Государственный заем в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 06:45, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе на тему: «Государственный заем в Республике Казахстан» раскрываются сущность и признаки государственного заимствования, как процесса, в котором, субъектами кредитного правоотношения выступают: с одной стороны Национальный Банк Республики Казахстан, Правительство или местный исполнительный орган Республики Казахстан, с другой – национальные юридические лица и граждане, иностранные государства, международные финансовые учреждения, иностранные юридические лица и граждане. Указываются основные отличия государственных займов от налогов, анализируются их преимущества и соотношение, как основных разновидностей доходов бюджета государства. Дается подробная классификационная таблица видов и форм государственного заимствования, их детальное описание, указываются различия. Раскрывается значение таких понятий как «общегосударственные и местные заимствования», «государственный долг», «конверсия», «гарантии государственного заимствования». Анализируется правовая природа договоров государственного заимствования.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения. Список, использованной в процессе изучения тематики, литературы прилагается.

Содержание

Введение ................................................................................................................. 3 – 4
Глава 1. Сущность государственного заимствования.
Понятие государственного заимствования и его признаки……….. 5 – 7
Соотношение государственного займа и налога…………………… 7 – 9

Глава 2. Виды и формы государственного заимствования.
2.1. Классификация видов и форм государственного заимствования…. 9 – 15
2.2. Общегосударственные заимствования………………………………16 – 20
2.3. Местные государственные заимствования…………………………. 20 – 23
Глава 3. Правовая природа договоров государственного заимствования.
3.1. Государственный долг………………………………………………………. 23 – 27
3.2. Гарантированные государством заимствование и долг ………………….. 28 – 32
3.3. Договоры государственного заимствования………………………………. 32 – 34
Заключение ………………………………………………………………………. 35 – 36
Список литературы……………………………………………………………….. 37

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

   Однако  нередко возникают ситуации, когда  государство в силу принятого  на себя непосильного финансового бремени  или сбоя в поступлении доходов, оказывается не в состоянии выполнить свои долговые обязательства. И в этих обстоятельствах оно бывает вынужденным осуществить конверсию займа.

   Конверсия займа – это изменение первоначальных условий займа (цены номинала, величины вознаграждения, размера суммы займа, срока погашения, формы погашения и т.д.). Виды конверсии могут быть различны.

   Изменение условий займа, касающихся его сроков, называется консолидацией займа.

   При конверсии государство, не изменяя  доходности займа, меняет краткосрочные  займы на среднесрочные или долгосрочные.

   Смещение  срока погашения займа на более  позднюю дату по сравнению с установленной  в момент размещения займа именуется  отсрочкой займа.

   Продление срока действия займа именуется  пролонгацией займа.

   Унификация  займа означает замену нескольких ранее выпущенных займов на новый, что сопровождается соответствующей заменой оформляющих эти займы государственных ценных бумаг.

   Выпуск  в обращение нового займа с  целью погашения долгов по старому  займу обычно означается термином рефинансирование.

   В настоящее время более популярен  термин «реструктуризация долга». Под  реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении сторон прекращение  обязательств, составляющих государственный  долг, с заменой указанных обстоятельств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения долга. С юридической точки зрения в данном случае имеет место новация долгового обязательства. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием суммы долга.

   Дефолт  означает невозможность исполнения долговых обязательств.

   Аннулирование займа или долга – признание  государством себя банкротом и односторонний  отказ уплаты займа из-за недостатка средств или по иным причинам.

   Конверсии бывают принудительными, добровольными и факультативными.

   При принудительной конверсии государство-должник  меняет условия займа в одностороннем  порядке. Такая конверсия обычно применяется в отношении внутренних займах.

   При добровольной конверсии изменение  условий государственного займа осуществляется по соглашению сторон. Она может иметь место лишь в том случае, когда кредитор государства персонифицирован, что дает возможность провести с ним переговоры. Добровольная конверсия обычно применяется в отношении внешних займов, поскольку существует угроза обращения кредитора в международный арбитраж и обращения взыскания в счет погашения долга на имущество государства, расположенное за границей, включая наложение ареста на банковские счета в зарубежных банках.

   При факультативной конверсии кредиторам предлагается либо согласиться на изменение условий займа, либо получить обратно свои деньги с потерей права на вознаграждение.

