаемой проблемы. Хорошей традицией пресс-служб стал прямой телемост с Президентом РФ, когда возможна связь с главой государства в прямом эфире центральных телеканалов и радиостанций. Во время телемоста можно задавать любые вопросы и о политике, и о личной жизни Президента, обращаться к нему с жалобами и пожеланиями, и т.д. Это грандиозное событие предполагает содействие всех средств массовой информации, включая Интернет, и видов связи, в том числе сотовую (и путем передачи SMS), факсимильную, on-line и E-mile. Интернет как вид связи ничем теперь не уступает традиционным телефонной или почтовой, а, наоборот, имеет достаточно преимуществ. На данный момент в России создан сервер органов государственной власти «Официальная Россия» (www.gov.ru), а также действуют сайты некоторых должностных лиц и политических партий. С помощью Интернет-технологий возможно вести пресс-конференции, отвечать на вопросы граждан, устанавливать связи с информационными агентствами (ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА «Новости») и СМИ, вести учет обращений граждан. Список далеко не полон: возможности «всемирной паутины» почти безграничны.
Таким образом, технологии PR все больше продвигаются к властным структурам (раньше они были прерогативой коммерческих структур). Современное население страны – очевидцы создания в России нового информационного общества с минимальным количеством преград в области коммуникации и максимальным качеством передаваемой информации по оптимальным сетям ее циркуляции. Информационное общество дает возможности общаться с представителями власти и получать объективную и достоверную информацию о происходящих в стране процессах.
1.2. Общественные связи как форма информационного обеспечения государственного управления
Информационные процессы, происходящие на уровне государственного управления, связаны в значительной степени с обществом: ведь именно оно становится главным источником получаемой информации (через информационные агентства, средства массовой коммуникации, пресс-службы органов государственной власти) и главным адресатом исходящей информации. Эти связи получили название «связей с общественностью», где имеются в виду не только определённые группы или слои населения, но и всё общество в целом. Общественность рассматривается как та или иная среда, группа или слой населения, объединенных общностью статуса, целей, интересов, потребностей, запросов, выражающие общественное мнение (так как принадлежат обществу и существуют в нем) по каким-то вопросам и проблемам общественного бытия. Протестующие учителя и врачи, митингующие за повышение стипендии студенты, демонстранты против проведения реформы о монетизации льгот, представители общественных движений, профессиональных союзов, спортивных клубов, религиозных конфессий, культурно-образовательных организаций, ветеранских и других обществ – все это конкретные примеры общественности. Социально-коммуникативные взаимоотношения, складывающиеся в процессе связей с общественностью (от англ. public relations – отношения с публикой, внешние связи) государственных структур в развитых странах уже давно стали существенной сферой их деятельности8. В России этот термин появился достаточно давно, но долгое время означал лишь приведение общественного мнения к единому, государственному. С переходом не только к новым рыночным отношениям, но и к новому образу жизни, поведения, мышления, всё чаще появляется аббревиатура «PR»: сначала в обиходе сотрудников крупных частных компаний и представителей продвинутой журналистики, прессы, потом – и государственных учреждений и структур. Сейчас это значительный аппарат оповещателей, который служит интересам и государства, и общества в целях достижения взаимопонимания и взаимодействия. Связи с общественностью в понимании термина «PR» возникли из функциональной потребности найти такой способ социальной коммуникации, при котором субъект и объект государственного управления существовали бы не как разнополюсные явления, а как взаимосвязанные участники общественных отношений. Неуклонное возрастание значения PR – мировая тенденция, поэтому даже Россия, страна с еще пока слабой социальной инфраструктурой и экономикой, поддерживает ее. Связи с общественностью в системе государственного управления – это целенаправленное взаимодействие структур государственного аппарата (органов, организаций, учреждений) с гражданами и общественными институтами, которое можно определить как реализуемую ими информационно-коммуникативную функцию публичной власти и управления, позволяющую оценивать отношения различных кругов общественности к тем или иным решениям и действиям, идентифицировать провозглашаемую и реально проводимую политику, соотносить реализуемые программы с общественными интересами, формировать массовые представления по каким-либо проблемам для обретения общественного понимания, поддержки принятия и выполнения соответствующих мер. Связи с общественностью в государственном управлении строятся на основе общих закономерностей создания благоприятного отношения социальной среды к осуществляемым действиям. Для поддержания связей с общественностью существуют технологии в диапазоне от общения с узким кругом лиц до массовых средств коммуникации с неограниченной аудиторией. Здесь применяются технологии, опробованные в других сферах (коммерции, туризма, шоу-бизнеса). Однако механический перенос схем бизнес-управления PR, копирование различных приемов в государственном управлении ведет к упрощенной технологизации, дисфункциям системы. Использование PR позволяет обеспечивать желаемое поведение целевых групп общественности посредством влияния на общественное мнение.9 При этом под общественным мнением понимается тип общественного сознания, который отражает совокупность представлений и суждений по различным проблемам, представляющим общественный интерес. Оно может формироваться стихийно и организованно, в обществе в целом и в отдельных социальных группах, может быть отрицательным, нейтральным или положительным, скрытым или явным, может выражать позицию одобрения или осуждения по тем или иным вопросам, в отношении организации, органа власти или отдельной личности.
В демократическом обществе, где господствует плюрализм мнений, каналами и формами выражения общественного мнения являются выборы органов власти, участие населения в управлении страной, свободная пресса и иные средства массовой коммуникации, собрания, митинги и т.д. Особенно следует выделить роль средств массовой информации, которые распространяют общезначимую информацию. И в этом качестве выступают в роли отдельной от законодательной, исполнительной и судебной, «четвертой» власти.
