Государственный заем в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 06:45, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе на тему: «Государственный заем в Республике Казахстан» раскрываются сущность и признаки государственного заимствования, как процесса, в котором, субъектами кредитного правоотношения выступают: с одной стороны Национальный Банк Республики Казахстан, Правительство или местный исполнительный орган Республики Казахстан, с другой – национальные юридические лица и граждане, иностранные государства, международные финансовые учреждения, иностранные юридические лица и граждане. Указываются основные отличия государственных займов от налогов, анализируются их преимущества и соотношение, как основных разновидностей доходов бюджета государства. Дается подробная классификационная таблица видов и форм государственного заимствования, их детальное описание, указываются различия. Раскрывается значение таких понятий как «общегосударственные и местные заимствования», «государственный долг», «конверсия», «гарантии государственного заимствования». Анализируется правовая природа договоров государственного заимствования.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения. Список, использованной в процессе изучения тематики, литературы прилагается.

Содержание

Введение ................................................................................................................. 3 – 4
Глава 1. Сущность государственного заимствования.
Понятие государственного заимствования и его признаки……….. 5 – 7
Соотношение государственного займа и налога…………………… 7 – 9

Глава 2. Виды и формы государственного заимствования.
2.1. Классификация видов и форм государственного заимствования…. 9 – 15
2.2. Общегосударственные заимствования………………………………16 – 20
2.3. Местные государственные заимствования…………………………. 20 – 23
Глава 3. Правовая природа договоров государственного заимствования.
3.1. Государственный долг………………………………………………………. 23 – 27
3.2. Гарантированные государством заимствование и долг ………………….. 28 – 32
3.3. Договоры государственного заимствования………………………………. 32 – 34
Заключение ………………………………………………………………………. 35 – 36
Список литературы……………………………………………………………….. 37

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

   1.2. Соотношение государственного  займа и налога. 

   Для выяснения сущности государственного заимствования важное значение имеет вопрос о назначении этого кредита.

   В настоящее время государственное  заимствование увязывают исключительно  с дефицитом бюджета, рассматривая заем как способ покрытия этого дефицита (т.е. как метод сбалансирования  бюджета). Это нашло свое отображение и в бюджетном законодательстве Республики Казахстан, где денежные средства, полученные в результате размещения государственных займов, не рассматриваются в качестве доходов бюджета (и даже поступлений в бюджет), а погашение долга по этому займу – не признаются расходами бюджета.

     Государственное заимствование имеет своим назначением обеспечение государства денежными средствами, необходимыми для финансирования государственных (обычно бюджетных) расходов, которое государство не считает целесообразным сократить и поэтому не укладывается в доходы, собираемые с помощью своих других, обычных источников (в первую очередь, налогов и других обязательных платежей).

   Доходы, полученные посредством размещения государственных займов, для современных  государств являются вторым после налогов методом финансирования государственных расходов. Основное отличие государственных займов от налогов заключается в следующем:

    1. Займы носят возвратный характер, налоги – безвозвратный, так как опосредуют одностороннее движение стоимости в денежной форме от плательщика к государству, не сопряженное обязательством государства вернуть эту стоимость.
    2. Займы носят возмездный характер – за них надо платить. Налоги же не обусловлены никаким встречным обязательством со стороны государства.
    3. Налоги являются безусловным и постоянным доходом государства, займы выступают условным и временным его доходом. Получив сумму займа, государство лишь на этот момент увеличивает сумму своего бюджета. При погашении займа государство теряет денег больше, чем когда-то получило.

   С этой точки зрения налоги вроде бы выгодней государству – их не надо возвращать, они представляют собой  чистый доход государства. Займы  же надо возвращать, причем с процентами (вознаграждениями – по терминологии, принятой законодательством Казахстана).

    1. Государственные займы носят добровольный характер, налоги – принудительный.
    2. При взимании налога происходит видимое уменьшение доходов налогоплательщиков либо прямая утрата своих денежных средств, передаваемых государству при самостоятельной уплате налога. Это порождает негативное отношение плательщиков к налогообложению и стремление уклониться от уплаты налога. При размещении государственных займов видимого уменьшения доходов либо денежных средств заимодателей не происходит. Более того, отдавая деньги государству, они пребывают в уверенности, что выгодно разместили свой капитал, обеспечили ему сохранность и, даже, будут получать с него доходы.

