Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 08:54, дипломная работа
Извечная проблема взаимоотношений власти и общества приобретает в эпоху глобальной информатизации и коммуникационной открытости принципиально иное содержание. Дело в том, что связь власти с обществом существует при любом политическом режиме. Иначе и быть не может отношений власти и управления. Отличия между этими взаимоотношениями в том, что в тоталитарных системах авторитаризма и деспотии власть держится преимущественно на покорности и страхе, и, напротив, демократический режим предполагает отношение власти к гражданину как к свободному партнеру и равноправному участнику управления обществом и государством.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1. Место и роль PR- структур в органах власти: основные функции и методы…………………………………………………………………………….6
1.2. Общественные связи как форма информационного обеспечения государственного управления………………………………………………….15
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организационно-правовые основы местного самоуправления г.Ставрополя..........................................................................................................34
2.2 Анализ уровня экономического развития г. Ставрополя............................47
2.3 Управление общественными отношениями и система информационного обеспечения государственной службы………………………………………...57
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СВЯЗЕЙ ГОСУДАРСТВА С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
3.1. Проблемы управления общественными отношениями в органах государственной власти………………………………………………………..65
3.2. Перспективы развития информационных технологий в управлении общественными отношениями………………………………………………...71
3.3. Организация оценки общественного мнения
и планирования связей с общественностью…………………………………..82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..92
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………96
4. Оптимизация бюджетных расходов
на управление.
Рассматривая возможность государственной
службы выполнять означенные функции,
следует отметить, что граждане становятся
более ответственными за свои взаимоотношения
с государственной службой и все чаще
выражают свои ожидания и потребности.
Благодаря переходу
к «электронному правительству»
Касаясь вопросов расширения спектра и улучшения качества предоставляемых гражданам государственных услуг, нельзя не отметить, что государственные учреждения могут использовать новые технологии для учета индивидуальности граждан и предоставления персонилизированных услуг. К таким услугам могут относиться выдача справок, обсуждение конкретных проблем граждан, предоставление документов, лицензий, оплата налогов, пособий, осуществление социальных программ, включая образование, обеспечение медицинским обслуживанием, начисление страховок и пенсий и т.д. Такого же плана услуги могут предоставляться представителям бизнеса и другим организациям, в том числе государственным.
При этом перед
государственной службой в
Сегодня же традиционный процесс «сбора справок» при решении какого-либо вопроса забирает в среднем у гражданина России 16 часов рабочего времени и у служащих - 1,5 часа рабочего времени. При более эффективной организации деятельности эти затраты можно сократить для граждан до 8 часов и для государственных служащих - до 0,6 часа. Однако при использовании Интернета гражданин в среднем может решить свою проблему за 20 минут и госслужащий - в среднем за 15-20 минут.
Рис. 9. Элементы законодательной базы, необходимые для обеспечения прозрачности общественной информации
Что касается оптимизаций бюджетных расходов на управление, то экономия, которую можно осуществлять при помощи информационных технологий, будет происходить на следующих уровнях:
- сокращение операционных расходов, включающих уменьшение затрат времени на выполнение типовых операций, которые для служащих, связанных с приемом граждан, могут достигать 75% рабочего времени (поиск информации; подготовка справок, отчетов, обзоров; подготовка решений; телефонные переговоры, прием посетителей; исправление ошибок и разбор конфликтных ситуаций), и снижение затрат на помещения, расходные материалы и оплату телефонных переговоров и почтовых отправлений;
- сокращение
бюджетных расходов на
- прямой экономический
эффект от более выгодных
- прямой экономический эффект от повышения эффективности работы учреждения, который выражается большим числом обработанных заявлений, повышением собираемости налогов, лучшей защите интересов государства в конкретных хозяйственных спорах;
- косвенный
экономический эффект от
времени физических и юридических лиц с учетом того, что Российской
Федерации потери времени граждан и бизнеса
на общение с органами государственного
и муниципального управления таковы, что
можно условно считать, будто целый субъект
федерации исключен из деловой и частично
- социальной деятельности;
косвенный экономический, эффект от содействия развитию бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности региона.
К созданию «электронного правительства» Европа приступила с особой активностью в начале нового тысячелетия. В марте 2000 г. Европейская комиссия поставила смелую цель - создать в Европе «самую динамичную и конкурентоспособную экономику в мире» путем использования возможностей, предлагаемых «новой экономикой» и сетью Интернет. В связи с этим была разработана Программа по созданию «Электронной Европы», составной частью которой является формирование «электронного правительства». В марте 2001 г. Европейский совет дал оценку текущему состоянию дел на пути к реализации программы, в связи, с чем страны-участницы Евросоюза договорились о проведении дважды в год сравнительных тестов для выяснения степени развития основных видов деятельности государственной службы, составляющей центр «электронного правительства».
Были выделены четыре уровня участия: публикация информации в Интернете, однонаправленное взаимодействие, двунаправленное взаимодействие, онлайновые операции, включая оплату и доставку.
Было намечено 12 тестовых категорий для граждан и 8 - для частных компаний. Уровень развития «электронного правительства» с точки зрения удовлетворения потребностей граждан рассматривался по следующим категориям: подоходный налог, поиски работы, отчисления на социальное обеспечение, личные документы (паспорта и водительские права), регистрация автомобилей, заявки на строительство, показания для полиции, публичные библиотеки, свидетельства (о рождении и регистрации брака), поступление в высшие учебные заведения, изменение места жительства и услуги в области здравоохранения. К 8 категориям удовлетворения потребностей частных компаний были отнесены социальные отчисления, налог на доходы корпораций, НДС, регистрация новых компаний, статистическая отчетность, таможенные декларации, разрешения, связанные с охраной окружающей среды, и поставки для государственных организаций41.
