Государственный заем в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 06:45, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе на тему: «Государственный заем в Республике Казахстан» раскрываются сущность и признаки государственного заимствования, как процесса, в котором, субъектами кредитного правоотношения выступают: с одной стороны Национальный Банк Республики Казахстан, Правительство или местный исполнительный орган Республики Казахстан, с другой – национальные юридические лица и граждане, иностранные государства, международные финансовые учреждения, иностранные юридические лица и граждане. Указываются основные отличия государственных займов от налогов, анализируются их преимущества и соотношение, как основных разновидностей доходов бюджета государства. Дается подробная классификационная таблица видов и форм государственного заимствования, их детальное описание, указываются различия. Раскрывается значение таких понятий как «общегосударственные и местные заимствования», «государственный долг», «конверсия», «гарантии государственного заимствования». Анализируется правовая природа договоров государственного заимствования.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения. Список, использованной в процессе изучения тематики, литературы прилагается.

Содержание

Введение ................................................................................................................. 3 – 4
Глава 1. Сущность государственного заимствования.
Понятие государственного заимствования и его признаки……….. 5 – 7
Соотношение государственного займа и налога…………………… 7 – 9

Глава 2. Виды и формы государственного заимствования.
2.1. Классификация видов и форм государственного заимствования…. 9 – 15
2.2. Общегосударственные заимствования………………………………16 – 20
2.3. Местные государственные заимствования…………………………. 20 – 23
Глава 3. Правовая природа договоров государственного заимствования.
3.1. Государственный долг………………………………………………………. 23 – 27
3.2. Гарантированные государством заимствование и долг ………………….. 28 – 32
3.3. Договоры государственного заимствования………………………………. 32 – 34
Заключение ………………………………………………………………………. 35 – 36
Список литературы……………………………………………………………….. 37

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

   Предложения Министерства финансов по распределению  совокупного лимита заимствования  по местным исполнительным органам  формируется на основании анализа  займов местных исполнительных органов, основных фактических и прогнозных макроэкономических показателей и ограничений для каждого из местных исполнительных органов в сроки осуществления ежегодной подготовки интегрированной оценки и прогноза на предстоящий десятилетний период государственного и гарантированного государством заимствования и долга.

   Определение лимита заимствования местными исполнительными  органами для финансирования региональных инвестиционных программ производится Министерством финансов на базе оценки динамики изменения объемов и  структуры накопленного ими долга, потоков поступления средств, погашения и обслуживания действующих займов по отношению к динамике доходной части местного бюджета с учетом заданных пропорций и ограничений, прогнозируемого изменения ставок вознаграждения, курсов валют займов местных исполнительных органов.

   Для проведения расчетов по определению  предельно допустимого объема заимствования  местными исполнительными органами в Министерстве финансов формируется  и ведется база данных по займам местных исполнительных органов, включающая информацию по условиям всех займов местных исполнительных органов, графикам и фактическим показателям освоения, погашения и обслуживания займов.

   Местные исполнительные органы обеспечивают представление  в Министерство финансов всей необходимой информации, данных по прогнозам освоения, подписания новых займов в текущем году, а также прогнозируемым объемам доходов местного бюджета в течение последующих пяти лет.

   При расчетах предельно допустимого  объема заимствования местными исполнительными  органами учитывается объем фактически неисполненных в прошедшем году обязательств местного бюджета по возврату в республиканский бюджет средств, полученных из специального резерва Правительства Республики Казахстан.

   При определении лимита заимствования  местного исполнительного органа для финансирования региональных инвестиционных программ используются следующие ограничения:

  1. лимит заимствования местного исполнительного органа на соответствующий финансовый год не должен превышать 10% доходов местного бюджета на этот год;
  2. лимит долга местного исполнительного органа не должен превышать 25% доходов местного бюджета на соответствующий финансовый год;
  3. объем  расходов на погашение и обслуживание долга местного исполнительного органа не должен превышать 10% доходов местного бюджета на соответствующий финансовый год.

