Государственный заем в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 06:45, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе на тему: «Государственный заем в Республике Казахстан» раскрываются сущность и признаки государственного заимствования, как процесса, в котором, субъектами кредитного правоотношения выступают: с одной стороны Национальный Банк Республики Казахстан, Правительство или местный исполнительный орган Республики Казахстан, с другой – национальные юридические лица и граждане, иностранные государства, международные финансовые учреждения, иностранные юридические лица и граждане. Указываются основные отличия государственных займов от налогов, анализируются их преимущества и соотношение, как основных разновидностей доходов бюджета государства. Дается подробная классификационная таблица видов и форм государственного заимствования, их детальное описание, указываются различия. Раскрывается значение таких понятий как «общегосударственные и местные заимствования», «государственный долг», «конверсия», «гарантии государственного заимствования». Анализируется правовая природа договоров государственного заимствования.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения. Список, использованной в процессе изучения тематики, литературы прилагается.

Содержание

Введение ................................................................................................................. 3 – 4
Глава 1. Сущность государственного заимствования.
Понятие государственного заимствования и его признаки……….. 5 – 7
Соотношение государственного займа и налога…………………… 7 – 9

Глава 2. Виды и формы государственного заимствования.
2.1. Классификация видов и форм государственного заимствования…. 9 – 15
2.2. Общегосударственные заимствования………………………………16 – 20
2.3. Местные государственные заимствования…………………………. 20 – 23
Глава 3. Правовая природа договоров государственного заимствования.
3.1. Государственный долг………………………………………………………. 23 – 27
3.2. Гарантированные государством заимствование и долг ………………….. 28 – 32
3.3. Договоры государственного заимствования………………………………. 32 – 34
Заключение ………………………………………………………………………. 35 – 36
Список литературы……………………………………………………………….. 37

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

   

   СОДЕРЖАНИЕ:  

   Введение .................................................................................................................  3 – 4 

   Глава 1. Сущность государственного заимствования.

    1. Понятие государственного заимствования и его признаки………..   5 – 7
    2. Соотношение государственного займа и налога……………………  7 – 9
 

    Глава 2. Виды и формы государственного заимствования.

          2.1. Классификация видов и форм  государственного заимствования….  9 – 15         

          2.2. Общегосударственные заимствования………………………………16 – 20

          2.3. Местные государственные заимствования…………………………. 20 – 23  

    Глава 3. Правовая природа договоров государственного заимствования.

    3.1. Государственный  долг………………………………………………………. 23 – 27

    3.2. Гарантированные  государством заимствование и долг ………………….. 28 – 32

    3.3. Договоры  государственного заимствования………………………………. 32 – 34   

    Заключение  ………………………………………………………………………. 35 – 36  

    Список литературы……………………………………………………………….. 37 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

   Введение. 

   Государственный заем является одной из разновидностей государственного кредита. Слово «кредит» (от латинского creditum – ссуда, долг, в свою очередь произошедшее от credere – верить) означает: «ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг».  Понятия «кредит», «заем», «долг» и «ссуда» зачастую используются в качестве однозначных, хотя для экономистов более характерно употребление термина «кредит», для юристов – «заем», договор банковского займа именуют «договор банковской ссуды», а обязательства, возникающие из полученного кредита (займа, ссуды), формируют собой понятие «долг», который включает в себя сумму займа, сумму вознаграждения (интереса – по терминологии, принятой в Казахстане, а по международной терминологии – процентов) и суммы пени и штрафов, за несвоевременный возврат займа и иные нарушения, связанные с исполнением заемного обязательства.

   С экономической точки зрения кредит представляет собой экономическое  отношение, опосредующее предоставление денег на условиях возвратности. С  точки зрения финансового права  кредитные отношения также выступают в качестве денежных отношений, поскольку кредитование как метод финансовой деятельности государства всегда осуществляется в денежной форме. Однако, согласно гражданского законодательства кредит (заем) может быть как денежным, так и натуральным. Речь не идет о возврате тех же самых денег или тех же самых вещей. Кредит – это не договор хранения определенных денежных или материальных ценностей. В равной мере с правовой точки зрения кредитное правоотношение – это не вещное, а обязательственное правоотношение. Согласно определению по договору займа,  содержащемуся в Гражданском кодексе, обязательство должника заключается не в возврате полученных от кредитора денежных знаков или вещей, что свойственно договору хранения, а в возврате такой же суммы денег или равного количества вещей такого же рода и качества.