С недавнего времени в государственных структурах, наконец, появились подразделения по связям с общественностью, когда как в других демократических странах они функционируют достаточно долгое время, так как существует зарубежный опыт PR-кампаний в области государственного управления. В России они занимаются сбором данных о показателях общественного мнения, его анализом и формированием, а также разработкой государственной политики в сфере связей с общественностью, имиджа политических кампаний, структур и личностей.
Чтобы узнать общественное
мнение по определенным вопросам, проводится
специальный социологический
- внутренние (осуществляемые в
рамках самой организации,
Анализ общественного мнения необходим государственному аппарату для того, чтобы оперативно реагировать на те изменения, которые происходят в обществе, что дает возможность государству решать наиболее оптимально проблемы, возникающие в социальной среде. Процесс по анализу имеет свои особенности, и при его изучении необходимо учитывать различные показатели и характеристики, основными из которых являются: а) структура и б) стабильность общественного мнения на определенном этапе. Один из наиболее важных показателей общественного мнения – его структура, под которой понимается разброс во мнениях среди различных социальных групп по какому-либо вопросу или проблеме в определенный временной период. Можно выделить три основные модели структуры общественного мнения в зависимости от содержания проблемы (рис. 3.).
X X
Y Y Y
где X – количество человек, а Y – проблема
Рис.3. Модели возможного распределения общественного мнения в обществе
Наиболее благоприятна для общества первая модель, когда общественное мнение распределяется равномерно и отсутствует отчетливое разделение на противоположные лагеря. Вторая модель относится к ситуации, когда в обществе сложилось единое мнение или достигнут консенсус по отношению к определенному вопросу или явлению. Большая поляризация общества показана в третьей модели, когда по определенной проблеме общество раскололось на два лагеря, что может привести к открытому столкновению противостоящих сил, что требует от государства особой осторожности и гибкости при реализации своих планов и программ. В конфликтных и чрезвычайных ситуациях третья модель усложняется большим расслоением общества на множество лагерей. Поляризация и интеграция сторон при конфликте имеет и положительные, и отрицательные моменты. Отрицательная сторона выражается в опасности нестабильности, раскола общества, внутренних беспорядков. Позитивным же является возможность устранения устаревших отношений, правил, норм, достижения необходимого равновесия на более высокой ступени развития12. При кризисных ситуациях в обществе Президент может ввести чрезвычайное положение на территории действия конфликта со всеми вытекающими из этого последствиями.
Стабильность общественного мнения – степень изменения за определенный период времени, происшедшего во взглядах, отношениях и общественном сознании всего населения или отдельных социальных групп в определенной области. Как правило, быстрые революционные изменения, влекущие нарушения стабильности в государстве, ведут к уменьшению стабильности общественного мнения, когда одновременно может развернуться процесс смены ценности и социальных норм в обществе и трансформация всего общественного сознания, своего рода «культурная революция». Однако изменение общественного мнения возможно также искусственным путем, посредством интенсивной пропагандистской компании.13
Для того чтобы изменить общественное мнение, необходимы понимание динамики развития и функционирования общественного сознания и учет всех методов и способов воздействия на психику и поведение человека в различных ситуациях. Это нужно, чтобы, например, в форс-мажорных условиях продолжать работу по управлению социально-экономической, культурной и политической жизнью страны, сглаживать общественные конфликты и конфликты с властью.
Отдельным феноменом является манипуляция массовым сознанием в политических целях, которая приобрела довольно большие масштабы в современной России. Манипуляция массовым сознанием – это совокупность разнообразных психических и психологических приемов, основанных на достижениях в области психоанализа, нейролингвистического программирования и психологии восприятия, позволяющих обращаться к человеку через его подсознание, а не через разум, вследствие чего – изменять восприятие и анализ поступающей информации, влиять на поведение и даже мысли большого количества людей. Это достигается путем конструирования мифов, легенд в контексте каких-либо социальных процессов. Понятие «манипуляция» всегда обозначает грубым языком обман. А в масштабе страны - это почти преступление. Так бывает в период действия предвыборной кампании, когда кандидаты прибегают к манипуляции, чтобы получить на выборах достаточное количество голосов, обещая, например, повысить заработную плату в 5 раз всем и сразу. С точки зрения государственного управления и здравого смысла любого человека (особенно россиянина) – это невозможно. Но, поддавшись влиянию приемов манипуляции, часть людей может пойти на выборы и отдать свой голос этому кандидату совершенно, не задумываясь. Бороться с данным, безусловно, негативным явлением довольно сложно, особенно в России, где демократия пока ещё не сложилась до конца, правовая система имеет существенные пробелы в отдельных частях права, где царит общий культурный упадок и законы нравственности «действуют не на всех».
Другим направлением работы подразделений по связям с общественностью является формирование имиджа, то есть образа государственной организации, учреждения в представлении определенных групп общественности, что связано с достижением стратегических целей организации. А самое главное – необходимы эффективные действия по преодолению отчуждения членов общества от государственных органов власти, которые у многих ассоциируются с волокитой, бюрократизмом, коррупцией, формализмом и некачественной работой. Весь мировой опыт говорит о том, что государственная политика достигает своих целей только тогда, когда население доверяет власти и видит в государстве защитника и помощника, отстаивающего общенародные интересы14.