Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 06:45, курсовая работа
В данной курсовой работе на тему: «Государственный заем в Республике Казахстан» раскрываются сущность и признаки государственного заимствования, как процесса, в котором, субъектами кредитного правоотношения выступают: с одной стороны Национальный Банк Республики Казахстан, Правительство или местный исполнительный орган Республики Казахстан, с другой – национальные юридические лица и граждане, иностранные государства, международные финансовые учреждения, иностранные юридические лица и граждане. Указываются основные отличия государственных займов от налогов, анализируются их преимущества и соотношение, как основных разновидностей доходов бюджета государства. Дается подробная классификационная таблица видов и форм государственного заимствования, их детальное описание, указываются различия. Раскрывается значение таких понятий как «общегосударственные и местные заимствования», «государственный долг», «конверсия», «гарантии государственного заимствования». Анализируется правовая природа договоров государственного заимствования.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения. Список, использованной в процессе изучения тематики, литературы прилагается.
Введение ................................................................................................................. 3 – 4
Глава 1. Сущность государственного заимствования.
Понятие государственного заимствования и его признаки……….. 5 – 7
Соотношение государственного займа и налога…………………… 7 – 9
Глава 2. Виды и формы государственного заимствования.
2.1. Классификация видов и форм государственного заимствования…. 9 – 15
2.2. Общегосударственные заимствования………………………………16 – 20
2.3. Местные государственные заимствования…………………………. 20 – 23
Глава 3. Правовая природа договоров государственного заимствования.
3.1. Государственный долг………………………………………………………. 23 – 27
3.2. Гарантированные государством заимствование и долг ………………….. 28 – 32
3.3. Договоры государственного заимствования………………………………. 32 – 34
Заключение ………………………………………………………………………. 35 – 36
Список литературы……………………………………………………………….. 37
1.2.
Соотношение государственного
займа и налога.
Для выяснения сущности государственного заимствования важное значение имеет вопрос о назначении этого кредита.
В
настоящее время
Государственное заимствование имеет своим назначением обеспечение государства денежными средствами, необходимыми для финансирования государственных (обычно бюджетных) расходов, которое государство не считает целесообразным сократить и поэтому не укладывается в доходы, собираемые с помощью своих других, обычных источников (в первую очередь, налогов и других обязательных платежей).
Доходы, полученные посредством размещения государственных займов, для современных государств являются вторым после налогов методом финансирования государственных расходов. Основное отличие государственных займов от налогов заключается в следующем:
С этой точки зрения налоги вроде бы выгодней государству – их не надо возвращать, они представляют собой чистый доход государства. Займы же надо возвращать, причем с процентами (вознаграждениями – по терминологии, принятой законодательством Казахстана).
Если иметь в виду два последних признака, то государственные займы, напротив, имеют бесспорное преимущество перед налогами. Налоги приходится собирать силой, и для этого государство вынуждено: а) путем издания правового акта предельно тщательно описывать все элементы налога – объект налогообложения, ставки налога, порядок его уплаты; б) содержать специальную службу, отслеживающую выплаты налогоплательщиками своих финансовых обязательств перед государством; в) в случае уклонения от уплаты налога принимать меры по принудительному взиманию и привлечению виновных к ответственности.
По
вопросу соотношения
Глава
2. Виды и формы государственного
заимствования.
2.1.
Классификация видов
и форм государственного
заимствования.
Основным видом государственного заимствования является государственный заем.
Закон
о государственном
Государственный заем – это отношения займа, в которых заемщиком выступает Национальный Банк Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан или местный исполнительный орган Республики Казахстан.
Давая классификацию видов государственных займов, Закон о государственном заимствовании устанавливает, что «государственные займы по отношению к заемщику подразделяются на: 1) займы Правительства Республики Казахстан; 2) займы Национального Банка Республики Казахстан; 3) займы местных исполнительных органов Республики Казахстан».
Что же касается негосударственного займа, то Закон о внешнем заимствовании определяет его следующим образом: «Негосударственный заем – это отношения займа, в которых заемщиком выступает резидент Республики Казахстан, за исключением Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов и Национального Банка Республики Казахстан».
По месту размещения государственные займы подразделяются на: 1) внутренние; 2) внешние.
В Казахстане основание деления займов на такие виды именуется «по рынкам ссудного капитала».