   Государство в процессе своей финансовой деятельности широко использует кредит как метод  формирования своих доходов, и как  метод расходования своих денежных фондов. Таким образом, государственный кредит – это система кредитных отношений, в которых государство выступает в роли или заемщика, или заимодателя.

   Соответственно  этому выделяются две формы государственного кредита: государственное заимствование  и государственное кредитование.

   Государственное заимствование – это кредитное отношение, в котором государство выступает в качестве заемщика (должника).

   Государственное заимствование осуществляется главным  образом в форме государственных  займов. Государственный заем - это  урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан. Подобно всем кредитным отношениям, отношения государственного заимствования основаны на возвратности и срочности. В соответствии с законодательством Республики Казахстан они являются также добровольными и возмездными.

   В настоящее время государственный  заем регулируется Законом Республики Казахстан «О государственном и  гарантированном государством заимствовании  и долге» от 2 августа 1999 года. По этому закону государственный заем – это отношения займа, в которых заемщиком выступает Национальный Банк Республики Казахстан, Правительство или местный исполнительный орган Республики Казахстан.

   Закон о государственном заимствовании  предусматривает, что законодательство Республики Казахстан о государственном заимствовании и долге основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из норм Гражданского кодекса Республики, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов: Бюджетного кодекса Республики Казахстан, Правил исполнения республиканского и местных бюджетов, Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете» на текущий финансовый год, Закона Республики Казахстан «О внешнем заимствовании и управлении внешним долгом» и  др.

   Если  международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены  иные правила, чем те, которые предусмотрены  законодательством Республики Казахстан  о государственном заимствовании  и долге, то применяются правила  международного договора.

   В данной курсовой работе на тему: «Государственный заем в Республике Казахстан» раскрываются сущность и признаки государственного заимствования, как процесса, в котором, субъектами кредитного правоотношения выступают: с одной стороны Национальный Банк Республики Казахстан, Правительство или местный исполнительный орган Республики Казахстан, с другой – национальные юридические лица и граждане, иностранные государства, международные финансовые учреждения, иностранные юридические лица и граждане. Указываются основные отличия государственных займов от налогов, анализируются их преимущества и соотношение, как основных разновидностей доходов бюджета государства. Дается подробная классификационная таблица видов и форм государственного заимствования, их детальное описание, указываются различия. Раскрывается значение таких понятий как «общегосударственные и местные заимствования», «государственный долг», «конверсия», «гарантии государственного заимствования». Анализируется правовая природа договоров государственного заимствования.

   Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения. Список, использованной в  процессе изучения тематики, литературы прилагается.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1. Сущность государственного заимствования. 

   1.1. Понятие государственного  заимствования и его признаки. 

   Согласно  законодательству Республики Казахстан  заимствование это процесс, включающий в себя процедуры принятия решения  о необходимости привлечения  заемных средств, определения порядка и условий привлечения, использования, погашения и обслуживания займа, процедуры переговоров, обеспечения и гарантий исполнения обязательств, оформления и подписания соответствующих документов по займу, ратификацию договора займа (при государственном внешнем заимствовании), получение, использование средств займа,  погашение и обслуживание займа, включая процедуры учета, контроля и анализа исполнения обязательств сторонами.

   Государственное заимствование – это кредитное  отношение, в котором государство  выступает в качестве заемщика (должника).

   Государственное заимствование осуществляется главным образом в форме государственных займов. Средства, полученные посредством государственного займа, поступают в бюджет, входящий в состав казны государства.

   Заемщиком от лица государства выступает Национальный Банк Республики Казахстан, Правительство или местный исполнительный орган Республики Казахстан. Вторым субъектом отношения, возникающего при осуществлении государственного заимствования, выступает: при внутренних заимствованиях – национальные юридические лица и граждане; при внешних заимствованиях – иностранные государства, международные финансовые учреждения, иностранные юридические лица и граждане.

   Признаками  государственного заимствования, характеризующими его суть, является следующее:

   1) возвратность средств, полученных по государственному заимствованию.