   Если  иметь в виду два последних  признака, то государственные займы, напротив, имеют бесспорное преимущество перед налогами. Налоги приходится собирать силой, и для этого государство вынуждено: а) путем издания правового акта предельно тщательно описывать все  элементы налога – объект налогообложения, ставки налога, порядок его уплаты; б) содержать специальную службу, отслеживающую выплаты налогоплательщиками своих финансовых обязательств перед государством; в) в случае уклонения от уплаты налога принимать меры по принудительному взиманию и привлечению виновных к ответственности.

   По  вопросу соотношения государственных займов с налогами существует несколько теорий:

  1. Классическая теория – займы и налоги представляют собой противоположные методы аккумуляции государственных денежных средств.
  2. Теория ассимиляции займа и налога исходит из того, что их отличия не носят столь существенного характера: то и другое с экономической точки зрения представляет собой разновидность государственного дохода; юридическое  принуждение, свойственное налогу, заменяется психологическим принуждением, свойственным займу; и условия налогообложения, и условия займов устанавливается государством в одностороннем без всякого участия со стороны плательщиков; возвратность займа носит условный характер, поскольку инфляционные процессы, девальвация валюты и рост национального дохода автоматически снижает давление займов на государственные финансы.
  3. Смысл теории перераспределения заключается в ответе на вопрос: за счет чего погашать долг, возникший в результате государственных заимствований? Этот долг – а в его состав входит основная сумма займа и проценты за его использование – можно погасить за счет новых займов. Поскольку сумма долга больше суммы самого займа, то новый заем должен быть крупнее старого. Естественно, что до бесконечности такое наращивание долгов продолжаться не может и единственной возможностью, которой обладает государство, чтобы рассчитаться со своими кредитными обязательствами, это использовать свой чистый доход – налоги. В итоге за долги государства перед заимодателями рассчитываются налогоплательщики, то есть в конечном счете займы в будущем превращаются в налоги.
  4. Заем – стимулятор экономики. Применение государственных займов в период инфляции приносит пользу, т.к. они снижают покупательскую способность населения, т. е. выпуск займа будет иметь дефляционный результат.
 
 

Глава 2. Виды и формы государственного заимствования. 

2.1. Классификация видов  и форм государственного  заимствования. 

   Основным  видом государственного заимствования  является государственный заем.

   Закон о государственном заимствовании  раскрывает понятия государственного и негосударственного займов.

   Государственный заем – это отношения займа, в  которых заемщиком выступает  Национальный Банк Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан  или местный исполнительный орган  Республики Казахстан.

   Давая классификацию видов государственных займов, Закон о государственном заимствовании устанавливает, что «государственные займы по отношению к заемщику подразделяются на: 1) займы Правительства Республики Казахстан; 2) займы Национального Банка Республики Казахстан; 3) займы местных исполнительных органов Республики Казахстан».

   Что же касается негосударственного займа, то Закон о внешнем заимствовании  определяет его следующим образом: «Негосударственный заем – это отношения  займа, в которых заемщиком выступает  резидент Республики Казахстан, за исключением Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов и Национального Банка Республики Казахстан».

   По  месту размещения государственные  займы подразделяются на: 1) внутренние; 2) внешние.

   В Казахстане основание деления займов на такие виды именуется «по рынкам ссудного капитала».

   Закон о государственном заимствовании  определяет внутренний заем как отношения  займа, в которых заимодателем выступает  резидент Республики Казахстан, а заемщиком  – Правительство республики Казахстан или резидент Республики Казахстан; внешний заем – это отношения займа, в которых заимодателем выступает нерезидент, а заемщиком – Правительство Республики Казахстан или резидент Республики Казахстан.

   Таким образом, в основе деления займов на внутренние и внешние лежит правовой статус заимодателя: является он резидентом или нерезидентом. При этом в соответствии с Законом о государственном заимствовании резидентами Республики Казахстан признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан с местом нахождения в Республике Казахстан, а также их филиалы и представительства, с местом нахождения в Республике Казахстан и за ее пределами. Понятия нерезидента Закон о государственном заимствовании не раскрывает. И видимо под ним следует понимать всех лиц, не попавших под определение понятия «резидент»

   В зависимости от субъекта заимствования (заемщика) государственные займы  подразделяются на: 1) общегосударственные; 2) местные.