   Государства крайне редко идут на аннулирование  своих займов, поскольку во-первых, из-за утраты своей репутации они  рисуют оказаться без новых займов. При существующей организации финансовой деятельности, когда ни одно, даже самое богатое государство, без займов обойтись не может, отсутствие новых займов грозит государству неминуемым финансовым и политическим крахом. Во-вторых, основными кредиторами по внутренним займам выступают крупные компании. банки и страховые организации. Отказ о выплате займа обернется любому выборному главе государства или той политической партии, правительство которой решится на такой шаг, неминуемым поражением на следующих выборах. Так, одной из причин крах Веймарской Республики и прихода в германии фашистов явился отказ государства в погашении своих займов.

   Крайне  осторожно идет государство и  на конверсию, особенно принудительную. Но чаще всего конверсия является для государства вынужденной и неизбежной в виду отсутствия денежных средств для погашения займов. Но и в этом случае государство пытается каким-то образом смягчить последствия конверсии, предлагая кредиторам какие-то компенсации или давая им обещания представить некие блага в будущем. 
 
 

   3.2. Гарантированные государством заимствование и долг. 

   Еще одним каналом возникновения  долгового обязательства государства  является предоставление государственных  гарантий Республики Казахстан.

   Это долговое обязательство возникает в силу представления  государственных гарантий или гарантий уполномоченных государственных органов по негосударственным займам.

   Сам по себе институт государственной гарантии не приводит к получению государством каких-либо денежных сумм. Поэтому в чистом виде государственная гарантия не охватывается категорией «государственный кредит», поскольку предоставляя гарантию, государство не выступает в качестве заемщика денежных средств. Однако в случае неисполнения заемщиком своего обязательства это обязательство переходит на государство, выступающего в качестве гаранта, с возникновением долгового обязательства уже у него. Таким образом, выдавая гарантии, государство принимает на себя обязательство погасить долг (как в основной сумме, так и по сумме вознаграждения) в случае неисполнения заемного обязательства самим должником.

   Закон о государственном заимствовании, определяя структуру государственного долга, не упоминает в числе долговых обязательств государства обязательства, вытекающие из его гарантий по негосударственным займам. Однако, говоря об управлении государственным долгом, гарантированное государством заимствование  в ст. 14 упоминается. Из этого можно сделать вывод, что законодательством Республики Казахстан государственные гарантии, хотя и косвенно, но все таки включаются в состав государственного долга.

   Государственная гарантия предоставляется в отношении  негосударственных займов. К негосударственным  займам относятся займы, в которых  заемщиком выступает резидент Республики Казахстан, кроме Правительства, Нацбанка, Акимов областей и городов Астаны и Алматы.

   Закон о государственном заимствовании  определяет компетенцию государственных  органов в сфере предоставления государственных гарантий негосударственным  займа.

   Так, Правительство Республики Казахстан:

    1. принимает решения о необходимости предоставления государственных гарантий по негосударственным займам резидентов Республики Казахстан;
    2. устанавливает компетенцию центральных и местных исполнительных органов в области гарантированного государством заимствования и управления гарантированным государством долгом;
    3. определяет порядок предоставления Правительством Республики Казахстан государственных гарантий по негосударственным займам, порядок получения, использования, погашения и обслуживания гарантированных государством займов. их регистрации и учета, порядок мониторинга и управления гарантированным государством долга;
    4. разрабатывает и вносит на рассмотрение Парламента Республики Казахстан и Президента Республики Казахстан проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан по управлению гарантированным государством долгом.

   Национальный  Банк Республики Казахстан осуществляет обязательную для всех резидентов Республики Казахстан регистрацию договоров  о негосударственных внешних займах, не имеющих государственных гарантий, и дальнейший мониторинг, а также формирует оценку внешнего долга Республики Казахстан.

   Важная  роль принадлежит Министерству финансов Республики Казахстан. Оно осуществляет следующие функции:

  1. вносит в Правительство Республики Казахстан предложения о предоставлении государственных гарантий возврату негосударственных займов;
  2. по поручению Правительства Республики Казахстан предоставляет государственные гарантии по негосударственным займам резидентов Республики Казахстан;
  3. обеспечивает выполнение обязательств по государственным гарантиям негосударственных займов резидентов Республики Казахстан;
  4. по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан уполномочивает банки второго уровня негосударственных внешних займов, имеющих государственные гарантии;
  5. осуществляет регистрацию всех государственных гарантий, мониторинг и управление гарантированным государственным долгом;
  6. вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по вопросам гарантированного государством заимствования, управления гарантированным государством долгом.

