Государственный заем в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 06:45, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе на тему: «Государственный заем в Республике Казахстан» раскрываются сущность и признаки государственного заимствования, как процесса, в котором, субъектами кредитного правоотношения выступают: с одной стороны Национальный Банк Республики Казахстан, Правительство или местный исполнительный орган Республики Казахстан, с другой – национальные юридические лица и граждане, иностранные государства, международные финансовые учреждения, иностранные юридические лица и граждане. Указываются основные отличия государственных займов от налогов, анализируются их преимущества и соотношение, как основных разновидностей доходов бюджета государства. Дается подробная классификационная таблица видов и форм государственного заимствования, их детальное описание, указываются различия. Раскрывается значение таких понятий как «общегосударственные и местные заимствования», «государственный долг», «конверсия», «гарантии государственного заимствования». Анализируется правовая природа договоров государственного заимствования.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения. Список, использованной в процессе изучения тематики, литературы прилагается.

Содержание

Введение ................................................................................................................. 3 – 4
Глава 1. Сущность государственного заимствования.
Понятие государственного заимствования и его признаки……….. 5 – 7
Соотношение государственного займа и налога…………………… 7 – 9

Глава 2. Виды и формы государственного заимствования.
2.1. Классификация видов и форм государственного заимствования…. 9 – 15
2.2. Общегосударственные заимствования………………………………16 – 20
2.3. Местные государственные заимствования…………………………. 20 – 23
Глава 3. Правовая природа договоров государственного заимствования.
3.1. Государственный долг………………………………………………………. 23 – 27
3.2. Гарантированные государством заимствование и долг ………………….. 28 – 32
3.3. Договоры государственного заимствования………………………………. 32 – 34
Заключение ………………………………………………………………………. 35 – 36
Список литературы……………………………………………………………….. 37

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

   Порядок проведения переговоров, подписания договоров (соглашений) о займе Правительства  Республики Казахстан, порядок выпуска, размещения, обращения, погашения и  обслуживания государственных эмиссионных ценных бумаг, эмитируемых от его имени, устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

   Привлечение займов от имени Правительства Республики Казахстан осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан на основании решения Правительства Республики Казахстан по каждому отдельному договору (соглашению) о займе или виду государственных эмиссионных ценных бумаг.

   Эмитентом государственных ценных бумаг Правительства  республики Казахстан является Министерство финансов Республики Казахстан, которое определяет объемы, сроки и условия каждой эмиссии таких государственных ценных бумаг.

   Заимствование Правительством Республики Казахстан  осуществляется на основе: 1) установления финансовых границ заимствования; 2) определения  инвестиционных приоритетов заимствования; 3) формирования перечня предполагаемых правительственных займов.

   Установление  финансовых границ заимствования включает в себя следующие процедуры: 1) ежегодную  разработку прогноза макроэкономических показателей на десятилетний период; 2) исходя из этих показателей, ежегодную оценку состояния и прогноза на предстоящий десятилетний период правительственного заимствования и долга; 3) определение на этой основе допустимого уровня правительственного долга, допустимых объемов его погашения и обслуживания на планируемый год.

   Определение инвестиционных приоритетов заимствования  включает в себя следующие процедуры: 1) ежегодное формирование и представление  на утверждение Правительства Республики Казахстан инвестиционных приоритетов государственного заимствования; 2) проведение центральными и местными исполнительными органами мероприятий, связанных с подготовкой, отбором, экспертизой проектов, предполагаемых для включения в Программу государственных инвестиций; 3) формирование базы данных и осуществление  кодификации проектов, предполагаемых для включения в эту Программу, проведение экономической оценки этих проектов, формирование Программы перечня проектов, предлагаемых к финансированию за счет займов Правительства Республики Казахстан.

   Формирование  перечня предполагаемых правительственных  займов, привлекаемых для финансирования дефицита республиканского бюджета  на соответствующий финансовый год, включает в себя определение: 1) перечня  и годовых объемов поступления  средств действующих внешних займов;                       2) предполагаемого перечня и годовых объемов поступления средств и готовящихся к подписанию программных и инвестиционных внешних займов, исходя из степени их готовности, уровня накопленного остатка внешнего долга Правительства Республики Казахстан и перспектив взаимодействия с международными финансовыми организациями и правительствами стран-доноров официальной помощи развитию, другим внешним кредиторам; 3) предполагаемых финансовых инструментов и объемов внутреннего заимствования, исходя из анализа финансирования дефицита республиканского бюджета за счет внешних источников, накопленного остатка внутреннего долга и конъюнктуры внутреннего рынка ссудного капитала; 4) иных предполагаемых источников и инструментов заимствования для финансирования дефицита бюджета, включая размещение государственных эмиссионных ценных бумаг на международных рынках капитала.