В связи с формированием «электронного правительства» Соединенное Королевство приступило к созданию Шлюза государственных служб42, который будет способен обеспечивать проведение онлайновых операций между гражданами или частными компаниями и государственными службами. Согласно докладу «Модернизация государственных служб» 1999 г., в качестве основной была выделена очень смелая задача, чтобы к 2005 г. все услуги государственных служб могли предоставляться по Интернету. Поэтому, несмотря на то, что Великобритания является одним из мировых лидеров по уровню пользования Интернетом (41,7% населения в 2000 г.), в качестве ведущей выделилась проблема доступа к информационным технологиям и особенно интенсивно развиваются общественные Интернет-киоски, центры телефонного обслуживания, а также другие учреждения общественного доступа к электронным носителям информации43.
Многие из проектов «электронного правительства» во Франции были начаты еще в 1998 г44. В основном они направлены на такие сферы, как налогообложение, таможенные сборы и социальное обеспечение. Большинство этих проектов было быстро реализовано, но они не выдержали увеличения Количества обращений к службам и оказались недостаточно устойчивыми или не обеспечивали должной безопасности.
Однако в последние годы государственные органы заметно увеличили свои усилия, направленные на улучшение деятельности в этой области. Сегодня деятельность правительства Франции по созданию «электронного правительства» нацелена на два объекта: предполагается приблизить государственные ведомства к людям и создать возможность для более эффективной совместной работы в самих органах управления. Для претворения в жизнь существующих проектов государственные органы власти прибегают к услугам частного сектора, у которого есть необходимый опыт в реализации решений в сфере информационных технологий и который готов к крупным инвестициям в эту область.
Проекты
государственных служб по
В силу ограниченности выделяемых средств и проведения политики обеспечения национальной безопасности вопрос о том, имеет ли Россия достаточно желания и возможностей в обозримом будущем стать полноправным участником информационной революции, пока остается в большой степени открытым.
В январе 2002 г. официально утверждена Федеральная целевая программа «Электронная Россия», направленная на ускорение процессов внедрения информационных технологий в правительстве, бизнесе и обществе. Целью этой программы является создание компьютерных парков и обеспечение доступа в Интернет для всех вузов к 2005 г. и для средних школ - к 2010 г. Однако в 2000 г. в России на 100 жителей приходилось 22 телефонные линии (для сравнения: 61 - в Германии, 70 - в США); уровень роста международного телефонного трафика в 1995-1998 гг. в России составлял лишь 5% при среднемировом показателе I в 9,5%. Парк персональных компьютеров в России в 2000 г., согласно исследованиям Центра КАКВ20 в России и Евразии, был меньше, чем в Бразилии и Мексике; три четверти всех россиян, опрошенных в январе 2001 г., никогда не пользовались компьютером.
Согласно докладу госкомиссии от июня 2004 г., в российских школах на один компьютер приходится 550 учащихся, а из 50 школ лишь .одна имеет доступ в Интернет (для I сравнения: почти все начальные и средние школы США к 2004 г. имели доступ в Интернет). В России нет крупных компаний или предприятий по производству компьютерной техники и ИТ-оборудования. В 2005 г. аналитическая группа Европа поместила Россию на 42-е место в списке из 60 стран, оцениваемых на готовность к ведению электронного бизнеса - после Перу и Египта.
Тем не менее, при всей плачевности положения нашей страны в сфере информационных технологий Джейсон Горовиц, руководитель российского проекта, отмечает, что ирландские, индийские, израильские и чешские программисты, с которыми он тоже работает, по математической подготовке «даже не приближаются к россиянам»45
Совершенствование механизма связей с общественностью в сфере государственного управления предполагает использование новых информационных технологий, к которым относится Интернет. Рассматривая сеть как специфическое средство массовой коммуникации, связи с общественностью, можно выделить следующие характеристики:
Компьютерная информация позволяет сочетать зрелищность телевидения, удобство восприятия сообщения, возможность общения по электронной почте в режиме диалога в реальном времени.
Директивное начало процессу широкого внедрения современных информационных технологий в деятельность органов государственной власти России положило принятие в январе 2002 года Федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002-2010 гг.», которую называют часто «электронным правительством» по аналогии с проектом e-Government. Его основные идеи можно выразить в следующем:
Сеть открывает совершенно новые возможности для СМИ. Появляются электронные газеты GAZETA.RU, LENTA.RU, журналы POLIT.RU, RUSS.RU и другие. Они созданы по образу и подобию обычных СМИ хорошего качества, а многообразные возможности компьютерных технологий используются лишь в качестве удобного дополнения. Значительным преимуществом электронных СМИ заключается в коротком периоде издательства Интернет-издания.
3.3. Организация оценки общественного мнения
и планирования связей с общественностью
В современных условиях возникает объективная необходимость оценки выработки всех принимаемых решений на основе анализа потребностей и ожиданий граждан и выстраивание этих потребностей и ожиданий в приоритетной последовательности с дальнейшей их реализацией в такой же приоритетной последовательности. Для этого в составе службы по связям с общественностью нужны структуры (или отдельные сотрудники), занимающиеся, во-первых, проблемами анализа и прогнозирования социально-политических процессов; во-вторых, структуры, занимающиеся вопросами взаимодействия с общественными формированиями и населением; в-третьих, структуры, реализующие обмен информацией со СМИ (через проведение информационной политики, работу пресс-службы).