   Резиденты Республики Казахстан вправе осуществлять заимствования самостоятельно в  любом размере, в любой валюте и в любой форме с учетом ограничений, установленным законодательством  Республики Казахстан.

   Государственным учреждениям запрещается осуществлять заимствования.

   Государственные гарантии предоставляются кредиторам в качестве обеспечения выполнения резидентами Республики Казахстан  обязательств по полученным ими негосударственным  займам.

   Гарантированный государством заем – негосударственный  заем, по которому имеется государственная  гарантия Республики Казахстан. Такой  заем оборачивается долгом, который  в соответствии с законодательством  Республики Казахстан называется «гарантированный государством долг».

   Гарантированный государством долг – сумма на определенную дату полученных и непогашенных негосударственных  займов, имеющих государственные  гарантии Республики Казахстан.

   Исключительным  правом предоставления гарантий от имени  Республики Казахстан по займам обладает Правительство Республики Казахстан.

   Государственная (правительственная, суверенная) гарантия Республики Казахстан – обязательство  Правительства Республики Казахстан  перед кредитором полностью или  частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком-резидентом Республики Казахстан причитающейся с него суммы в установленный срок.

   Национальный  банк Республики Казахстан, местные  исполнительные органы не вправе выдавать гарантии по займам от имени Республики Казахстан.

   Впрочем, местным исполнительным органам вообще запрещается выдавать какие-либо гарантии, поручительства, принимать на себя обязательства за третьих лиц. Национальный банк вправе предоставлять банковские гарантии, но от своего имени. Таким образом, государственная гарантия может иметь лишь одну форму – форму правительственной гарантии.

   По  поручению Правительства Республики Казахстан предоставление государственных  гарантий осуществляется Министерством  финансов Республики Казахстан.

   Предоставление  государственных гарантий обусловлено некоторыми законодательными ограничениями:

   - государственные гарантии предоставляются  лишь в пределах лимита, устанавливаемого  Законом о республиканском бюджете  на соответствующий год;

   -  государственные гарантии не  могут предоставляться в качестве обеспечения займов местных исполнительных органов;

   - предоставление государственных  гарантий осуществляется на условиях  возвратности заемщиком бюджетных  средств, расходуемых Правительством  Республики Казахстан при выполнении  обязательств гаранта;

   - гарантия является платной. За  предоставление государственной  гарантии по негосударственному  займу взимается с конечного  заемщика предварительная единовременная  плата в размере 0,2% от суммы  государственной гарантии для  юридических лиц, образованных со стопроцентным участием государства, и в размере 2% от суммы государственной гарантии для прочих юридических лиц.

   Юридические лица, претендующие на получение государственной  гарантии по займам, в которых они  выступают в качестве заемщика, должны отвечать следующим требованиям:

  1. быть резидентом Республики Казахстан, осуществляющим предпринимательскую деятельность;
  2. осуществлять реализацию проектов, включенных в Программу государственных инвестиций Республики Казахстан на соответствующий период;
  3. иметь контргарантию банка второго уровня Республики Казахстан, удовлетворяющего требованиям обеспечения возвратности займов, устанавливаемым Правительством Республики Казахстан по согласованию с Нацбанком, или иметь заключение отраслевого министерства, уполномоченного государственного органа, определяемого Правительством Республики Казахстан, и Министерства финансов о способности заемщика обеспечить выполнение обязательств по привлекаемому негосударственному займу в случае, если заемщик является юридическим лицом со стопроцентным участием государства в уставном капитале или акционерным обществом, контрольный пакет акций которого принадлежит государству.
  4. не иметь задолженности по погашению и обслуживанию ранее полученных под государственные гарантии негосударственных займов, сроки платежей по которым наступили, а также иной просроченной задолженности перед кредиторами;
  5. обеспечить обязательства по софинансированию предполагаемого инвестиционного проекта, которые должны составлять не менее 15% от общей стоимости проекта.

Информация о работе Государственный заем в Республике Казахстан