   Заемщиком по общегосударственным займам выступает государство в целом. Денежные средства, полученные в результате размещения этих займов, поступают в республиканский бюджет. Он же выступает источником погашения этих займов. В соответствии с классификацией, предложенной Законом о государственном заимствовании, общегосударственные займы имеют два вида: займы Правительства Республики Казахстан и займы Национального Банка Республики Казахстан.

   Заемщиком по местным займам выступает соответствующая  административно-территориальная единица. Денежные средства, полученные от размещения таких займов, поступают в местный бюджет. Этот же бюджет выступает источником погашения данных займов. По законодательству Республики Казахстан местные государственные займы именуются «займы местных исполнительных органов». Закон «О бюджетной системе» конкретизирует фигуру заемщика по «займам местного исполнительного органа» - ими  выступают Акимы областей, городов Астаны и Алматы.

   По  сроку действия займы подразделяются на: 1) краткосрочные;                               2) среднесрочные;     3) долгосрочные.

     Временные критерии отнесения займа к тому или другому виду устанавливаются национальным законодательством. К краткосрочным займам относятся займы со сроком погашения до одного года, к среднесрочным – до пяти лет, к долгосрочным – свыше пяти лет.

   Законодательство  Республики Казахстан устанавливает  градацию по срокам их действия лишь в  отношении займов, осуществляемых в  форме эмиссии государственных  ценных бумаг. При этом государственные  эмиссионные ценные бумаги по сроку действия подразделяются на: 1) краткосрочные, со сроком обращения до 1 года; 2) среднесрочные, со сроком обращения от 1 до 10 лет;           3) долгосрочные, со сроком обращения свыше 10 лет.

   Также существуют бессрочные займы, называемые рентными, при которых заимодатели имеют право только на проценты, но не имеют права на возврат основной суммы займа. Для заимодателей такой заем выгоден тем, что обеспечивает их стабильным ежегодным доходом; для государства – тем, что не надо возвращать сумму самого займа.

   По  степени фиксированности сроков погашения займа они подразделяются на:   1) с правом заемщика на досрочное  погашение займа; 2) без права заемщика на досрочное погашение.

   По  способу размещения государственные  займы подразделяются на:                    1) свободнообращающиеся; 2) размещаемые по подписке; 3) принудительные.

   В Казахстане в настоящее время  и Гражданским кодексом и Законом  о государственном заимствовании  предусмотрено, что государственные  займы размещаются только на добровольной основе. Однако фактически имеет место и принудительное их размещение.

   По  обеспеченности долговых обязательств государства займы подразделяются на: 1) обеспеченные залогом определенного  государственного имущества;               2) основанные на доверии.

   Как правило, государственные займы основываются на доверии кредиторов к государству. При этом считается, что средством обеспечения служит все государственное имущество. Займы, обеспеченные залогом в виде определенного государственного имущества, применяются крайне редко, и то при внешних займах.

   По  предмету займа государственные  займы подразделяются на: 1) натуральные; 2) денежные.

   Гражданский кодекс предусматривает, что предметом  займа могут быть как деньги, так  и вещи, определенные родовыми признаками. В настоящее время все государственные займы являются только денежными, однако на определенных исторических этапах применялись и натуральные займы. Применялись и смешанные формы, когда кредит предоставлялся в виде вещей (например, зерна), а погашался деньгами, и наоборот.

   По  форме доходности государственные  займы делятся на: 1) процентные;           2) выигрышные; 3) с нулевым купоном; 4) облигации с опционом.

   По  процентным займам выплата кредитору  вознаграждения производится в виде процента от суммы займа. Такой процент бывает фиксированным, реже (особенно при внешних займах) «плавающим», где размер ставки колеблется в зависимости от  изменения рыночной ставки. Закон о государственном заимствовании определяет нефиксированную (плавающую) ставку как ставку вознаграждения (интереса) по кредитам, займам или доход по ценным бумагам с вознаграждением (интересом), подверженную изменениям в зависимости от рыночной конъюнктуры. При внешних государственных займах плавающая ставка обычно базируется на ставке «либор» (ставка процента при предложении кредитов в межбанковских операциях на Лондонской бирже).

   При выигрышных (лотерейных) займах, которые  обычно размещаются среди населения, вознаграждение выплачивается тем  заимодателям, чьи облигации оказались  в числе выигрышных в результате специально проведенного розыгрыша.

Информация о работе Государственный заем в Республике Казахстан