   С учетом финансовых границ заимствования  и перечня предполагаемых правительственных  займов Министерство финансов осуществляет прогнозные расчеты финансирования заданного дефицита республиканского бюджета по предполагаемых источникам и инструментам, на их основе рассчитывает объемы средств, направляемых на погашение и обслуживание правительственного долга, лимит правительственного долга на планируемый год и направляет эти предложения в Бюджетную комиссию по формированию проекта республиканского бюджета.

   В конечном счете, государственные заимствования Правительства Республики Казахстан ограничиваются установленными Законом о республиканском бюджете на соответствующий год лимитом правительственного долга и объемом 

средств, направляемых на обслуживание правительственного долга.

   Для подготовки решения Правительства  Республики Казахстан о привлечении  в рамках исполнения Закона о республиканском бюджете на соответствующий год конкретного правительственного займа Министерством финансов с привлечением заинтересованных министерств и организаций осуществляется:

    1. изучение конъюнктуры рынка ссудного капитала и оценки возможностей заимствования;
    2. анализ финансовых характеристик проекта, предполагаемого к финансированию за счет новых правительственных займов на соответствующий год;
    3. подготовка предложений по финансированию проекта исходя из имеющихся возможностей;
    4. подготовка предложений по схеме финансирования проекта с привлечением правительственного займа (форма займа, кредиторы, органы представляющие государство в качестве заемщика, финансовые (бюджетные) ограничения по займу и т. д.);
    5. подготовка предложения для Правительства по финансированию проекта.

   Правительство Республики Казахстан на основании  предложений Министерства финансов принимает решение о привлечении  правительственного займа. В решении  Правительства устанавливаются  форма осуществления заимствования  и его объемы, состав и полномочия государственных органов и официальных лиц – участников переговоров от имени Республики Казахстан, порядок проведения переговоров и подписания, связанных с займом документов.

   При заимствовании Правительством Республики Казахстан в форме заключения договора (соглашения) о займе подготовка включает в себя:

    1. организацию и проведение переговоров с кредиторами по предлагаемому к финансированию проекту, предполагаемым условиям займа;
    2. оценку приемлемости условий и соответствия их бюджетным ограничениям;
    3. подготовку проекта договора (соглашения) о займе и сопутствующих документов;
    4. подготовку и оформление документов, регулирующих отношения по использованию средств займа, обеспечения его погашения и обслуживания, взаимоотношения Министерства финансов с заемщиками, организациями, осуществляющими учет и обслуживание обязательств по займу (финансовыми агентами).

   При заимствовании Правительством Республики Казахстан в форме выпуска  государственных ценных бумаг на международном рынке капиталов  подготовка включает в себя:

  1. организацию и проведение мероприятий по определению рынков и партнеров выпуска государственных эмиссионных ценных бумаг;
  2. подготовку необходимой документации в соответствии с установленными для такой сделки требованиями.

   При заимствовании Правительством Республики Казахстан в форме выпуска государственных эмиссионных ценных бумаг на внутреннем рынке капиталов Правительством утверждаются правила выпуска, размещения, погашения и обслуживания таких ценных бумаг.

   Согласование  документации по правительственному займу осуществляется заинтересованными государственными органами. Министерством юстиции Республики Казахстан проводится правовая экспертиза документов по займу, результаты которой оформляются соответствующим заключением.

   Подписание  оформленного проекта договора (соглашения) о займе осуществляется в соответствии с решением Правительства Республики Казахстан.

   Договор о займе подлежит ратификации  Парламентом Республики Казахстан.

   После заключения договора внешнего правительственного займа или подписания документов по эмиссии государственных ценных бумаг на внешних рынках капитала Министерством юстиции оформляется юридическое заключение о соответствии займа законодательным актам Республики Казахстан.

