Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 06:45, курсовая работа
В данной курсовой работе на тему: «Государственный заем в Республике Казахстан» раскрываются сущность и признаки государственного заимствования, как процесса, в котором, субъектами кредитного правоотношения выступают: с одной стороны Национальный Банк Республики Казахстан, Правительство или местный исполнительный орган Республики Казахстан, с другой – национальные юридические лица и граждане, иностранные государства, международные финансовые учреждения, иностранные юридические лица и граждане. Указываются основные отличия государственных займов от налогов, анализируются их преимущества и соотношение, как основных разновидностей доходов бюджета государства. Дается подробная классификационная таблица видов и форм государственного заимствования, их детальное описание, указываются различия. Раскрывается значение таких понятий как «общегосударственные и местные заимствования», «государственный долг», «конверсия», «гарантии государственного заимствования». Анализируется правовая природа договоров государственного заимствования.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения. Список, использованной в процессе изучения тематики, литературы прилагается.
Введение ................................................................................................................. 3 – 4
Глава 1. Сущность государственного заимствования.
Понятие государственного заимствования и его признаки……….. 5 – 7
Соотношение государственного займа и налога…………………… 7 – 9
Глава 2. Виды и формы государственного заимствования.
2.1. Классификация видов и форм государственного заимствования…. 9 – 15
2.2. Общегосударственные заимствования………………………………16 – 20
2.3. Местные государственные заимствования…………………………. 20 – 23
Глава 3. Правовая природа договоров государственного заимствования.
3.1. Государственный долг………………………………………………………. 23 – 27
3.2. Гарантированные государством заимствование и долг ………………….. 28 – 32
3.3. Договоры государственного заимствования………………………………. 32 – 34
Заключение ………………………………………………………………………. 35 – 36
Список литературы……………………………………………………………….. 37
Государственная гарантия должна иметь форму:
а) либо письменно оформленного договора о предоставлении государственной гарантии, заключенного Министерством финансов с кредитором;
б)
либо письменного уведомления
При
наличии договора о предоставлении
государственной гарантии по негосударственным
внешним займам Министерство финансов
в установленном порядке вправе
авалировать обязательства
Закон
о государственном
Договор гарантии вступает в силу со дня его подписания сторонами, ели иное не предусмотрено договором.
Гарантийное
обязательство или аваль
Договор
гарантии, гарантийное обязательство
по каждому инвестиционному
В договоре гарантии или гарантийном обязательстве указываются:
1)
реквизиты постановления
2)
наименование и
3)
стороны договора о займе и
содержание основного
4)
гарантируемая сумма займа,
5) срок действия государственной гарантии;
6) должностное лицо, подписавшее договор гарантии (гарантийное обязательство).
Государственная гарантия прекращает свое действие, если:
Запрещается
использование заемных средств.
полученных под государственную гарантию
на цели, не предусмотренные договором
о займе, а также на кредитование государственных
органов Республики Казахстан.
3.3.
Договоры государственного
заимствования.
Юридической формой осуществления государственного кредита выступает договор. В силу этого кредитные правоотношения являются договорными.
Государственный
кредит имеет две разновидности:
государственного заимствования, где
государство выступает в
Внешний государственный кредит, в каком бы виде он не осуществлялся (заимствования или кредитования), регулируется нормами международного публичного или международного частного права и, следовательно, предметом финансового права не выступают. Предметом данной отрасли права выступают лишь те отношения, которые возникают в связи с распределением и организацией использования денежных средств, полученных в порядке внешнего государственного заимствования, а также предназначенных для внешнего государственного кредитования.
В
гражданско-правовой литературе государственные
займы рассматриваются как
Для выяснения отраслевой принадлежности отношений государственного займа ключевым является вопрос: равноправны ли стороны этого отношения. Чтобы ответить на него необходимо сравнить отношения государственного займа, с отношениями, опосредованными гражданско-правовым договором займа. Здесь можно выделить три существенных отличия:
Положение Закона Республики Казахстан о государственном заимствовании, согласно которому «обязательства государства перед кредитором не могут быть аннулированы или отсрочены в одностороннем порядке», легко дезавуируется другим положением этого же Закона, предусматривающему, что «погашение правительственного долга осуществляется за счет средств, предусмотренных «Законом о республиканском бюджете» Это означает, что если в бюджете не будет заложено средств на погашение государственного долга, то возникает и легальное основание для отсрочки от исполнения долговых обязательств.
Превратить договор государственного займа в гражданско-правовой не может даже и положений о нем в Гражданский кодекс. Действительно, Гражданский кодекс содержит статью 726, которая так и называется: «Договор государственного займа». Однако включение в Гражданский кодекс данной статьи противоречит правовой и экономической природе отношений государственного займа. Характерно, что потребности финансовой деятельности государства, в ходе осуществления которой правовые конструкции строятся не столько под влиянием юридических конструкций, а сколько с учетом стихийно осознанной экономической природы данного отношения, привели к тому что данная стать практически не применяется. Применяется же Закон о государственном заимствовании, во многих положениях противоречащий Гражданскому кодексу. Так, если Гражданский кодекс обозначает в качестве заемщика государство, то Закон – Правительство, местные исполнительные органы и Нацбанк; Гражданский кодекс говорит о том, что государство по своим обязательствам отвечает имуществом государственной казны, Закон ограничивает эту ответственность средствами республиканского бюджета; Гражданский кодекс стоит на принципе недопустимости одностороннего изменения условий договоров займа, Закон о государственном заимствовании ограничивает ответственность государства-заемщика средствами, предусмотренными в бюджете, дает государству возможность провести фактическую конверсию займа.
Таким
образом, государство в свое правовом
регулировании отношений государственного
займа довольно осознано отошло от Гражданского
кодекса и перевело это регулирование
на Закон о государственном заимствовании.
Это свидетельствует о том, что отношения
государственного займа, будучи по своей
экономической природе финансовыми, требуют
не гражданско-правового, а финансово-правового
регулирования. В равной мере – договор
государственного займа является не гражданско-правовым,
а финансово-правовым договором.
Заключение.
Государственный заем - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.
В отношении других государств Республика Казахстан может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.
Взятые
в займы денежные средства у населения,
хозяйствующих субъектов и
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.
Реальная доходность облигаций эмитента определяется курсовой разницей, которая зависит от многих причин, в том числе от величины номинального процента по облигациям, насыщенности рынка ценными бумагами, от состояния хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения правительству.
К государственным займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а также органам государственной власти и управления за счет бюджетных средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях срочности, платности и возвратности. В государственной экономической деятельности все время возникает необходимость оказывать финансовую помощь для налаживания стабильной деятельности тех предприятий и отраслей промышленности, в которых государство заинтересованно и по этому использование казначейской ссуды в дальнейшем не исключено. Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для государства экономических или властных структур.
Иногда
правительство может
Информация о работе Государственный заем в Республике Казахстан