Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 08:54, дипломная работа
Извечная проблема взаимоотношений власти и общества приобретает в эпоху глобальной информатизации и коммуникационной открытости принципиально иное содержание. Дело в том, что связь власти с обществом существует при любом политическом режиме. Иначе и быть не может отношений власти и управления. Отличия между этими взаимоотношениями в том, что в тоталитарных системах авторитаризма и деспотии власть держится преимущественно на покорности и страхе, и, напротив, демократический режим предполагает отношение власти к гражданину как к свободному партнеру и равноправному участнику управления обществом и государством.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1. Место и роль PR- структур в органах власти: основные функции и методы…………………………………………………………………………….6
1.2. Общественные связи как форма информационного обеспечения государственного управления………………………………………………….15
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организационно-правовые основы местного самоуправления г.Ставрополя..........................................................................................................34
2.2 Анализ уровня экономического развития г. Ставрополя............................47
2.3 Управление общественными отношениями и система информационного обеспечения государственной службы………………………………………...57
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СВЯЗЕЙ ГОСУДАРСТВА С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
3.1. Проблемы управления общественными отношениями в органах государственной власти………………………………………………………..65
3.2. Перспективы развития информационных технологий в управлении общественными отношениями………………………………………………...71
3.3. Организация оценки общественного мнения
и планирования связей с общественностью…………………………………..82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..92
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………96
Подробнее об особенностях работы каждого отдела необходимо отметить следующее.
Отдел анализа
и прогнозирования социально-
- анализировать
потребности и ожидания
выстраивая их в приоритетной последовательности
(в том числе через постоянный социологический
мониторинг общественного мнения, анализ
писем и обращений граждан в органы исполнительной
власти и СМИ) и вырабатывая на их основе
управленческие решения;
- проводить
предварительную научную
- осуществлять
прогнозирование общественно-
процессов и упреждать нежелательное
их развитие с использованием современных
методов SWOT и PEST- анализа (рис. 10, 11);
- разрабатывать
технологии воздействия на
- формировать
имидж организации, ее
Рис. 10. Примерная матрица SWOT-анализа
Важнейшей задачей органов управления является реализация первой функции. При этом необходимо обратить внимание, что на сегодняшний день подразделения анализа и прогнозирования социально -политических процессов, работы с письмами и обращениями граждан и взаимодействия со СМИ, как правило, разобщены в своей деятельности. Это не позволяет решать наболевшие социальные проблемы и удовлетворять потребности населения. Этот сбой в работе структур по связям с общественностью необходимо устранить в первую очередь.
Рис. 11. Принцип построения матрицы PEST-анализа
Отдел взаимодействия со средствами массовой информации в качестве основы своей деятельности должен рассматривать формирование и осуществление информационной политики в районах города, конкретную работу с журналистами, позволяющую, с одной стороны, последним формировать объективное представление о происходящих событиях, с другой стороны, исполнительной власти получать «из первых рук» информацию о событиях, ожиданиях, потребностях и мнениях населения. Этот отдел также должен курировать работу субпресс - центров, обеспечивающих журналистов оперативной информацией о деятельности органов государственной власти, архивом документов и материалов органов исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней, фотодокументами, в том числе из запасников фотоархива, системой электронной обработки информации, телефоном, факсом и т.д.
Отделу взаимодействия с общественными формированиями и населением следует взять на себя координирующую роль по участию политических партий, религиозных конфессий, коммерческих структур в социально значимых процессах. Этому же отделу следует осуществлять связи с районными организациями (если такие имеются) по сбору информации, жалоб, предложений, поступающих с мест относительно потребностей и ожиданий общественности, и осуществлять изучение общественного мнения при непосредственном контакте с населением (открытые приемные, встречи с населением по месту жительства, посещение общественных мест без предварительного оповещения и т. д.).
Пресс-служба тесно сотрудничает с отделом взаимодействия со СМИ, готовит печатные и аудиовизуальные материалы для прессы, осуществляет мониторинг материалов, проходящих в СМИ и затрагивающих интересы граждан, проживающих на вверенной территории, обеспечивает публичную сторону деятельности администрации и ее руководителей (пресс-конференции, брифинги, официальные заявления для прессы, презентации; пресс-релизы, информационные письма и т.д.).
Во Франции даже при мэриях городов в десять тысяч жителей (где, казалось бы, все друг друга знают в лицо и городские проблемы известны) есть специальные агенты, которые ездят в общественном транспорте, посещают магазины, парки, кинотеатры с целью выявления негативного мнения жителей по вопросам муниципального управления46.
Работа всех отделов, кроме пресс-службы (так как пресс-служба вынуждена действовать в условиях повышенной мобильности), находится под началом одного руководителя, указанные отделы объединены единой информационной сетью, что позволяет координировать работу по осуществлению первоочередных целей.
В условиях развития в России государства нового, демократического типа - социального государства - органам власти и управления рано или поздно придется признать необходимость создания подразделений по связям с общественностью двусторонней симметричной модели. В США существует термин «отзывчивая демократия»47, характеризующий идеальную модель государственного управления. Чтобы структуры по связям с общественностью работали по предложенной модели, необходимы не просто отзывчивость и открытость, но партнерство с общественностью, группами интересов, отдельными гражданами.