   В пределах утвержденного лимита заимствования  местный исполнительный орган может  осуществлять привлечение заемных  средств:

   1) у юридических и физических  лиц для финансирования региональных  инвестиционных программ, согласованных с Правительством Республики Казахстан;

   2) у республиканского бюджета за  счет специального резерва, предусмотренного  в составе резерва Правительства  Республики Казахстан на соответствующий   финансовый год;

   3) у республиканского бюджета на финансирование инвестиционных программ, утвержденных в Законе о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

   Заимствования местных исполнительных органов  осуществляется в форме договоров (соглашений) займа или выпуска  ценных бумаг местных исполнительных органов.

   В соответствии с Правилами осуществления  правительственного заимствования  и заимствования местными исполнительными  органами Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан, местный исполнительный орган определяет региональные инвестиционные программы, подлежащие приоритетной реализации за счет средств займов местного исполнительного органа. По каждой региональной инвестиционной программе местным исполнительным органам осуществляется подготовка необходимой технико-экономической документации, расчетов и обоснований, которые направляются для рассмотрения целесообразности реализации программы за счет заимствуемых средств в соответствующий местный представительный орган. Программы, имеющие положительное решение, направляются на рассмотрение в Министерство экономики. При положительном заключении Министерства экономики, региональная инвестиционная программа согласовывается с Правительством Республики Казахстан, что обеспечивает рациональность и эффективность  использования денежных средств.  
 

   Глава 3. Правовая природа  договоров государственного заимствования. 

   3.1. Государственный долг. 

   Заимствование, давая государству определенные денежные средства, оборачиваются государственным  долгом.

   В соответствии с Законом о государственном заимствовании государственный долг – это сумма полученных и непогашенных государственных займов на определенную дату.

   Государственный долг Республики Казахстан включает в себя долги Правительства, Нацбанка и местных исполнительных органов.

   Закон о государственном заимствовании  определяет долг Национального банка  Республики Казахстан, а Закон «О бюджетной системе» - долг местного исполнительного органа. Закон о  государственном заимствовании  отдельно говорит о сумме основного  долга, под которым понимается «подлежащая погашению сумма полученного и невозвращенного кредитору займа без учета начисляемых по ней сумм вознаграждения (интереса), комиссионных и штрафов».

   Таким образом, государственный долг –  это сумма денежных средств, подлежащая выплате государством заимодателям и включающая в себя сумму:        а) полученных и непогашенных государственных займов на определенную дату (сумма основного долга); б) начисленных по займам вознаграждений (интереса); в) комиссионных, связанных с размещением и погашением займов; г) пени, начисленных за просрочку возврата суммы государственного займа, которые начисляются сверху установленного вознаграждений, а также штрафов, начисленных за ненадлежащее исполнение государством своих обязательств по государственному займу, при условии, что эти пени и штрафы предусмотрены условиями размещения государственного займа или договором государственного займа.

   Государственный долг подразделяют на внутренний и  внешний, а также на валовый внешний  долг.

   Внутренний  государственный долг – это составная часть государственного долга по внутренним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов и Национального Банка Республики Казахстан перед кредиторами-резидентами Республики Казахстан, внешний государственный долг – перед кредиторами нерезидентами Республики Казахстан.

   Гарантированный государственный внешний долг –  сумма освоенный и непогашенных негосударственных внешних займов на определенную дату, имеющих государственную гарантию Республики Казахстан.

   Валовый внешний долг – это сумма на определенную дату полученных и непогашенных государственных и негосударственных внешних займов, а также долговых обязательств резидентов Республики Казахстан по контрактам с нерезидентами Республики Казахстан. Эта категория носит учетный характер. Учет валового внешнего долга необходим государству с точки зрения определения параметров своей финансовой политики, т.к. внешний долг даже негосударственного субъекта приводит к утечке из страны валютных ценностей.

   Одним из критериев определения объемов  государственного заимствования  выступает  лимит государственного долга.

   Лимит государственного долга – это  предельная величина долговых обязательств Республики Казахстан по всем видам государственных заимствований – долг Правительства, местных исполнительных органов, Нацбанка.

   Лимит правительственного долга – это  планируемая в республиканском  бюджете на соответствующий год  фиксированная сумма полученных и непогашенных правительственных займов, которую не должен превышать фактический долг Правительства Республики Казахстан на конец финансового года. Аналогично определение лимита долга местных исполнительных органов и Национального Банка Республики Казахстан. Лимит внешнего долга Нацбанка устанавливается на уровне не более 50% его чистых золотовалютных активов, кроме случаев привлечения этим Банком программных займов от  международных финансовых организаций.

