Государственный заем в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 06:45, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе на тему: «Государственный заем в Республике Казахстан» раскрываются сущность и признаки государственного заимствования, как процесса, в котором, субъектами кредитного правоотношения выступают: с одной стороны Национальный Банк Республики Казахстан, Правительство или местный исполнительный орган Республики Казахстан, с другой – национальные юридические лица и граждане, иностранные государства, международные финансовые учреждения, иностранные юридические лица и граждане. Указываются основные отличия государственных займов от налогов, анализируются их преимущества и соотношение, как основных разновидностей доходов бюджета государства. Дается подробная классификационная таблица видов и форм государственного заимствования, их детальное описание, указываются различия. Раскрывается значение таких понятий как «общегосударственные и местные заимствования», «государственный долг», «конверсия», «гарантии государственного заимствования». Анализируется правовая природа договоров государственного заимствования.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения. Список, использованной в процессе изучения тематики, литературы прилагается.

Содержание

Введение ................................................................................................................. 3 – 4
Глава 1. Сущность государственного заимствования.
Понятие государственного заимствования и его признаки……….. 5 – 7
Соотношение государственного займа и налога…………………… 7 – 9

Глава 2. Виды и формы государственного заимствования.
2.1. Классификация видов и форм государственного заимствования…. 9 – 15
2.2. Общегосударственные заимствования………………………………16 – 20
2.3. Местные государственные заимствования…………………………. 20 – 23
Глава 3. Правовая природа договоров государственного заимствования.
3.1. Государственный долг………………………………………………………. 23 – 27
3.2. Гарантированные государством заимствование и долг ………………….. 28 – 32
3.3. Договоры государственного заимствования………………………………. 32 – 34
Заключение ………………………………………………………………………. 35 – 36
Список литературы……………………………………………………………….. 37

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

   Государственная гарантия должна иметь форму:

   а) либо письменно оформленного договора о предоставлении государственной  гарантии, заключенного Министерством  финансов с кредитором;

   б) либо письменного уведомления кредитора  о принятии Министерством финансов обязательств гаранта по негосударственному займу.

   При наличии договора о предоставлении государственной гарантии по негосударственным  внешним займам Министерство финансов в установленном порядке вправе авалировать обязательства заемщика. Аваль – это вексельное поручительство, в силу которого лицо, совершившее его принимает ответственность за выполнение обязательств других лиц, обязанных по векселю. Аваль оформляется в виде подписи авалиста на векселе должника или добавочном листе к нему либо отдельным актом с указанием места, где он был дан.

   Закон о государственном заимствовании  особо подчеркивает, что никакие  акты или иные документы государственных  органов Республики Казахстан и  их должностных лиц не имеют юридической  силы государственной гарантии.

   Договор гарантии вступает в силу со дня его подписания сторонами, ели иное не предусмотрено  договором.

   Гарантийное обязательство или аваль вступают в силу со дня их выдачи.

   Договор гарантии, гарантийное обязательство  по каждому инвестиционному проекту  или аваль по каждому обязательству заемщика подписывается министром финансов Республики Казахстан.

   В договоре гарантии или гарантийном  обязательстве указываются:

   1) реквизиты постановления Правительства  Республики Казахстан, согласно  которому предоставляется государственная гарантия;

   2) наименование и местонахождение  заемщика;

   3) стороны договора о займе и  содержание основного обязательства  заемщика;

   4) гарантируемая сумма займа, прочие  гарантируемые обязательства по  займу, на которые распространяется  действие выдаваемой государственной гарантии;

   5) срок действия государственной  гарантии;

   6) должностное лицо, подписавшее договор  гарантии (гарантийное обязательство).

   Государственная гарантия прекращает свое действие, если:

    1. полностью исполнены заемщиком или гарантом обязательства по займу, которые были им гарантированы;
    2. истек указанный в договоре гарантии срок гарантии, если в нем не оговорено иное;
    3. в случаях, специально оговоренных в договоре о займе или в договоре гарантии.