Мероприятия структур по связям с общественностью должны состоять не из единичных (и потому воспринимаемых нередко как случайные) мероприятий, а из системы взаимосогласованных акций48.
Всегда необходимо настаивать на правде и полной информации. Долго сохранять придуманный имидж (деятельности, персоны) невозможно (как говорил Линкольн, «можно дурачить часть народа все время; можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить все время весь народ»).
Если власть сознательно не включается в процесс создания и закрепления понятного и принимаемого общественностью имиджа своей деятельности, то имидж будет сформирован стихийно, а значит, будет трудно управляемым или неуправляемым. Именно поэтому:
- Следует формулировать общие цели («мы играем на одной стороне») и не просто декларировать их, а фактически указывать возможность их реального достижения.
- Сообщения,
направленные на
- Следует ставить реалистичные цели и, насколько возможно, выражать их в конкретном количественном отношении.
- Связи с общественностью всегда должны осуществляться на высоком этическом уровне, они никогда не должны быть негативными.
Отрицания
не убеждают сомневающихся.
Надо предоставлять
общественности возможность
При реализации многосторонних решений необходимо продемонстрировать, что никто не стремится добиться своих целей в ущерб другим сторонам. Для этого рекомендуется проводить «открытые дискуссии».
В случаях, когда объективно нельзя вызвать у всех участников тех или иных событий или процессов чувства победы, всегда можно добиться, чтобы неучастие во взаимодействии выглядело менее привлекательно, чем участие.
Управленческие решения, пропущенные через потребности населения, дают наивысший результат, поэтому следует чаще проводить «дни жалоб», «дни идей», «дни предложений» граждан49.
Органы власти должны стремиться предоставлять гражданам возможные варианты альтернатив (и подвести решение общественности к наиболее рациональному варианту с точки зрения общественных выгод в будущем)50.
Необходимо отказаться от прямого навязывания решений. Если предлагаемая мера слишком непопулярна, рядом публичных акций лично не заинтересованных в ней авторитетных людей доказать её неизбежность. Если доказать не удается, следует найти другой вариант решения или подождать, пока общественное мнение не «созреет» до принятия идеи.
Должно «работать»
с обвинениями, а не противостоять
им; необходимо предупреждать появление
обвинения заблаговременным информированием,
демонстрировать опережающее
В целях формирования доверия к структурам государственной службы необходимо принимать активное участие в открытых обсуждениях проблем.
Внутренняя
культура органов государственной
власти не завершается на коммуникации
«руководитель - служащий», «служащие
- служащие», а распространяется на
«клиента», т.е. гражданина. Если внутри
организации отсутствует
Постоянно необходимо развивать у людей чувство гражданской гордости.
В случае
кризисной ситуации личную ответственность
должен принимать на себя
Действовать
надо в соответствии с
Следует
помнить, что человек живет
не по законам разума и логики.
У каждого человека имеется
набор стереотипов, которые
Выполнение
перечисленных правил взаимодействия
власти с общественностью позволит
развивать гражданское
Для это следует помнить о следующем:
- СМИ поднимают
и освещают обсуждаемые в
- Если какое-либо
событие политической жизни
- Чтобы «держать
руку на пульсе» нации и
в реальном времени реагировать
на оценку событий, даваемых
в СМИ, необходимо любое
- Чтобы попасть в СМИ (и быть замеченными потребителя ми информации), факт или событие должны возбуждать интерес у потребителя информации.
СМИ способны создавать виртуальную политическую реальность, отражающую не действительное положение событий, а отвечающую запросам широкой публики.
Разными способами необходимо стимулировать появление в СМИ информации, идущей «снизу вверх», ибо это в первую очередь дает возможность получить представление о потребностях и ожиданиях общественности.
Политики и чиновники используют СМИ, чтобы моделировать достоинства политической прозрачности, не создавая ее в реальности. Политическая прозрачность превращается в выгодно представленный обществу виртуальный проект. Нередко виртуальная прозрачность служит для сокрытия важной для общества информации.
Для моделирования
виртуальной политической реальности
СМИ нередко концентрируют внимание общественности
на отдельных малозначащих деталях, информация
о которых теснит на второй и третий план
проблему первостепенной важности. Незначительные
факты усиленно комментируются общественно-значимыми
фигурами и просто случайными людьми.
Реальные
факты перемешиваются с предположениями,
частными мнениями, слухами, экспертными
оценками; в результате создается совершенно
иная картина событий, нежели происходящее
в действительности. Несмотря на то, что
ничто, казалось бы, не утаивается и не
скрывается, напротив, информация изливается
бурным потоком, не оставляющим времени
для ее осмысления и анализа, демонстрируется
полная информационная открытость властных
структур, важная информация остается
незамеченной, тонет в «информационном
шуме».
Следует вовремя
предотвращать конфликты с
Правительства (как центральные, так и местные) не должны посягать на право граждан иметь свое мнение и в частном порядке выражать его.
Граждане должны иметь право выражать свое мнение публично, но с определенными ограничениями, чтобы не причинять вред другим гражданам, не создавать угрозы национальной безопасности или общественному порядку.