   Этот  признак присущ любому кредитному отношению, при котором деньги совершают  «маятникообразное» движение, разделенное  по временной фазе: на первом этапе  они движутся от кредитора к должнику, на втором – от должника к кредитору. При государственном заимствовании деньги движутся от кредитора к государству, выступающему в роли заемщика, а затем – от  государства к кредиторам. При этом меняется  форма собственности на денежные средства: при размещении государственного займа деньги из частной собственности переходят в государственную, при погашении займа – из государственной в частную. Именно признаком возвратности кредитные отношения отличаются от большинства других видов денежных отношений с участием государства: налоговых отношений, бюджетного финансирования, взимания неустоек и штрафов, дарения и завещания денег государству, при производстве страховой выплаты за счет государственных денежных фондов и т.п. В таких отношениях деньги имеют одностороннее движение.

   2) возмездность государственного заимствования.

   Безвозмездными  могут быть отношения государственного займа лишь в том случае, если заем носит принудительный характер в чрезвычайных экстраординарных случаях. Что касается государственного заимствования, применяемого в нормальных условиях, то оно всегда носит возмездный характер.

   Формы возмездности многообразны. Плата за предоставление кредита именуется  процентами, поскольку сам размер платы определяется в процентах  от суммы кредита в расчете  на пользование этим кредитом в течение года. Отсюда о размере такой плате говорят: «столько-то процентов годовых». Например, если плата за пользование кредитом составляет 12 процентов годовых, а сумма кредита -            100 тысяч тенге, это означает, что заемщик, взяв кредит на год, должен заплатить кредитору 12 тысяч тенге. Если же он возьмет такой кредит на полгода, плата за кредит составит 6 тысяч тенге; если на месяц – 1 тысячу тенге.

   3) срочность государственного заимствования.

   Кредит  отличается от  дарения тем, что  деньги надо возвращать. Причем возвращать не когда-нибудь, а в оговоренный срок. Если срок возврата предмета займа договором не установлен, то согласно Гражданскому кодексу, он должен быть возвращен заемщиком в течение тридцати дней со дня предъявления требования об этом заимодателем. Однако государственное заимствование характеризуется тем, что оно всегда носит срочный характер. Бессрочное заимствование фактически означает безвозвратное изъятие денег у плательщика, т.е. налогообложение.

   4) добровольность государственного заимствования.

   Государственные займы могут быть и принудительными, т.е. государство в состоянии силой  заставить заимодателей (юридических  и физических лиц) дать ему деньги взаймы. Причем, речь идет не только о  том, что государство заставляет приобретать облигации государственного займа. Так, к принудительному государственному кредиту можно отнести обязывание страховых организаций к хранению средств своих страховых резервов в государственных ценных бумагах, частных банков – к размещению средств своих резервов в Национальном банке, государственных предприятий – к размещению своих денежных средств на расчетных счетах в определенных государственных банках и т.д. Однако для классического государственного займа, характерна добровольность вступления заимодателя в кредитное правоотношение.

   5) одним из субъектов отношения,  возникающего при государственном  заимствовании, всегда является  государство в целом (при местных  займах – административно-территориальная  единица), которое выступает в  роли заемщика. Кредитное отношение, в котором не присутствует государство, отношением государственного заимствования быть не может. Это относится к тем отношениям, стороной которого выступает государственное учреждение, действующее от своего имени.

   6) отношения, возникающие в процессе осуществления государственного заимствования, существуют в правовой форме. Причем, этой формой выступает финансовый договор.

   Если  при коммерческом кредите стороны  могут отработать свои взаимоотношения  на основе только соглашения сторон, то государство может произвести заемную операцию лишь на основе оформления своего волеизъявления посредством издания правового акта, даже если это касается индивидуального займа. При государственных займах, носящих массовый характер, без издания соответствующего правового акта, которым будут установлены условий займа, невозможно обойтись даже теоретически, так как нет такого инструментария, который позволил бы согласовать взаимное волеизъявление государства, с одной стороны, и граждан, выступающих в роли заимодателей, с другой. Исключение составляет международный кредит, когда в роли заимодателя выступает определенное иностранное государство и международная финансовая организация. В этом случае отношения сторон оформляются соглашением (договором, контрактом). Однако и в данной ситуации кредитное отношение является правовым, где роль правового акта выполняет договор как источник международного права. 
 

Информация о работе Государственный заем в Республике Казахстан