   Запрещается использование заемных средств. полученных под государственную гарантию на цели, не предусмотренные договором о займе, а также на кредитование государственных органов Республики Казахстан. 
 

   3.3. Договоры государственного заимствования. 

   Юридической формой осуществления государственного кредита выступает договор. В силу этого кредитные правоотношения являются договорными.

   Государственный кредит имеет две разновидности: государственного заимствования, где  государство выступает в качестве заемщика, и государственного кредитования, где государство выступает в роли заимодателя.

   Внешний государственный кредит, в каком  бы виде он не осуществлялся (заимствования  или кредитования), регулируется нормами  международного публичного или международного частного права и, следовательно, предметом  финансового права не выступают. Предметом данной отрасли права выступают лишь те отношения, которые возникают в связи с распределением и организацией использования денежных средств, полученных в порядке внешнего государственного заимствования, а также предназначенных для внешнего государственного кредитования.

   В гражданско-правовой литературе государственные  займы рассматриваются как случай выступления государства в качестве субъекта гражданских отношений. Юристы-финансисты, исходя из принципа «Договорное – значит не финансово-правовое», сам договор государственного займа «отдают» гражданскому праву, оставляя финансовому праву лишь организацию государственного заимствования.  В то же время существуют точки зрения, согласно которым договор имеет правовую природу, отличную от гражданско-правовой.

   Для выяснения отраслевой принадлежности отношений государственного займа  ключевым является вопрос: равноправны  ли стороны этого отношения. Чтобы ответить на него необходимо сравнить отношения государственного займа, с отношениями, опосредованными гражданско-правовым договором займа. Здесь можно выделить три существенных отличия:

  1. условия гражданско-правового займа вырабатываются путем взаимного соглашения сторон на основе их юридического равноправия. Причем,  это равноправие не колеблется даже тем, что положение заимодателя в этих отношениях с экономической точки зрения является господствующим, поскольку деньги, выступающие предметом займа, есть у него, и нет у заемщика. Поэтому его слово в процессе выработки условий договора является более весомым. В договоре же государственного займа его условия определяет одна сторона – государство, которое, выступает в роли заемщика, т.е. экономически подчиненной стороны. Другая сторона, хотя и является заимодателем, при выработке условия размещения займа и порядка его погашения своим волеизъявлением вообще не участвует. Особенно наглядно это проявляется в тех случаях, когда заем оформляется путем выпуска государственных ценных бумаг на предъявителя;
  2. в гражданско-правовом договоре обе стороны в равной мере подчинены требованиям того нормативного акта, которым государство регулирует данное отношение. То есть для гражданских правоотношений характерно то, что орган, регулирующий путем издания нормативного акта это отношение, стоит над ним, и этот акт, будучи внешним регулятором, в равной мере обязателен для обеих сторон по договору. Собственно, это является одним из условий обеспечения юридического равенства сторон: в гражданско-правовом договоре они равны не только потому, что не находятся друг у друга в административном подчинении, но и потому, что для них в одинаковой степени обязательны предписания правового акта, которое регулирует данное общественное отношение. В нашем же случае одна из сторон – государство – является в то же время субъектом, регулирующим данное отношение путем издания в одностороннем порядке нормативного акта, обязательного для другой стороны. При этих обстоятельствах нельзя признать стороны юридически равноправными;
  3. одним из проявлений юридического равноправия сторон в гражданско-правовом договоре займа и условием его осуществления в качестве соглашения, основанного на взаимном волеизъявлении сторон, выступает то, что стороны неправомочны расторгнуть или изменить договор в одностороннем порядке. Во всяком случае, обязанность заемщика вернуть долг в оговоренный соглашением срок является ключевой для конструкции договора. Здесь же такая возможность в виде принудительной конверсии, вплоть до одностороннего переноса срока выплаты долга и даже аннулирования займа, имеется.