   Все государственные займы и , соответственно, долги подлежат регистрации и учету в Министерстве финансов Республики Казахстан.

   Погашение и обслуживание правительственного долга осуществляется Министерством  финансов, национального банка –  самим Нацбанком, местных исполнительных органов через банки второго  уровня.

   При этом погашение долга – это возврат заемщиком полученных сумм займов в установленном договорами  с кредиторами порядке, выполнение в установленном порядке других составляющих долг обязательств.

   Обслуживание  долга – это совокупные выплаты  в определенном периоде времени  вознаграждения, комиссионных, штрафов и иных платежей, вытекающих из условий заимствования.

   Государственный долг считается погашенным при возврате суммы основного долга и выплате  в полном объеме платежей по обслуживанию долга.

   Закон о государственном заимствовании устанавливает, что Правительство Республики Казахстан, Национальный Банк и местные исполнительные органы имеют право досрочного погашения обязательств по договору о займе, досрочного выкупа государственных эмиссионных ценных бумаг, если это предусмотрено условиями такого договора, условиями выпуска таких бумаг.

   Управление  государственным долгом включает себя:

   1) ежегодную оценку состояния и  прогноза на предстоящий десятилетний  период государственного и гарантированного  государством заимствования и  долга, с определением в ней показателей, в соответствии с которыми устанавливаются объемы погашения и обслуживания долга, лимиты правительственного долга и долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий.

   Подготовка  этого документа осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан совместно с Национальным Банком и уполномоченным на разработку Программы государственных инвестиций государственным органом на основе долгосрочного прогноза экономического развития страны, объемов и структуры накопленного государственного и гарантированного государством долга, прогнозов изменений на рынках ссудного капитала. Под рынком ссудного капитала понимается система экономических отношений, обеспечивающих аккумуляцию свободных денег, превращение их в ссудный капитал и его перераспределение между участниками процесса воспроизводства, осуществляющих свою деятельность в разных странах. Ссудный капитал – это денежный капитал, предоставляемый на условиях возвратности за плату в виде вознаграждения;

   2) осуществляемое Министерством финансов  Республики Казахстан определение  объемов, форм и условий заимствования  Правительством Республики Казахстан,  лимитов и объемов погашения  и обслуживания правительственного  долга, лимитов заимствования  и долга местных исполнительных органов, утверждаемых в республиканском и местных бюджетах на соответствующий год. По займам Национального Банка Республики Казахстан эти процедуры осуществляются самим Национальным Банком;

   3) регистрацию Министерством финансов  Республики Казахстан займов Правительства Республики Казахстан, Национального Банка и местных исполнительных органов, контроль и мониторинг условий правительственных займов, займов местных исполнительных органов и их изменений;

   4) осуществляемый Министерством финансов Республики Казахстан контроль и мониторинг получения, погашения и обслуживания займов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, государственного долга Республики Казахстан;

   5) подготовку, реализацию мероприятий  по оптимизации структуры долга,  в том числе по государственным ценным бумагам, по реструктуризации государственного долга, управлению рисками государственного заимствования.

   Договор госзайма, должен быть исполнен заемщиком  на тех условиях, на которых этот договор был заключен. От того, насколько государство добросовестно и аккуратно в качестве исполнителя условий государственного займа, зависит реализация будущих займов. Поэтому в принципе любое государство дорожит своей репутацией в качестве должника. В связи с этим Закон о государственном заимствовании особо оговаривает, обязательства государства перед кредиторами. Еще больше осторожности проявляет государство в отношении иностранных кредиторов по госзаймам. Так, Закон о государственном заимствовании устанавливает, что иностранным кредиторам, чьим интересам в Республике Казахстан был причинен ущерб в результате войны или другого вооруженного конфликта, революции, чрезвычайного положения, гражданских столкновении или подобных обстоятельств, а также в связи с принятием незаконных нормативных правовых актов и судебных решений или осуществлением незаконных действий должностными лицами государственных органов, предоставляется режим не менее благоприятный, чем применяемый в отношении юридических и физических лиц Республики Казахстан при возмещении ущерба, понесенного ими в результате аналогичных событий и действий, и выплате компенсаций.

Информация о работе Государственный заем в Республике Казахстан