   Подписанные договоры о займе подлежат регистрации  Министерством финансов в реестре правительственных долговых обязательств.

   Средства, полученные по правительственным займам Республики Казахстан, зачисляются в республиканский бюджет и используются в порядке его исполнения в соответствии с Законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий год.

   Министерство  финансов осуществляет учет получения  средств правительственных займов, а Министерство экономики – контролирует реализацию проектов на основании информации, представляемой в обязательном порядке исполнительными агентами по займам (конечными заемщиками, финансовыми агентами, администраторами бюджетных программ), а также информации, полученной от кредиторов.

   Обслуживание  и погашение правительственных  займов осуществляется за счет средств республиканского бюджета в порядке ежегодного его формирования и исполнения.

   Министерство  финансов Республики Казахстан осуществляет мониторинг платежей по погашению и  обслуживанию правительственных займов на основании данных кредиторов и  финансовых агентов Министерства финансов. 
 

   2.3. Местные государственные  заимствования. 

   Местные государственные заимствования  в Казахстане именуются «заимствования местных исполнительных  органов», где в качестве заемщика выступают  Акимы областей, городов Астаны и  Алматы.

   Государственное заимствование местными исполнительными органами осуществляется в целях покрытия дефицита местного бюджета, связанного с финансированием региональных инвестиционных программ.

   Местный представительный орган принимает  решение о необходимости и  условиях привлечения займов местным исполнительным органом.

   В свою очередь местный исполнительный орган:

  1. вносит в представительный орган предложения о необходимости привлечения займов на покрытие дефицита местного бюджета;
  2. проводит переговоры, согласование, оформление и подписание займов местного исполнительного органа, выпускает государственные эмиссионные ценные бумаги;
  3. по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан определяет банки второго уровня, привлекаемые для обслуживания внешних займов местного исполнительного органа;
  4. в порядке исполнения местного бюджета получает и использует средства займов местного исполнительного органа, погашает и обслуживает такие займы;
  5. регистрирует займы местного исполнительного органа и осуществляет мониторинг и управление долгом местного исполнительного органа;
  6. вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по вопросам заимствования местными исполнительными органами, управления государственным долгом и долгом местных исполнительных органов;

   Местные заимствования не могут быть безграничными, так как погашение вызванных  этим заимствованием долговых обязательств может создать такую нагрузку на местный бюджет, с которой он окажется не в состоянии справиться. Поэтому государство устанавливает определенные ограничения.

   Так, заимствование местным исполнительным органом ограничивается утвержденными  лимитами заимствования и долга  местного исполнительного органа и  объемом средств местного бюджета, направляемых на погашение и обслуживание долга местного исполнительного органа. Определение лимита заимствования местного исполнительного органа в пределах совокупного лимита заимствования по местным исполнительным органам и лимита долга местного исполнительного органа на соответствующий финансовый год осуществляется Министерством финансов и местными исполнительными органами в процессе формирования проектов республиканского и местных бюджетов.

   Лимит заимствования местного исполнительного  органа – устанавливаемый в местном  бюджете на соответствующий год предельный объем привлечения местным исполнительным органом новых займов на принятых в установленных Правительством Республики Казахстан порядке, условиях и ограничениях.

   Лимит заимствования местного исполнительного  органа определяется на базе совокупного лимита заимствования местными исполнительными органами.

   Совокупный  лимит заимствования местными исполнительными  органами, утверждаемый ежегодным Законом о республиканском бюджете на соответствующий год, включает в себя:

    1. объем средств, предусмотренных для кредитования местных бюджетов из республиканского бюджета в рамках утвержденных инвестиционных программ, а также средств кредитования нижестоящих бюджетов из специального резерва Правительства Республики Казахстан;
    2. величину предельно допустимого объема заимствования местными исполнительными органами у юридических и физических лиц для финансирования региональных инвестиционных программ, согласованных с Правительством Республики Казахстан.

   Распределение совокупного лимита заимствования  по местным исполнительным органам осуществляется бюджетной комиссией, образуемой Президентом Республики Казахстан, при подготовке проекта республиканского бюджета на основании предложений Министерства финансов и наряду с другими бюджетными показателями на соответствующий год утверждается Правительством Республики Казахстан.

Информация о работе Государственный заем в Республике Казахстан