   Положение Закона Республики Казахстан о государственном заимствовании, согласно которому «обязательства государства перед кредитором не могут быть аннулированы или отсрочены в одностороннем порядке», легко дезавуируется другим положением этого же Закона, предусматривающему, что «погашение правительственного долга осуществляется за счет средств, предусмотренных  «Законом о республиканском бюджете» Это означает, что если в бюджете не будет заложено средств на погашение государственного долга, то возникает и легальное основание для отсрочки от исполнения долговых обязательств.

   Превратить  договор государственного займа  в гражданско-правовой не может даже и  положений о нем в Гражданский  кодекс. Действительно, Гражданский  кодекс содержит статью 726, которая  так и называется: «Договор государственного займа». Однако включение в Гражданский кодекс данной статьи  противоречит правовой и экономической природе отношений государственного займа. Характерно, что потребности финансовой деятельности государства, в ходе осуществления которой правовые конструкции строятся не столько под влиянием юридических конструкций, а сколько с учетом стихийно осознанной экономической природы данного отношения, привели к тому что данная стать практически не применяется. Применяется же Закон о государственном заимствовании, во многих положениях противоречащий Гражданскому кодексу. Так, если Гражданский кодекс обозначает в качестве заемщика государство, то Закон – Правительство, местные исполнительные органы и Нацбанк; Гражданский кодекс говорит о том, что государство по своим обязательствам отвечает имуществом государственной казны, Закон ограничивает эту ответственность средствами республиканского бюджета; Гражданский кодекс стоит на принципе недопустимости одностороннего изменения условий договоров займа, Закон о государственном заимствовании ограничивает ответственность государства-заемщика средствами, предусмотренными в бюджете, дает государству возможность провести фактическую конверсию займа.

   Таким образом, государство в свое правовом регулировании отношений государственного займа довольно осознано отошло от Гражданского кодекса и перевело это регулирование на Закон о государственном заимствовании. Это свидетельствует о том, что отношения государственного займа, будучи по своей экономической природе финансовыми, требуют не гражданско-правового, а финансово-правового регулирования. В равной мере – договор государственного займа является не гражданско-правовым, а финансово-правовым договором. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение. 

   Государственный заем - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.

   В отношении других государств Республика Казахстан может выступать как  должником, так и кредитором. В  правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

   Взятые  в займы денежные средства у населения,  хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь  в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.

   Источником  погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

   Реальная  доходность облигаций эмитента определяется курсовой разницей, которая зависит  от многих причин, в том числе  от величины номинального процента по облигациям, насыщенности рынка ценными бумагами, от состояния хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения правительству.

   К государственным займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они  выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а также  органам государственной власти и управления за счет бюджетных средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях срочности, платности и возвратности. В государственной экономической деятельности  все время возникает необходимость оказывать финансовую помощь для налаживания стабильной деятельности тех предприятий и отраслей промышленности, в которых государство заинтересованно и по этому  использование казначейской ссуды в дальнейшем не исключено. Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для государства экономических или властных структур.

   Иногда  правительство может гарантировать  безусловное погашение займа, выпущенного  нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты процентов по нему. Здесь правительство несет гарантированную ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого случая эмиссии нижестоящими государственными органами или отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством финансов или Правительством Республики Казахстан. Если эмитентом является не государственная, а коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых ею денежных обязательств независимо от их названия - ценные это бумаги или нет, государство ответственности не несет, даже если на деятельность этих коммерческих структур Центральным Банком Республики Казахстан выдана лицензия. В этом случае лицензия только удостоверяет, что данная коммерческая финансовая или хозяйствующая структура получила разрешение на выпуск таких обязательств и государством проверены порядок ее образования, величина уставного капитала, наличие резервных фондов, что является гарантией выплат по ценным бумага, но не более.

Информация о работе Государственный заем в Республике Казахстан