Закон
о государственном
Таким образом, в основе деления займов на внутренние и внешние лежит правовой статус заимодателя: является он резидентом или нерезидентом. При этом в соответствии с Законом о государственном заимствовании резидентами Республики Казахстан признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан с местом нахождения в Республике Казахстан, а также их филиалы и представительства, с местом нахождения в Республике Казахстан и за ее пределами. Понятия нерезидента Закон о государственном заимствовании не раскрывает. И видимо под ним следует понимать всех лиц, не попавших под определение понятия «резидент»
В зависимости от субъекта заимствования (заемщика) государственные займы подразделяются на: 1) общегосударственные; 2) местные.
Заемщиком по общегосударственным займам выступает государство в целом. Денежные средства, полученные в результате размещения этих займов, поступают в республиканский бюджет. Он же выступает источником погашения этих займов. В соответствии с классификацией, предложенной Законом о государственном заимствовании, общегосударственные займы имеют два вида: займы Правительства Республики Казахстан и займы Национального Банка Республики Казахстан.
Заемщиком
по местным займам выступает соответствующая
административно-
По сроку действия займы подразделяются на: 1) краткосрочные; 2) среднесрочные; 3) долгосрочные.
Временные критерии отнесения займа к тому или другому виду устанавливаются национальным законодательством. К краткосрочным займам относятся займы со сроком погашения до одного года, к среднесрочным – до пяти лет, к долгосрочным – свыше пяти лет.
Законодательство Республики Казахстан устанавливает градацию по срокам их действия лишь в отношении займов, осуществляемых в форме эмиссии государственных ценных бумаг. При этом государственные эмиссионные ценные бумаги по сроку действия подразделяются на: 1) краткосрочные, со сроком обращения до 1 года; 2) среднесрочные, со сроком обращения от 1 до 10 лет; 3) долгосрочные, со сроком обращения свыше 10 лет.
Также существуют бессрочные займы, называемые рентными, при которых заимодатели имеют право только на проценты, но не имеют права на возврат основной суммы займа. Для заимодателей такой заем выгоден тем, что обеспечивает их стабильным ежегодным доходом; для государства – тем, что не надо возвращать сумму самого займа.
По
степени фиксированности сроков
погашения займа они
По способу размещения государственные займы подразделяются на: 1) свободнообращающиеся; 2) размещаемые по подписке; 3) принудительные.
В
Казахстане в настоящее время
и Гражданским кодексом и Законом
о государственном
По
обеспеченности долговых обязательств
государства займы
Как правило, государственные займы основываются на доверии кредиторов к государству. При этом считается, что средством обеспечения служит все государственное имущество. Займы, обеспеченные залогом в виде определенного государственного имущества, применяются крайне редко, и то при внешних займах.
По предмету займа государственные займы подразделяются на: 1) натуральные; 2) денежные.
Гражданский кодекс предусматривает, что предметом займа могут быть как деньги, так и вещи, определенные родовыми признаками. В настоящее время все государственные займы являются только денежными, однако на определенных исторических этапах применялись и натуральные займы. Применялись и смешанные формы, когда кредит предоставлялся в виде вещей (например, зерна), а погашался деньгами, и наоборот.
По форме доходности государственные займы делятся на: 1) процентные; 2) выигрышные; 3) с нулевым купоном; 4) облигации с опционом.
По процентным займам выплата кредитору вознаграждения производится в виде процента от суммы займа. Такой процент бывает фиксированным, реже (особенно при внешних займах) «плавающим», где размер ставки колеблется в зависимости от изменения рыночной ставки. Закон о государственном заимствовании определяет нефиксированную (плавающую) ставку как ставку вознаграждения (интереса) по кредитам, займам или доход по ценным бумагам с вознаграждением (интересом), подверженную изменениям в зависимости от рыночной конъюнктуры. При внешних государственных займах плавающая ставка обычно базируется на ставке «либор» (ставка процента при предложении кредитов в межбанковских операциях на Лондонской бирже).
При выигрышных (лотерейных) займах, которые обычно размещаются среди населения, вознаграждение выплачивается тем заимодателям, чьи облигации оказались в числе выигрышных в результате специально проведенного розыгрыша.
Информация о работе Государственный заем в Республике Казахстан